Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 01:49, контрольная работа
Марксистская философия - это совокупное понятие, обозначающее философские воззрения Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895), а также взгляды их последователей. Применительно к ней, употребляются термины "диалектический материализм" и "исторический материализм", введенные в обиход в 90-х гг XIX в. Позже они оказались привязаны к партийно-идеологическим трактовкам философских составляющих марксизма как теории, идеологии и практики социалистического преобразования общества. Существуют классическая и неклассическая версии марксистской философии. В первом случае это философские идеи самих Маркса и Энгельса, во втором - различные интерпретации этих идей. Классический философский марксизм не есть завершенная философская система, так как в нем отчетливо прослеживается эволюция, выделяются этапы творчества "молодого" и "зрелого" Маркса, "позднего" Энгельса, налицо трансформация многих категорий. При общности исходных установок, мысль Маркса и Энгельса часто шла различными путями, различен их интеллектуальный вклад в философские построения марксизма.
1. Марксистская философия.
1.1. Основные этапы становления и развития марксистской философии.
1.2. Основные философские идеи марксизма.
1.3. Наиболее значимые философские труды классиков марксизма.
2.Основные положения философии марксизма.
2.1.Идея практики.
2.2.Материалистическая диалектика.
2.3.Материалистическое понимание истории.
2.4.Концепция отчуждения.
3. Марксистская философия в XIX - начале XX века.
3.1.Иосиф Дицген.
3.2.Франц Меринг.
3.3.Карл Каутский.
3.4.Поль Лафарг.
4. Марксистская философия в России.
4.1.Г. В. Плеханов.
4.2.Ленинский этап в развитии философии марксизма.
5. Философия марксизма в ХХ веке.
5.1. Марксистко- ленинская философия в СССР.
5.2.Западный марксизм .Неомарксизм.
5.2.1. Гуманистическое направление в западном марксизме.
5.2.2. Сциентистское направление в западном марксизме.
5.2.3. Постмарксизм.
5.2.4. Коммунитаризм.
Заключение
Литература
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНия
Кафедра международных
Специальность «Связи с общественностью»
Контрольная работа
по дисциплине «Философия»
на тему: «Философия марксизма. Неомарксизм»
2011 г.
Введение
Содержание
2.Основные положения
философии марксизма.
2.1.Идея практики.
2.2.Материалистическая диалектика.
2.3.Материалистическое понимание истории.
2.4.Концепция отчуждения.
3. Марксистская философия в XIX - начале XX века.
3.1.Иосиф Дицген.
3.2.Франц Меринг.
3.3.Карл Каутский.
3.4.Поль Лафарг.
4. Марксистская философия в России.
4.1.Г. В. Плеханов.
4.2.Ленинский этап в развитии философии марксизма.
5. Философия марксизма в ХХ веке.
5.1. Марксистко- ленинская философия в СССР.
5.2.Западный марксизм .Неомарксизм.
5.2.1. Гуманистическое направление в западном марксизме.
5.2.2. Сциентистское
направление в западном
5.2.3. Постмарксизм.
5.2.4. Коммунитаризм.
Заключение
Литература
Введение
Марксистская
философия - это совокупное понятие,
обозначающее философские воззрения
Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса
(1820-1895), а также взгляды их последователей.
Применительно к ней, употребляются
термины "диалектический материализм"
и "исторический материализм", введенные
в обиход в 90-х гг XIX в. Позже они оказались
привязаны к партийно-идеологическим
трактовкам философских составляющих
марксизма как теории, идеологии и практики
социалистического преобразования общества.
Существуют классическая и неклассическая
версии марксистской философии. В первом
случае это философские идеи самих Маркса
и Энгельса, во втором - различные интерпретации
этих идей. Классический философский марксизм
не есть завершенная философская система,
так как в нем отчетливо прослеживается
эволюция, выделяются этапы творчества
"молодого" и "зрелого" Маркса,
"позднего" Энгельса, налицо трансформация
многих категорий. При общности исходных
установок, мысль Маркса и Энгельса часто
шла различными путями, различен их интеллектуальный
вклад в философские построения марксизма.
1.Марксистская
философия.
