Философия политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:08, реферат

Описание работы

Введение в политическую философию1 принято начинать с изложения ее краткой истории. Отцами-основателями западной политической философии считаются Сократ, его ученик Платон, который, в свою очередь, был учителем Аристотеля. Традиция говорит, что политика есть искусство, а не техника, и ориентировано оно на реализацию человеческой природы. Политическая философия, которая вырастала из политического искусства, разделила дела политические и все неполитическое. В области политической разум заменяется властью, власть заключается в договорах и разделяет благо по договору и естественное благо. Вот эти изначальные различия между природой и договором и, в конечном счете, между тем, что хорошо и что дурно, легли в основу греческой классической политический философии, которая была нацелена на продвижение к благу.

Работа содержит 1 файл

реф фил.docx

— 68.57 Кб (Скачать)
  • Идея гражданского общества представлена в общественном сознании и в науке в различных смыслах, из которых магистральными можно выделить три:
    • 1) как нормативная концепция идеального общественного порядка;
    • 2) как аналитическая схема интерпретации современной социальной реальности;
    • 3) как идеологическая конструкция.

     Центральной идеей гражданского общества является проблема соотношения частной и  публичной сфер общественной жизни. С точки зрения личных интересов, можно выделить в качестве системообразующих такие принципы гражданского общества, как личная свобода, неприкосновенность и безопасность граждан, право собственности, право свободного существования и функционирования независимых объединений. Причем реализация гражданских прав и свобод личности гарантируется не только с помощью права, но и всей совокупности норм, регулирующих взаимоотношения между личностью и обществом. Область личной автономии достаточно широка и вторжение со стороны государственных инстанций в сферу частных интересов является недопустимым. Можно говорить о том, что принцип самоценности личности, ее автономности по отношению к государству, лежит в основании гражданского общества. 
          Рассмотрение гражданского общества как совокупности самоорганизованных и самоуправляемых социальных связей и отношений, позволяющих выражать интересы различных социальных слоев и групп, предполагает активность в публичной сфере. Посредством гражданского общества осуществляются организованные, институционально представленные в политическом процессе экономические и политические интересы большинства, прежде всего различных внеэлитных слоев и групп. 
Институционализация интересов как система представительства интересов на разных уровнях осуществляется посредством различного рода ассоциаций и объединений, определяемых как "группы интересов". Таким образом, наряду с гражданским и территориальным представительством активизируется деятельность и различных организаций, объединенных общностью интересов, вне зависимости от их месторасположения и отношения к государственным структурам. Многоуровневая система представительства интересов предполагает наличие горизонтальных интеграционных связей, а также обеспечивает возможность существования широкого спектра политических и внеполитических акторов, обеспечивающих удовлетворение различных потребностей личности. 
          При признании в качестве главной социальной основы 
гражданского общества среднего класса, состоящего из высокопроизводительных, высококвалифицированных, инициативных и предприимчивых работников с достаточно высоким уровнем доходов следует согласиться с тем, что для адекватного функционирования гражданского общества необходим определенный тип личности. В частности, гражданское общество на Западе базируется на принципе индивидуализма, посредством которого индивид выражает свои права и самовыражается как личность в деятельности многочисленных партий, ассоциаций, движений и других общественных организаций. 
          Принципиален вопрос о взаимоотношениях между гражданским обществом и государством. Для западных демократических традиций основополагающим является признание равноправия интересов государства и гражданского общества в процессе их диалога, когда существуют достаточно эффективные рычаги взаимовлияния заинтересованных групп и 
властно-государственных структур. Отношения внутри гражданского общества не основаны на властных полномочиях, поскольку власть вынесена за его пределы и используется лишь как гарантия соблюдения всеми общих "правил игры". Вследствие этого осуществляются разделения частного и публичного права, личного, общественного и государственного интересов. Государство выступает в качестве гаранта соблюдения всеми агентами гражданского общества при их равном статусе общепринятых правил. Для позитивного взаимодействия гражданского общества и государства целесообразны самоограничения со стороны обоих институтов, при этом государство необходимо для реализации определенных обслуживающих функций. Однако диалектика взаимоотношений гражданского общества и государства свидетельствует о необходимости смещения акцента в сторону сильного государства в периоды становления институтов гражданского общества в посттоталитарных странах, либо в социумах, в которых сильны иные социокультурные традиции. 
