Философия маргинального

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 16:02, доклад

Описание работы

Многие феномены в жизни человека происходят на границах личного или общечеловеческого бытия. Каждый человек постоянно определяет границы между собой и миром, между человеком и Богом, пытается обнаружить пределы человека, пределы человеческого вообще. Все возможные стратегии и тактики, техники обнаружения, расширения и преодоления границ и пределов можно назвать маргинальными. Это могут быть магические и мистические стратегии, экстатические техники и философские практики.

Содержание

1. Определение понятия маргинального
2. История возникновения
3. Творчество как маргинальный феномен
4. Возможности явления маргинальности
5. Признаки
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Уральская государственная архитектурно.docx

— 42.10 Кб (Скачать)

В ходе дальнейшиего развития искусства ХХ века безумие, вернее, имитация безумия в художественных практиках помогала противопоставить норму и новые, авангардные формы творчества. Но эти практики, по мнению А.С. Мигунова, не относятся к маргинальным явлениям, так как художник  все равно не выходит из поля культуры: он меняет культурные рамки, использует различные приемы, чтобы «снизить порог субъективности и выйти на неотрефлексированный материал живого опыта».

В связи  с этим возникает вопрос: а кого же считать маргиналом? К маргиналам А.С. Мигунов причисляет вслед за М. Тевозом, автором книги об искусстве Ар Брют, душевнобольных, заключенных, необученных детей, обратившихся к искусству в преклонном возрасте стариков, отшельников, беспризорников и даже животных. К ним же автор склонен отнести и художников - примитивистов и наивных художников.

А.С. Мигунов  предлагает анализ маргинального искусства  и его признаков. В маргинальном искусстве, как он считает, нет диалога  картины со зрителем, здесь разрушена  эстетическая дистанция. Объект изображения  заменяется его принципом, и зритель  оказывается полностью втянутым в пространство картины. Философская  версия аутизма, по мнению А.С. Мигунова, могла бы помочь по-новому осмыслить эту ситуацию современной культуры. Феномен аутизма соприкасается своими гранями с «молчащим субъектом», символичным для современного искусства (минималистская музыка и изобразительное искусство).

Кроме того, маргинальный художественный опыт, по мысли автора этой концепции, ставит последнюю точку в процессе опрощения  культуры. Если представить себе работу энцефалографа, то на низшей отметке, соответствующей маргинальности, услышим скрип пера и следы марания бумаги. Таково впечатление маргинала от рассмотренного изображения.

  1. Признаки

Что касается признаков маргинальной культуры, то самым важным является, по мнению А.С. Мигунова, упоение творчеством при  полном безразличии к результату. Другой признак – использование  нерепрезентативных материалов в творчестве. Эстетикой различаются репрезентативные материалы, способствующие наибольшей выразительности в разных видах  искусства: в живописи – масло, в  скульптуре – мрамор, фортепиано в  музыке. Маргинальный художник пользуется подручными средствами. Еще один важный признак маргинальности – дилетантизм.

Творчество  маргинала не преследует специфической  художественной цели, таким образом он проявляет себя в том, что, возможно, и не представляет какой-нибудь ценности. Душевнобольной человек, по нашему мнению, живет таким образом, что «следы» его жизни интересны исследователям маргинальности или коллекционерам. «Следами» могут быть самые различные результаты деятельности, где используется в буквальном смысле все, что попадется под руку, и что сам маргинал относит к своему телу. Все то, что связано с отправлением естественных надобностей тела, становится объектом и (или) инструментом творчества.

Поведение, провоцирующее отторжение у одних, заинтересованность и любопытство  у других во многом сродни поведению  сумасшедшего. На отечественной художественной сцене особенно известны акции и  перформансы О. Кулика. Художник, голышом бегающий на карачках в клетке или привязанный в этом же состоянии цепью около входа на выставку, конечно, не безумный. Это свидетельствует об актуальной тенденции имитации безумия. Следует отличать, по мнению А.С. Мигунова, маргинальное искусство от «шизоидной художественной практики постмодерниста»: в отличие от маргинального художника постмодернист представляет продукт своего творчества как произведение (в самом широком понимании, где и сам художник – в вышеприведенном примере О.Кулик – будет произведением). Художник-постмодернист соотносит свои акции и картины с теми нормами, которые приняты в том или ином направлении искусства.

Противопоставление  нового и традиционного – хорошо известный прием в смене культурных напластований. В этом смысле, по словам А.С. Мигунова, любое авангардное  искусство в момент его рождения воспринимается как странное и маргинальное. Но ориентированность на психопатологию должна быть инспирирована не только сменой культурных парадигм. Откуда же возникает стремление выделиться из социума в рамках той группы, которая  не дает вроде бы никаких привелегий?  В докладе А.С. Мигунова отмечено, что цель приемов постмодернистского художника, желающего достичь особой, «брутальной» выразительности – в снижении порога субъективности. Постмодернист желает «выйти на нетронутый и неотрефлексированный материал живого опыта».

…  когда  А.С. Мигунов говорил о снижении порога субъективности, он, думается, имел в виду иное. Если мы представим себе шкалу культурных ценностей, то маргинал, по словам А.С. Мигунова, занят «обживанием самой низшей точки такой шкалы, выражаемой простейшими инстинктами и наивными представлениями». Поэтому маргинал, как правило, дилетант. Произведениями работы такого художника становятся по чужой воле, приходящей извне, из мира культуры. По нашему мнению, налицо некоторая оппозиция: маргинал – его культурные провайдеры. Маргинал по определению вне рамок культуры, а его дилеры или поклонники по другую сторону, они не могут прийти «с улицы», это интеллектуалы, причем хорошо информированные в области искусства.

Но существует и мостик из одного мира в другой. А.С. Мигунов не случайно вспоминает таких известных персонажей народной культуры как дурак, юродивый и сумасшедший. Будучи ниже первоначальной точки отсчета социальной шкалы, они, тем не менее, способны выражать глубокий философский смысл – за это их и ценят в народной традиции, только дурак может сказать правду царю. А.С. Мигунов приводит здесь пример пьесы Л. Пиранделло «Дурацкий колпак». Во многом перекликается с ним и выступление профессора МГУ Ф.И. Гиренка: «художник – это юродивый, больной и одновременно блаженный». Неотрефлексированный опыт и в этом случае выражается на уровне сниженного порога субъективности.

Фуко полагает, что невозможно рассуждать о подлинной  маргинальности в терминах бинарной оппозиции, потому что маргинальность появляется лишь в отсутствии всякой нормы и авторитарного образца. 
 

Список  литературы 

Антропология

http://anthropology.ru/ru/texts/gafanova/tradnov_23.html 

Русский Журнал

http://magazines.russ.ru/nlo/2004/70/sm37.html 

Livejournal

http://mp-gratchev.livejournal.com/2201.html 
 
 
 
 

Информация о работе Философия маргинального