Марксистская
философия - это система философских
идей Маркса, Энгельса и их последователей,
в основе которой лежит диалектико
- материалистический подход к познанию
и практике. Марксизм реализует основную
интенцию философии Нового времени - достижение
тождества объекта и субъекта - через преобразующую
практическую деятельность человека.
Познание - центральный процесс в диалектике
Гегеля - в марксистской философии становится
подчиненным, вторичным моментом практики,
которая, собственно и является главной
философской идеей Маркса и Энгельса.
Теоретические
предпосылки философии:
1. Диалектический
метод в системе объективного идеализма
Гегеля.
2. Материалистическая философия французского
Просвещения, а также материализм немецкого
философа Л.Фейербаха.
3. Социалистические идеи французских
мыслителей-утопистов.
Социально- исторические
предпосылки марксизма:
1.Социальные и экономические
трансформации, вызванные формированием
капиталистических отношений.
2. Появление и укрепление класса пролетариев.
3. Появление первых союзов и партий пролетариата,
повышение политической активности трудящихся
классов.
Научные предпосылки
марксистской философии:
1. Эволюционная
теория Чарльза Дарвина.
2. Закон сохранения энергии.
3.Теория клеточного строения организмов.
4. Работы Л.Моргана по первобытной истории
и этнографии.
1.1.Основные
этапы становления и
развития марксистской
философии:
1. Младогегельянский период в творчестве Маркса и Энгельса.
Активное освоение
теоретического наследия немецкой классики.
Гегельянская позиция в философии.
Демократические симпатии Маркса и
Энгельса в социально-политической
области. Этот период охватывает 1839-43 гг.
2. Критика идеализма
Гегеля.
Начало формирования
собственно марксистских
3. Окончательное оформление
философских идей марксизма
1845-50 гг.
Развитие философских,
социально-философских и
4. Развитие марксистской
философии в трудах
учеников Маркса и Энгельса
в 70 - 90-е годы XIX столетия.
5. Ленинский этап в философии
марксизма. Он охватывает 1895 - 1924
гг.
6. Марксистско-ленинская
философия в СССР в 20 - 80-е
годы XX столетия.
7.Западный марксизм
в XX веке.
8. Современное состояние
марксистской мысли.
1.2.
Основные философские
идеи марксизма:
Идея практики;
Идеи и принципы материалистической диалектики;
Диалектико-материалистическое понимание
истории;
Концепция отчуждения.
1.3. Наиболее значимые
философские труды классиков
марксизма:
Работы К.Маркса: "К критике гегелевской
философии права". 1843); "Экономическо
- философские рукописи 1844 года"; "Тезисы
о Фейербахе" (1845), "Нищета философии"
(1847); "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта"
(1852); "Капитал" (1857-70).
Работы Ф.Энгельса: "Наброски к критике
политической экономии"(1844); "Анти-Дюринг"(1878),
"Диалектика природы" (1873-76); "Происхождение
семьи, частной собственности и государства"(1884);
"Людвиг Фейербах и конец классической
немецкой философии"(1886), "Письма
об историческом материализме"(1890-94);
Совместные работы К.Маркса и Ф.Энгельса:
"Святое семейство"(1845); "Немецкая
идеология" (1846); "Манифест Коммунистической
партии" (1848).
2. Основные положения
философии марксизма.
2.1. Идея практики.
Переработка Марксом и Энгельсом идеалистической
диалектики Гегеля и основных положений
материализма того времени осуществлялась
не через механическое их соединение,
а сквозь призму принципа человеческой
деятельности. Это проблема конкретизации
сущности человека: или он просто живет
в мире, созерцая его, или же изменяет действительность,
делает её пригодной для себя. Труд как
деятельность по изменению природы и общественных
отношений - это сущностный параметр бытия
человека. Синонимом труда, категорией,
конкретизирующей понятие труда, у Маркса
и Энгельса выступает практика. Под ней
они понимали чувственно-предметную, целенаправленную
деятельность человека, ориентированную
на освоение и преобразование условий
его существования и параллельно с этим
- на совершенствование самого человека.
Практика первична и определяет духовный
мир человека, его культуру. Она имеет
общественный характер, служит основой
общения между людьми, предпосылкой различных
форм общежития.
