Философия марксизма. Неомарксизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 01:49, контрольная работа

Описание работы

Марксистская философия - это совокупное понятие, обозначающее философские воззрения Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895), а также взгляды их последователей. Применительно к ней, употребляются термины "диалектический материализм" и "исторический материализм", введенные в обиход в 90-х гг XIX в. Позже они оказались привязаны к партийно-идеологическим трактовкам философских составляющих марксизма как теории, идеологии и практики социалистического преобразования общества. Существуют классическая и неклассическая версии марксистской философии. В первом случае это философские идеи самих Маркса и Энгельса, во втором - различные интерпретации этих идей. Классический философский марксизм не есть завершенная философская система, так как в нем отчетливо прослеживается эволюция, выделяются этапы творчества "молодого" и "зрелого" Маркса, "позднего" Энгельса, налицо трансформация многих категорий. При общности исходных установок, мысль Маркса и Энгельса часто шла различными путями, различен их интеллектуальный вклад в философские построения марксизма.

Содержание

1. Марксистская философия.
1.1. Основные этапы становления и развития марксистской философии.
1.2. Основные философские идеи марксизма.
1.3. Наиболее значимые философские труды классиков марксизма.
2.Основные положения философии марксизма.
2.1.Идея практики.
2.2.Материалистическая диалектика.
2.3.Материалистическое понимание истории.
2.4.Концепция отчуждения.
3. Марксистская философия в XIX - начале XX века.
3.1.Иосиф Дицген.
3.2.Франц Меринг.
3.3.Карл Каутский.
3.4.Поль Лафарг.
4. Марксистская философия в России.
4.1.Г. В. Плеханов.
4.2.Ленинский этап в развитии философии марксизма.
5. Философия марксизма в ХХ веке.
5.1. Марксистко- ленинская философия в СССР.
5.2.Западный марксизм .Неомарксизм.
5.2.1. Гуманистическое направление в западном марксизме.
5.2.2. Сциентистское направление в западном марксизме.
5.2.3. Постмарксизм.
5.2.4. Коммунитаризм.
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

контрольная по философии.docx

— 62.58 Кб (Скачать)

Определение материи, данное Лениным, хотя и близко энгельсовскому её толкованию, все же имеет ряд  принципиальных отличий. Оно звучит так: "Материя есть философская  категория для обозначения объективной  реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них".  
Из определения видно, что автор делает акцент на объективном характере материи, её первичности по отношению к знанию. Важно и то, что материя не связана с конкретным веществом, а включает всю объективную действительность. И, что важно, она доступна познанию через отражение. Тем самым Ленин подчеркивает несостоятельность субъективного подхода к познанию, который был характерен для его оппонентов по партии из числа сторонников махизма и эмпириомонизма. Проблема, по Ленину, не в том, что первично и что вторично, а в том, что исповедание субъективно-идеалистических взглядов неминуемо приведет к неадекватному познанию политических реалий и, как следствие, к принятию ошибочных решений.  
 
 
Ленинская теория отражения.  

В основе теории познания, по мнению Ленина, лежит свойство отражения, которое присуще всем материальным телам. Это свойство заключается  в способности материальных объектов, при взаимодействии, оставлять своеобразные следы, по которым можно судить об основных свойствах того объекта, который  эти следы оставил. Поскольку  покоящихся тел не существует, то и  не взаимодействующих также не может  быть, и, следовательно, отражение - всеобщее свойство. Тем самым Ленин, по своему, опровергает агностицизм.  
Ленинское учение об истине  
 
Ленинское учение об истине также направлено на обоснование политических выводов. Ленин критикует догматизм и релятивизм в понимании истины. Он говорит, что утверждения о существовании абсолютной истины несостоятельны, ибо каждый новый день приносит нечто новое, противоречащее прежним знаниям. Но и обратная позиция, считающая, что не может быть ничего устойчивого, постоянного, абсолютного - неверна.  
Ленин, развивая высказывания Энгельса об истине, приходит к концепции истины, которая выглядит так:  
 
- Любая истина объективна, то есть, независима от человека.  
- Истина является относительной в том смысле, что знание постоянно развивается вместе с развитием практики и то, что вчера было истинным, -сегодня перестало быть таковым.  
- Истина является абсолютной в том смысле, что на данный момент времени, для данного состояния теории и практики, мы не можем знать больше, чем знаем и, следовательно, наличное знание можно считать абсолютным.  
 
