Философия просвещения Ж.Ж.Руссо

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:06, реферат

Описание работы

Жан Жак Руссо (1712-1778) - один из самых выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. Своим страстным стремлением к изменению социального порядка, борьбой за научное мышление, всей своей разносторонней литературной деятельностью он, как и Вольтер, способствовал приближению революции во Франции. Вольтер и Руссо, по словам Г. Гейне, - те два писателя, которые более всех других подготовляли революцию, определили ее дальнейшие шаги и ныне еще руководят французским народом и властвуют над ним.
По своим убеждениям Руссо - представитель демократического крыла идеологов Просвещения; он - философ, социальный мыслитель, писатель, крупнейший специалист в области философии искусства (особенно музыки) и педагогики. Веря в существование Бога и признавая бессмертие души, Руссо утверждал, что материя и дух суть два извечно существующих начала. В вопросах теории дознания он придерживался идей сенсуализма, хотя и был сторонником врожденности нравственных идей. Руссо подвергал резкой критике феодально-сословные отношения и деспотический политический режим. Столь же резко критически он относился к частной собственности, видя в ней источник всех социальных зол. "Тот человек, - писал Руссо, - который, окопав и огородив данный участок земли, сказал "это мое" и нашел людей, которые были достаточно глупы, чтобы этому поверить, был настоящим основателем гражданского общества".

Содержание

1. Эпоха просвещения
2. Мировоззренческая система Ж.Ж. Руссо
Идейные предшественники
Философские и социально политические идеи
Религиозные и нравственные воззрения
3. Влияние Ж.Ж. Руссо на Русскую общественную мысль
Заключение

Работа содержит 1 файл

философия реферат.docx

— 49.84 Кб (Скачать)

    Содержание: 

    Введение

  1. Эпоха просвещения
  2. Мировоззренческая система Ж.Ж. Руссо

    Идейные предшественники

    Философские и социально политические идеи

    Религиозные и нравственные воззрения

  1. Влияние Ж.Ж. Руссо на Русскую общественную мысль

    Заключение 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение

    Жан Жак Руссо (1712-1778) - один из самых выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. Своим страстным  стремлением к изменению социального  порядка, борьбой за научное мышление, всей своей разносторонней литературной деятельностью он, как и Вольтер, способствовал приближению революции  во Франции. Вольтер и Руссо, по словам Г. Гейне, - те два писателя, которые  более всех других подготовляли революцию, определили ее дальнейшие шаги и ныне еще руководят французским народом  и властвуют над ним. 
     
    По своим убеждениям Руссо - представитель демократического крыла идеологов Просвещения; он - философ, социальный мыслитель, писатель, крупнейший специалист в области философии искусства (особенно музыки) и педагогики. Веря в существование Бога и признавая бессмертие души, Руссо утверждал, что материя и дух суть два извечно существующих начала. В вопросах теории дознания он придерживался идей сенсуализма, хотя и был сторонником врожденности нравственных идей. Руссо подвергал резкой критике феодально-сословные отношения и деспотический политический режим. Столь же резко критически он относился к частной собственности, видя в ней источник всех социальных зол. "Тот человек, - писал Руссо, - который, окопав и огородив данный участок земли, сказал "это мое" и нашел людей, которые были достаточно глупы, чтобы этому поверить, был настоящим основателем гражданского общества".

