Философия средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 01:00, контрольная работа

Описание работы

Философские идеи в средние века чаще всего были облачены в религиозные одежды. Строго говоря, религия не является философией. Религия - это богопослушание, сверхъестественная связь человека с богом. Для религии характерны чудеса, безудержная вера в догматы. В философии то и другое ставится под сомнение. В то же время нельзя не видеть и определенное сходство религии и философии. Как мы видели на примере анализа воззрений Платона и Аристотеля, тема бога не является чуждой для философии.

Содержание

1. Введение …………………………………………………………………………2
2. Философия средневековья……………………………………………………3
2.1. Особенности и периодизация средневековой философии………………..3
2.2. Основные проблемы средневековой философии: борьба номинализма и реализма……………………………………………………………………………..7
2.3. Основные философские течения (патристика и схоластика, реализм и номинализм)…………………………………………………………………………9
2.4. Выдающийся философ: Аврелий Августин………………………………12
3. Заключение…………………………………………………………………….16
4. Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 36.80 Кб (Скачать)

      Содержание 

1. Введение …………………………………………………………………………2                                                                                                                     

2. Философия средневековья……………………………………………………3

  2.1. Особенности и периодизация средневековой философии………………..3

  2.2. Основные проблемы средневековой философии: борьба номинализма и реализма……………………………………………………………………………..7

  2.3. Основные философские течения (патристика и схоластика, реализм и номинализм)…………………………………………………………………………9

  2.4. Выдающийся философ: Аврелий Августин………………………………12

3. Заключение…………………………………………………………………….16

4. Список литературы…………………………………………………………..19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Введение

Философские идеи в средние века чаще всего  были облачены в религиозные одежды. Строго говоря, религия не является философией. Религия - это богопослушание, сверхъестественная связь человека с богом. Для религии характерны чудеса, безудержная вера в догматы. В философии то и другое ставится под сомнение. В то же время нельзя не видеть и определенное сходство религии и философии. Как мы видели на примере анализа воззрений  Платона и Аристотеля, тема бога не является чуждой для философии. Поиски единого очень часто приводят к теме бога. В религиозных воззрениях, равно как и в любых других воззрениях, всегда содержатся философские  идеи. Именно с этих позиций рассмотрим христианство.

Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V –  ХVI вв., которое признавало Бога в  качестве высшего существующего  начала, а весь окружающий мир –  Его творения. Теологическая философия  начала зарождаться еще в Римской  империи в I – V вв. н.э. на основе раннего  христианства, ересей и античной философии  и достигла высшего расцвета в V – XIII вв. н.э. (в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и  началом эпохи Возрождения).

Наиболее  яркими представителями средневековой  теологической философии являлись: Тертуллиан Карфагенский (160-220), Август Блаженный (354-430), Боэций (480-524), Альберт  Великий (1193-1280); Фома Аквинский (1225-1274), Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Пьер Абеляр (1-79-1142), Уильям Оккам (1285-1349), Николай  из Отрекура (XIVв.).

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей средневековой  философии.

  1. Философия средневековья
 
    1. Особенности и периодизация средневековой философии.

Средние века называют «темными», «мрачными». Отношение к средневековой культуре амбивалентно: от признания ее грубой и бесчеловечной до прославления за ее религиозно-мистические порывы. «Могло ли средневековье вообще быть сплошным адом, в котором человечество пробыло тысячу лет и из которого это бедное человечество извлек Ренессанс?»  — задавался вопросом академик Н. И. Конрад. И отвечал: «Думать так  — значит прежде всего недооценивать  человека. Готическая архитектура, лучезарная поэзия трубадуров, рыцарский роман, жизнерадостные народные фарсы, захватывающие  зрелища — мистерии и миракли… Средневековье — одна из великих  эпох в истории человечества».

В исторической науке период средневековья в  Западной Европе датируют V–ХV вв. Однако по отношению к философии такая  датировка не совсем корректна. Средневековая  европейская философия — это  христианская философия. Христианская же философия начала складываться гораздо  раньше. Первые христианские философы разрабатывали свои идеи во II в. н. э. Философия раннего христианства называлась апологетикой, а ее представители  — апологетами, поскольку их сочинения  были направлены на защиту и оправдание христианского вероучения.

Границы между античностью и средними веками размыты и нечетки. Поэтому, как это ни парадоксально, средневековая  философия началась раньше, чем завершилась  античная. Несколько веков параллельно  существовали два способа философствования, взаимно влиявшие друг на друга.

Особенности стиля философского мышления средневековья:

1. Если  античное мировоззрение было  космоцентричным, то средневековое  — теоцентрично. Реальностью, определяющей  все сущее в мире, для христианства  является не природа, космос, а  Бог. Бог является личностью,  которая существует над этим  миром.

2. Своеобразие  философского мышления средневековья  заключалось в его тесной связи  с религией. Церковная догма являлась  исходным пунктом и основой  философского мышления. Содержание  философской мысли приобрело  религиозную форму.

3. Представление  о реальном существовании сверхъестественного  начала (Бога) заставляет смотреть  под особым углом зрения на  мир, смысл истории, человеческие  цели и ценности. В основе средневекового  миросозерцания лежит идея творения (учение о сотворении мира Богом  из ничего — креационизм).

