Философия просвещения Ж.Ж.Руссо

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:06, реферат

Описание работы

Жан Жак Руссо (1712-1778) - один из самых выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. Своим страстным стремлением к изменению социального порядка, борьбой за научное мышление, всей своей разносторонней литературной деятельностью он, как и Вольтер, способствовал приближению революции во Франции. Вольтер и Руссо, по словам Г. Гейне, - те два писателя, которые более всех других подготовляли революцию, определили ее дальнейшие шаги и ныне еще руководят французским народом и властвуют над ним.
По своим убеждениям Руссо - представитель демократического крыла идеологов Просвещения; он - философ, социальный мыслитель, писатель, крупнейший специалист в области философии искусства (особенно музыки) и педагогики. Веря в существование Бога и признавая бессмертие души, Руссо утверждал, что материя и дух суть два извечно существующих начала. В вопросах теории дознания он придерживался идей сенсуализма, хотя и был сторонником врожденности нравственных идей. Руссо подвергал резкой критике феодально-сословные отношения и деспотический политический режим. Столь же резко критически он относился к частной собственности, видя в ней источник всех социальных зол. "Тот человек, - писал Руссо, - который, окопав и огородив данный участок земли, сказал "это мое" и нашел людей, которые были достаточно глупы, чтобы этому поверить, был настоящим основателем гражданского общества".

Содержание

1. Эпоха просвещения
2. Мировоззренческая система Ж.Ж. Руссо
Идейные предшественники
Философские и социально политические идеи
Религиозные и нравственные воззрения
3. Влияние Ж.Ж. Руссо на Русскую общественную мысль
Заключение

Работа содержит 1 файл

философия реферат.docx

— 49.84 Кб (Скачать)

Мировоззренческая система Ж. -Ж. Руссо представляет переплетение различных течений: дуализма, картезианства, сенсуализма, наконец, идеализма и фидеизма в области  религиозных воззрений. Но, несомненно, преобладание дуалистических взглядов, так как Руссо, признавал объективное бытие материальной Вселенной, допуская существование в мире двух начал - духа и материи. Он развивал метафизический взгляд на материю как на мертвую и косную субстанцию, которая сама по себе не имеет никакого движения и только в результате высшего воздействия приобретает способность к механистическому передвижению в пространстве. Движение он понимал не как изменение вообще, а как перемещение в результате механистического воздействия. Вопрос об источнике движения Руссо решал, однако, не материалистически. "Некая воля - писал он - приводит в движение Вселенную и одушевляет природу... Я думаю, что мир управляется могущественной и мудрой силой. " (Руссо Ж. -Ж., Эмиль, или о воспитании, с. 265-269) .

Вопрос о самопознании для Руссо столь же философичен, сколь и актуален. Греческую мудрость он пытается соединить с насущными  вопросами современности о свободе  и равенстве.

Самым важным препятствием для человека является сам человек. Но нынешнее стремление к "объективному" познанию, освоение внешней предметности отдаляет человека от самого себя.

Как Декарт отделил  мысль от чувственности, чтобы сделать  предметом мысли саму мысль, так  Руссо берется освободить чувствование от интеллектуальных привнесений, чтобы  сосредоточиться на нем же самом, чтобы "чувствовать чувство". Но, если Декарт обращает мысль на самое  себя, для того, чтобы достичь  чистоты и ясности интеллектуального  познания, то Руссо отрешает чувство  от всякой внешней предметности и  ориентирует внутрь для достижения морального самопознания.