    Свой знаменитый трактат "Об общественном договоре" Руссо начинает патетическими словами: "Человек рожден свободным, а между  тем везде он в оковах!" Развивая идеи общественного договора, Руссо, в отличие от Т. Гоббса, утверждал, что в "естественном состоянии" не только не было "войны всех против всех", но в отношениях между людьми господствовали дружба и гармония. Он смело восстал против современной  ему цивилизации как цивилизации  неравенства. Его негодование было направлено против такой культуры, которая оторвана от народа и которая  освящает общественное неравенство. Руссо  различал два вида неравенства: физическое, проистекающее из разницы в возрасте, здоровье, даровании и т.п., и политическое, выражающееся в различных привилегиях. Этому Руссо противопоставлял простоту и "невинность" первобытных людей. Руссо - сторонник естественного права. Его идеалом было далекое прошлое, когда все люди были равны: да и какие раздоры могли быть у людей, которые ничем не владеют! Между Руссо и Вольтером происходили острые споры. Вольтер был в корне не согласен с идеей Руссо о том, что идеалы пребывают в далеком прошлом. В своей поэме "Светский человек" Вольтер писал: "Наши предки жили в неведении понятий "мое" и "твое". Откуда им было знать это? Они были наги. А когда ничего нет, то нечего и делить. Но хорошо ли это?" Обращаясь к Руссо, он говорит: "Отец мой, не прикидывайтесь простачком, не называйте нищету добродетелью". И далее Вольтер продолжает: "Когда читаешь Вашу книгу, так и хочется стать на четвереньки и бежать в лес!" 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Эпоха просвещения

    Эпо́ха  Просвеще́ния (фр. siècle des lumières, нем. Aufklärung) — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.

    Собственно  термин просвещение пришёл в русский язык, как и в английский (The Enlightenment) и немецкий (Zeitalter der Aufklärung) из французского (siècle des lumières) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определенным направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали.

    Относительно  датировки этого направления  единого мнения не существует. Одни историки относят начало этой эпохи  к концу XVII в., другие — к середине XVIII в.

    В XVII в. основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637 г.). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778 г.) или с началом Наполеоновских войн (1800—1815 гг.). В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688 г.) и Великой французской революции (1789 г.)

    Во взглядах мыслителей этой эпохи много противоречий. Американский историк Генри Мэй (Henry F. May) выделял в развитии философии этого периода четыре фазы, каждая из которых в какой-то степени отрицала предыдущую.

    Первой была фаза умеренного или рационального  Просвещения, она ассоциировалась  с влиянием Ньютона и Локка. Для неё характерен религиозный компромисс и восприятие Вселенной как упорядоченной и уравновешенной структуры. Эта фаза Просвещения является естественным продолжением гуманизма XIVXV веков как чисто светского культурного направления, характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Но эпоха Просвещения отделена от эпохи гуманизма периодом религиозной реформации и католической реакции, когда в жизни Западной Европы снова взяли перевес теологические и церковные начала. Просвещение является продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и рационалистического сектантства XVI и XVII вв., от которых он унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. Подобно гуманизму и протестантизму, Просвещение в разных странах получало местный и национальный характер. С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи Просвещения наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII веков, когда получил своё развитие деизм, бывший в известной степени завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой «естественной религии», которую проповедовали просветители XVIII в. Существовало восприятие Бога как Великого Архитектора, почившего от своих трудов в седьмой день. Людям он даровал две книги — Библию и книгу природы. Таким образом, наряду с кастой священников выдвигается каста учёных.

    Параллелизм духовной и светской культуры во Франции  постепенно привел к дискредитации  первой за ханжество и фанатизм. Эту фазу Просвещения называют скептической и связывают с именами Вольтера, Гольбаха и Юма. Для них единственным источником нашего познания является непредубежденный разум. В связи с этим термином стоят другие, каковы: просветители, просветительная литература, просвещённый (или просветительный) абсолютизм. Как синоним этой фазы Просвещения употребляется выражение «философия XVIII века».

    За скептической последовала революционная фаза, во Франции ассоциируемая с именем Руссо, а в Америке — Пейна и Джефферсона. Характерными представителями последней фазы Просвещения, получившей распространение в XIX в., являются такие философы как Томас Рид и Фрэнсис Хатчесон, возвратившиеся к умеренным взглядам, уважению к нравственности, законности и порядку.

  1. Мировоззренческая система Ж. Ж. Руссо

    Мировоззренческая система Жан-Жака Руссо завоевала  огромную популярность еще при жизни, он был признанным властителем дум  большинства французов второй половины XVIII века. Его породила определенная историческая эпоха, но и он своими блестящими и оригинальными сочинениями  способствовал ее рождению.