Практика исторична, её способы и формы
изменяются во времени, становятся все
более утонченными, способствуют проявлению
самых различных сторон человеческой
сущности, позволяют открыть в окружающем
мире все новые стороны.
О необходимости введения в философию
идеи практики, Маркс впервые говорит
в работе "Тезисы о Фейербахе", где
критикует материализм Фейербаха за его
созерцательный характер.
Практика - это предметная деятельность,
имеющая следующую структуру: потребность
- цель - мотив - собственно целесообразная
деятельность - средства - результат.
Хотя практика и противоположна теории,
между ними существует тесная взаимосвязь
по следующим пунктам:
1. Практика является источником теории,
выступает в роли "заказчика" тех
или иных разработок. Вещи, не имеющие
практического значения, разрабатываются
крайне редко.
2. Практика является критерием истинности
теории.
3. Практика - цель любой теории.
4. Практика как целостный процесс описывается
с помощью категорий опредмечивания и
распредмечивания.
Опредмечивание - это процесс, в котором
человеческие способности переходят в
предмет и воплощаются в нем, благодаря
чему этот предмет становится человеческим
предметом. Деятельность опредмечивается
не только во внешнем мире, но и в качествах
самого человека.
Распредмечивание - это процесс, в
котором свойства, сущность, логика предмета
становятся достоянием человека. Человек
присваивает формы и содержание предшествующей
культуры.
Диалектика опредмечивания и распредмечивания
в философии марксизма наглядно демонстрирует
структуру практики, показывает механизмы
преемственности в развитии культуры.
2.2. Материалистическая
диалектика.
Маркс и Энгельс использовали достижения
Гегеля в разработке диалектического
метода для того, чтобы показать сущность
и динамику практической деятельности
человека. Марксистскую философию часто
называют диалектическим и историческим
материализмом, подчеркивая, что её ядро
составляет метод материалистической
диалектики.
Термин "диалектика, "диалектический",
употребляется в работах классиков марксизма
в двух основных значениях: "объективная
диалектика" и "субъективная диалектика".
Объективная диалектика - это сама
жизнь, которая представляет собой целостную
систему, существующую и развивающуюся
согласно диалектическим законам и принципам.
Субъективная диалектика - это воспроизведение
объективной диалектики в различных формах
деятельности человека, но, прежде всего,
в познании. Иногда, вместо выражения "субъективная
диалектика" используется понятие "диалектического
метода".
Разработка материалистической диалектики
как теории и метода осуществлялась Марксом
и Энгельсом в следующих работах: "Немецкая
идеология", "Святое семейство",
"Капитал", "Тезисы о Фейербахе",
"Диалектика природы", "Анти-Дюринг".
Марксистская диалектика
включает в себя:
1. Представление о мире как целостной
системе.
2. Учение о связях и отношениях между частями
мира как целого.
3. Проблему развития мира в целом и его
частей.
4. Специальный познавательный аппарат,
с помощью которого происходит познание
мира. Он состоит из категорий и принципов,
образующие в совокупности диалектический
метод познания.
Главное в диалектике - понимание мира
как органической системы. Это означает,
что он состоит из множества разнообразных,
но необходимым образом связанных между
собой элементов. И, - что самое главное,
- он содержит причину своего развития
в самом себе. Диалектика имеет место там,
где развитие мира осуществляется за счет
внутреннего противоречия. Таким образом,
диалектика выступает в качестве учения
о мире как целостной системе, главным
законом которой является закон противоречивой,
необходимой связи её элементов.
Под "связью" в диалектике понимается
такое отношение между вещами или процессами,
когда изменение свойств или состояний
в одних, автоматически влечет за собой
изменение свойств или состояния в других.
Понятие развития - центральное в диалектике.
Оно рассматривается как саморазвитие.
Процесс развития Маркс и Энгельс подчиняют,
вслед за Гегелем, действию трех законов:
- Закона единства и борьбы противоположностей.
- Закона взаимного перехода количественных
и качественных изменений.
- Закона отрицания отрицания.
Каждый из этих законов выражает определенную
сторону целостного процесса развития:
закон единства и борьбы противоположностей
характеризует источник развития; закон
взаимного перехода количественных и
качественных изменений - механизм развития,
а закон отрицания отрицания - цель развития.
