Философия нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 19:31, контрольная работа

Описание работы

Начиная с XVII в. бурно развивается естествознание. Потребности мореходства определяют развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело – развитие математики и механики. Новая наука опирается, прежде всего, на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 39.67 Кб (Скачать)

     Таким образом, учением об "идолах" Бэкон стремился очистить сознание исследователя от пережитков схоластики и создал предпосылки для успешного распространения знаний, основанных на опытном изучении природы. Тем самым он подготовил необходимый климат для И. Ньютона, который углубил экспериментально-индуктивную методологию Бэкона, создав на ее основе классическую механику. Его работа "Математические начала натуральной философии", изданная в 1687 г. стала первой всеобъемлющей гипотетико-дедуктивной системой механики, которой был суждено определять развитие естественнонаучной мысли более 300 лет.

     Рационалистические  традиции западноевропейской философии  в 17 в. были представлены, прежде всего, Рене Декартом, Бенедиктом Спинозой, Готфридом Вильгельмом Лейбницем.

     Рене  Декарт (1596-1650) - французский философ, математик, физик, физиолог, один из основоположников европейской и мировой философии  Нового времени и родоначальник  рационалистической методологии в  теории познания.

     В отличие от Бэкона французкий мыслитель  оружием непредвзятости сделал метод  универсального сомнения, основанного  на разумном скептицизме. Это сомнение не есть неверие в познаваемость  всего сущего, а лишь прием для  нахождения безусловно достоверного начала знания. Сомневающийся человек всегда мыслит, а если мыслит, значит существует. Отсюда знаменитое заключение Декарта "Я мыслю, следовательно, существую"("cogito ergo sum").

     Метод, как его понимал Декарт, должен превратить познание в организованную деятельность, освободив его от случайностей, от таких субъективных факторов, как  наблюдательность и острый ум, с  одной стороны, удача и счастливое стечение обстоятельств, с другой.

     Подобно Бэкону, Декарт осознавал ограниченность традиционной аристотелевой логики, которая содержит не только правильные и полезные предписания, но и много  бесполезного. Она более пригодна к изложению уже известного, чем  к открытию нового, пишет Декарт в "Рассуждении о методе".

     Правильный  же метод должен быть эффективным  именно в открытии нового. В отличие  от Бэкона, который поставил в фокус  своей методологии опытно-индуктивные  исследования и апеллировал к  опыту и наблюдению, Декарт обращался  к разуму и самосознанию, а свою методологию ориентировал на математику. Новая наука должна создаваться  по единому плану и с помощью  единого метода. У Декарта этот метод носит название "универсальной  математики", поскольку математика является образцом строгого и точного  знания, которому должна подражать  и философия, чтобы стать самой  достоверной из наук.

     Всеобщий  и необходимый характер математического  знания, по Декарту, вытекает из природы  самого ума. Следовательно, главенствующую роль в познании играет дедукция, которая  опирается на вполне достоверные  интуитивно постигаемые аксиомы. Интуиция определяется Декартом как отчетливое, "прочное понятие ясного и внимательного  ума, порожденное лишь естественным светом разума и благодаря своей  простоте более достоверное, чем  сама дедукция". Преимущество интуиции перед дедукцией - ее непосредственность, не требующая никакого напряжения памяти. Однако выявить ее содержательность способна только последующая дедукция. Дедукция отличается от индукции опосредованностью  при выведении истины.

     Согласно  декартовскому рационализму решающим свидетельством истинности теории является ее внутренняя логичность, ясность  и очевидность, а логическими признаками достоверного знания являются всеобщность и необходимость.

     Рационалистический  метод Декарта, концентрируя внимание на деятельности человеческого ума  в процессе постижения истины, представляется прямой противоположностью методу эмпиризма  Бэкона, основанному на чисто опытном  выведении аксиом знания.

     Рационалистами  были также Спиноза, Лейбниц и  другие философы этой эпохи, которые  в дедуктивно-математической деятельности человеческого ума, приводящей к  необходимо достоверным, совершенно бесспорным, для всех очевидным, как им представлялось, истинам, усматривали основу философской методологии, ее решающее значение для всех наук.

