Философия просвещения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 03:53, контрольная работа

Описание работы

Просвещение - это идейное и общественное движение в Европе и Северной Америке конца XVII - XVIII вв., связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Оно получило распространение в основном в период между революцией 1688 г. в Англии и революцией 1789-1790 гг. во Франции, оставив неизгладимый след в литературе, искусстве, политике (просвещенный абсолютизм), а главным образом в истории общественно-политической мысли и философии. При всем разнообразии мнений большинство мыслителей сходились в его оценке как передового, новаторского явления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Рационализм эпохи Просвещения………………………………………………………………………4
2. Общественный и политико-правовой идеал Просвещения……………………………………………………………………..10
3. Просветительская трактовка человеческой природы………………………...14
Заключение………………………………………………………………………...19
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

22 дек Философия.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

2. Общественный и политико-правовой идеал Просвещения 

    Просветительский  разум лежит в основе юридических  норм и концепции государства. И  если можно говорить о естественной религии и естественной нравственности, то таким же образом можно говорить и о естественном праве. Естественное означает рациональное, несверхъестественное. Таким образом, естественно-правовая теория, явившаяся прямой наследницей гуманистических идей Возрождения, переложила эти идеи на язык права, давая тем самым теоретико-правовое обоснование и формулирование общечеловеческих, нравственных ценностей, представлений о справедливости в отношениях между человеком, обществом и государством.

    Дух критицизма, заставляющий внимательно взвешивать каждое мнение, представление и верование из наследия прошлого проникает повсюду и встречается также в трудах по юридической и политической философии, внушая реформаторские проекты. Нужно отметить, что эти проекты иногда разрабатывались самими монархами, многим из которых хотелось прослыть «просвещенными», оставаясь при этом абсолютными властителями. Временами такие проекты, наоборот, были направлены против абсолютистского государства; во Франции политико-юридическое течение Просвещения вылилось в революцию, одним из первых шагов которой стала типичная для естественного права Декларация прав человека и гражданина.

    В работе «Дух законов» французский философ Монтескье утверждает: «Законы в своем более широком значении суть необходимые связи, происходящие из природы вещей». Развивая эту тему в «Персидских письмах», он разъясняет, что хотя мы освобождены от цепей религии, но все же должны подчиняться юстиции: ее законы объективны и неизменны, как и законы математики.

    Монтескье создал первую развернутую политическую доктрину в идеологии просветительства. В своих исследованиях он стремился  расширить фактологическую базу социально-политической теории, описать  причины, вызывающие изменения в  законодательстве и нравах, и, обобщив накопленный материал, выявить законы истории. Монтескье был убежден, что ход истории определяется не божественной волей и не случайным стечением обстоятельств, а действием соответствующих законов.

    Эмпирические  методы исследования в трудах Монтескье используются наравне с методологией рационализма. Так, изучение первобытного общества позволило ему преодолеть договорную теорию происхождения государственной власти. Заимствуя идею естественного (догражданского) состояния, он в то же время отвергает рационалистические конструкции, в которых образование государства выводилось из требований естественного права.

    Закономерности  общественной жизни Монтескье раскрывает через понятие общего духа нации. Согласно его учению, на общий дух, нравы и законы нации воздействует множество причин, как физических, так и моральных.

    Вольтер, в свою очередь, хотя и констатировал  великое разнообразие обычаев и даже признавал, что «то, что в одной местности называется добродетелью, в другой может считаться пороком», тем не менее, полагал, что «существуют определенные естественные законы, с которыми должны соглашаться люди всех частей света. <...> Как [Бог] дал пчелам сильный инстинкт, согласно которому они сообща работают и вместе добывают себе пропитание, так он дал и человеку определенные чувства, от которых тот никогда не сможет отказаться, - это вечные узы и первые законы человеческого общества».

