Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:44, реферат
Вся история становления и развития человека представляет собой сложный процесс осознания человеком самого себя, своей сущности и сущности мира своего бытия. Изучение философии можно сравнить со вхождением в храм мудрости, так как под философией всегда понималось стремление к высшему познанию, что отличало ее от житейской мудрости, естественных научных знаний и религиозно-мифологического понимания мира.
Введение.
1. Предмет философии
2.Основные части (структура) философии
3. Место и роль философии в культуре
4. Функции философии и ее место в обществе.
Заключение.
Список литературы.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Реферат.
по дисциплине «Философия»
На тему :Философия, предмет и ее место в культуре человечества.
Томск 2011
Содержание.
Введение.
1. Предмет философии
2.Основные части (структура) философии
3. Место и роль философии в культуре
4. Функции философии и ее место в обществе.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Вся история становления и развития
человека представляет собой сложный
процесс осознания человеком
самого себя, своей сущности и сущности
мира своего бытия. Изучение философии
можно сравнить со вхождением в храм
мудрости, так как под философией
всегда понималось стремление к высшему
познанию, что отличало ее от житейской
мудрости, естественных научных знаний
и религиозно-мифологического
Чем значительнее происходящие в мире
перемены, тем острее человек ощущает
необходимость
1. Предмет философии
В современной науке сложились
и стали общепринятыми
И сегодняшнее значение философии
в том, "что она заставляет нас
осознать существование многих вопросов,
не входящих сейчас в сферу науки".
Например: существуют ли во Вселенной
некие универсальные законы, действующие
в природе, обществе и мышлении? Имеет
ли смысл человеческая история для
Космоса? Возможно ли справедливое государство?
Что такое душа человека? То есть
философия существенно
"общего". Философия
занимается более общими
В целом такое понимание предмета философии сохранялось очень долго и считалось "классическим". С некоторыми модификациями это определение предмета философии господствовало в программах и учебниках и в нашей стране. Философия определялась как "... наука о всеобщих законах развития природы общества и мышления". Обычно к этому добавляли, что философия не только наука, но и форма общественного сознания, а также "учение об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека к миру" [2].
Такое определение является
"собирательным": здесь философия
определяется и как наука, и как
учение, и форма общественного
сознания, а если читать дальше, то и
как мировоззрение, способ постижения
мира. Все это правильно, но что
же главное в предмете философии?
Можно отвлечься от классического
подхода к философии и
Существуют такие древние, идущие от Пифагора (V в. до н. э.) определения философии как "любви к мудрости". Именно так переводится само слово "философия" с древнегреческого на русский язык. Тогда предмет философии - мудрость, и возникает проблема, как определить мудрость?
Древние греки определяли мудрость как некий космический "Ум", который правит всей Вселенной; или считали мудростью познание сущности дел божественных и человеческих. Есть другие определения мудрости, их не меньше, чем определений философии. Другие, более поздние мудрецы, например Сенека (I в.) считали, что философия имеет предметом не внешний мир, а человеческую мораль, т.е. предмет философии - это учение о добре и зле.
Философия прежде всего учит
нас мудро прожить жизнь и
с достоинством завершить ее. Такую
же мысль развивал философ - Мишель
де Монтень (XVI в.), И. Кант (XVIII в.), философ
XIX в. Фридрих Ницше, а в XX в. Альберт
Швейцер и др. В Новое время
(XVII- XVIII вв.) большинство мыслителей
связывали предмет философии
с истинным познанием вещей (Локк,
Гоббс). В XIX-XX вв. предметом философии
называли "мировое целое", "сущность
и законы общества", "изучение
наиболее общих понятий", "познание
Универсума", науку о ценностях,
изучение наилучшей системы
Сказанного вполне достаточно, чтобы понять, что предмет философии - это проблема, которая связана с историей развития самой философии. Более того, сегодня возможны разные определения предмета философии, дело зависит от того, на каких позициях находится сам философ, желающий очертить этот предмет.
