Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:06, реферат
Жан Жак Руссо (1712-1778) - один из самых выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. Своим страстным стремлением к изменению социального порядка, борьбой за научное мышление, всей своей разносторонней литературной деятельностью он, как и Вольтер, способствовал приближению революции во Франции. Вольтер и Руссо, по словам Г. Гейне, - те два писателя, которые более всех других подготовляли революцию, определили ее дальнейшие шаги и ныне еще руководят французским народом и властвуют над ним.
По своим убеждениям Руссо - представитель демократического крыла идеологов Просвещения; он - философ, социальный мыслитель, писатель, крупнейший специалист в области философии искусства (особенно музыки) и педагогики. Веря в существование Бога и признавая бессмертие души, Руссо утверждал, что материя и дух суть два извечно существующих начала. В вопросах теории дознания он придерживался идей сенсуализма, хотя и был сторонником врожденности нравственных идей. Руссо подвергал резкой критике феодально-сословные отношения и деспотический политический режим. Столь же резко критически он относился к частной собственности, видя в ней источник всех социальных зол. "Тот человек, - писал Руссо, - который, окопав и огородив данный участок земли, сказал "это мое" и нашел людей, которые были достаточно глупы, чтобы этому поверить, был настоящим основателем гражданского общества".
1. Эпоха просвещения
2. Мировоззренческая система Ж.Ж. Руссо
Идейные предшественники
Философские и социально политические идеи
Религиозные и нравственные воззрения
3. Влияние Ж.Ж. Руссо на Русскую общественную мысль
Заключение
Содержание:
Введение
Идейные предшественники
Философские и социально политические идеи
Религиозные и нравственные воззрения
Заключение
Введение
Жан Жак Руссо
(1712-1778) - один из самых выдающихся мыслителей
эпохи Просвещения. Своим страстным
стремлением к изменению
По своим убеждениям Руссо - представитель
демократического крыла идеологов Просвещения;
он - философ, социальный мыслитель, писатель,
крупнейший специалист в области философии
искусства (особенно музыки) и педагогики.
Веря в существование Бога и признавая
бессмертие души, Руссо утверждал, что
материя и дух суть два извечно существующих
начала. В вопросах теории дознания он
придерживался идей сенсуализма, хотя
и был сторонником врожденности нравственных
идей. Руссо подвергал резкой критике
феодально-сословные отношения и деспотический
политический режим. Столь же резко критически
он относился к частной собственности,
видя в ней источник всех социальных зол.
"Тот человек, - писал Руссо, - который,
окопав и огородив данный участок земли,
сказал "это мое" и нашел людей, которые
были достаточно глупы, чтобы этому поверить,
был настоящим основателем гражданского
общества".
Свой знаменитый
трактат "Об общественном договоре"
Руссо начинает патетическими словами:
"Человек рожден свободным, а между
тем везде он в оковах!" Развивая
идеи общественного договора, Руссо,
в отличие от Т. Гоббса, утверждал,
что в "естественном состоянии"
не только не было "войны всех против
всех", но в отношениях между людьми
господствовали дружба и гармония.
Он смело восстал против современной
ему цивилизации как
Эпо́ха Просвеще́ния (фр. siècle des lumières, нем. Aufklärung) — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.
Собственно термин просвещение пришёл в русский язык, как и в английский (The Enlightenment) и немецкий (Zeitalter der Aufklärung) из французского (siècle des lumières) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определенным направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали.
Относительно датировки этого направления единого мнения не существует. Одни историки относят начало этой эпохи к концу XVII в., другие — к середине XVIII в.
В XVII в. основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637 г.). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778 г.) или с началом Наполеоновских войн (1800—1815 гг.). В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688 г.) и Великой французской революции (1789 г.)
Во взглядах мыслителей этой эпохи много противоречий. Американский историк Генри Мэй (Henry F. May) выделял в развитии философии этого периода четыре фазы, каждая из которых в какой-то степени отрицала предыдущую.
