Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 01:49, контрольная работа
Марксистская философия - это совокупное понятие, обозначающее философские воззрения Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895), а также взгляды их последователей. Применительно к ней, употребляются термины "диалектический материализм" и "исторический материализм", введенные в обиход в 90-х гг XIX в. Позже они оказались привязаны к партийно-идеологическим трактовкам философских составляющих марксизма как теории, идеологии и практики социалистического преобразования общества. Существуют классическая и неклассическая версии марксистской философии. В первом случае это философские идеи самих Маркса и Энгельса, во втором - различные интерпретации этих идей. Классический философский марксизм не есть завершенная философская система, так как в нем отчетливо прослеживается эволюция, выделяются этапы творчества "молодого" и "зрелого" Маркса, "позднего" Энгельса, налицо трансформация многих категорий. При общности исходных установок, мысль Маркса и Энгельса часто шла различными путями, различен их интеллектуальный вклад в философские построения марксизма.
1. Марксистская философия.
1.1. Основные этапы становления и развития марксистской философии.
1.2. Основные философские идеи марксизма.
1.3. Наиболее значимые философские труды классиков марксизма.
2.Основные положения философии марксизма.
2.1.Идея практики.
2.2.Материалистическая диалектика.
2.3.Материалистическое понимание истории.
2.4.Концепция отчуждения.
3. Марксистская философия в XIX - начале XX века.
3.1.Иосиф Дицген.
3.2.Франц Меринг.
3.3.Карл Каутский.
3.4.Поль Лафарг.
4. Марксистская философия в России.
4.1.Г. В. Плеханов.
4.2.Ленинский этап в развитии философии марксизма.
5. Философия марксизма в ХХ веке.
5.1. Марксистко- ленинская философия в СССР.
5.2.Западный марксизм .Неомарксизм.
5.2.1. Гуманистическое направление в западном марксизме.
5.2.2. Сциентистское направление в западном марксизме.
5.2.3. Постмарксизм.
5.2.4. Коммунитаризм.
Заключение
Литература
Главное в философии - это методология научного познания. Сущность теоретического антигуманизма состоит в утверждении, что человек не может выступать в качестве объяснительного принципа при изучении общества. Он - результат анализа, синтез многих определений. Необходимо не только исследовать основополагающие экономические структуры, но и учитывать конкретные влияния на них важных противоречий политической, религиозной и других сфер.
Помимо Альтюссера,
к этому течению относят Э.Балибара, Д.Лекура,
П.Раймона.
Аналитический
марксизм.
Этот вариант
марксизма возник в 70-е годы ХХ столетия
в Великобритании и представлен
Л.Д.Коэном, Дж.Элстером, Дж.Ремером. Ставит
своей задачей развить положения исторического
материализма, используя методы современной
науки. Коэн, в частности, соединяет социальную
философию марксизма и функциональный
подход. Элстер и Ремер опираются на модальную
логику и теорию игр, что помогает более
точно исследовать мотивы человеческого
поведения, строить перспективные модели.
Одно из направлений деятельности аналитического
марксизма - уточнение категорий исторического
материализма.
5.2.3.
Постмарксизм.
Философ-марксист С.Стоянович предложил термин "постмарксизм" для того, чтобы показать в каком виде марксизм может существовать в конце XX столетия, после краха реального социализма. Постмарксизм однозначно отказывается от притязаний на роль универсальной философской системы и признает, что ни одной системе современности не под силу объяснить сегодняшнюю плюральную действительность. Он отказывается и от всяких идеологических симпатий, определяющих "избирательный подход" к творчеству Маркса и Энгельса.
Постмарксисты полагают, что необходим пересмотр наследия марксизма из новой перспективы. Но при таком пересмотре должен приниматься во внимание факт "цельности" творчества Маркса. Главное для постмарксизма - не упорствование в своей позиции, а стремление сохранить истину путем новых сочетаний, компромиссов, взаимодо-полнений.
Постмарксистскими
называют взгляды Э.Лаклау и Ш.Муфф.
5.2.4.
Коммунитаризм.
В последнее десятилетие ушедшего столетия в западной социально-философской мысли оформилось направление, получившее название "коммунитаризма". В основе коммунитаризма лежит марксистская идея социальной сущности человека. Коммунитаризм появился в качестве теории, призванной ответить на вопрос о причинах "дефицита" общественной нравственности в западных обществах. Глобализация экономики и политики предполагает усиление ответственности людей за последствия своих индивидуальных и коллективных действий. Ответственность - это нравственная добродетель, не относящаяся к числу главных в концепции политико-правового либерализма. Для либерализма характерно явное и скрытое оправдание индивидуализма и социального атомизма, отрицание социальных добродетелей. Когда же необходимость последних стала очевидной, проявилась и неспособность либерализма выработать механизмы формирования в человеке социально значимых нравственных качеств.
А.Макинтайр, М.Вальцер,
Ч.Тейлор, А.Этциони и другие авторы, которых
называют ведущими теоретиками современного
коммунитаризма, утверждают, что только
в обществе человек может сформировать
свою сущность. При этом коммунитаристы
полагают, что не всякое общество выступает
в качестве среды, положительно влияющей
на индивиды, а лишь небольшие, локальные
общественные объединения (Community, Gemeinschaft).
Заключение
В 80-х гг. XIX столетия
идеи марксизма (сам термин тоже появляется
в этот период) стали основой многих
политических проектов в социалистических
и социал-демократических
Литература