Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:08, реферат
Введение в политическую философию1 принято начинать с изложения ее краткой истории. Отцами-основателями западной политической философии считаются Сократ, его ученик Платон, который, в свою очередь, был учителем Аристотеля. Традиция говорит, что политика есть искусство, а не техника, и ориентировано оно на реализацию человеческой природы. Политическая философия, которая вырастала из политического искусства, разделила дела политические и все неполитическое. В области политической разум заменяется властью, власть заключается в договорах и разделяет благо по договору и естественное благо. Вот эти изначальные различия между природой и договором и, в конечном счете, между тем, что хорошо и что дурно, легли в основу греческой классической политический философии, которая была нацелена на продвижение к благу.
Центральной
идеей гражданского общества является
проблема соотношения частной и
публичной сфер общественной жизни.
С точки зрения личных интересов,
можно выделить в качестве системообразующих
такие принципы гражданского общества,
как личная свобода, неприкосновенность
и безопасность граждан, право собственности,
право свободного существования и функционирования
независимых объединений. Причем реализация
гражданских прав и свобод личности гарантируется
не только с помощью права, но и всей совокупности
норм, регулирующих взаимоотношения между
личностью и обществом. Область личной
автономии достаточно широка и вторжение
со стороны государственных инстанций
в сферу частных интересов является недопустимым.
Можно говорить о том, что принцип самоценности
личности, ее автономности по отношению
к государству, лежит в основании гражданского
общества.
Рассмотрение гражданского общества как
совокупности самоорганизованных и самоуправляемых
социальных связей и отношений, позволяющих
выражать интересы различных социальных
слоев и групп, предполагает активность
в публичной сфере. Посредством гражданского
общества осуществляются организованные,
институционально представленные в политическом
процессе экономические и политические
интересы большинства, прежде всего различных
внеэлитных слоев и групп. Институционализация инт
При признании в качестве главной социальной
основы
Принципиален вопрос
о взаимоотношениях
между гражданским обществом
и государством. Для западных демократических
традиций основополагающим является признание
равноправия интересов государства и
гражданского общества в процессе их диалога,
когда существуют достаточно эффективные
рычаги взаимовлияния заинтересованных
групп и властно-государственных
структур. Отношения
внутри гражданского общества не основаны
на властных полномочиях, поскольку власть
вынесена за его пределы и используется
лишь как гарантия соблюдения всеми общих
"правил игры". Вследствие этого осуществляются
разделения частного и публичного права,
личного, общественного и государственного
интересов. Государство выступает в качестве
гаранта соблюдения всеми агентами гражданского
общества при их равном статусе общепринятых
правил. Для позитивного взаимодействия
гражданского общества и государства
целесообразны самоограничения со стороны
обоих институтов, при этом государство
необходимо для реализации определенных
обслуживающих функций. Однако диалектика взаимоотноше
В круг современных проблем, связанных
с функционированием гражданского общества
неизбежно попадает проблема
политического участия, выдвигающая
на передний край "позитивные права
граждан" - участие в массовых движениях
и коллективных действиях, основными параметрами
которых являются мобильность, творчество,
продуктивность, ассоциативность и проч.
Речь идет о неинституциональных средствах
политического участия в различных областях:
забота о здоровье, благосостояние, права
в сфере образования, этические проблемы,
гендерная проблематика и т.д. Это связано
с феноменом политических движений на
Западе, ориентированных на требования,
традиционно не попадавших в политическую
сферу.
Данные процессы связаны с проблемой политического
Субъективный компонент политики, в различных
координатах отражающий политический
процесс, находит свое выражение в политическом
сознании. Политическое
сознание - одна
из центральных категорий
политической науки,
обозначающая совокупность
духовных образований,
определяющих способность
человека функционировать
в политической сфере
и опосредующих его
взаимоотношения с политическими
структурами.