     Что же касается опыта, то они отнюдь не пренебрегали им, не игнорировали его. Это уподобило бы их схоластам. Однако они видели в опыте только средство подтверждения и иллюстрации  истин, найденных, как они полагали, благодаря тому, что человеческий дух обладает собственным "естественным светом".

     Таким образом, рационализм и эмпиризм выступают как главные альтернативные позиции в философии Нового времени, между которыми велась непрерывная  полемика.

     В середине 17 в. формируется альтернативная рационализму  философская линия, которая "в полный голос" зазвучала  только в 20 в. Имеется ввиду иррационализм (от лат. irratianalis - неразумный), который  указывает на бесконечное качественное многообразие реального мира, которое  ставит объективный предел для познавательных возможностей "количественно-математического", естественнонаучного разума. И выражена эта альтернатива в работах одного из блестящих ученых 17 в., математические и физические открытия, которого сохранили свою ценность и в наше время, французского писателя, естествоиспытателя и философа Блеза Паскаля (1623 - 1662).

     Именно  последовательное проведение рационалистических принципов естественнонаучного  познания приводит Паскаля к пониманию  того, что логико-математическое строгое  размышление всегда исходит из каких-то начальных утверждений (аксиом, исходных принципов, постулатов), которые не имеют, и в принципе не могут иметь строгого обоснования. Такие исходные положения, по Паскалю, человек принимает не "умом" (он их логически не обосновывает), а "сердцем" (верой). "У сердца есть свои основания, которых разум не знает", - писал Паскаль. Сердце ведает всем в человеке, что выходит за пределы его разума, логики, сознания. В гносеологическом плане "сердце" избавляет разум от "дурной бесконечности" определений и доказательств.

     Эта мысль, прозвучавшая в эпоху господства в духовной культуре рационализма и  абсолютизации естественнонаучных методов познания, вносила диссонанс, за что впоследствии Паскаль получил  немало упреков в мистицизме.

     Идея  о необходимости ограничить монополию  разума в сфере теоретического знания была сформулирована им на основании  осознания непригодности естественнонаучных методов для изучения человека. "Когда  я начал изучать человека, я  увидел, что эти абстрактные науки  ему не присущи..." Любопытно заметить, что Паскаль в несколько шутливой форме признавался, что "побаивается " чистых математиков, которые еще, чего доброго, "превратят его в  теорему". Все многолетние занятия  Паскаля "отвлеченными науками" ни на шаг не продвинули его в понимании "вещей человеческих". Великий  ученый говорит об ограниченной значимости науки для человека и ее бесполезности  для решения его жизненных  проблем. По существу Паскаль обратил  внимание на проблему специфики наук о человеке в отличие от естественных и математических наук и на антиномию  сциентизма и гуманизма. 
 

     3. Субъективный идеализм Джорджа Беркли

     Джордж  Беркли (1685 – 1753) - один из наиболее заметных мыслителей XVIII века. Он жил и работал  в эпоху промышленной революции, технического прогресса и великих  научных открытий, проливавших свет на природу мира, в эпоху, когда  религия начала сдавать свои многовековые позиции в сознании людей, уступая  место научному и философскому мировоззрению.

     В историю философской мысли Беркли вошел как один из наиболее ярких  представителей идеализма. В недавнем прошлом именно эти философы в  нашей стране подвергались большой  критике с позиций материализма. Их философские концепции излагались как реакционные. Философское учение Джорджа Беркли направлено на опровержение материализма и обоснование религии.

     Уже в первые годы своего учения в университете Беркли убеждается в успехах естественных наук. И поэтому свою задачу в  создании «собственной философской  системы видит в противодействии  распространению материалистических взглядов». Защите религии он посвящает  всю свою жизнь.

     Учение, созданное Беркли это - субъективный идеализм. Отвергнув бытие материи, оно признает существование только человеческого сознания, в котором  Беркли различает «идеи» и «души» («умы»). Лучшие его труды, в которых  он излагает свою философию, были написаны им в молодости, это «Опыт новой  теории зрения», «Трактат о принципах  человеческого знания», «Три диалога  между Гиласом и Филонусом».

     В 1709 году Беркли публикует свой «Опыт  новой теории зрения». При создании этого произведения Беркли больше всего  волнует необходимость устранения идеи первичных качеств, независящих  от нашего сознания, якобы подтверждающих реальность материи, а именно материи  вне разума.

