Философия права

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:44, лекция

Описание работы

10.1. Предмет и задачи философии права
10.2. Сущность права
10.3. Понятие права
10.4. Правовая онтология
10.5. Правовая аксиология
10.6. Правовая гносеология
10.7. Юридическая концепция общего блага
10.8. Право в системе социальных норм

Работа содержит 1 файл

лекции философия права.docx

— 51.04 Кб (Скачать)

          Право как справедливость. В словаре  Даля справедливость объясняется  через понятия правды и правосудия. Право должно обеспечивать справедливость. Речь здесь идет не о законе, а именно о праве в философском  смысле. Ведь закон бывает разный  и применение неправового закона  обязательно приводит к торжеству  несправедливости. Еще с древности  возникает представление, особенно  ярко выраженное в концепциях  естественного права, о том,  что право всегда справедливо,  что только оно обеспечивает  справедливость общественных отношений.  Аристотель полагал, что понятие  справедливости связано с представлением  о государстве, так как право,  служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой  политического общения. Всякий  закон в своей основе предполагает  право. Отступление закона от  права приводит к вырождению  закона в средство деспотизма.

          Разумеется, далеко не все мыслители  разделяли такую точку зрения. Так, Н.А. Бердяев исходил из того, что право и закон являются непримиримыми противоположностями, исключая тем самым возможность существования правового закона. Критикуя позитивное право (имея в виду неправовой закон), он писал, что "право как орган и орудие государства, как фактическое выражение его неограниченной власти, есть слишком часто ложь и обман - это законность, полезная для некоторых человеческих существ, но далекая и противная закону Божьему. Право есть свобода, государство - насилие, право - голос Божий в личности, государство - безлично и безбожно". (Н.А. Бердяев. Государство // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. - Л., 1990. - С. 291.) (хрестоматия 10.4). В духе анархизма и нигилизма Бердяев отрицает правовые рамки справедливости, считая это недопустимым насильственным способом осуществления справедливости. Кроме того, выше справедливости он ставит христианскую идею правды. Если обратиться к истории философско-правовых идей, то нужно признать, что уже на рубеже 16-17 вв. в работах голландского правоведа Гуго Гроция была дана критика использованной Бердяевым идеи о правовой насильственности осуществления справедливости. Гроций писал, что положение о том, что люди принуждаются своего рода насилием к осуществлению справедливости, относится не к самому праву, а "только к тем установлениям и законам, которые должны способствовать осуществлению права на деле" (Цит. по: Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. - М., 1997. - С. 451).

          Итак, справедливость предполагает  существование в обществе правового  начала и способов его применения  для регулирования общественных  отношений. Дошедшее до нас  из римского права слово юстиция  означает справедливость и правосудие. Достоянием европейской культуры  стал образ древнегреческой богини  правосудия Фемиды. Наиболее типичные  атрибуты Фемиды - весы в руках  и повязка на глазах. Весы Фемиды  воплощают идею справедливости. Повязка на глазах - символ беспристрастия, равного подхода ко всем, невзирая  на личности. Иногда Фемида изображалась с рогом изобилия в руках, который, видимо, означал, что благополучие граждан, их материальное благосостояние немыслимы без законности и правопорядка.

          Справедливость предполагает правовое  равенство субъектов права. Это  означает необходимость общезначимости и одинаковости требований права в отношении всех, включая и носителей власти, создающих законы. В римском праве имелось положение: то право, которое кто-либо считает справедливым применить к другому лицу, должно признаваться действительным и для самого себя. Выдвигалось также требование о том, что под действие закона должны подпадать все.

          Правовая форма органично присуща  справедливости. Отказ от правового  характера справедливости приводит  к тому, что за справедливость  начинают выдавать какое-либо  неправовое начало, применение которого  угрожает обществу и государству  дестабилизацией. Такими неправовыми  началами могут быть требования  фактического равенства и привилегий, моральные нормы и религиозные  ценности, национальные или экономические  интересы. В этом случае правовое, то есть всеобщее и равное  для всех значение справедливости  подменяется отдельным, частным,  произвольным интересом. Этот  частный интерес может быть  закреплен в неправовом законе, никак не способствующем благу общества и его конкретных граждан. Аврелий Августин утверждал, что справедливость выступает необходимым свойством права и выступает в качестве критерия для того, чтобы отличить право от неправа и насилия, государство - от банды разбойников. 