Истина, таким образом, есть диалектическое единство относительного и абсолютного моментов. Это ее свойство Ленин называет конкретностью истины.  
 

5. Философия марксизма в ХХ веке. 
 
В XX столетии марксистская философия существовала и развивалась в двух основных формах:  
1. Советский марксизм.  
2. Западный марксизм ("неомарксизм").  
 
Эти две формы находились в состоянии конфронтации, обвиняя друг друга в неаутентичности подлинному марксизму. Советский марксизм в области философии получил название "марксистско-ленинской философии" и длительное время рассматривался как краеугольный камень марксистско-ленинской идеологии и как методологическая основа социального и естественнонаучного познания. Западный марксизм, избравший путь неидеологизированного и неангажированного прочтения Маркса, был и остается одним из ведущих направлений в современной западной мысли. Даже после крушения реального социализма в СССР, основополагающий идеи марксизма популярны в среде западных теоретиков.  
 
5.1. Марксистско - ленинская философия в СССР.  
 
Развитие марксистско-ленинской философии в СССР, начиная с середины 20-х годов, шло по следующим направлениям:  
 
1. Разработка диалектико-материалистической методологии естественнонаучного и социально-гуманитарного познания.  
2. Корректировка философии марксизма с учетом новейших достижений в естественных, и социально-гуманитарных науках.  
3.Создание историко-философского учения в марксистской перспективе.  
4. Создание на единой концептуальной и методологической основе комплекса марксистских философских наук: философии истории, социальной философии, философии права, этики, эстетики.  
5. Критика теоретических оппонентов марксистской философии.  
 
Вопреки жестоким идеологическим ограничениям, советским философам, особенно в последние годы существования СССР, удавалось соответствовать мировым стандартам и внести значительный вклад в развитие философского знания. Это касается, прежде всего, исследования по истории философии, а также работ в области символической логики и методологии науки. Мировую известность приобрели такие философы, как В.Ф.Асмус, О.А.Дробницкий, Э.В.Ильенков, П.В.Копнин, А.Ф.Лосев.  
В то же время, историки марксистско-ленинской философии отмечают ее негативное воздействие на становление и развитие в СССР таких перспективных научных направлений, как кибернетика и генетика. Положения марксистской философии использовались для подкрепления авторитета многих партийных документов. По аналогии со средневековой философией, которую считали "служанкой религии", в отношении марксистской философии можно сказать, что она была "служанкой партийной идеологии".  
После распада СССР и утраты марксистско-ленинской идеологией своего монопольного положения, марксистско-ленинская философия стала уступать позиции другим философским направлениям, хотя скрытно, имманентно, многие марксистские идеи присутствуют в учебных программах по философии и во многих философских исследованиях.  

5.2. Западный марксизм.  
 
Западный марксизм - это условное название, охватывающее философские направления и отдельных философов, для которых характерна ориентация на марксистскую философскую парадигму. Отличие западного марксизма от советского - в критическом его отношении не только к капитализму, но и к практике реального социализма, а также к марксистско-ленинской идеологии.  
В западном марксизме можно выделить четыре направления:  
 
1.Гуманистическое.  
2. Сциентистское.  
3. Постмарксистское.  
4. Коммунитаризм  

5.2.1.  Гуманистическое направление в западном марксизме. 
 
Характерной чертой этого направления является внимание к экзистенциальной проблематике, которая, по мнению философов, имплицитно присутствует в ранних работах Маркса, но была, в процессе актуализации творчества классиков марксизма, заслонена другими проблемами. Прояснение экзистенциальной проблематики происходит или посредством более точного, "аутентичного" прочтения работ Маркса и Энгельса, или через синтез марксистских идей с немарксистскими.  
У истоков гуманистического направления в марксизме стоят А.Грамши и Д.Лукач. Внутри этого направления можно выделить несколько течений:  
 
1. Франкфуртская школа социальных исследований.  
2.Фрейдо-марксизм.  
3. Экзистенциалистский марксизм.  
4. Феноменологический марксизм.  
5. Группа "Праксис".  
6. Будапештская школа.  
7."Философия надежды" Э.Блоха.  
 