Принцип Декарта cogito (мышление) относится к интеллектуальному  и чувственному самосознанию, объединяя  то и другое. Декарт начинает с первого, оставляя в тени второе. Руссо, напротив, отправляется от второго, т.е. от чувственного самопознания как основы самопознания рационального. Руссо выводит достоверность  существования человека не из мысленного акта, как у Декарта: "Мыслю, следовательно  существую", а из чувственного; но в обоих случаях акты рефлективны: там - самомышление, здесь - самочувствование, ощущение себя, своего собственного существования: "Существовать для нас значит чувствовать; наша чувственность бесспорно  предшествует нашему разумению, и мы имеем чувства раньше идей" (Руссо  Ж. -Ж., Эмиль, или о воспитании., СПб., 1913, с. 284) . Признавая первым чувством человека "ощущения его бытия", Руссо прилагает и развивает  картезианский принцип не в интеллектуальной сфере, однако и не в противоречии с разумом, т.е. не выступает как  антиинтеллектуалист: ".. мое правило больше полагаться на чувство, чем на разум, сообразуется с самим разумом" (Руссо Ж. -Ж., Эмиль или о воспитании, СПб., 1913, с. 203) .

Но все же специфическое отличие Руссо  от многих других просветителей - это  не столь поворот к сенсуализму, который не редкость в их среде, сколько  обращение к картезианской основе как рационализма, так и сенсуализма  и развитие из нее чувственной  рефлексии.

"Исповедь" Руссо не стоит совсем в  стороне от его своеобразного  философского начинания. В ее  программе прямо заявлено: "Отдаваясь  одновременно воспоминанию о  полученном впечатлении и чувству  настоящего момента, я буду  отнимать свое душевное состояние  как бы в двойне, т.е. в момент, когда произошло данное событие,  и в тот, когда я его описываю" (Руссо Ж. -Ж., Избранные сочинения., т. 3, с. 672) . Рефлективное отношение  не может оставаться чисто  индивидуальным и субъективным, оно должно обрести общезначимость  и объективность. 

Одной из главных  проблем, которые исследует Руссо, является проблема человека, его истинной сущности.

Руссо усматривает  в человеке два естественных начала, предшествующих разуму (рассудку) : "... из них одно горячо заинтересовывает нас в нашем собственном благосостоянии и самосохранении, а другое выражает наше естественное отвращение при виде гибели и страданий всякого чувствующего существа и главным образом нам  подобных" (Руссо Ж. -Ж., Трактаты, с. 43) .

Гоббс, не задумываясь, сразу же переводил стремление к  самосохранению в самолюбие и  эгоизм, а Руссо раскрывает долгий исторический путь, ведущий к такому превращению, вернее один из путей, совсем не обязательный, - более естественен  другой: любовь к себе, еще прежде чем обернуться самолюбием, умеряется  жалостью к страданиям себе подобного, а лучше сказать, расширяется  до сострадания к несчастью других и часто переходит в это  второе чувство.

Императив: "Поступай с другими так, как желаешь, чтобы  поступали с тобой" проявляется  лишь тогда, когда естественная сострадательность  вытесняется эгоистическими наклонностями, но и в этом случае требования, побуждающие  к выживанию естественного закона, находят действенную силу не в  рассудке, а в совести и чувстве.

По природе  человек, согласно Руссо, незлобив, скорее даже добр, он становится добродетельным, когда, любя добро, еще и осуществляет его через борьбу и преодоление  в себе противоборствующих наклонностей. Выполнение долга является внешней формой добродетели по сравнению с поступками, вытекающими из естественного стремления к добру, на основе которых чувство долга формируется и закрепляется в качестве привычки к добродетели, привычки, доставляющей удовлетворенность и наслаждение.

Удовольствия, доставляемые непосредственным естественным сочувствием  и содействием по природному влечению не поднимаются до высоты тех, что  испытываются при выполнении долга.

Руссо обращает внимание на то, что отказ чувствам в их спонтанном развитии и совершенствовании, взгляд на них, как на косные по своей  сущности, задержка на их только первоначальных формах приводит к тому, что эти  чувства под неусыпным контролем  и опекой разума превращаются в искусственные, перечащие их собственным первоначальным тенденциям. Заторможенная в своем  развитии любовь к себе оборачивается  эгоизмом, вместо того, чтобы возвеличиться  до любви к себе подобным.