          В круг современных проблем, связанных с функционированием гражданского общества неизбежно попадает проблема политического участия, выдвигающая на передний край "позитивные права граждан" - участие в массовых движениях и коллективных действиях, основными параметрами которых являются мобильность, творчество, продуктивность, ассоциативность и проч. Речь идет о неинституциональных средствах политического участия в различных областях: забота о здоровье, благосостояние, права в сфере образования, этические проблемы, гендерная проблематика и т.д. Это связано с феноменом политических движений на Западе, ориентированных на требования, традиционно не попадавших в политическую сферу. 
          Данные процессы связаны с проблемой политического 
плюрализма, предполагающей, что широкий, демократически организованный спектр политической жизни оказывает стабилизирующее воздействие на общество, способствует привлечению граждан к участию в политической жизни и управлении, одним из наиболее демократических каналов которого являются выборы. Плюрализм в политической сфере представляет собой распыление властного ресурса для придания ему диффузного, фрагментарного характера. При таком способе организации власти предполагается влияние каждой социальной группы на формирование поля политики без монополизации основных рычагов и каналов вследствие взаимодействия и противоборства с другими группами. В идеале роль государства в функционировании подобной системы ограничивается функцией "ночного сторожа" (Д. Локк), нейтрального арбитра, устанавливающего правила игры и способствующего примирению интересов в обществе на различных уровнях представительства последних. Плюралистическая политическая система обеспечивает для различных социальных групп возможность либо достижения благоприятных решений, либо блокирования легальными способами процесса принятия неблагоприятных для них решений. В подобных системах предполагается наличие групп давления, обеспечивающих лоббирование интересов через политико-партийные, законодательные, правительственные, бюрократические и иные каналы, а также посредством мобилизации общественного мнения и СМИ. 
          Субъективный компонент политики, в различных координатах отражающий политический процесс, находит свое выражение в политическом сознании. Политическое сознание - одна из центральных категорий политической науки, обозначающая совокупность духовных образований, определяющих способность человека функционировать в политической сфере и опосредующих его взаимоотношения с политическими структурами
          Политическое сознание представляет собой переплетение норм, ценностей, идеалов, установок, ожиданий, умонастроений, являющихся для человека ориентирами и способами адаптации к властным институтам. Политическое сознание является внутренне противоречивым и неоднородным, формируется в результате познавательной и адаптационной человеческой деятельности, предполагает зависимость от него разнонаправленных политических процессов. Содержание 
политического сознания составляют специфические человеческие потребности, связанные именно с политической деятельностью, поскольку заключают в себе испытываемую людьми необходимость в определенных условиях жизни и развития. Стремление к удовлетворению политических потребностей побуждает к определенным типам активности и эмоциональным и рефлексивным мыслительным процессам. Результатом подобной активности являются взгляды, идеи, установки, убеждения, умонастроения, ориентации, носящие социально-политический характер. 
          Важным с функциональной точки зрения является выделение теоретического и обыденного уровней политического сознания. Теоретический уровень предполагает наличие различного рода идеологических конструктов, идей, концепций, систем воззрений политического характера. В подобном ракурсе политическое сознание представляет собой стройную мировоззренческую систему, рациональную форму осмысления политической реальности, интерпретирующую ее с точки зрения определенных теоретико-идеологических координат. Обыденный уровень политического сознания характеризуется размытостью, несистематизированностью, противоречивостью, эмоциональной окрашенностью, импульсивностью. Одновременно обыденный уровень отличается большей устойчивостью, длительностью существования стереотипов, не меняющихся даже под действием идеологических факторов и определяющих политическое поведение. 
          Политическое сознание выполняет познавательную, идеологическую, коммуникативную, прогностическую, воспитательную функции. Удельный вес каждой из функций зависит от ряда параметров, прежде всего от уровня политического развития и политической устойчивости страны, а также от текущих и долговременных политических и общественных приоритетов.