Большинство критиков марксистской философии
полагают, что утверждения об объективном
характере диалектики безосновательны.
Если диалектика и имеет право на существование
- то только в качестве одного из методов
познания.
Представление о диалектике как системе
методов познания занимает важное место
в марксизме. В отличие от своих более
поздних критиков, Маркс и Энгельс считали
диалектический метод всеобщим методом
познания.
Диалектический метод - это система
методов и принципов, позволяющих воспроизвести
в мысли объективную логику предмета или
явления.
Основные методологические
принципы марксистской
диалектики:
- Принцип системности.
- Принцип восхождения от абстрактного
к конкретному.
- Принцип единства исторического и логического.
Категории марксистской
диалектики:
Категориальный аппарат своей философии
Маркс и Энгельс почти полностью заимствовали
у Гегеля. Категории выстроены в систематическое
единство, согласно логике движения мысли
от наиболее общего и абстрактного к конкретному.
В начале стоит категория единичного,
в конце - категория действительности.
Переход от одной категории к другой осуществляется
по законам диалектики.
Таким образом, диалектика, в качестве
метода, представляет собой систему взаимосвязанных
и взаимозависимых законов, принципов
и категорий, предписывающую строго определенных
порядок познания и преобразования действительности.
2.3.
Материалистическое
понимание истории.
Оно составляет, по выражению В.И.Ленина,
краеугольный камень философии марксизма.
Для классиков марксизма философия никогда
не являлась занятием сугубо академическим:
они хотели использовать её для того, чтобы
лучше понять жизнь и, исходя из этого
понимания, преобразовать в соответствии
с коммунистическими идеалами. Поэтому
необходимой и важной составляющей философии
марксизма являются социально-философские
и философско-исторические идеи.
Диалектико-материалистическое понимание
истории можно представить через такие
основополагающие его тезисы:
Общество есть не результат произвола
правителей или божественного вмешательства,
а является продуктом деятельности людей.
Общество исторично, оно развивается
во времени. Движет обществом не законодательная,
политическая или идеологическая работа,
а деятельность людей по производству
необходимых для себя благ.
В системе разветвленных видов человеческой
деятельности есть основополагающая,
производственно-материальная деятельность.
Люди в первую очередь создают материальные
условия жизни, а уже потом пишут стихи,
занимаются политикой и т.п.
Способы материального производства,
характерные для различных времен и народов,
не произвольны, а типичны и могут быть
объединены в конечное число способов,
исторически сменяющих друг друга. Основание
для такого заключения Маркс приобрел
через внимательное изучение мировой
истории, реконструкцию существующего
исторического материала в интересующей
его перспективе.
Всего типов способа производства Маркс
и Энгельс насчитали пять:
1. Первобытнообщинный.
2. Рабовладельческий.
3. Феодальный.
4. Капиталистический.
5. Коммунистический.
Развитие материального производства,
переход от одного его способа к другому
осуществляется за счет противоречия
между основными составляющими внутри
материального производства: производительными
силами и производственными отношениями.
Вокруг способа материального производства
складывается целая система отношений,
которую Маркс и Энгельс назвали "общественно-экономической
формацией". Этих формаций столько же,
сколько и способов материального производства.
Любая формация имеет два уровня: базис
- то есть, первичные и определяющие отношения
и надстройку - вторичные, зависимые структуры
общества. Базис охватывает производственные
отношения, а надстройка - это система
идеологических институтов и отношений.
Человеческая история, как следует из
вышесказанного, это не чехарда спонтанно
возникающих и исчезающих народов, событий,
героев, а совокупность общественно-экономических
формаций, последовательно сменяющих
друг друга в результате качественных
изменений в способе материального производства.
Несмотря на объективный характер человеческой
истории, она является все же человеческой
историей, и поэтому сами люди активно
ее делают. Это относится и к так называемым
"великим личностям", и к деятельности
субъектов истории: классов и социальных
слоев. Поэтому положение о классовой
борьбе как движущей силе истории также
входит в материалистическое понимание
истории.
2.4. Концепция отчуждения.
Концепция отчуждения - это марксова теория
человека как общественного существа.
Впервые об отчуждении сказал Гегель,
охарактеризовав с помощью этого понятия
отношение человека к созданной им реальности.