Первой была фаза умеренного или рационального Просвещения, она ассоциировалась с влиянием Ньютона и Локка. Для неё характерен религиозный компромисс и восприятие Вселенной как упорядоченной и уравновешенной структуры. Эта фаза Просвещения является естественным продолжением гуманизма XIV—XV веков как чисто светского культурного направления, характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Но эпоха Просвещения отделена от эпохи гуманизма периодом религиозной реформации и католической реакции, когда в жизни Западной Европы снова взяли перевес теологические и церковные начала. Просвещение является продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и рационалистического сектантства XVI и XVII вв., от которых он унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. Подобно гуманизму и протестантизму, Просвещение в разных странах получало местный и национальный характер. С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи Просвещения наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII веков, когда получил своё развитие деизм, бывший в известной степени завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой «естественной религии», которую проповедовали просветители XVIII в. Существовало восприятие Бога как Великого Архитектора, почившего от своих трудов в седьмой день. Людям он даровал две книги — Библию и книгу природы. Таким образом, наряду с кастой священников выдвигается каста учёных.
Параллелизм духовной и светской культуры во Франции постепенно привел к дискредитации первой за ханжество и фанатизм. Эту фазу Просвещения называют скептической и связывают с именами Вольтера, Гольбаха и Юма. Для них единственным источником нашего познания является непредубежденный разум. В связи с этим термином стоят другие, каковы: просветители, просветительная литература, просвещённый (или просветительный) абсолютизм. Как синоним этой фазы Просвещения употребляется выражение «философия XVIII века».
За скептической
последовала революционная
Мировоззренческая система Жан-Жака Руссо завоевала огромную популярность еще при жизни, он был признанным властителем дум большинства французов второй половины XVIII века. Его породила определенная историческая эпоха, но и он своими блестящими и оригинальными сочинениями способствовал ее рождению.
Следует отметить своеобразие и неординарность взглядов Руссо, так как он не соглашается с другими просветителями почти по каждому пункту просветительской программы.
Прежде чем перейти к характеристике системы взглядов Ж. -Ж. Руссо, необходимо упомянуть о его предшественниках, оказавших сильное влияние на формирование и развитие философских взглядов мыслителя.
К числу ближайших предшественников Руссо в области общественно-политической мысли следует отнести Гуго Гроция (1583-1645) , Томаса Гоббса (1588-1679) , Джона Локка (1632-1704) , Ш. Л. Монтескье (1689-1755) .
Кратко рассмотрим суть учений каждого из мыслителей.
Гуго Гроций,
крупный нидерландский ученый-
Соглашаясь с некоторыми выводами Гроция, Руссо вместе с тем подвергал критическому разбору его учение о происхождении верховной власти, подчеркивая враждебность этого учения интересам народа.
В "Общественном договоре" Руссо довольно часто упоминает о политическом учении Т. Гоббса. Руссо резко критиковал антидемократические тенденции во взглядах Гоббса, его "презрение к свободе и равенству". Но это не мешало ему видеть сильные стороны учения английского философа-материалиста, а именно его антифеодальные взгляды на церковную гегемонию. Руссо писал, что Гоббс впервые "... осмелился предложить соединить обе головы орла (т.е. церковь и государство) и привести все к политическому единству, без которого ни Государство, ни Правление никогда не будут иметь хорошего устройства" (Руссо Ж. -Ж., Трактаты., М: Наука, 1969, с. 250) .
В "Общественном
договоре" и других сочинениях Руссо
часто встречаются ссылки и на
другого английского философа-
Большое влияние
на Руссо оказал выдающийся французский
социолог Ш. Л. Монтескье. Главное произведение
Монтескье - "О духе законов" (1748)
- представляет собой капитальное
исследование об основных условиях и
гарантиях политической свободы. Лучшей
гарантией политической свободы
Монтескье считал разделение и уравновешение
властей: законодательной, исполнительной
и судебной. Он утверждал, что подобное
разделение явится не только гарантией
полного осуществления
Философская система Ж. -Ж. Руссо сложна и многозначна. Его альтернативная концепция о глубине человеческого существа и диалектике социальной жизни сыграла важную роль в развитии философской мысли.