Христианство  принесло в философскую среду  идею линейности истории. История движется вперед к Судному Дню. История  понимается как проявление воли Бога, как осуществление заранее предусмотренного божественного плана спасения человека (провиденциализм).

Христианская  философия стремится осмыслить  внутренние личностные механизмы оценки — совесть, религиозный мотив, самосознание. Ориентация всей жизни человека на спасение души — это новая, проповедуемая  христианством ценность.

4. Философское  мышление средних веков было  ретроспективным, обращенным в  прошлое. Для средневекового сознания  «чем древнее, тем подлиннее,  чем подлиннее, тем истиннее».

5. Стиль философского мышления средневековья отличался традиционализмом. Для средневекового философа любая форма новаторства считалась признаком гордыни, поэтому, максимально исключая субъективность из творческого процесса, он должен был придерживаться установленного образца, канона, традиции. Ценилось не творчество и оригинальность мысли, а эрудиция и приверженность традициям.

6. Философское  мышление средневековья было  авторитарным, полагалось на авторитеты. Самый авторитетный источник  — Библия. Средневековый философ  обращается за подтверждением  своего мнения к библейскому  авторитету.

7. Философия  средневековья — комментаторская  философия. В форме комментария  написана значительная часть  средневековых сочинений. Комментировалось  главным образом Священное Писание.  Предпочтение, отдаваемое в религии  авторитету, высказыванию, освященному  традицией, перед мнением, изложенным  от своего лица, побуждало к  аналогичному поведению и в  сфере философского творчества. Ведущим жанром философской литературы  в средние века был жанр  комментариев.

8. Как особенность следует отметить экзегетический характер средневекового философствования. Для средневекового мыслителя исходным пунктом теоретизирования становится текст Священного Писания. Этот текст является источником истины и конечной объяснительной инстанцией. Мыслитель ставит своей задачей не анализ и критику текста, а только его истолкование. Текст, освященный традицией, в котором нельзя изменить ни слова, деспотически правит мыслью философа, устанавливает ей предел и меру. Поэтому христианское философствование может быть понято как философская экзегеза (толкование) священного текста. Философия средних веков — это философия текста.

9. Стиль  философского мышления средневековья  отличает стремление к безличности.  Многие произведения этой эпохи  дошли до нас анонимными. Средневековый  философ не говорит от собственного  имени, он рассуждает от имени  «христианской философии».

10. Философскому  мышлению средневековья был присущ  дидактизм (учительство, назидательность). Почти все известные мыслители  того времени были либо проповедниками, либо преподавателями богословских  школ. Отсюда, как правило, «учительский»,  назидательный характер философских  систем.

11. Средневековая  философия, в отличие от античной, выделяет:

— бытие (существование) — экзистенцию;

— сущность — эссенцию.

Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или  не существует). Эссенция (сущность) характеризует  вещь.

Если  античные философы видели сущность и  существование в неразрывном  единстве, то, согласно христианской философии, сущность может иметь место и  без бытия (без существования). Чтобы  стать существующим (бытием), сущность должна быть сотворена Богом.

  Философское знание средних веков принято  условно разделять на несколько  периодов, самые крупные из которых  патристика и схоластика. В свою очередь каждая из них делится  на несколько различных периодов и направлений.

  Свое  название патристика получила от латинского слова «патрис», означающее «отцы  церкви». Соответственно это период христианских отцов церкви, которые заложили основы христианской, а, следовательно, и средневековой философии. Патристику можно условно разделить на несколько периодов:

1) Апостольский  период (до середины II века) – время  деятельности апостолов-евангелистов.

2) Апологетика  (середина II века – начало IV) –  Апологетами называли образованных  христиан, вставших на защиту  христианства от языческой философии.  Для защиты христианства апологеты  прибегали к помощи античной  и греческой философии, используя  аллегорию и логические доказательства, пытаясь показать что верования  язычников нелепы, их философия  не имеет единства и полна  противоречий, что христианская  теология это единственная философия,  несущая людям единую для всех  истину. Виднейшими трудами, сохранившимися  до наших дней были апологии  Юстина, Татиана, Тертуллиана.

3) Зрелая  патристика(IV-VI) – Выделяют восточную  (греческую) и западную (латинскую)  патристику. Благодаря греческому  языку восточная патристика связана  с античной философией сильнее  западной. Наиболее известные деятели  восточной патристики: Григорий  Богослов, Афанасий Александрийский,  Иоанн Златоуст и другие; западной: Аврелий Августин, Амвросий Медиоланский, Иероним. Основные проблемы патристики: формирование символов веры, проблема  трех ипостасей, христология,  креационизм и другие.

    1. Основные проблемы средневековой философии: борьба номинализма и реализма.

Многие  характерные особенности средневековой философии проявились впроисходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. Реализм в его средневековом понимании не имеет ничего общего с современным значением этого термина. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире (на латинском языке, которым пользовались представители схоластики, эта мысль выражалась в формуле: universalia sunt realia). Нетрудно видеть, что средневековый реализм сближается с платонизмом, для которого тоже реальным бытием обладают вечные и самотождественные идеи, а не преходящие и изменчивые чувственные вещи. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей (ante rem), представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Ясно, что для реалистов, например для Ансельма Кентерберийского (1033-1109), познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее.

Информация о работе Философия средневековья