Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 01:00, контрольная работа
Философские идеи в средние века чаще всего были облачены в религиозные одежды. Строго говоря, религия не является философией. Религия - это богопослушание, сверхъестественная связь человека с богом. Для религии характерны чудеса, безудержная вера в догматы. В философии то и другое ставится под сомнение. В то же время нельзя не видеть и определенное сходство религии и философии. Как мы видели на примере анализа воззрений Платона и Аристотеля, тема бога не является чуждой для философии.
1. Введение …………………………………………………………………………2
2. Философия средневековья……………………………………………………3
2.1. Особенности и периодизация средневековой философии………………..3
2.2. Основные проблемы средневековой философии: борьба номинализма и реализма……………………………………………………………………………..7
2.3. Основные философские течения (патристика и схоластика, реализм и номинализм)…………………………………………………………………………9
2.4. Выдающийся философ: Аврелий Августин………………………………12
3. Заключение…………………………………………………………………….16
4. Список литературы……………
Содержание
1.
Введение …………………………………………………………………………2
2.
Философия средневековья…………………
2.1. Особенности и периодизация средневековой философии………………..3
2.2.
Основные проблемы средневековой философии:
борьба номинализма и реализма…………………………………………………………
2.3.
Основные философские течения (патристика
и схоластика, реализм и номинализм)…………………………………………………
2.4. Выдающийся философ: Аврелий Августин………………………………12
3.
Заключение……………………………………………………
4.
Список литературы…………………………………
Философские идеи в средние века чаще всего были облачены в религиозные одежды. Строго говоря, религия не является философией. Религия - это богопослушание, сверхъестественная связь человека с богом. Для религии характерны чудеса, безудержная вера в догматы. В философии то и другое ставится под сомнение. В то же время нельзя не видеть и определенное сходство религии и философии. Как мы видели на примере анализа воззрений Платона и Аристотеля, тема бога не является чуждой для философии. Поиски единого очень часто приводят к теме бога. В религиозных воззрениях, равно как и в любых других воззрениях, всегда содержатся философские идеи. Именно с этих позиций рассмотрим христианство.
Средневековой
теологической философией называется
ведущее философское
Наиболее
яркими представителями средневековой
теологической философии
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей средневековой философии.
Средние
века называют «темными», «мрачными».
Отношение к средневековой
В исторической науке период средневековья в Западной Европе датируют V–ХV вв. Однако по отношению к философии такая датировка не совсем корректна. Средневековая европейская философия — это христианская философия. Христианская же философия начала складываться гораздо раньше. Первые христианские философы разрабатывали свои идеи во II в. н. э. Философия раннего христианства называлась апологетикой, а ее представители — апологетами, поскольку их сочинения были направлены на защиту и оправдание христианского вероучения.
Границы между античностью и средними веками размыты и нечетки. Поэтому, как это ни парадоксально, средневековая философия началась раньше, чем завершилась античная. Несколько веков параллельно существовали два способа философствования, взаимно влиявшие друг на друга.
Особенности стиля философского мышления средневековья:
1. Если
античное мировоззрение было
космоцентричным, то
2. Своеобразие
философского мышления
3. Представление
о реальном существовании
Христианство
принесло в философскую среду
идею линейности истории. История движется
вперед к Судному Дню. История
понимается как проявление воли Бога,
как осуществление заранее
Христианская философия стремится осмыслить внутренние личностные механизмы оценки — совесть, религиозный мотив, самосознание. Ориентация всей жизни человека на спасение души — это новая, проповедуемая христианством ценность.
4. Философское
мышление средних веков было
ретроспективным, обращенным в
прошлое. Для средневекового
5. Стиль философского мышления средневековья отличался традиционализмом. Для средневекового философа любая форма новаторства считалась признаком гордыни, поэтому, максимально исключая субъективность из творческого процесса, он должен был придерживаться установленного образца, канона, традиции. Ценилось не творчество и оригинальность мысли, а эрудиция и приверженность традициям.
6. Философское мышление средневековья было авторитарным, полагалось на авторитеты. Самый авторитетный источник — Библия. Средневековый философ обращается за подтверждением своего мнения к библейскому авторитету.
7. Философия
средневековья —
8. Как особенность следует отметить экзегетический характер средневекового философствования. Для средневекового мыслителя исходным пунктом теоретизирования становится текст Священного Писания. Этот текст является источником истины и конечной объяснительной инстанцией. Мыслитель ставит своей задачей не анализ и критику текста, а только его истолкование. Текст, освященный традицией, в котором нельзя изменить ни слова, деспотически правит мыслью философа, устанавливает ей предел и меру. Поэтому христианское философствование может быть понято как философская экзегеза (толкование) священного текста. Философия средних веков — это философия текста.
9. Стиль
философского мышления
10. Философскому
мышлению средневековья был
11. Средневековая
философия, в отличие от
— бытие (существование) — экзистенцию;
— сущность — эссенцию.
Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует). Эссенция (сущность) характеризует вещь.
Если античные философы видели сущность и существование в неразрывном единстве, то, согласно христианской философии, сущность может иметь место и без бытия (без существования). Чтобы стать существующим (бытием), сущность должна быть сотворена Богом.
Философское знание средних веков принято условно разделять на несколько периодов, самые крупные из которых патристика и схоластика. В свою очередь каждая из них делится на несколько различных периодов и направлений.
Свое название патристика получила от латинского слова «патрис», означающее «отцы церкви». Соответственно это период христианских отцов церкви, которые заложили основы христианской, а, следовательно, и средневековой философии. Патристику можно условно разделить на несколько периодов:
1) Апостольский
период (до середины II века) – время
деятельности апостолов-
2) Апологетика
(середина II века – начало IV) –
Апологетами называли
3) Зрелая
патристика(IV-VI) – Выделяют восточную
(греческую) и западную (латинскую)
патристику. Благодаря греческому
языку восточная патристика
Многие
характерные особенности