Философия, предмет и ее место в культуре человечества

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:44, реферат

Описание работы

Вся история становления и развития человека представляет собой сложный процесс осознания человеком самого себя, своей сущности и сущности мира своего бытия. Изучение философии можно сравнить со вхождением в храм мудрости, так как под философией всегда понималось стремление к высшему познанию, что отличало ее от житейской мудрости, естественных научных знаний и религиозно-мифологического понимания мира.

Содержание

Введение.
1. Предмет философии
2.Основные части (структура) философии
3. Место и роль философии в культуре
4. Функции философии и ее место в обществе.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 38.11 Кб (Скачать)

В общественной жизни философия  вот уже 2,5 тысячи лет играет роль неутомимого "возмутителя спокойствия", бескомпромиссного критика существующего  порядка вещей. Фигуры философов  в человеческой истории - почти всегда трагические. Власти редко жаловали их. Зато казни, тюрьмы, изгнания - очень  знакомые нам страницы многих философских  биографий. Откровенно враждебны философии  всегда были тоталитарные режимы.

Философскую критику нельзя понимать узко - только как критику  политическую. Она имеет значительно  более широкий адрес - как критика  всего наличного бытия и наличного  сознания (сознания научного, художественного, нравственного). Критикуя старый мир, философия  выступает и в конструктивной роли - как теория, обосновывающая положительный  идеал (образ будущего), утверждающий универсальную, космическую роль человека в мире.

Сказанное объясняет, почему философии не могло быть в древнейшем (первобытном) обществе, с его родоплеменной  организацией. В нем каждый поступок, каждый шаг члена рода или племени  был определен и отмерен, и  все находилось под строгим неусыпным  контролем вождей, жрецов, старейшин. Долгие века и тысячелетия отчаянной  борьбы за жизнь закрепили в социальной памяти коллектива оптимальные стандарты  поведения, внешне это проявлялось  в ритуалах, а в сознании существовало в форме мифа - первой исторической формы социального регулятива.

По сравнению с мифом  религия - более сложное и развитое сознание, отвечающее более высокой, более зрелой ступени общественной организации, когда высшим судьей для  себя люди признают ни человеческий, а  сверхчеловеческий разум, сверхприродную реальность - Бога, который в глазах верующих и есть абсолютное, вечное Добро, абсолютное воплощение нравственности. Религия - вторая (после мифа) историческая форма социального регулятива. Она  еще не есть свобода, но есть мечта, греза о ней.

Но и в достаточно развитом обществе - если только это общество тоталитарного, казарменного режима -

философия не нужна и невозможна. Вспомним историю. Вспомним и сравним  два соседствующих, соперничавших  друг с другом в середине первого  тысячелетия до нашей эры греческих  государства: Афины и Спарту. Один народ, один язык - но настолько неравноценен след, оставленный афинянами и  жителями Пелопонеса в культурной памяти человечества!

Афины - это Анаксагор  и Перикл, Сократ и Платон, Аристотель и Эсхил, Софокл и Эврипид, Фидий  и Аристофан; это Академия и Лицей; это великая философия, великое  искусство и глубоко продуманная, блестящая система образования. Афины (вместе с городами-полисами. Милетом, Эфесом, Абдерами, Элеем и  др.) - это и есть "греческое  чудо" - колыбель всей западной культуры и цивилизации.

Что же явила собой и  что оставила после себя древняя  Спарта? Суровое до жестокости воспитание детей и подростков (спартанское  воспитание), казарменную муштру, безжалостное подавление естественных чувств и эмоций в угоду тоталитарному режиму. Граждане Спарты не имели ни места, ни времени для самостоятельного творчества, для духовного развития своей личности. В этом государстве  жили, воспитывались отличные воины  и гимнасты, но в нем не было ни художников, ни мыслителей, ни политических стратегов.

Да у спартанцев не было и необходимости в них! Их строй, их образ жизни не знал "проблем": всем было все "ясно", каждый гражданин  государства твердо знал, в чем  его долг и в чем добродетель. Знал потому, что от него требовалось  выполнять команду. Спартанец был  избавлен от необходимости самому избирать свою судьбу, самому судить о приоритетах  и ценностях жизни, самому - на свой страх и риск - принимать решения, а следовательно - и нести ответственность  за них. Спартанец "обходился" без  всего этого, потому что в Спарте не было гражданской I. личной свободы, не было демократии.