    Политико-правовой идеал будущего «царства разума» Вольтер не стремился определить во всех подробностях. Он сосредоточил свое внимание на пропаганде идей законности и либеральных методов осуществления власти, предоставляя другим просветителям разработку проектов идеального устройства государства. Вполне ясно ему было одно - управлять государством должны только собственники. Признавая естественное равенство («мы все в равной степени люди»), Вольтер решительно отвергал как социальное, так и политическое равенство. «В нашем несчастном мире не может быть, чтобы люди, живя в обществе, не разделились бы на два класса: один класс богатых, которые приказывают, другой - бедных, которые служат».

    Веру  в неизменную природу человека, складывающуюся из склонностей, инстинктов и чувственных потребностей, мы встречаем также у Дидро, не упустившего возможности опровергнуть точку зрения Гельвеция, согласно которой нравственные инстинкты представляют собой не что иное, как замаскированный эгоизм. Для Дидро между людьми существуют естественные узы; именно их пытаются уничтожить разные религиозные морали.

    Жан-Жак  Руссо в своем социально-политическом учении исходил, как и многие другие философы XVIII века, из представлений о естественном состоянии. Однако, его трактовка естественного состояния, стоит особняком и существенно отличается от предшествующих. Ошибка философов, писал Руссо, имея в виду Гоббса и Локка, заключалась в том, что «они говорили о диком человеке, а изображали человека в гражданском состоянии». Было бы также ошибкой предполагать, что естественное состояние когда-то существовало на самом деле. Мы должны принимать его лишь в качестве гипотезы, способствующей лучшему пониманию человека, указывал мыслитель. Впоследствии такая трактовка начального этапа человеческой истории получила название гипотетического естественного состояния.

    Согласно  взглядам Руссо, в естественном состоянии  права не существует. На самых ранних этапах человеческой истории у людей, по мнению философа, вообще не было представлений  о праве и морали. В своем описании «самой счастливой эпохи», предшествующей возникновению собственности, Руссо использует термин «естественное право», но употребляет его в специфическом смысле - для обозначения свободы морального выбора, которой люди наделены от природы, и возникающего на этой почве чувства естественной (общей) для всего человеческого рода справедливости. Понятия естественного права и естественного закона утрачивают, таким образом, у него юридическое значение и становятся исключительно моральными категориями.

    Хотелось бы отметить, что именно на основе естественного права была разработана теория прав человека и гражданина, нашедшая свое наиболее яркое воплощение в «Декларации прав человека и гражданина», выработанной в 1789 г. Учредительным собранием, где определены принципы политического манифеста Французской революции. Права человека, которые Учредительное собрание считает естественными (а также священными и неотчуждаемыми), следующие: свобода, равенство в правах, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Закон одинаков для всех и устанавливает точные рамки полномочий исполнительной власти с целью защиты свободы личности, вероисповедания, образа мысли, слова. Закон есть выражение общей воли народа, он выработан при непосредственном участии (либо через представителей) всех граждан. Собственность объявлена «священным и неотчуждаемым» правом.

    Французская «Декларация» 1789 г. подражает американской 1776 г., т. е. «Декларации прав, принятой представителями доброго народа, собравшимися в полном и свободном согласии в Виржинии», где в статье 1 читаем: «Все люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, которые не могут быть ни отчуждены, ни отняты, ни при каких условиях (ни в настоящем, ни в будущем) у граждан общества, а именно: право на жизнь и собственность, право добиваться и достигать благополучия и безопасности». Статья 2 гласит: «Вся власть находится в руках народа и, вследствие этого, исходит от народа». И далее, статья 3: «Правительство учреждается и должно учреждаться для общей пользы, защиты и безопасности народа»; статья 4: «Ни один человек или группа людей не имеют права на особые выгоды или привилегии»; статья 5: «Законодательная и исполнительная власть государства должны быть отделены друг от друга, а также и от судебной власти». И так далее, с изложением и пояснением прав, которые впоследствии станут считаться принципами государственного устройства либерально-демократического правового типа.

    Таким образом, богатство содержания и сложность общественно-правовых идеалов эпохи Просвещения обусловили ее могучее влияние на развитие многих направлений политико-философской мысли того времени и последующих времен. Критиковавшиеся справа и слева принципы, установленные в доктрине о правах человека и гражданина, по сей день лежат в основе конституционного строя многих демократических государств, став теорией и практикой правового государства. 