Отчуждение человека от мира созданных
им вещей - это, по мнению Гегеля, ненормальное
состояние, свидетельствующее о дискомфорте
человеческого бытия. Хотя мир и создается
людьми, он выступает по отношению к ним
как чуждая, непонятная, враждебная сила.
Гегель считал, что отчуждение преодолевается
только через процесс сознания свободы.
Когда отчуждение духа и его форм исчезнет,
история, по его убеждению завершится.
Маркс и Энгельс исходили из того, что
причиной отчуждения является вовсе не
невежество людей, а общественное разделение
труда, которое дробит сущность человека,
сужает горизонт его познания и деятельности.
Несмотря на отрицательные последствия,
разделение труда неизбежно и до известной
стадии - прогрессивно.
Концепция отчуждения изложена Марксом
в "Экономическо-философские рукописи
1844 года" и "Капитале". Философ
был убежден, что отчуждение преодолевается
не в области мышления, а в сфере практической
деятельности. Он выделял такие формы
отчуждения:
- Отчуждение условий труда от самого
труда.
- Отчуждение результатов труда.
- Отчуждение социальных институтов от
человека.
- Отчуждение идеологии от жизни.
Все эти формы отчуждения позволяют конкретизировать
сущность отчуждения следующим образом:
превращение человеческой деятельности
и её результатов в самостоятельную, непонятную
для человека реальность. Преодоление
отчуждения - далекая перспектива, ибо
оно предполагает постепенное исчезновение
необходимости в разделении труда. А это
означает, по сути, превращение человека
в гармоничную, всесторонне развитую личность.
Такое возможно лишь в коммунистической
формации.
Развитие марксистской философии в работах
соратников и учеников Маркса и Энгельса.
Уже во время жизни и деятельности Маркса
и Энгельса их учение получило признание
и в среде профессиональных философов,
и у почитателей, не имеющих прямого отношения
к философии. Главная особенность марксизма
в том, что он претендовал на роль идеологии
рабочего класса, самого передового, по
мнению Маркса и Энгельса, класса эпохи
капиталистического способа производства.
Философская составляющая идеологии марксизма
представляет собой наиболее сложную
часть, и поэтому пропаганда и распространение
её были сопряжены с известными трудностями.
Энгельс, признавая реальность этой проблемы,
даже написал специально для популяризации
марксистской философии работу "Людвиг
Фейербах и конец классической немецкой
философии". Однако основную нагрузку
по распространению марксистской философии
приняли на себя ученики и последователи
Маркса и Энгельса. Основное направление
их исследовательской и пропагандистской
работы состояло в прояснении наиболее
сложных теоретических вопросов марксистской
философии, а также в экспликации моментов,
скрыто, имманентно присутствующих в трудах
классиков. Очень важной частью деятельности
последователей Маркса и Энгельса было
издание трудов классиков марксизма, систематизация
оставшегося после них эпистолярного
наследия. В XIX - начале XX века наиболее
известными теоретиками марксизма были:
И.Дицген, Ф.Меринг, К.Каутский, Ж.Герд,
П.Лафарг, Лабриола, Г.В.Плеханов.
3.
Марксистская философия
в XIX - начале XX века.
3.1. Иосиф Дицген (1828-1888)
Основные работы: "Сущность головной
работы человека" (1869); "Аквизит философии"
(1888). Испытал влияние материализма Фейербаха.
Предметом философии считал материальный
мир как целое. В центре внимания - проблемы
теории познания, ибо только через их решение
возможно понимание и решение социально
- экономически проблем. Философские работы
Дицгена отличает примитивизм, склонность
к релятивизму в понимании истины. Большое
внимание он уделял вопросу связи мышления
и мозга.
3.2. Франц Меринг
(1846-1919)
Много сделал для пропаганды и изучения
наследия Маркса и Энгельса, издания работ
и писем классиков. В работах: "Легенда
о Лессинге" и "Об историческом материализме"
развил центральные идеи материалистического
понимания истории, прояснил позицию марксизма
по отношению к религии, морали, праву.
Написал ряд историко-философских статей,
в которых проследил эволюцию материалистической
философии на пути к диалектическому материализму.
Но интерпретация Мерингом марксизма
была сопряжена с его упрощением, пониманием
ключевых моментов диалектики как логики
и теории познания.