Афиняне же позволяли себе роскошь спора, несогласия, сомнений. Афинянам, милетцам, элеатам их предки завещали лишь одно - способность сомневаться  и удивляться миру, они завещали им знание о собственном не-

знании, но вместе с тем  и высокое уважение, доверие к  своему разуму, высшее напряжение которого - философская мысль - стала между  тем высшей формой (вслед за мифом  и религией) жизненного, социального  регулятива.

Уже древние философы видели много общего между философией и  медициной. Медицина врачует тело, философия - душу. Хороший врач - тот, кто не только ставит правильно диагноз, т.е. определяет характер и причину болезни, но и - это самое главное - может  вылечить страждущего. То же - философ, мудрое слово которого должно не только поведать людям о сущем, но и очистить, просветлить душу их, указать на истинный путь в жизни.

Что нового вносит в социальный статус философии современность? Прежде всего и главным образом то, что философия из тиши кабинетов, из келий одиночек-затворников вырвалась  и вошла в большой мир - в  политику, связала себя с широкими народными движениями, идеологией которых  она становится. Происходит то, чего никогда не было раньше: складывается симбиоз теоретического и массового  сознания, представляющий собою - как  показал опыт России в XX в. - сильнодействующую, взрывоопасную смесь (каковой была тогда смесь марксистских идей, разделяемых  горсткой российских революционеров), с многовековой верой народных масс в свое высокое предназначение - быть Мессией, освободителем человечества [1].

Для "чистой" философии  такая ее временная и неожиданная  роль была невольно связана с упрощением, деформацией теоретического содержания, приспособлением его к "массовому" потребителю. Такие издержки - в особые, переломные моменты времени, - неизбежны. Они не отменяют общего вывода: главная  роль, функция философии в истории  культуры - одухотворение, оразумливание  человеческого рода, наполнение жизни  человека высшим смыслом, высшими идеями и непреходящими ценностями.

По отношению к этой обобщенной, интегральной функции философии - видеть и развивать в человеке человеческое - все другие ее выходы в социальную и духовную

жизнь общества являются уже  более частными производными. Как  учение о бытии и познании, философия - своей онтологической и гносеологической стороной - тесно сближается с наукой, выступая методологией научного знания. Каждая наука, опираясь на собственный  опыт, разрабатывает, совершенствует систему  общих правил и принципов познания. Это могут быть и технологические  приемы организации наблюдений (астрономия, геология), и способы осуществления  экспериментов (физика, химия), математической обработки данных (социология), отыскания  и оценки документов, свидетельств, первоисточников (история, источниковедение, литературоведение) и т.п.

Но с философскими методами дело обстоит особо. Их отличительная  черта состоит в том, что они  универсальны, т.е. имеют всеобщий характер. Высший уровень философской методологии - диалектика. Она помогает человеку смотреть на мир (в том числе и  на мир духовный) как на вечное развитие и становление, а корень развития искать во внутренних противоречиях  предмета. Диалектическая логика есть логика динамичных, текучих понятий, переходящих друг в друга: количество переходит в качество, случайность - в необходимость и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Функции философии  и ее место в обществе.

Великий немецкий философ Г. Гегель назвал философию «квинтэссенцией  духовной жизни человека». Что же обеспечивает ей такую важную роль и какие функции в жизни  человека и общества она выполняет?

Во-первых, мировоззренческая функция философии заключается в том, что она, вооружая людей знаниями о человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок. Философия выступает как методологическая основа мировоззрения, т.е. это система взглядов и знаний, дающая целостное понимание мира и места человека в нем. При этом она опирается на науку и сама оказывает на нее активное влияние. Естественно, что чем более научный, философичный характер носит мировоззрение, тем сильнее и увереннее чувствует себя человек, тем богаче его взаимоотношения с миром, тем легче ему ориентироваться в нем, правильно понимать и оценивать события.

