Философия, предмет и ее место в культуре человечества

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:44, реферат

Описание работы

Вся история становления и развития человека представляет собой сложный процесс осознания человеком самого себя, своей сущности и сущности мира своего бытия. Изучение философии можно сравнить со вхождением в храм мудрости, так как под философией всегда понималось стремление к высшему познанию, что отличало ее от житейской мудрости, естественных научных знаний и религиозно-мифологического понимания мира.

Содержание

Введение.
1. Предмет философии
2.Основные части (структура) философии
3. Место и роль философии в культуре
4. Функции философии и ее место в обществе.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 38.11 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ 

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Реферат.

по дисциплине «Философия»

 

На тему :Философия, предмет  и ее место в культуре человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск 2011

 

Содержание.

Введение.

1. Предмет философии

2.Основные части (структура)  философии

3. Место и роль философии  в культуре

4. Функции философии и ее место в обществе.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Вся история становления и развития человека представляет собой сложный  процесс осознания человеком  самого себя, своей сущности и сущности мира своего бытия. Изучение философии  можно сравнить со вхождением в храм мудрости, так как под философией всегда понималось стремление к высшему  познанию, что отличало ее от житейской  мудрости, естественных научных знаний и религиозно-мифологического понимания  мира. Вместе с тем, философия - это  открытая, развивающаяся система, пребывающая  в творческом поиске, для которого нет ничего окончательно решенного  и навсегда установленного. Поиск  этот связан со стремлением человека дойти «до оснований, до корней, до сердцевины» в изысканиях ответа на конечные вопросы бытия как  такового, собственного «я», смысла жизни и возможностей человека в мире.

Чем значительнее происходящие в мире перемены, тем острее человек ощущает  необходимость мировоззренческого самоопределения, причем каждый должен совершить этот путь сам, опираясь на собственные знания, опыт и духовные силы. Философия, являясь способом самопознания человека и критического осмысления окружающей действительности, помогает осознать единство бытия и в то же время - его неповторимость в каждое мгновение и для каждого индивида. Не случайно Цицерон назвал философию культурой ума.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предмет философии

В современной науке сложились  и стали общепринятыми представления  о том, как определить предмет  любой науки. Для этого необходимо: 1. Зафиксировать, какие объекты, процессы, область бытия или сознания изучает  наука сегодня. 2. Определить возможные  направления развития науки, т.е. направления  исследований. 3. Уточнить границы изменения  предмета науки, выходя за которые наука  становится другой наукой или ненаукой. Однако применить эти критерии к  философии не представляется возможным. Почему? Потому что философия, по выражению  крупнейшего мыслителя современности  Бертрана Рассела (1872-1970), "представляет собой размышление о предметах, знание о которых еще невозможно".

И сегодняшнее значение философии  в том, "что она заставляет нас  осознать существование многих вопросов, не входящих сейчас в сферу науки". Например: существуют ли во Вселенной  некие универсальные законы, действующие  в природе, обществе и мышлении? Имеет  ли смысл человеческая история для  Космоса? Возможно ли справедливое государство? Что такое душа человека? То есть философия существенно отличается от специальных наук, существующих сегодня в нашем мире, и критерии вычленения "предмета науки", определения  последнего к философии полностью  не подходят. Как же быть? Можно обратиться к истории философии и посмотреть, как там определялся предмет  философии. Классический подход, у истоков  которого стоял Аристотель (384-322 до н. э.), в качестве критерия предмета философии выделял степень

"общего". Философия  занимается более общими вещами, "вечными" и "божественными"  первоначалами. Она показывает  нам "первоначала бытия и  познания". Философия - это учение  о первопричинах или о первосущностях  вещей. 

В целом такое понимание  предмета философии сохранялось  очень долго и считалось "классическим". С некоторыми модификациями это  определение предмета философии  господствовало в программах и учебниках  и в нашей стране. Философия  определялась как "... наука о всеобщих законах развития природы общества и мышления". Обычно к этому  добавляли, что философия не только наука, но и форма общественного  сознания, а также "учение об общих  принципах бытия и познания, об отношениях человека к миру" [2].

Такое определение является "собирательным": здесь философия  определяется и как наука, и как  учение, и форма общественного  сознания, а если читать дальше, то и  как мировоззрение, способ постижения мира. Все это правильно, но что  же главное в предмете философии? Можно отвлечься от классического  подхода к философии и посмотреть на другие определения ее предмета.