 
 
Фрейдо-марксизм:  

Он представляет собой соединение социальной философии  марксизма с фрейдовской концепцией личности. Родоначальником считается австрийский психиатр и психолог Вильгельм Райх. Инициатива к этому синтезу исходила со стороны фрейдистов. Поскольку причины неврозов, деформирующих психику личности, коренятся в социальной области, то марксизм, особенно его учение об отчуждении, может быть полезен при поиске путей преодоления этих деформаций. Райх утверждал, что в обществе подавляются естественные стремления человека, такие, как любовь, жажда творчества. Чтобы эти стремления раскрепостить, необходима сексуальная революция.  
Эрих Фромм предлагал концепцию "гуманистического психонализа" в качестве средства для преодоления отчуждения и обретения людьми "самости" вместо мнимого бытия.  
Герберт Маркузе, в работе "Эрос и цивилизация", решает проблему конфликта между индивидуальным и социальным бытием с позиции идеи биопсихологического переустройства человека на основе "новой чувствительности".  
Фрейдо-марксизм был популярен в 30-50-е годы ХХ века и сейчас практически исчез из философской палитры западной мысли.  
 
 

"Франкфуртская" школа социальных исследований: 
 
Название это течение получило от города, в котором в 30-е годы образовался Институт социальных исследований, разрабатывающий критическую теорию общества. У истоков школы стояли Марк Хоркхаймер, Теодор Адорно, Герберт Маркузе.  
Собственно марксистским можно считать лишь начальный этап деятельности школы. Для неё была характерна установка на исследование производственных отношений, экономических детерминант политических процессов и институтов. "Критической" теория Франкфуртской школы является из-за того, что она не анализирует фактически данные условия и отношения, не пытается их репродуцировать, а "просвечивает" всё сквозь призму категории противоречия. Философы Франфуртской школы, в полном соответствии марксизму, признавали объективность общественных закономерностей, критиковали товарный фетишизма. Особое внимание в первый период деятельности школы уделялось анализу типов социальности.  
Во второй период деятельности Франкфуртской школы появляются работы, в которых социализм и капитализм рассматриваются в перспективе принципа рациональности, - общего для этих систем. На первый план здесь выдвигается понятие господства и делается попытка сблизить Маркса и Вебера. Т.Адорно в книге "Негативная диалектика" утверждал, что острие критики должно быть направлено против понятия тотальности, в котором совпадают противоположности и достигается тождество. Он превозносит пространство, свободное от тождества и характеризующееся противоречивостью.  
Один из ведущих философов современности, - Юрген Хабермас, - в молодые годы активно участвовал в деятельности Франкфуртской школы, разработал теорию "коммуникативного действия", в которой переориентировал рациональность с отношения "человек-природа" на отношение "человек-человек".  
В 70-е годы ХХ века Франкфуртская школа прекратила свое существование.  
 
 
 
 

Экзистенциалистский марксизм: 
 
Это течение оформилось в начале 60-х годов во Франции под влиянием Жан-Поля Сартра. Инициатива синтеза марксизма и экзистенциализма исходила от представителей последнего: экзистенциалисты хотели разрешить проблему сущности и существования человека с помощью реконструкции философских идей молодого Маркса.  
В центре внимания этого течения находятся следующие проблемы: человеческая субъективность; отчуждение и пути его преодоления; восстановление целостности человека.  
Сартр, в книге "Критика диалектического разума", соединяет материалистическое понимание истории с экзистенциалистским тезисом о неустранимом своеобразии человеческой авантюры и пытается понять историю как человеческое творчество. Если в марксизме акцент делается на том факте, что человек есть продукт истории, то Сартр утверждает, что он активный ее творец. Непродолжительное время на позициях экзистенциалистского марксизма стоял Морис Мерло-Понти, - впоследствии выдающийся феноменолог. В работах "Гуманизм и террор" и "Приключения диалектики" он соглашается с положением марксизма об объективном характере истории и критикует капитализм за попрание им человеческой свободы, приветствует революции за содержащийся в них пафос свободы и человеческой субъективности. Варианты экзистенциалистского марксизма были представлены в работах французских философов, объединившихся вокруг журналов "Социализм и борьба" (К.Касториадис, К.Лефор, Ж.-Ф.Лиотар) и "Аргумент" (А.Лефевр, Э.Морен). Их идеи использовались левыми экстремистами во время радикальных политических выступлений во Франции в конце 60-х годов.  
 