Во-вторых, философия выполняет гносеологическую функцию. Она изучает сущность познавательного процесса, его общий механизм, возможности и границы познания. Важнейшей проблемой познания является вопрос об отношении знания и реальности, тесно связанные с ним вопросы об истине, путях, формах и способах ее достижения, взаимосвязи рационального и иррационального, познания и понимания, знания и веры и т.д. Философия помогает в решении этих проблем, определяет общую логику познавательного отношения человека к действительности.

В-третьих, философия выполняет идеологическую функцию. Она исследует духовные ценности и их соотношение с миром реальности. Что именно человек или общество понимает под духовными ценностями, как они формируются, изменяются, от чего зависят системы ценностей, какое влияние они оказывают на поведение человека, на отношения в обществе - эти вопросы по-разному решают разные философские теории. Их задавали люди с тех пор, как только почувствовали себя существами разумными, но именно философский анализ этих проблем сыграл огромную роль в том, что общечеловеческие ценности, а не классовые, клановые или национальные все чаще приобретают первостепенное значение не только в сознании людей, но и во политике государств.

В-четвертых, философия выступает  как методология научного познания мира, убедительно доказывая, что существует необходимость взаимообмена между философией и специальными науками, философией и другими видами общественной практики. Часто именно философское осмысление дает основу, открывает способ познания неведомого. Не случайно английский философ Ф. Бэкон сравнивал метод с фонарем, который освещает путнику дорогу в тумане. Многие современные научные концепции были выдвинуты впервые философией: концепция атомизма, идеи детерминизма, рефлексии, развития. Для современной науки очень важными являются вопросы разработки логического аппарата, типов и способов построения научной теории, соотношения эмпирического и теоретического уровней познания, которыми занимается современная философия. Философский анализ необходим и для того, чтобы осмыслить новые принципиальные научные факты и выводы из них, чтобы выработать правильную научную стратегию в разработке отдельных научных направлений. Во всех случаях философия выступает как метод исследования, то есть основной способ, научное основание изучение.

В пятых, практически-деятельная функция философии заключается в том, что она превращается в орудие активного преобразовательного воздействия на окружающий мир и на самого человека. Она играет важную роль в определении целей жизнедеятельности, достижение которых - важнейшее условие существования, функционирования и развития человека.

Философия выполняет еще целый  ряд функций. Онтологическую - она является учением о бытии, его формах и способах. Коммуникативная функция проявляется в том, что через философское размышление происходит связь времен, культурное развитие человечества осуществляется как диалог. Гуманистическая функция философии актуализируется в «смутные» времена», т.е. в переломные моменты истории, ибо она постоянно обращается к человечному в человеке, с особенной остротой поднимая проблемы гуманизма в периоды политической реакции, войн, значительных социальных конфликтов. Именно этим объясняется трагичность судеб многих философов и то, что такое мыслители, как Сократ, Д. Бруно, А. Швейцер, Ф. Достоевский и целый ряд других, стали символами гуманизма в истории мировой культуры.

Специалисты в области науки, изучающие  всевозможные явления, нуждаются в  общих, целостных представлениях о  мире, о принципах его «устройства», общих закономерностях и т.д., однако сами они таких представлений  не вырабатывают. В конкретных науках используется универсальные категории, принципы, различные методы познания. Но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. В этом случае общемировоззренческие  и теоретико-познавательные основания  науки изучаются, отрабатываются в  сфере философии. Философское мировоззрение  выполняет в этом случае несколько познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важнейшими функциями, как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, теоретическая масштабность философского разума позволяет ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

Заключение

Если мифологическое мировоззрение  дает иррациональную символическую картину мира, если религия наделяет человека верой в сверхъестественное и раскрывает общечеловеческие нравственные ценности, а наука вооружает его точными знаниями, закрепленными в специальных понятиях, законах, теориях, то в чем же специфика философского знания?

Во-первых, философское знание шире любого научного эксперимента, оно  строится на предельно широком обобщении, источником которого является в конечном счете универсальный опыт человечества. Оно имеет дело с наиболее общими категориями и законами развития природы, общества и человеческого  мышления, которые действуют на самом  высоком уровне эволюции мира, во всех науках и сферах деятельности человека.

Информация о работе Философия, предмет и ее место в культуре человечества