Философия средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 01:00, контрольная работа

Описание работы

Философские идеи в средние века чаще всего были облачены в религиозные одежды. Строго говоря, религия не является философией. Религия - это богопослушание, сверхъестественная связь человека с богом. Для религии характерны чудеса, безудержная вера в догматы. В философии то и другое ставится под сомнение. В то же время нельзя не видеть и определенное сходство религии и философии. Как мы видели на примере анализа воззрений Платона и Аристотеля, тема бога не является чуждой для философии.

Содержание

1. Введение …………………………………………………………………………2
2. Философия средневековья……………………………………………………3
2.1. Особенности и периодизация средневековой философии………………..3
2.2. Основные проблемы средневековой философии: борьба номинализма и реализма……………………………………………………………………………..7
2.3. Основные философские течения (патристика и схоластика, реализм и номинализм)…………………………………………………………………………9
2.4. Выдающийся философ: Аврелий Августин………………………………12
3. Заключение…………………………………………………………………….16
4. Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 36.80 Кб (Скачать)

  Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и  носило название номинализма. Термин "номинализм" происходит от латинского слова "nomen", что значит "имя". Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они  не обладают никаким самостоятельным  существованием вне и помимо единичных  вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Так, например, мы получаем понятие "человек", когда  отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем  только то, что является общим для  них всех. А поскольку все люди суть живые и одушевленные существа, обладающие разумом, то, стало быть, в понятие человека входят именно эти признаки: человек есть живое  существо, наделенное разумом. Таким  образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей (post rem). Крайние номиналисты, к которым принадлежал, например, французский философ и теолог Иоанн Росцелин (ок. 1050 - ок. 1120), даже доказывали, что общие понятия суть не более чем звуки человеческого голоса; реально лишь единичное, а общее - только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме.Спор номиналистов и реалистов замечателен еще в одном отношении. Реалистов интересует в первую очередь общее вообще, независимо от того, где и как оно существует. Номиналисты сосредотачивают свои усилия на переходе от субъекта к несубъектному. Такой ход мышления существенно стимулировал дальнейшее развитие философии.

  Концептуалисты занимали промежуточную позицию между реалистами и номиналистами, считая, что бытие есть самостоятельные вещи внутри своей сущности. Суть этого взгляда в том, что универсалии находятся не в вещах, а в разуме. Общими являются не вещи и не имена, а понятия, воспринимаемые как определенные психические состояния. Это было выражением психологического взгляда: он приписывал универсалиям не физическое и не идеальное, а психическое бытие. Наиболее известным концептуалистом был Пьер Абеляр. 

    1. Основные  философские течения (патристика и схоластика, реализм  и номинализм).

Средневековая философская мысль прошла в своем  развитии три этапа:

 Патристика (лат. pater — отец) — произведения отцов церкви. Первоначально «отцом церкви» именовался духовный наставник, обладающий признанным учительским авторитетом. Позже это понятие было уточнено и стало включать в себя четыре признака:

 1) святость жизни;

 2) древность;

 3) ортодоксальность учения;

4) официальное  признание церкви.

В произведениях, написанных отцами церкви, были заложены основы христианских догматов. Подлинная  философия с точки зрения отцов  церкви тождественна теологии, вера всегда первенствует над разумом, а истина — это истина Откровения. Патристику по той роли, которую она играла в обществе, делят на апологетическую  и систематическую. По языковому  критерию — на греческую и латинскую, или (что несколько более условно) на западную и восточную. На Востоке  преобладала систематика, на Западе — апологетика.

Самым выдающимся представителем патристики был Аврелий Августин, епископ  Гиппонский. 

 Схоластика — тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике.

