Философия права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 09:25, контрольная работа

Описание работы

Теоретические воззрения Цицерона в области государства и права находятся под заметным влиянием древнегреческой мысли, и прежде всего учений Платона, Аристотеля, Полибия и стоиков. Вместе с тем это «иноземное» влияние Цицерон как патриот Рима и практический политик стремился соединить и согласовать с собственно римскими традициями в области государственно-правовой практики и политико-правовой мысли, с самобытной историей римского государства и права, с реальной обстановкой и актуальными задачами современной ему социальной и политической действительности. В целом творческое использование идей предшественников в политико-правовом учении Цицерона сочетается с развитием им ряда оригинальных и новых положений в области теории государства и права.

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

Например, в работах  по уголовному процессу уже можно  встретить термин “естественная доктрина в области процессуального права“Различение права и закона... становится... необходимым моментом любого теоретического подхода к правовым явлениям, предполагающего различение сущности и явления”15, в том числе и при изучении понятия законности. Только подход с позиции различения права и закона позволяет характеризовать закон как правовое или неправовое установление, только такой подход может выполнить, кроме описательной, оценочную и объяснительную функции. Следовательно, закономерен вывод, что методологической основой для исследования понятия законности должна выступать концепция различения права и закона. Однако поскольку право отличается от закона и служит критерием для его оценки, постольку возникают, как минимум, два вопроса.

Первый из них можно сформулировать следующим образом: есть ли необходимость в какой-то новой или дополнительной категории для характеристики содержания и формы нормативных актов, если право и есть основание и критерий для этого?

Действительно, право - мерило свободы человека как члена общественного организма, право - это критерий, основа, идеал и для поведения субъектов, и для содержания нормативных актов. Однако право, пожалуй, одна из наиболее общих, абстрактных категорий правоведения, оно трудноопределимо. В теории с определенной уверенностью говорят лишь о том, что оно не сводится к закону и не тождественно с ним, а конкретное его понимание, достигая философского уровня, разнится практически у каждого ученого.

Второй вопрос касается того, правомерно ли распространять на категорию “законность” характеристику самого закона, поскольку первая была производна от второго (и с точки зрения этимологии - корень “закон”, и с точки зрения возникновения и использования в теории уголовного процесса. Соответственно, семантически законность, означала в соответствии с законом)? Нам представляется возможным ответить на него положительно, учитывая следующие доводы:

Во-первых, развитие общества и науки приводит к тому, что меняется понимание, содержание, объем многих юридических понятий. Не остается в стороне и законность. Так, содержание данного понятия не оставалось неизменным в теории судопроизводства. В Русской процессуальной науке начало законности рассматривалось лишь применительно к деятельности обвинителя и противостояло началу “удобства”. В советской науке законность уже рассматривается как принцип всего уголовного процесса. С этой точки зрения следует присоединиться к утверждению М.Е. Токаревой, согласно которому современные преобразования в России требуют “переосмысления теоретических основ и самого понятия законности”.

Во-вторых, юридической  науке, пожалуй больше чем многим другим, свойственен консерватизм. Видимо этим объясняется достаточно редкое введение и употребление новых  терминологических конструкций. В  данном случае законность не является исключением и с успехом конкурирует с какими-то ни было новыми понятиями. К тому же, как было указано выше, в теории права и в науке уголовного процесса уже существует распространение термина законность не только на характеристику поведения лиц, но и на оценку содержания законов, а последняя возможна с точки зрения отличного от закона права.

Правомерность использования для этих целей  понятия законности обосновывается еще двумя обстоятельствами.

Во-первых, с  точки зрения языка, термин “законность” производен от корня закон, но значение последнего не ограничивается нормативным актом государственной власти и в широком смысле определяется как необходимое, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. В этом смысле закон выступает как закономерность, а законность - в качестве соответствия этой закономерности. Познанные человеком основные социальные закономерности в уголовно-процессуальной сфере являются правовыми началами, принципами. Следовательно, в таком случае законность производна не от властного предписания государства, а от исходного для их обоих права. Иными словами принцип законности имеет своим содержанием некоторые правовые начала, отражающие закономерности общественного развития.

Во-вторых, право  и закон действительно разделяются, но не противопоставляются. Закон обязательно должен выражать право, иначе он не будет законом. Противопоставление (конфликт, взаимоисключение) права и официальных властных предписаний ведут к произволу и хаосу. Следовательно, законность обязательно должна отражать тот факт, что в государственном нормативном акте выражено право. Поскольку закон в принципе не может выразить право полностью и лишь является каким-то приближением к праву, постольку законность не может ограничиваться рамками властных предписаний и должна быть способна характеризовать последние.

С этих позиций  представляется неправомерным противопоставлять  проблему законности и абстрактно-теоретического различения права и закона. Различение права и закона создает теоретическую предпосылку, определяет методологический подход для более полного изучения такого сложного явления, как законность. В частности, эта концепция позволяет заключить, что понятие законности должно и способно отражать факт содержания права в законе и акцентировать внимание на правовых началах. Различение права и закона дает возможность не только говорить о необходимости демократического содержания законности, но и точнее его определить исходя из основных правовых начал.

Концепция различения права и закона позволяет сформулировать следующие исходные положения: 1. Законность является аспектом, стороной, элементом, свойством права, его конкретизацией; 2. Законность направлена на характеристику поведения субъектов общественной жизни, содержания и формы нормативных актов применительно к праву; 3. Сущность законности состоит в соответствии поведения субъектов общественной жизни и нормативных актов праву, то есть в соблюдении и исполнении права в самом широком смысле слова.

Данные положения  позволяют рассмотреть существенные признаки понятия законности и уточнить ее определение. Этой задаче посвящен следующий параграф работы, который обращается к конкретизации сущности законности в понятиях правового режима и принципа верховенства права.

Роль  римской юриспруденции  и римского права в разработке юридического правопонимания и в развитии философии права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы.

  1. Кузищин В.И. – "История древнего Рима". М., 1994 г. - 366 стр.
  2. Политико-философские трактаты Цицерона. "О государстве", "О законах", "Тускуланские беседы"  – Русский гуманитарный Интернет университет
  3. Рижский М.И. - "Цицерон Марк Тулий. Философские Трактаты". М.,1985 г.
  4. Всемирная история. Эллинистический и Римский периоды. Под ред. А.Н. Бадак , И.Е. Войничь, Н.М. Волчек и др. М., 1999 г.
  5. Всемирная история в иллюстрациях. М., 1994 г.
  6. Всемирный энциклопедический словарь. Главный ред. Адамчик М.В. Минск, 2004 г. – 1640 стр.
  7. Нажимов В.П. О соотношении понятий законности и справедливости // Эффективность уголовно-правовых и процессуальных норм в борьбе с преступностью. Калининград, 1993. С.56; Клямко Э.И. О правовом содержании презумпции невиновности // Государство и право. 1994. № 2. С.95.
  8. Подробнее о политическом значении правопонимания См.: Лившиц Р.З. Современная теория права. М., 1992. С.27-29.
  9. Макаров О.В. Соотношение права и государства // Государство и право. 1995. № 5. С.17.
  10. Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М., 1977. С.243.
  11. Вопленко Н.Н. Указ. соч. С.13.
  12. Лисюткин А.Б. Указ. соч. С. 9.
  13. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1987. С.342.
  14. Керимов Д.А. Философские проблемы права. М., 1972. С.41-47
  15. И.Б. Новицкий. Римское право. М., 2002.
  16. В.Г. Графский. Всеобщая история права и государства. М., 2000.

Информация о работе Философия права