     Результат, по мнению Беркли успешно достигнутый, состоял в том, чтобы доказать, что расстояние, величина и положение  предметов вовсе не являются первичными, объективными качествами предметов, а скорее, нашими истолкованиями. В самом деле: «Когда мы смотрим на близко расположенный предмет обоими глазами, то, по мере его приближения и удаления от нас, мы изменяем направление взгляда, уменьшая или увеличивая промежуток между зрачками; это изменение направления взгляда или движение глаз сопровождается ощущением, и именно оно дает разуму представление о большем или меньшем расстоянии». «…когда предмет находится на каком-то расстоянии, а затем придвигается поближе к глазам, мы не можем избежать, хотя бы на короткое время, того, чтобы изображение не стало более расплывчатым, даже сильным напряжением глаз. В таком случае ощущение замещает смутное видение, помогая разуму оценить расстояние от предмета, он считается тем ближе, чем больше усилие или напряжение зрения с целью получения более отчетливого видения».

     Итак, восприятие расстояния не отражает реального  расстояния; подобное восприятие не передает образа реального мира, поскольку  расстояние зависит от формы деятельности субъекта. Против этой теории зрения мы могли бы эффективно использовать правила  геометрической оптики, для которой  пространство, измеряемое с дистанции, должно было бы сочетаться с чем-то объективным. Однако Беркли напоминает, что если бы эти правила имели  силу, то отсюда бы следовало, что восприятие расстояния у всех должно быть одинаковым. Но очевидно, что дело обстоит иначе. Желание объяснить зрение «через геометрию», по мнению Беркли, - всего  лишь «фантазия» или «каприз».

     Так же ошибкой было бы полагать, что  связь, объединяющая зрительные впечатления  с осязательными ощущениями, относится  если не прямо к внешним телам, то к природе этих вещей. Как считает  Беркли, Связь меду разными типами ощущений относится к области  логики и объективности: это только вопрос опыта.

     Только  человеческая душа устанавливает связь  между «подсказками» многообразного содержания разных типов ощущений. Таким образом, душа создает «вещи» и придает форму «предметам». Как осязательные ощущения, так и зрительные представления  представляют собой знаки языка природы, которые Бог посылает органам чувств и рассудку для того, чтобы человек научился регулировать свои действия, необходимые для поддержания жизни, и сообразовывать их с обстоятельствами, дабы не подвергать свою жизнь опасности. Согласно Беркли, «объективная реальность возникает перед нами только на основании интерпретации, толкования «знаков» ощущениями, единственно известными первоначально. И лишь когда мы установим определенную связь между разными классами ощущаемы отображений и рассмотрим их соответственно сложившееся между ними взаимной зависимости, только тогда можно считать, что сделан первый шаг в построении реальности». В одном из своих писем он сообщает, что «Опыт новой теории зрения», вероятнее всего окажется бесполезным, однако добавляет, что надеется показать в следующем трактате, что «Опыт…», «показывая пустоту и ложность многих областей умозрительной науки, послужит побуждением к глубокому изучению религии и полезных вещей». Беркли здесь имеет в виду свой «Трактат о принципах человеческого знания».

     В «Трактате о принципах человеческого  знания» 1710 года Беркли развивает дальше теорию идей, которая впервые начала вырисовываться в его «Философских заметках». Это самая известная  работа Беркли, она задумывалась в  двух частях, но издана была только одна. «Часть первая, в которой исследуются  основные причины заблуждений и  затруднений в науках, а также  основания скептицизма, атеизма  и безверия». И все-таки главным  заблуждением, которое Беркли хочет  искоренить, является субстанциально-материалистический образ вселенной. По мнению Беркли, главная причина этой ошибки –  в уверенности относительно значения и ценности абстрактных идей и  связанной с нею последующей  убежденности в том, что наряду со вторичными качествами существуют также  и первичные. Главными мишенями Беркли в трактате были Ньютон и Локк, а  именно: ньютоновская теория вселенной, состоящей из материальной субстанции, независимой от сознания, и психология Локка, допускающая, например, что большая часть нашего знания состоит из абстрактных идей.

Информация о работе Философия нового времени