Существуют такие древние, идущие от Пифагора (V в. до н. э.) определения  философии как "любви к мудрости". Именно так переводится само слово "философия" с древнегреческого на русский язык. Тогда предмет  философии - мудрость, и возникает  проблема, как определить мудрость?

Древние греки определяли мудрость как некий космический "Ум", который правит всей Вселенной; или считали мудростью познание сущности дел божественных и человеческих. Есть другие определения мудрости, их не меньше, чем определений философии. Другие, более поздние мудрецы, например Сенека (I в.) считали, что философия  имеет предметом не внешний мир, а человеческую мораль, т.е. предмет  философии - это учение о добре  и зле.

Философия прежде всего учит нас мудро прожить жизнь и  с достоинством завершить ее. Такую  же мысль развивал философ - Мишель де Монтень (XVI в.), И. Кант (XVIII в.), философ XIX в. Фридрих Ницше, а в XX в. Альберт  Швейцер и др. В Новое время (XVII- XVIII вв.) большинство мыслителей связывали предмет философии  с истинным познанием вещей (Локк, Гоббс). В XIX-XX вв. предметом философии  называли "мировое целое", "сущность и законы общества", "изучение наиболее общих понятий", "познание Универсума", науку о ценностях, изучение наилучшей системы общественного  устройства и т.д.

Сказанного вполне достаточно, чтобы понять, что предмет философии - это проблема, которая связана  с историей развития самой философии. Более того, сегодня возможны разные определения предмета философии, дело зависит от того, на каких позициях находится сам философ, желающий очертить этот предмет.

Возможен такой ход  мысли. Существует множество наук, которые  изучают реальный мир, объекты, процессы объективной реальности, например, физика, химия, биология, физиология нервной  деятельности, история, социология и  т.д. Такие науки называются частными. К ним относятся и те из них, которые изучают субъективную реальность. (Например, психология, психопатология и т.д.).

Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как  эта реальность "живет" в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и человека. Поясним  сказанное. Наука изучает физическую природу, вскрывает ее законы, а философия  объясняет, как и почему понимали природу ученые разных эпох и культур, древние греки или средневековые  мыслители, или философы эпохи Просвещения  и т.д. Философия изучает не столько  сам мир, сколько знание людей  о мире, смысл отношения объектов, процессов мира. Главное в предмете философии - это философская рефлексия. Это значит, что философия рассматривает  мир через призму субъект-объектных отношений, т.е. отношений человека к миру, обществу, другим людям. Философия ищет в мире его онтологические, методологические, нравственные, эстетические основания. Философ всегда строит систему ценностей мира, и тем самым показывает исходные основания человеческой деятельности. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека. С попытки ответить на вопрос - что такое человек? Что есть мир для него, чего может желать и добиться в этом мире человек. [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные части  (структура) философии

Уже античная философия, становясь  самостоятельной системой знаний, обретала свою композицию. У стоиков (IV в. до н. э.) эта структура приняла следующий  вид: философия начиналась с логики; после логики следует физика как  учение о природе; после физики - этика (учение о человеке, о путях  его к мудрой, осмысленной жизни). Последняя была главной, поскольку  и логика (учение о познании), и  физика (учение о природе), при всей важности трактуемых в них проблем, лишь предваряли основные, смысложизненные  положения и выводы философа о  предназначении и судьбе человека, об отношении его к вечному  и бесконечному миру. Предложенная стоиками схема сохранила свое значение и по сегодняшний день, хотя время  внесло свои коррективы.

В XVII в. (прежде всего благодаря  Бэкону и Декарту), в лоне общих  систем философии углубленную разработку получила теория познания (гносеология). В понимании того времени она  была шире логики, так как рассматривала  не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания (ощущения, восприятия, представления). То, что античные философы именовали  физикой, философы более поздних  веков назвали онтологией (слово "физика" в связи с возникновением специально-научного, опытного знания наполнилось другим, современным  смыслом).

Существенную перестройку, переосмысление структуры философского знания осуществил в Новое время  И. Кант. В одном из итоговых своих  сочинений - в "Критике способности  суждения" - он говорит о трех частях философии, соотнося их с тремя "способностями  души", понимая под последними познавательную, практическую (желание, воля) и эстетическую способности, присущие человеку от рождения. Иными словами, Кант понимал философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее узкорационалистическую трактовку  только как теории и методологии  научного познания (эта трактовка  сначала принадлежала просветителям, а затем позитивистам).