Крупнейшим  схоластом западноевропейской философии  был Фома Аквинский. Схоластическим по сути был, например, спор Фомы Аквинского и Альберта Великого во дворике Парижского университета на тему «Есть ли у  крота глаза»? Несколько часов  длился этот словесный турнир —  и все безрезультатно. Каждый стоял  на своем, истово и непоколебимо. Но тут случись садовник, нечаянно подслушавший этот ученый диспут, возьми да и предложи свои услуги. «Хотите, — говорит он, — я вам сей же миг принесу настоящего живого крота. На том и разрешится ваш спор». «Ни в коем случае. Никогда! Мы ведь спорим в принципе: есть ли у принципиального крота принципиальные глаза».

Под схоластикой  понимается (это очевидно из приведенного примера) также формальное знание, бесплодное умствование, оторванное от жизни, от практики. Отсюда и происходит выражение «схоластическое  теоретизирование». Образчиком схоластического  мышления могут быть вопросы такого рода: может ли Бог сотворить такой  камень, который сам не может поднять? Или: что появилось раньше — курица или яйцо? Сколько чертей может  уместиться на острие одной иглы? (Последний  вопрос звучит особенно актуально сегодня, во время разгула наркомании).

Мистика — философия, осмысляющая религиозную практику единения человека с Богом, погружения созерцающего духа в океан божественного света. Если в схоластике преобладал спекулятивно-логический аспект, то в мистике — созерцательный. Все мистические учения тяготеют к иррационализму, интуитивизму, намеренной парадоксальности; они выражают себя не столько на языке понятий, сколько на языке символов. Ярким представителем мистики позднего средневековья в Западной Европе был немецкий мыслитель Мейстер Экхарт.

Реализм: Средневековое понятие реализма не имеет ничего общего с современным значением этого слова. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Реалисты, разделяя идеи Платона, считали, что общие понятия есть форма сущностного бытия. Наиболее известные последователи реализма: Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский, которого называли в Англии вторым Августином. Ансельм Кентерберийский знаменит своим онтологическим доказательством существования бога – он утверждал, что само понятие Бога доказывает его существование.

Номинализм: Термин «номинализм» происходит от латинского «nomen» - «имя». Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие "человек" получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто либо из животных. Данное определение можно, в принципе, уточнить: у человека одна голова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так как первое определение уже однозначно определяет сущность человека. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей. 

    2.4. Аврелий Августин: синтез христианства и платонизма

  Августин  жил в переходное время (354–430 гг.) между античностью и средними веками. Родился в г. Тагасте на севере Африки в семье римского чиновника. От отца унаследовал горячий темперамент, впечатлительность, экзальтированность и жажду полнокровной жизни. Августин начал свою жизнь с того, что  вкусил удовольствий «телесной жизни», и только затем, ощутив неудовлетворенность  этой жизнью, устремился на поиски высшей истины. По его собственному признанию, он прошел через «пучину мерзостей», «бездну пороков», «крутизну страстей». Отдал дань всем увлечениям, присущим молодости. Позже в своем литературном шедевре «Исповедь» Августин беспощадно будет бичевать себя за приверженность плотским удовольствиям.

  Духовная  эволюция Августина сложна, он прошел извилистый путь духовных исканий: язычество–манихейство–скептицизм–неоплатонизм–христианство. Любовь к мудрости, которая по-гречески называется философией, зажег в нем  Цицерон. Августин познакомился с его  произведением «Гортензий», наслаждался  этой книгой, и именно она «увещевала»  его любит мудрость и «крепко  прильнуть к ней».

  Философия Августина представляет собой синтез античного культурного наследия с христианскими ценностями. Августин оказался одним из первых великих  теологов, которые связали античность и христианское время. Аврелий Августин — классик патристики. Стержень августиновского мировосприятия —  любовь, благодать, вера. Философия  Августина отличается небывалым  психологизмом. В своей теории личности Августин впервые показал, что жизнь  человеческой души есть нечто невероятно сложное и вряд ли до конца определимое. По мысли Августина, не мир — загадка, а человек. «Что же за тайна —  человек!». Кульминацией его рассуждений  о человеке можно считать признание: «Великая бездна — сам человек, волосы его легче счесть, чем его чувства  и движения его сердца». Августин был тонким наблюдателем душевных состояний  человека. Новой чертой мышления Августина  было внимание к динамике человеческой личности.