  • В политической науке выделяют массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание с точки зрения его носителя. Массовое политическое сознание определяет наиболее общие алгоритмы политического поведения, включая в себя:
    • 1) ожидания и чаяния людей, а также оценку влияния на исполнения данных ожиданий;
    • 2) ценностные ориентации;
    • 3) мнения и настроения относительно текущего политического процесса.

     Групповое политическое сознание представляет общие для определенной социальной группы представления, поведенческие нормы, ценности, взгляды, идеи, определяющие специфику ее политической деятельности. 
          Индивидуальное политическое сознание выявляет качества и свойства личности воспринимать, оценивать и действовать в политическом сегменте социальной реальности. Акцент в данном случае делается на психологических характеристиках личности, определяющих степень и формы ее политического участия. 
          Выявление содержания и состояния различных уровней политического сознания производится посредством опросов общественного мнения, анкетирования, экспертных оценок и изучения программных документов, что позволяет выявить долговременные и ситуативные предпочтения как общие, так и групповые и личностные. В подобном контексте выделяют два блока элементов: мотивационный (политические потребности, установки, ценности, чувства, эмоции) и познавательный (информированность, интерес к политике, убеждения).

  • Особое значение приобретает исследование массовых потребностей, установок, интересов и ценностных ориентаций как с целью выявления общественного мнения, так и для выработки технолого-манипулятивных выборных стратегий в электоральном процессе. Эффективность выборных технологий зависит:
    • во-первых, от правильной оценки актуализировавшихся массовых потребностей и от реальных возможностей по ее удовлетворению;
    • во-вторых, от адекватного анализа массовых политических интересов, обнаруживающих себя через устойчивое, эмоционально окрашенное внимание к определенным фактам, явлениям и процессам посредством различного рода суждений, оценок, эмоций;
    • в-третьих, следует учитывать устойчивые политические установки и стереотипы, определяющие предрасположенность субъекта политического сознания к восприятию различных объектов и выражению отношения к ним;
    • в-четвертых, необходимо изучение массовых ценностных ориентаций, обладающих определенной автономностью в структуре политического сознания и представляющих симбиоз чувственного и рационального отношения к политической реальности.

     В современную эпоху особую актуальность приобретает манипуляция с политическим сознанием, используя его сущностные особенности. Современный этап развития политического мироустройства является "программируемым" (А. Турен), т.е. органически связанным с сознательным воплощением неких политических проектов. Как следствие политика может быть определена как социальный феномен, формирующийся в процессе перемещения явлений сознания в практическую плоскость. Символическая коммуникация - особый тип властного принуждения, раскрывающего суть политики. "Распределение и использование ресурсов в большей мере проявляются через символические средства" и поэтому "прямое использование силы в политике невелико"7. Символический характер принуждения обусловливает и социальные границы политического пространства. 
          В условиях современности, трансформация нормативно-символической сферы привела к тому, что главным системообразующим конструктом в социально-политической матрице стал 
имидж, распространение и потребление которого становится условием гражданской идентификации и источником формирования подвижных политических общностей. Люди суть то, что они покупают (или могут купить), поэтому беспредельный мир информационных технологий используется для образования цепи образов (символов), часто в связи с государственными или оппозиционными идеологии и идеями. Иначе говоря, люди обретают гражданский статус и политическую идентичность как потребители информации в виде имиджей (а так же других рекламных продуктов)8. Идеологи уступают место технологам. События становятся политическим фактом лишь в результате информационной интерпретации, облеченной в развлекательную форму. 
          Принципиальным моментом здесь становится то, что в рамках своих стратегий СМИ и властные структуры начинают тиражировать не создаваемые, а уже имеющиеся готовые решения, лишь приспособляемые к выдвигаемым проблемам. Подобные процессы качественно трансформируют, а, по сути, заново институционализируют механизмы представительства граждан. 
          Складывающийся политический дизайн является устойчивым и возобновляемым, т.е. ни один из прежних политических институтов не способен изменить складывающегося нового политического коммуникативного пространства. Политика стала похожа на бизнес, пропаганда - на рекламу. Массовая реклама уступает место "интегрированным маркетинговым коммуникациям". В то время как политические "связи с общественностью" превращаются в 
маркетинг, тот становится настоящей политикой9.

Информация о работе Философия политики