В человеке цивилизованном Руссо фиксирует два разных принципа, из которых один влечет к любви, справедливости, моральному благу, а другой тянет  вниз, подчиняет власти внешних чувств и порождаемых ими страстей.

Руссо определенно  встает на точку зрения монизма в  объяснении противоположностей оба  состояния должны быть выведены из одной и той же общей природы  человека; поскольку же они даны последовательно во времени, то следует  найти переход от одного к другому.

Достоинство взглядов Руссо на свободу проявляется  в его чувственно-практическом подходе, в противоположность умозрительно-созидательному, при котором свободу пытаются обнаружить как некоторый "объект", и, не находя, отрицают ее существование. Свобода означает у него внутренне  рефлексивное отношение: "быть господином самому себе, практиковать свою волю на самом себе, властвовать над страстями" (Руссо Ж. -Ж., Эмиль или о воспитании, с. 40) . Преодоление страстей означает нравственную свободу. Она не привходит  из вне в индивида, а вырабатывается и развивается изнутри. Процесс  ее формирования в историческом плане  Руссо связывает с переходом  от первоначального, естественного  состояния к цивилизованному, гражданскому. Человек как гражданин расстается со своей естественной свободой, зато приобретает свободу моральную.

Во имя свободы  воли, во имя совести Руссо отвергал фатализм, предопределенность волевых  актов, выступая здесь против механистического материализма и противореча теологии.

Одним из центральных  вопросов в проблеме свободы человека и социальных взаимоотношений Руссо  считает вопрос о происхождении  неравенства. Появление собственности  заставляет человека расставаться со своей свободой, которая по самой  своей природе, и согласно своему понятию, неотчуждаема. Все дело в  том, что в самой человеческой природе уже произошел перелом. Неравенство людей - продукт целого ряда переворотов, преобразовавших  человеческую природу, "подобно тому, как, чтобы установить рабство, пришлось совершить насилие над природой, так и для того, чтобы увековечить  право рабовладения, нужно было изменить природу" (Руссо Ж. -Ж., Трактаты, с. 45) .

Руссо устанавливает  прямую связь появления самолюбивого рассудочного Я, страстно отстаивающего  свою обособленность, с возникновением частной собственности. В обществе, которое подвергается автором " Рассуждения  о неравенстве" уничтожающей критике, личное Я несет в себе чуждые человечности характеристики, свойственные его субстрату - собственности.

Для Руссо очевидно, что современный человек находится  в интенсивном разладе с собой, что в своем действительном существовании  он не является тем, чем должен быть по своей сущности; он не равен самому себе, потому что существует неравенство  между людьми. Необходимость установления равенства Руссо выдвигает как  политическое требование времени и  обосновывает его результатами исследования происхождения и ступеней углубления неравенства, раскрытием закономерностей  его развития и исторических тенденций  к самоуправлению.

Философ различает  природное и социальное неравенство: природа создает людей различными, но не эти различия обуславливают  социальное неравенство - его причиной является частная собственность. Руссо  видит три причины неравенства: во-первых, это неравенство общественное; во-вторых, оно возникло исторически; в-третьих, оно связано с появлением частной собственности. Частная  собственность возникает при  переходе человечества от естественного  состояния к общественному, т.е. является продуктом цивилизации.

С точки зрения Руссо, существовавшее до сих пор  политическое устройство не отвечало требованию правосообразности, оно  основывалось не на договоре свободных  и равных, а на насилии и угнетении, поэтому, несмотря на все труды мудрейших  законодателей, оставалось несовершенным, - оно было плохим с самого начала.

Формирование  ассоциации, называемой общественным договором, предполагает свободное  вступление в договорные отношения, равенство всех отдельных лиц и принятие ими основных законов, которые выражали бы общие интересы. Общность интересов - это, согласно Руссо, вполне реальная предпосылка. Каждый из членов ассоциации добровольно отдает себя - свою личность и все свои силы в пользу коллективного целого. Условия равны для всех, каждый, подчиняя себя всем, не подчиняет себя каждому в отдельности. Каждый становится неотъемлемой частью целого. Появляется некоторое общее Я, получающее посредством акта объединения свое единство, свою жизнь и волю.