3.3. Карл Каутский
(1854-1938)
Не все его творчество является марксистским,
однако, примкнув на непродолжительное
время к марксизму, он написал ряд блестящих
работ, существенно повысивших популярность
марксисткой философии, ее теоретический
статус. Это, прежде всего: "Экономическое
учение Карла Маркса", "Томас Мор
и его утопия", "Материалистическое
понимание истории". Защищая исторический
материализм от искажения его в экономическом
детерминизме, допускал возможность определяющей
роли идеальных факторов, в частности
религиозных. Был близок к "теории факторов"
в объяснении истории. После Октябрьской
революции в России, разочаровался в марксизме,
перешел на позиции его критиков.
3.4. Поль Лафарг
(1842-1911)
Был женат на дочери Маркса Лауре. Основная
философская работа: "Экономический
детерминизм Карла Маркса". Особое внимание
уделял критике попыток отождествления
философии марксизма с гегелевской диалектикой,
отвергал идею Бернштейна соединить марксизм
с кантианством. Исследовал природу и
структуру надстроечных отношений и институтов.
4.
Марксистская философия
в России.
4.1.
Георгий Валентинович
Плеханов
(1856-1918)
Был первым теоретиком и популяризатором
марксизма в России. Стоял у истоков марксистской
политической организации "Группа освобождения
труда". Наиболее значимыми работами
Плеханова по философии являются: "К
вопросу о развитии монистического взгляда
на историю", "О материалистическом
понимании истории", "К вопросу о
роли личности в истории". Плеханов
перевел на русский язык "Манифест коммунистической
партии", "Тезисы о Фейербахе",
"Людвиг Фейербах и конец классической
немецкой философии".
Изучение марксистской философии Плеханов
считал не самоцелью, а средством для партийного
строительства и политической борьбы.
Называл ее "алгеброй революции",
подчеркивал выдающуюся роль философии
в преобразовании общества.
Особую ценность представляют работы
Плеханова по историческому материализму.
Он развил учение Маркса и Энгельса о роли
личности в истории, освободил его от младогегельянской
и вульгарно - экономической интерпретации.
Личность, по мнению Плеханова, способна
лишь несколько видоизменить "физиономию"
исторического процесса, но не может существенно
повлиять на него. Великие личности стали
таковыми потому, что "угадали" логику
объективной истории. С последовательно
марксистских позиций Плеханов прояснил
диалектику базиса и надстройки.
Впервые в марксизме Плеханов специально
проанализировал проблемы эстетики, доказал
связь эстетического отражения с практической
деятельностью, подверг критике "биологизаторскую"
концепцию искусства. Ему принадлежат
работы по теории истории философии, в
которых акцентируется внимание на закономерном
развитии философского знания.
Несмотря на разногласия с большевиками
по вопросам политической стратегии и
тактики, последние высоко оценивали Плеханова
как философа.
4.2. Ленинский этап
в развитии философии
марксизма.
Как философ, Ленин уступает Плеханову,
Богданову, Луначарскому и некоторым другим
марксистам. Прежде всего потому, что его
не интересовала философия как таковая,
как способ познания мира. Он рассматривал
её в качестве "служанки политики":
философия должна помочь партии большевиков
завоевать политическую власть и построить
социалистическое общество. Возможность
такого утилитарного подхода к философии
Ленин блестяще продемонстрировал в работе
"Материализм и эмпириокритицизм"
- главном своем философском труде.
Несмотря на громадное число работ, написанных
Лениным, лишь несколько из них можно отнести
к философским. Помимо уже названной выше,
это: "Философские тетради" и небольшая
статья "О значении воинствующего материализма".
Обычно заслуги Ленина в области философии
сводят к формулировке и обоснованию следующих
идей и принципов: принципиально новому
подходу к понятию "материи", позволившему
преодолеть концептуальный кризис в материализме;
разработке теории познания на основе
теории отражения; идее конкретности истины
как диалектического единства абсолютной
и относительной истины. Все три момента
связаны между собой и образуют в целостности
философскую основу для анализа социально-политической
действительности. Ленин блестяще продемонстрировал
связь философии и жизни.
Ленинское учение о
материи.