  Психологизм Августина выявляется и в его  учении о времени как корреляте  помнящей, созерцающей и ожидающей  души. Душа ждет, внимает, помнит. У Августина  мы находим блестящий анализ проблемы времени. «Что же такое время?» — вопрошает Августин «Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняюсь; но как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик. Между тем вполне сознаю, что если бы ничего не приходило, то не было бы прошедшего, и если бы ничего не проходило, то не было бы будущего, и если бы ничего не было действительно существующего, то не было бы и настоящего времени. Но в чем состоит сущность первых двух времен, т. е. прошедшего и будущего, когда и прошедшего уже нет, и будущего еще нет? Что же касается до настоящего, то если бы оно всегда оставалось настоящим и никогда не переходило из будущего в прошедшее, тогда оно не было бы временем, а вечностью. А если настоящее остается действительным временем при том только условии, что через него переходит будущее в прошедшее, то как мы можем приписать ему действительную сущность, основывая ее на том, чего нет? Разве в том только отношении, что оно постоянно стремится к небытию, каждое мгновение переставая существовать».

  Августину принадлежит идея тройственности времени, оригинальная мысль об одновременности  трех модусов времени: «Теперь ясно становится для меня, что ни будущего, ни прошедшего не существует и что  неточно выражаются о трех временах, когда говорят: прошедшее, настоящее  и будущее; а было бы точнее, кажется, выражаться так: настоящее прошедшего, настоящее будущего.

  Что же представляет собой время? Как  понимать «длительность» или «краткость»  времени, где они существуют? В  прошлом, но его уже нет. В будущем? Но его еще нет. Значит, в настоящем. Но если мы возьмем отрезок настоящего времени любой длины — в  сто лет, в год, месяц, день, час  и т. д., то увидим, что он состоит  как бы из трех интервалов. Один из них  находится в прошлом, другой еще  в будущем и третий — кратчайший, неделимый уже далее на мельчайшие части миг и составляет собственно настоящее время. Он так краток, что длительности в нем нет. Если бы он длился, в нем можно было бы отделить прошлое от будущего; настоящее не продолжается. Но как же тогда мы можем измерять время, сравнивать временные отрезки и т. п.?

  Только  в душе нашей есть соответствующие  тому три формы восприятия, а не где-нибудь инде (т. е. не в предметной действительности). Так, для настоящего прошедших предметов есть у нас  память или воспоминание; для настоящего настоящих предметов есть у нас  взгляд, воззрение, созерцание, а для  настоящего будущих предметов есть у нас чаяние, упование, надежда».

  Генетическое  и субстанциальное начало всего, для Августина, — Бог. Бытие Бога, по Августину, можно непосредственно  вывести из самосознания человека.

  Проблема  мистически осмысленной диалектики истории представлена в августиновском трактате «О граде Божьем». Два града  созданы двумя видами любви: земной — любовью к себе вплоть до пренебрежения  Богом, и град Божий, который основан  на любви к Богу, доведенной до презрения  к себе. Подобно тому, как каждая человеческая душа является полем битвы  между Богом и дьяволом, так  и история — поле сражения благого  и греховного царства. Ход истории, жизнь общества — это борьба двух противоположных царств — Земного (грешного) и Божественного.

  Вера, по Августину, обладает высшим авторитетом, она «первее» знания. Вера определяет человека не только в интеллектуальном плане, но и в нравственном. Вера — источник истины и спасения.

  Августин  явился одним из первых в истории  духовной культуры создателем целостной  эстетической системы. Некоторые его  идеи (учение о механизме эстетического  восприятия и суждения, отдельные  положения его знаковой теории, его рассуждения о структурных закономерностях красоты и искусства, в частности, закон контраста) сохранили ценность до наших дней. 

Информация о работе Философия средневековья