Для Руссо, в  отличие, например от Гольбаха, субстратом общей воли является народ. Народ  решает вопрос о полезности законов, о соответствии их общей воле, решает голосованием, быть или не быть этим законам. Особенность взгляда Руссо, с которой не соглашается потом  никто из просветителей, состояла в  том, что всякое постановление, хотя бы самое полезное и разумное, предписывающее что бы то ни было населению, не участвующему в его обсуждении и голосовании, будет не законом, а лишь приказом. Для того, чтобы общая воля стала  законом, нет необходимости в  единогласии, но необходимо, чтобы все  граждане имели возможность подать свои голоса. С другой стороны, Руссо  неизменно придерживается понимания  общей воли как неразрывного единства, целостности, отличной от суммы нескольких воль: "Часто существует немалое  различие между волею всех и общей  волею. Эта вторая блюдет только общие  интересы, первая - интересы частные" (Руссо Ж. -Ж., Трактаты, с. 170) . Сферы  действия той или другой строго разграничены: "Подобно этому, как частная  воля не может представлять волю общую, так и общая воля, в свою очередь, изменяет свою природу, если она направлена к частной цели, и не может как  общая выносить решение ни в отношении  какого-нибудь человека, ни в отношении  какого-нибудь факта" (Руссо Ж. -Ж., Трактаты, с. 173) .

Политическая  жизнь конституируется у Руссо  в обособленную, абстрагирующую себя от частной жизни индивидов самостоятельную  сферу. Для человека как политического  существа голос частного интереса в  общественной жизни должен умолкнуть. Разрешение проблемы без внешнего принуждения  должно заключаться в преодолении  раздора в душе каждого индивида через победу одной из сторон личности над другой ее стороной - победу общественного  над партикулярным в каждом сознании. Лишь забыв о себе, человек обретает себя, обретает как общественное существо свое общественное Я, противоположное  частному Я.

Принятие общественного  договора означает и принятие суровой  школы воспитания свободных граждан. Бытие свободным гражданином  предполагает, что гражданин дает согласие на все законы, даже на те, которые принимаются вопреки его желанию, и даже на те, которые карают его, если он осмеливается нарушить их.

То, что данные положения не являются утопией подтверждается опытом Великой французской революции, освободившей политический дух от оков, от смешения его с гражданской, т.е. частной, жизнью и выделившей его  как сферу общности, всеобщего  народного дела, как нечто, существующее независимо от специфических элементов  частной жизни.

Интересен и  оригинален Руссо в своих педагогических воззрениях. В этой области он выступил горячим сторонником естественного  воспитания. Воспитание каждого человека, писал Руссо в книге "Эмиль, или о воспитании", дается природой путем непосредственного развития врожденных способностей и влечений. Обращаясь к родителям и воспитателям, он призывал их развивать в ребенке  естественность, прививать чувство  свободы и независимости, стремление к труду, уважать в нем личность и все полезные и разумные склонности.

В соответствии с предлагаемой схемой воспитания Руссо  делил жизнь детей на четыре периода. В первый период - от рождения до двух лет - он предлагал уделять внимание главным образом физическому  воспитанию; во второй - от двух до двенадцати лет воспитанию чувств; в третий - от двенадцати до пятнадцати лет - умственному  воспитанию; в четвертый период - от пятнадцати до восемнадцати лет  нравственному воспитанию. Этот последний  отрезок времени он называл периодом "бурь и страстей".

Очень много  ценных советов и наставлений  Руссо дает в первых двух книгах "Эмиля". Он рекомендует исподволь  действовать на детей, руководить ими, не ущемляя их свободы и не применяя мер прямого принуждения, и вместе с тем проявлять настойчивость, требовательность, не спешить с удовлетворением  нежелательных и взбалмошных  детских просьб.

Информация о работе Философия просвещения Ж.Ж.Руссо