10.3. Понятие права 

     Типология правопонимания. Юристы, занимающиеся философским анализом права, используют следующую классификацию школ (типов) правопонимания: естественно-правовая, историческая, социологическая, психологическая, нормативистская и марксистская. Их различие обусловлено различием исходных позиций в отношении к праву, тем, что стоит на первом месте - человек, государство или общество. Однако если понятие права для философии права связано с вопросом об истине права, то следует отдать предпочтение подходу В.С. Нерсесянца. Опираясь на принцип различения права и закона, он выделяет два противоположных типа правопонимания: юридический (jus - право) и легистский (lex - закон). (См.: Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. - М., 1997. - Глава 3. Понятие права).

          Для юридического объяснения  права естественно-правовая концепция  служит частным случаем. Иначе  говоря, Нерсесянц отдает должное естественно-правовым идеям, но стремится диалектически преодолеть их в своей теории. Он трактует право как объективное и самостоятельное явление, которому присуща своя, не зависящая от воли законодателя природа, свой принцип формального равенства. Право является всеобщей и необходимой формой свободы людей. Свобода в социуме возможна лишь в форме права. Право является исходной основой законодательства и критерием его оценки.

          С этой точки зрения, можно  сказать, что законодательство  при социализме является не  правовым, так как отсутствует  правовой принцип формального  равенства и свободы индивидов.  Социалистическое право трактовалось  как совокупность правил поведения,  выражающих волю господствующего  класса и закрепляющих общественные  отношения, выгодные господствующему  классу.

          Если же говорить о фактически  существующей в нашей стране  практике правопонимания, то, по мнению М.Н. Марченко, в современной России теория естественного права фактически принята в качестве официальной государственно-правовой доктрины. Хотя Конституция РФ 1993 г. не содержит прямого упоминания о естественном праве (как это сделано в некоторых зарубежных конституциях), на естественно-правовой подход указывает, например, положение ч.2 ст.17 о неотчуждаемости прав человека: "Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения". Это означает, что никакая законодательная власть не может в принципе отменить ни одного из "общепризнанных" прав человека. В российских условиях доктрина естественного права особенно активно используется для оправдания восстановления почти неограниченной частной собственности, социального расслоения, приоритета индивидуальных интересов над личными. (Марченко М.Н. Естественно-правовая теория // Большая российская юридическая энциклопедия. - http://www.encyclopedia.ru/internet/bryue.html)

          Легистское понимание права состоит в сведении права к закону, позитивному праву. Правом считается официально данное, действующее, позитивное право. Это близко к позитивистскому пониманию права как совокупности юридических норм. Задача исследователей права в этом случае состоит лишь в определении того, что уже есть и известно как право (изменчивый и противоречивый материал действующего права, многообразие его источников). В этом духе советское право трактовалось как система норм, то есть законов, изданных и охраняемых органами государственной власти.

          Определение права возможно через описание его объективных, сущностных свойств: формальное равенство, всеобщая и необходимая форма свободы, всеобщая справедливость.

          Эти свойства права отличают  его от закона, так как они  не зависят от воли законодателя. Кроме того, они исторически и  логически предшествуют закону. В процессе выражения права  в форме закона к этим свойствам  добавляется новое свойство - властная  общеобязательность закона в  определенное время в определенном  социальном пространстве. Закон  становится правовым законом  только при условии выражения  объективных свойств права. Поэтому правовым законом можно назвать право, получившее законную силу, то есть официальную признанность, общеобязательность, определенность и конкретность).

          Закон общеобязателен по двум  взаимосвязанным аспектам. Во-первых, он пользуется поддержкой и защитой государственной власти. Во-вторых, он общеобязателен потому, что в нем воплощено право. Если первый аспект оторвать от второго, может возникнуть легистское представление о том, что любой приказ власти является правом. Однако без учета второго аспекта будет непонятно, почему закон претендует на то, чтобы быть правовым. Объяснение состоит в том, что в ином случае любой закон можно трактовать как средство осуществления произвола и насилия. В правовом государстве всегда стоит задача придания праву законной силы и обеспечения правового характера любых законов. 

10.4. Правовая онтология 

     Человек как правовое существо. Рассмотрение права в его различении и совпадении с законом позволяет характеризовать  право с точки зрения онтологии. С позиций юридического правопонимания, бытие права включает в себя объективные свойства и сущностные характеристики права как всеобщей и необходимой формы равенства, свободы и справедливости в общественной жизни людей.