    Следует отметить своеобразие и неординарность взглядов Руссо, так как он не соглашается  с другими просветителями почти  по каждому пункту просветительской программы.

    Прежде чем  перейти к характеристике системы  взглядов Ж. -Ж. Руссо, необходимо упомянуть  о его предшественниках, оказавших  сильное влияние на формирование и развитие философских взглядов мыслителя.

    • Идейные предшественники.

    К числу ближайших  предшественников Руссо в области  общественно-политической мысли следует  отнести Гуго Гроция (1583-1645) , Томаса Гоббса (1588-1679) , Джона Локка (1632-1704) , Ш. Л. Монтескье (1689-1755) .

    Кратко рассмотрим суть учений каждого из мыслителей.

    Гуго Гроций, крупный нидерландский ученый-юрист, в 1625 году выпустил в свет свое главное  сочинение - "О праве войны и  мира", в котором утверждал, что  в условиях первобытных отношений  стихийно господствовало естественное право, коренящееся в самой природе  человека, и что нормы его неизменны, вечны. Затем главную роль в этих отношениях, по мнению Гроция, стала  играть абсолютная верховная власть, возникшая якобы в результате добровольного отказа людей от своей  естественной первобытной свободы. Отсюда следовало, что верховная  власть представляла собой не продукт  естественного права, а некий  исторический факт.

    Соглашаясь  с некоторыми выводами Гроция, Руссо  вместе с тем подвергал критическому разбору его учение о происхождении  верховной власти, подчеркивая враждебность этого учения интересам народа.

    В "Общественном договоре" Руссо довольно часто  упоминает о политическом учении Т. Гоббса. Руссо резко критиковал антидемократические тенденции  во взглядах Гоббса, его "презрение  к свободе и равенству". Но это не мешало ему видеть сильные стороны учения английского философа-материалиста, а именно его антифеодальные взгляды на церковную гегемонию. Руссо писал, что Гоббс впервые "... осмелился предложить соединить обе головы орла (т.е. церковь и государство) и привести все к политическому единству, без которого ни Государство, ни Правление никогда не будут иметь хорошего устройства" (Руссо Ж. -Ж., Трактаты., М: Наука, 1969, с. 250) .

    В "Общественном договоре" и других сочинениях Руссо  часто встречаются ссылки и на другого английского философа-материалиста - Джона Локка. Согласно системе обучения и воспитания Локка, изложенной в  трактате "Несколько мыслей о  воспитании", на детей следует  воздействовать главным образом  убеждением, обращаясь к их разуму. В этом вопросе Руссо расходился не только с Локком, но и со всеми  предшествующими ему авторитетами - Монтенем, Лабрюйером и др. В соответствии со своими морально-педагогическими  взглядами он утверждал, что самая  важная и первоначальная задача воспитания - это сделать детей восприимчивыми к тому, что им внушают. "Сам  Локк, мудрый Локк, - писал Руссо в  романе "Юлия, или Новая Элоиза", - позабыл сию основу; он больше говорит  о том, что следует требовать  от детей, нежели о том, как этого  добиться от них" (Руссо Ж. -Ж., Избранные  сочинения., т. 2, с. 489) .

    Большое влияние  на Руссо оказал выдающийся французский  социолог Ш. Л. Монтескье. Главное произведение Монтескье - "О духе законов" (1748) - представляет собой капитальное  исследование об основных условиях и  гарантиях политической свободы. Лучшей гарантией политической свободы  Монтескье считал разделение и уравновешение  властей: законодательной, исполнительной и судебной. Он утверждал, что подобное разделение явится не только гарантией  полного осуществления политической свободы, но и решающим условием успешного  устранения всевозможных государственных  злоупотреблений.

  • Философские и социально-политические идеи.

Философская система  Ж. -Ж. Руссо сложна и многозначна. Его альтернативная концепция о  глубине человеческого существа и диалектике социальной жизни сыграла  важную роль в развитии философской  мысли.

Информация о работе Философия просвещения Ж.Ж.Руссо