Феноменологический марксизм:  
 
Основная проблема человеческого бытия - объективация или отчуждение - может быть решена, по мнению представителей феноменологического марксизма, через создание "интерсоциализма". Под последним понимается человеческое общество, построенное на взаимоотношениях людей как субъектов, то есть свободных индивидуумов, связи между которыми не обусловлены внешними детерминантами. Феноменологический марксизм получил распространение в США и Италии, основные его представители - Э.Пачи и Э.Пиконе.  
 
Группа "Праксис":
 
 
Эта группа сложилась вокруг югославского журнала "Праксис", выходящего в Загребе. Уже из ее названия видно, что центральным понятием, в перспективе которого она разрабатывает Маркса, является понятие практики. Практику югославские философы считают основополагающим отношением между человеком и миром. Критике подвергалась ленинская теория отражения за недостаточное внимание к деятельностному аспекту познания. В разное время в группу входили Г.Петрович, М.Маркович, С.Стоянович. В настоящее время группа прекратила существование.  
 
"Будапештская школа":  
 
Эта школа объединяла философов, которые в своей работе ориентировались на идеи книги Д.Лукача "История и классовое сознание". В нее входили: А.Хеллер, М.Вайда, Д.Маркуш. Основное внимание уделялось разработке диалектического метода, опираясь на понятие "тотальности". Симпатизирующий этой школе французский философ Э.Гольдман создал "генетический структурализм", в котором утверждал, что социальные явления образуют тотальность, то есть, целостный факт. Мир человека и материален и идеален одновременно, а поведение его детерминировано духовными структурами определенных социальных групп. Следовательно, индивидуальное есть выражение коллективного, то есть классового сознания.

В настоящее  время группа, как научное сообщество, распалась.  

"Философия  надежды" Эрнста  Блоха:  

Немецкий философ  Эрнст Блох, в трехтомном исследовании "Принципы надежды", выдвинул и  обосновал ряд идей, опираясь на исходные посылки философии марксизма. Оригинальность концепции Блоха  дает основание считать ее самостоятельным  течением в западном марксизме.

Все домарксистские философские парадигмы, по мнению Блоха, обращены к прошлому, поскольку они  исходят из признания наличия  Абсолюта, воплотившего все совершенства. Марксизм же ориентирован к будущему. Учение Маркса - это "акт надежды", в котором воплощена связь  между конкретной деятельностью и возможными результатами развития мира. Блох называет марксистский проект переустройством мира "конкретной утопией" и возлагает на философию задачу описания движения мира к совершенству.

Философия, таким  образом, превращается в систему  теоретического мессианства и должна служить руководством для пророков. "Надежда" выступает как атрибут  бытия, условие того, что мировой  процесс идет к лучшему, а не к  худшему исходу. Надежда включает и знание о будущем. Обоснование  принципа "Надежды" Блох ведет  с позиции практики, опираясь на диалектико-материалистическую методологию.  

5.2.2. Сциентистское направление в западном марксизме. 

Сциентистское (научное) направление исходит из убеждения в недостаточной научности  философских построений марксизма. Это относится, прежде всего, к социальной философии, которая, по мнению сторонников  этого направления, более напоминает философию истории. Сциентизм критикует  гуманистическое направление, считая его абстрактным и антинаучным, и сосредотачивается на вопросах методологии и теории познания, игнорируя  другие проблемы марксизма. Внутри сциентистского направления выделяют:  

1. Структуралистский вариант марксизма.

2.Аналитический марксизм.  

Структуралистская версия марксизма.  

Родоначальником и самым видным представителем этого  течения, называемого еще "теоретическим  антигуманизмом", является французский философ-марксист Луи Альтюссер. В противовес гуманистическому направлению в марксизме, ориентированному на ранние работы Маркса, Альтюссер полагает, что только Маркс, написавший "Капитал" и последующие труды, заслуживает внимания.

Информация о работе Философия марксизма. Неомарксизм