          С возникновением цивилизации  начинается процесс становления  человека как правового существа. Правовая сущность человека не  является неизменной и мы не можем согласиться с представлениями сторонников естественноправовой теории о врожденных правах человека. Право, также как и государство, исторично. Человек и социум постепенно достигают правовых форм свободы, равенства и справедливости. С этой точки зрения, историю человечества можно представить как достигаемое огромным трудом продвижение вперед на пути от рабства, деспотизма и тоталитаризма к свободе, праву и справедливости.

          Становление сущности права и  возникновение правовых явлений  и отношений происходят одновременно  со становлением государства.  Важной частью культуры общества  является правовая культура как  способность людей и государства жить по правовой форме. Правовой форме могут противостоять нецивилизованные формы регулирования общественных отношений, связанные с произволом властей и отдельных индивидов.

          Бытие и существование права.  Объективность существования права  состоит в его абстрактности  и формальности, в том, что право  представляет собой абстрактную  форму фактических социальных  отношений. Это означает, что было  бы неверным отождествлять бытие  права (правовые отношения) с  фактическим существованием норм  поведения (с практикой реализации  законов). Если в обществе действуют  неправовые законы, то они не  могут служить доказательством  существования права. В качестве  примера можно привести советский легизм как неправовую доктрину. Он подкреплялся правоотрицающей социальностью и освящался антиправовой идеологией. Критика буржуазного нормативизма и юридического догматизма дополнялась апологетикой социалистического права как системы норм. Наличие законов трактовалось как показатель существования права вообще, как нечто первичное и определяющее по отношению ко всем остальным правовым явлениям.

          Право существует везде, где  в обществе соблюдается принцип  формального равенства. В правовом  законе осуществляется формулирование  права властным путем и ему  придается общеобязательность. В  правовом государстве во избежание  произвола властное приказание  должно преобразовываться в правовое  установление власти. Только таким  способом произвол власти может  быть сменен властью права. 

10.5. Правовая аксиология 

     Также как и правовая онтология, правовая аксиология предполагает различение и  соотношение права и закона и  имеет смысл лишь в рамках юридического правопонимания. Юридическая аксиология рассматривает право как ценность (как цель, императивное требование) и имеет дело с ценностными суждениями о правовом значении позитивного права и государства.

          Естественно-правовая аксиология  исходит из представления о  различии права естественного  и позитивного (установленного  властями). Естественное право выступает  в виде образца, цели и критерия  для оценки позитивного права,  законодательной власти и государства.  При этом естественное право  трактуется как нравственное (религиозное,  моральное) явление и изначально  воспринимается как абсолютная  ценность.

          Таким образом, в понятие естественного  права наряду с объективными  свойствами права включаются  и различные моральные (в том  числе и религиозные) характеристики. В итоге возникает симбиоз  различных социальных норм (правовых, религиозных, моральных), который  используется как критерий для  ценностной оценки позитивного  права. При таком подходе естественно-правовая  справедливость ищется не на  формально-логическом, а на эмпирико-фактическом  уровне. Поэтому она имеет не  всеобщую, а относительную ценность.

          Позитивисты подвергали критике  концепцию естественного права  за смешение права с моралью,  за требования моральности права.  Так, Ганс Кельзен полагал, что справедливость не может быть признаком, отличающим право от других принудительных порядков. Всякое произвольное содержание может быть правом. Любой произвол может быть признан в качестве права. Изгоняя справедливость из сферы права и утверждая, что справедливость относится исключительно к морали, Кельзен разрывает всякую связь морали и права. Получается, что, критикуя представителей концепции естественного права за смешение права и морали, позитивисты впадают в другую крайность - отрицая какую-либо связь между правом и моралью. Для объяснения сложного взаимоотношения морали и права можно сослаться на мнение российского правоведа С.С. Алексеева. Он полагает, что основным постулатом, определяющим феномен права, остается воплощение в правовой материи требования справедливости, равной меры и равного юридического подхода. В сфере юриспруденции это требование трансформируется в важнейшее правовое начало - необходимость справедливого права и справедливого его применения - правосудия. Однако при всем глубоком взаимодействии между ними, мораль и право - это две особые, ценностно-регулятивные системы, занимающие самостоятельные ниши в жизни общества (С.С. Алексеев. Философия права. - М.: Норма, 1998. - С.56).

Информация о работе Философия права