Гегель строит свою систему  в виде "Энциклопедии философских  наук". Как стоики и Кант, он называет три части философского знания:

- логику (которая совпадала  у него с диалектикой и теорией  познания); 
- философию природы; 
- философию духа (к последней относится комплекс философских наук о государстве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой философии).

Как видим, логика, диалектика, методология познания давно составляют теоретическое ядро философии. Однако структура современной философии  не сводится только к своему ядру. Социальная философия (философи

истории), философские вопросы  науки (философия науки), этика, эстетика, философская антропология, история  философии и т.д. - круг философских  дисциплин может быть и расширен. Но отменяет ли многокомпонентная структура  философского знания его целостность? Нет, не отменяет, потому что философские  дисциплины - не механические части  целого, которые можно отделить от него и рассматривать вне связи  с другими его частями. Здесь  более подходит иной образ: драгоценный  кристалл и его грани. С поворотом  кристалла высвечиваются новые  его грани, хотя сам кристалл остается все тем же.

Так, эстетика (вопреки достаточно распространенному мнению о ней) не является частью философии, поскольку  вся философия эстетична (высший акт разума, как писал Гегель, есть акт эстетический). Особенно глубоко  и полно эстетическая природа  философского сознания и творчества проявила себя в античной культуре, что подтверждается и таким фундаментальным  исследованием, как "История античной эстетики" А. Ф. Лосева. И нравственный смысл, этический аспект философии  проникает в философское сознание целиком. Ни одна проблема не является философской, если она в то же время  или непосредственно, или в конечном счете не является этической.

Об истории философии  речь пойдет далее. Но уже сейчас, в  контексте вопроса о структуре  философского знания, следует указать  на то, что в философии ее история  занимает более важное место, чем  в любой другой области человеческого  творчества. Математик, физик, тем более  люди практических профессий (врач, инженер, юрист, учитель) на своем рабочем  месте действуют операционально, они могут и не знать об истории  их профессиональной деятельности, которая  и сделала ее возможной. Решая  конструктивную задачу, инженер-конструктор  пользуется готовыми формулами и  схемами, как и врач - современными средствами диагностики и лечения.

В этом отношении философия  являет собой полную противоположность  всем иным формам и сферам человеческой деятельности. Она возможна лишь в  постоянном процессе самообращенности, самовоспитания. И то и другое совершается как акт рефлексии, т.е. осознанно. А это значит, что современный философ, как бы оригинален он ни был, мыслит не только от своего имени, но и от имени философии в целом. Вот почему история философии - не часть, а основа, ее суть, ее самосознание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Место и роль  философии в культуре.

Философия вырастает из глубокой духовной потребности, из забот и  тревог человека. Но с точки зрения обыденного сознания она "бесполезна", потому что не учит никакому практическому  ремеслу, ее нельзя непосредственно  воплотить ни в гражданской жизни, ни в технике. Есть много наук, более  полезных, чем философия, - писал  в "Метафизике" Аристотель, - но нет  науки, более прекрасной, чем она.

Прекрасной - потому, что  мир философии - это мир свободы, а философия есть не тактика, а  стратегия свободной человеческой жизнедеятельности. История свидетельствует: философия возникла в обществе рабовладельческой  демократии, где к этому времени  произошло уже достаточно глубокое размежевание между физическим и  умственным трудом, где часть господствующего  класса полностью освободила себя от материальных забот и мо нополизировала умственный труд, превратив его в  самоцель и самоценность. В демократическом  обществе (даже если это общество рабовладельческой  демократии) люди вместе со свободой ощутили  и огромный груз ответственности  за свои поступки и решения. Древние  греки (свободные граждане Афин и  других эллинских городов-полисов) "изобрели" философию как полную противоположность мифотворчеству, которое не знает никаких проблем, так как в мифе заранее все  предопределено судьбой, единственно  возможным, извечно начертанным  ходом вещей. Философия же, философствование есть "вызов" человека слепому  року, бездушной необходимости природы. Философия учит тому, что свою жизнь, свой завтрашний день человек может  и должен выбрать и осуществить  сам, полагаясь на собственный разум.

Информация о работе Философия, предмет и ее место в культуре человечества