Политическое сознание представляет собой
переплетение норм, ценностей, идеалов,
установок, ожиданий, умонастроений, являющихся
для человека ориентирами и способами
адаптации к властным институтам. Политическое
сознание является внутренне противоречивым
и неоднородным, формируется в результате
познавательной и адаптационной человеческой
деятельности, предполагает зависимость
от него разнонаправленных политических
процессов. Содержание политического
сознания составляют
специфические человеческие потребности,
связанные именно с политической деятельностью,
поскольку заключают в себе испытываемую
людьми необходимость в определенных
условиях жизни и развития. Стремление
к удовлетворению политических потребностей
побуждает к определенным типам активности
и эмоциональным и рефлексивным мыслительным
процессам. Результатом подобной активности
являются взгляды, идеи, установки, убеждения,
умонастроения, ориентации, носящие социально-политический
характер.
Важным с функциональной точки зрения
является выделение теоретического и
обыденного уровней политического сознания.
Теоретический уровень предполагает наличие
различного рода идеологических конструктов,
идей, концепций, систем воззрений политического
характера. В подобном ракурсе политическое
сознание представляет собой стройную
мировоззренческую систему, рациональную
форму осмысления политической реальности,
интерпретирующую ее с точки зрения определенных
теоретико-идеологических координат.
Обыденный уровень политического сознания
характеризуется размытостью, несистематизированностью,
противоречивостью, эмоциональной окрашенностью,
импульсивностью. Одновременно обыденный
уровень отличается большей устойчивостью,
длительностью существования стереотипов,
не меняющихся даже под действием идеологических
факторов и определяющих политическое
поведение.
Политическое сознание выполняет познавательную,
идеологическую, коммуникативную,
прогностическую, воспитательную
функции. Удельный вес каждой из функций
зависит от ряда параметров, прежде всего
от уровня политического развития и политической
устойчивости страны, а также от текущих
и долговременных политических и общественных
приоритетов.
Групповое
политическое сознание представляет
общие для определенной социальной группы
представления, поведенческие нормы, ценности,
взгляды, идеи, определяющие специфику
ее политической деятельности.
Индивидуальное политическое
сознание выявляет качества и свойства
личности воспринимать, оценивать и действовать
в политическом сегменте социальной реальности.
Акцент в данном случае делается на психологических
характеристиках личности, определяющих
степень и формы ее политического участия.
Выявление содержания и состояния различных
уровней политического сознания производится
посредством опросов общественного мнения,
анкетирования, экспертных оценок и изучения
программных документов, что позволяет
выявить долговременные и ситуативные
предпочтения как общие, так и групповые
и личностные. В подобном контексте выделяют
два блока элементов: мотивационный (политические
потребности, установки, ценности, чувства,
эмоции) и познавательный (информированность,
интерес к политике, убеждения).
В
современную эпоху особую актуальность
приобретает манипуляция с
В условиях современности, трансформация
нормативно-символической сферы привела
к тому, что главным системообразующим
конструктом в социально-политической
матрице стал имидж, распространение и потребление
которого становится условием гражданской
идентификации и источником формирования
подвижных политических общностей. Люди
суть то, что они покупают (или могут купить),
поэтому беспредельный мир информационных
технологий используется для образования
цепи образов (символов), часто в связи
с государственными или оппозиционными
идеологии и идеями. Иначе говоря, люди
обретают гражданский статус и политическую
идентичность как потребители информации
в виде имиджей (а так же других рекламных
продуктов)8. Идеологи уступают место
технологам. События становятся политическим
фактом лишь в результате информационной
интерпретации, облеченной в развлекательную
форму.
Принципиальным моментом здесь становится
то, что в рамках своих стратегий СМИ и
властные структуры начинают тиражировать
не создаваемые, а уже имеющиеся готовые
решения, лишь приспособляемые к выдвигаемым
проблемам. Подобные процессы качественно
трансформируют, а, по сути, заново институционализируют
механизмы представительства граждан.
Складывающийся политический дизайн является
устойчивым и возобновляемым, т.е. ни один
из прежних политических институтов не
способен изменить складывающегося нового
политического коммуникативного пространства.
Политика стала похожа на бизнес, пропаганда
- на рекламу. Массовая реклама уступает
место "интегрированным маркетинговым
коммуникациям". В то время как политические
"связи с общественностью" превращаются
в маркетинг, тот становится настоящей
политикой9.