Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 19:31, контрольная работа
Начиная с XVII в. бурно развивается естествознание. Потребности мореходства определяют развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело – развитие математики и механики. Новая наука опирается, прежде всего, на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности.
Локк
разделял все качества предметов
на первичные и вторичные. К первым
он относил протяженность, вес, форму,
движение, покой, вещественность и т.д.,
ко вторым – все остальные ощущаемые
качества: цвета, звуки, вкусы и т.д.
Беркли же с этим не согласен и считает,
что все качества являются вторичными,
полагая, что и первичные качества
имеют тот же характер, что и
вторичные, ибо такие качества, как
протяжение, не являются объективными,
а зависят от нашего восприятия,
сознания. Так, он говорит, что величина
предметов - это не нечто объективное,
а определяется тем, что предмет
нам кажется то большим, то маленьким.
Таким образом, существование вторичных
и первичных качеств
Так
же Беркли рассуждает и при рассмотрении
понятия материи. По Локку, мы путем
абстракции, т.е. отвлечения от предметов
общих черт и признаков, приходим
к понятию материи как таковой.
Таким же образом мы приходим и
к понятию пространства. Беркли пытается
доказать, что мы не в состоянии
прийти к понятию материи таким
способом, аргументируя при этом так
же, как и в отношении первичных
и вторичных качеств. Он полагает,
что существование абстрактно общих
идей невозможно, так как при восприятии
в нашем уме возникает
Согласно Беркли, невозможно и образовать абстрактные общие идеи человека, движения и т.д. «Точно так же, - пишет он, - для меня невозможно составить абстрактную идею движения, отличную от движущегося тела, - движения, которое ни быстро, ни медленно, ни криволинейно, ни прямолинейно, и то же самое может быть сказано обо всех прочих абстрактных идеях».
Абстрактные
идеи Беркли рассматривал как обман
слов. Беркли отвергает теорию, согласно
которой человеческий разум обладает
способностью к абстракции. Тем самым
он и не признавал существования
понятия материи как
Из
этих своих рассуждений он переходил
к отрицанию объективного существования
вещей. Так как существование
качеств вещей обусловлено
Беркли семантически анализирует слово «существовать»: Я говорю, что стол, на котором пишу, существует, то есть я вижу его и могу потрогать; а если бы он находился за пределами моего кабинета, я бы сказал, что он существует, подразумевая, что смогу его воспринять, если он окажется в моем кабинете, или же какое-то другое сознание, которое в настоящее время его воспринимает. Потому мне совершенно непонятно то, что говориться об абсолютном существовании вещей безо всякого упоминания факта восприятия. Беркли лишь отрицает существование такого понятия, как материя философском понимании. Обвинения в солипсизме Беркли также пытается отвергнуть посредством следующих рассуждений. Он утверждает, что вещи продолжают существовать в силу того, что в тот момент, когда мы их не воспринимаем, их воспринимает другой человек. Существование вещей означает, что они воспринимаются. Следовательно, когда говорится, что тела не существуют вне духа, то следует разуметь последний не как тот или другой единичный дух, но как всю совокупность духов. Духовная субстанция делится на два вида вещей: пассивные идеи и активные духи.
Дух
есть простое, нераздельное деятельное
существо, которое воспроизводит
и воспринимает идеи. Физический мир
представляет собою совокупность идей.
Воспринимая идеи, мы замечаем, что
некоторые зависят от нашей воли,
а другие – нет. Например, мы не можем
усилием воли расширить стены
дома. Но раз эти идеи не подчиняются
нашей воле, значит, существует другой,
бесконечно более могучий дух, который
их произвел, а мы их лишь воспринимаем.
Этот высший Дух и есть Бог. Он порождает
идеи внешних вещей и возбуждает
в нас ощущения. Порядок и связь
идей, порождаемых Богом, называется
законами природы. Идеи, которые запечатлеваются
в нас Творцом природы, называются
действительными вещами. Отстаивая
принцип субъективного
Таким
образом, начав с субъективного
идеализма и пытаясь избежать
солипсизма, Беркли своим признанием
сверх природной духовной силы -
бога делает шаг к объективному идеализму.
Литература
1. Лавриненко В.Н. Философия: Учебник.-2-е изд., испр. и доп. – М.:Юристъ, 2004
2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 2006.
3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
4. Нарский И.С. У истоков субъективного идеализма // Беркли Дж. Сочинения. – М., 2000.
5. http://www.philosophy.ru/edu/
6.
http://pycckuu-gyx.narod.ru/