Возможен такой ход мысли. Существует множество наук, которые изучают реальный мир, объекты, процессы объективной реальности, например, физика, химия, биология, физиология нервной деятельности, история, социология и т.д. Такие науки называются частными. К ним относятся и те из них, которые изучают субъективную реальность. (Например, психология, психопатология и т.д.).
Философия изучает не объекты,
не эмпирическую реальность, а то, как
эта реальность "живет" в общественном
сознании; она изучает смыслы реальности
для общества и человека. Поясним
сказанное. Наука изучает физическую
природу, вскрывает ее законы, а философия
объясняет, как и почему понимали
природу ученые разных эпох и культур,
древние греки или
2. Основные части (структура) философии
Уже античная философия, становясь
самостоятельной системой знаний, обретала
свою композицию. У стоиков (IV в. до н.
э.) эта структура приняла
В XVII в. (прежде всего благодаря
Бэкону и Декарту), в лоне общих
систем философии углубленную
Существенную перестройку, переосмысление структуры философского знания осуществил в Новое время И. Кант. В одном из итоговых своих сочинений - в "Критике способности суждения" - он говорит о трех частях философии, соотнося их с тремя "способностями души", понимая под последними познавательную, практическую (желание, воля) и эстетическую способности, присущие человеку от рождения. Иными словами, Кант понимал философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее узкорационалистическую трактовку только как теории и методологии научного познания (эта трактовка сначала принадлежала просветителям, а затем позитивистам).
Гегель строит свою систему в виде "Энциклопедии философских наук". Как стоики и Кант, он называет три части философского знания:
- логику (которая совпадала
у него с диалектикой и
- философию природы;
- философию духа (к последней относится
комплекс философских наук о государстве
и праве, о всемирной истории, об искусстве,
религии и самой философии).
Как видим, логика, диалектика,
методология познания давно составляют
теоретическое ядро философии. Однако
структура современной
истории), философские вопросы науки (философия науки), этика, эстетика, философская антропология, история философии и т.д. - круг философских дисциплин может быть и расширен. Но отменяет ли многокомпонентная структура философского знания его целостность? Нет, не отменяет, потому что философские дисциплины - не механические части целого, которые можно отделить от него и рассматривать вне связи с другими его частями. Здесь более подходит иной образ: драгоценный кристалл и его грани. С поворотом кристалла высвечиваются новые его грани, хотя сам кристалл остается все тем же.
Так, эстетика (вопреки достаточно
распространенному мнению о ней)
не является частью философии, поскольку
вся философия эстетична (высший
акт разума, как писал Гегель,
есть акт эстетический). Особенно глубоко
и полно эстетическая природа
философского сознания и творчества
проявила себя в античной культуре,
что подтверждается и таким фундаментальным
исследованием, как "История античной
эстетики" А. Ф. Лосева. И нравственный
смысл, этический аспект философии
проникает в философское
Об истории философии
речь пойдет далее. Но уже сейчас, в
контексте вопроса о структуре
философского знания, следует указать
на то, что в философии ее история
занимает более важное место, чем
в любой другой области человеческого
творчества. Математик, физик, тем более
люди практических профессий (врач, инженер,
юрист, учитель) на своем рабочем
месте действуют
В этом отношении философия являет собой полную противоположность всем иным формам и сферам человеческой деятельности. Она возможна лишь в постоянном процессе самообращенности, самовоспитания. И то и другое совершается как акт рефлексии, т.е. осознанно. А это значит, что современный философ, как бы оригинален он ни был, мыслит не только от своего имени, но и от имени философии в целом. Вот почему история философии - не часть, а основа, ее суть, ее самосознание.
3. Место и роль философии в культуре.
Философия вырастает из глубокой духовной потребности, из забот и тревог человека. Но с точки зрения обыденного сознания она "бесполезна", потому что не учит никакому практическому ремеслу, ее нельзя непосредственно воплотить ни в гражданской жизни, ни в технике. Есть много наук, более полезных, чем философия, - писал в "Метафизике" Аристотель, - но нет науки, более прекрасной, чем она.
Прекрасной - потому, что
мир философии - это мир свободы,
а философия есть не тактика, а
стратегия свободной
Информация о работе Философия, предмет и ее место в культуре человечества