В Конституции РФ 1993 года признаны
права и свободы человека и
гражданина, закреплены основы правового
государства, принципы демократизма,
допущен политический плюрализм,
многообразие форм собственности.
Это открывает путь к утверждению
в России идей общего блага
в их правовом смысле. Однако
движение в этом направлении
осуществляется медленно и трудно. Новая
конституция еще не стала в полной мере
новым "общественным договором",
выражающим в конституционно-правовой
форме общее согласие населения об общем
благе, о путях проводимых преобразований.
10.8.
Право в системе
социальных норм
Специфика
различных видов социальных норм.
В обществе наряду с правом действуют
и другие виды социальных норм - моральные,
эстетические, религиозные, корпоративные.
Социальные нормы являются основными
формами, посредством которых осуществляется
регуляция общественных отношений
людей. Они упорядочивают действия
и взаимоотношения членов общества,
подчиняют их поведение интересам
общества. В процессе исторического
развития происходили существенные
изменения в системе социальной
регуляции: изменялось соотношение, взаимосвязи
социальных норм, их реальное содержание.
Важную роль в системе социальной
регуляции с момента своего возникновения
стало играть право. Оно существует
относительно самостоятельно, однако
оно осуществляет свои функции не
обособленно, а в соотношении
с другими регуляторами. Существует
известное "разделение труда" между
различными социальными нормами. А
их системная целостность возникает
в процессе синтеза их своеобразия.
Вот
как, например, C.С. Алексеев показывает
взаимосвязь и различие между, моралью
и правом как двумя особыми
ценностно-регулятивными системами:
- Мораль устремлена
к тому, чтобы идеалы справедливости и
добра воздействовали на человека преимущественно
изнутри, при помощи стимулов сознания
и общественного мнения. Право же - преимущественно
регулятор внешний, призванный делать
это через установление формально-определенных,
писаных норм, поддерживаемых властью.
- Мораль - это
область чистого сознания, замкнутая на
духовной жизни людей и не требующая обязательного
внешнего, объективированного выражения.
Право же - институциональный регулятор,
выступает в развитом обществе как писаное
право, входящее в жизнь общества виде
объективированной реальности, не зависящей
от чьего-либо усмотрения.
Содержание
морали сосредоточено на долге, обязанностях,
ответственности людей за свои поступки.
Право же, в первую очередь, призвано
говорить о правах, оно сфокусировано
на субъективных правах отдельных лиц,
нацелено на то, чтобы определять и
юридически обеспечивать статус субъектов,
из юридические возможности, и следовательно,
обусловленную правом свободу их поведения.
(С.С. Алексеев. Философия права. - М.: Норма,
1998. - С. 56-57)
Поиск оптимальных
вариантов сочетания правовых форм
воздействия с регулятивными
возможностями других социальных норм
является одной из центральных задач
социальной политики современного общества.
Все социальные регуляторы нормативны
и имеют свои специфические санкции.
Существует опасность субъективистского
манипулирования арсеналом социальных
норм. В таких ситуациях искусственно
поддерживаются одни регуляторы и ограничивается
действие других. Последствием такой политики
выборочного использования социальных
норм может быть утрата системного характера
социального регулирования и девальвации
ценностей, содержащихся в социальных
нормах. Подобную ситуацию хорошо иллюстрировал
на примере российского общества во второй
половине XIX века русский писатель-сатирик
М.Е.Салтыков-Щедрин. В книге "За рубежом",
сравнивая положение индивида в России
и в Европе, он писал, что среднему культурному
русскому человеку приходится три четверти
года жить под напоминанием о местах не
столь отдаленных, о необходимости "ходить
в струне", памятовать, что "выше лба
уши не растут" и что с "суконным рылом"
нельзя соваться в "калашный ряд".
"Кажется, что может быть проще мысли,
что жить в среде людей довольных и небоящихся
гораздо удобнее, нежели быть окруженным
толпою ропщущих и трепещущих несчастливцев,
однако ж с каким упорством торжествующая
практика держится совершенно противоположных
воззрений. И сколько еще встречается
на свете людей, которые вполне исренно
убеждены, что с жиру человек может только
беситься и что поэтому самая мудрая внутренняя
политика заключается в том, чтоб держать
людской род в состоянии более или менее
пришибленном!" (М.Е.Салтыков-Щедрин.
Собрание сочинений в двадцати томах.
- Т.14. - М.: изд-во "Художественная литература",
1972. С.44).
Взаимодействие права с другими
социальными нормами. Специфика
права, его объективная природа
и отличие от других видов
социальных норм представлена
в принципе формального равенства
(право как всеобщая и необходимая
форма равенства, свободы и
справедливости). Равенство имеет
важное значение и для других форм социальной
регуляции, но не в качестве их собственного
принципа. Постепенное распространение
принципа правового равенства на права
и свободы людей в области морали, религии,
эстетики, а также развитие способов правовой
защиты этих прав может считаться одним
из важнейших признаков социального прогресса.
Утверждение принципа господства права
предполагает законодательное признание,
закрепление, защиту всех юридически значимых
аспектов свободы человека как свободного,
независимого и автономного субъекта
во всех сферах общественной жизни. Среди
них могут быть закрепленные в конституции
право на свободу и личную неприкосновенность,
права свободы мысли, слова и совести.
В обществе должно существовать системное
единство различных социальных регуляторов
на основе правового критерия, то есть
с точки зрения свободного действия всех
этих регуляторов по единому правовому
основанию. Эти соображения очень актуальны
для постсоветской России, в которой осуществилось
неорганическое соединение власти и управления
традиционного и либерального типа. Для
традиционного типа управления личность
и ее права не являются ценностью. Слабая
развитость права в современной России
означает доминирование в законодательной
практике разнородных типов нравственности,
среди которых могут быть и несовместимые
с правом. России всегда была присуща слабость
институциональных форм жизни общества,
обусловленная неспособностью общества
сформировать общественные институты
на правовой основе. Б.А.Кистяковский с
горечью писал в 1909 г. о том, что русская
интеллигенция никогда не уважала права,
никогда не видела в нем ценности; а из
всех культурных ценностей право находилось
у нее в наибольшем загоне. Российское
общественное сознание никогда не выдвигало
идеала правовой личности. "Притупленность
правосознания русской интеллигенции,
- писал он, - и отсутствие интереса к правовым
идеям являются результатом застарелого
зла - отсутствия какого бы то ни было правового
порядка в повседневной жизни русского
народа". Вместо права доминирующее
влияние в обществе имели другие формы
регуляции: мораль с ее представлением
о греховной природе государства, революционная
целесообразность, религиозный эсхатологизм,
чрезвычайщина в форме сверхнасилия или
сверхмобилизации (хрестоматия 10.2.). Поэтому
для России столь актуальна сейчас задача
формирования системного единства различных
социальных регуляторов на основе правового
критерия..