    3. Просветительская  трактовка человеческой  природы 

    Учение  о человеческой природе имеет  большое значение для раскрытия идеалов эпохи Просвещения. В соответствии с традицией, издавна сложившейся в философии, мыслители включали в этот раздел самые важные и сокровенные свои мысли о человеке - критику тех человеческих действий, мыслей, нравов, которые казались им недостойными «подлинного» человека, представления о его сущности, ценности и идеалы, к которым, как они считали, должны стремиться люди.

    Такая идейная и проблемная нагрузка ставила  учение о природе человека в тесное и одновременно сложное, противоречивое отношение к реальности социально-исторического  действия. Отсюда некоторые общие моменты в учениях о человеческой природе в философии средневековья и просвещения. И там и здесь - это понятие теоретическое, философское, нацеленное на фиксирование сущности изучаемого объекта - человека. И философы средневековья, и мыслители просвещения считают необходимым осуществить достаточно строгий отбор и включить в природу человека некоторые самые важные и самые «достойные» признаки. Поэтому в учении о человеческой природе большую роль играют нормативно-ценностные идеи.

    Можно усмотреть сходство также и в  том, что по своему принципиальному  замыслу учение о человеческой природе  выполняет объединяющие, синтезирующие  функции: в его рамках физические, природные свойства человека сопоставляются и связываются с духовными, моральными качествами, индивидуальные желания и устремления - с социальными характеристиками сознания и действия.

    Однако  это только формальная общность учения о человеческой природе. Содержательные же результаты, к которым пришли философы двух эпох существенно различны, ибо кардинально изменились те области жизнедеятельности человека, на которые новая философия стала обращать преимущественное внимание, иначе стали изучаться, оцениваться и связываться физические и духовные признаки, подверглись серьезному преобразованию те критерии, ценности, принципы, в соответствии с которыми важное для человека отделялось от несущественного.

    Целесообразно в этой связи вычленить тот  набор признаков, которые оказываются  вычлененными и соединенными между  собой в раскрытии такого сложного явления как человеческая природа:

    1. В человеческую природу, прежде  всего, включаются физические, природные  свойства человеческого тела.

    2. Другими существенными элементами  человеческой природы считаются  чувственные реакции и действия:

    а) чувственные потребности, которые еще Гоббс называл «природными способностями и силами» человека. К ним относятся способность питаться, размножаться, двигаться и осуществлять другие, более сложные реакции, которые порождаются этими совершенно неизбежными потребностями, от рождения вложенными в человека природой. Просветители вводили и понятие о неотъемлемом праве индивида удовлетворять такие потребности. Таким образом, философы уже не оставались в рамках физического рассмотрения, а сразу совершали прыжок в сложную область социального действия и размышления.

    б) желания. Отправляясь от «естественных» потребностей, философы далее расширяют исследование опосредованных механизмом желания, аффектов, страстей души, делая и их важнейшим компонентом человеческой природы.

    3. Свойство разумности традиционно включалось в человеческую природу. Однако если для средневековья все проявления человеческой разумности, включая «естественный свет разума», получали оправдание только в случае помощи человеку на пути обретения бога, то для философов Просвещения разумность есть человеческое качество, существенно отличающее его от животных.

    4. В столь же сложную и противоречивую  теоретико-методологическую канву  вплетены первые концептуальные  решения, касающиеся стремления  человека к самосохранению, к отстаиванию неприкосновенности и достоинства своей личности, жизни, здоровья и имущества. В этом, как считают Спиноза, Гоббс и Локк, состоит одно из неискоренимых стремлений человека, в этом же заключаются требования разума

    6. К существенным свойствам человека причисляется его активность, связываемая, прежде всего с руководством разума, с познанием и самопознанием. Только человек способен познать свою природу, раскрыть для самого себя свою сущность и собственное «я».

    Рассмотрим  более подробно трактовку «человеческой природы» в философии Просвещения и те методы, которые используются при ее новом истолковании.

Информация о работе Философия просвещения