Философия маргинального

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 16:02, доклад

Описание работы

Многие феномены в жизни человека происходят на границах личного или общечеловеческого бытия. Каждый человек постоянно определяет границы между собой и миром, между человеком и Богом, пытается обнаружить пределы человека, пределы человеческого вообще. Все возможные стратегии и тактики, техники обнаружения, расширения и преодоления границ и пределов можно назвать маргинальными. Это могут быть магические и мистические стратегии, экстатические техники и философские практики.

Содержание

1. Определение понятия маргинального
2. История возникновения
3. Творчество как маргинальный феномен
4. Возможности явления маргинальности
5. Признаки
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Уральская государственная архитектурно.docx

— 42.10 Кб (Скачать)

Уральская государственная  архитектурно-художественная академия 
 
 
 
 
 

ДОКЛАД

по философии

на тему: философия маргинального 
 

                                                                           
 

                                                                               выполнила: Резниченко О.  гр. 431

                                                                               преподаватель:  Мосорова Н. Н. 
 
 

г. Екатеринбург

2010г. 

Содержание

  1. Определение понятия маргинального
  2. История возникновения
  3. Творчество как маргинальный феномен
  4. Возможности явления маргинальности
  5. Признаки

    Список  литературы 

  1. Определение понятия маргинального 

Многие феномены в жизни человека происходят на границах личного или общечеловеческого  бытия. Каждый человек постоянно  определяет границы между собой  и миром, между человеком и  Богом, пытается обнаружить пределы  человека, пределы человеческого  вообще. Все возможные стратегии  и тактики, техники обнаружения, расширения и преодоления границ и пределов можно назвать маргинальными. Это могут быть магические и мистические  стратегии, экстатические техники  и философские практики. Маргинальность - состояние групп и индивидов в ситуации, которая вынуждает их под влиянием внешних факторов, связанных с резким социально-экономическим и социально-культурным переструктурированием общества в целом, изменять свое социальное положение и приводит к существенному изменению или утрате прежнего социального статуса, социальных связей, социальной среды, а также смены системы ценностных ориентаций. В рамках такой структурной модели маргинальность может пониматься как положение индивида между двумя группами, делающее его чужим для обеих групп. При этом личностные, социальные, культурные дистанции между членами групп не обязательно накладываются на географическую разобщенность. Маргинальный человек остается "чужим" даже при пространственной близости. В связи с этим выделяют следующие характеристики маргинальной ситуации:

- промежуточность,  окраинность, пограничность положения индивида;

- погруженность  индивида в процесс переходности (явление транзиции) или в контекст смены социокультурных парадигм, которая характеризуется дезадаптацией;

- феномен  психологической "двойной"  адаптации, когда индивид оказывается  "между двумя местами или  сразу в двух местах".

Все эти  аспекты в своей совокупности формируют особый "гибридный" тип личности, имеющий отличительные  характеристики. В числе специфических  свойств маргинальной личности обычно указывают следующие качества:

- обостренные рефлексия и самосознание;

- критическое,  скептическое, иногда циническое  отношение к миру;

- релятивизм  и безоценочность мировоззрения;

- отстраненность, психологическая отчужденность; 

- замкнутость,  внутренняя противоречивость.

Маргинальный  философ - это хакер в мире идей, теорий, концептов. С ними он делает то же самое, что делает хакер с  чужими программами и системами  защиты: ищет в них изъяны и слабые места, дешифрует, взламывает, пpоникает внутpь, изменяет, расчленяет, склеивает, выворачивает их наизнанку, превращает в собственную противоположность. На другом языке об этом говорится так:

Маргинальность - фр. marginalisme, англ. marginalism - в буквальном смысле слова - периферийность, "пограничность" какого-либо (политического, нравственого, духовного, мыслительного, религиозного и проч.) явления социальной жизнедеятельности человека по отношению к доминирующей тенденции своего времени или общепринятой философской или этической традиции.

Маргинал  — это тот, кто полностью не вписывается ни в одну традицию, ни в одну систему. 
 
 

2. история возникновения

Возникнув в 30-е годы в США как теоретический  инструмент для исследования особенностей протекания культурного конфликта  двух и более вступающих во взаимодействие этнических групп, концепция маргинальности рассматривалась в социологической литературе с разных точек зрения. Отправным пунктом для самой постановки проблемы маргинальности стало изучение процессов миграции. В частности, понятие "маргинальная личность" было предложено Р.Э.Парком для обозначения культурного статуса и самосознания иммигрантов, оказавшихся в ситуации необходимости адаптации к новому для них урбанистическому образу жизни, то есть Парк говорил, главным образом, о "культурной маргинальности" и трактовал феномен маргинальности как промежуточность положения человека, волей судьбы обреченного одновременно существовать в двух разных культурных группах. С точки зрения Парка, необходимым условием возникновения маргинальных ситуаций является пространственное перемещение, мобильность, миграция. Однако сама постановка проблемы принадлежит, скорее, Г.Зиммелю, впервые рассмотревшему социальный тип "чужака" как социальную универсалию.

Последующие исследования (У.Г.Самнер, Э.Стоунквист, Р.Мертон, Э.Дюркгейм) показали, что культурная маргинальность - всего лишь один из видов маргинальности. Кроме этого, выделяют социальную, структурную, ролевую и другую виды маргинальности. История термина богата нюансами. Маргинальность стала пониматься не только как результат межкультурных этнических конфликтов, но и как следствие социально-политических процессов. Кроме того, возможно более широкое, формальное понимание маргинальности как универсального культурного феномена, коренящегося в групповых условиях человеческого существования.

Можно заметить, что мыслительные конструкции основного  течения всегда дополнялись и  корректировались маргинальными. А это означает, что в западной философии явление маргинализма существовало с момента ее возникновения как оборотная сторона традиции, как ее граница, предел. Но только в середине ХХ в. разрушается единая, центральная, магистральная линия философствования и, более того, размывается понимание направления, в котором идет развитие культуры. Маргинализм становится главной, доминирующей чертой, оказывается «по эту сторону» традиции, становится частью общепринятых правил. Но так он перестает быть «маргинальным».

ХХ в. знает два крупных перелома в мироощущении, когда маргиналии начинают играть особую роль в развитии культуры. Речь идет о рубеже XIX-ХХ столетий и об эпохе после Второй мировой войны. Рубеж веков принес ослабление религиозного сознания, отход от старых этических и эстетических норм, неверие во всесилие человеческого Разума и неприятие всего предыдущего опыта. При этом новая целостность не была создана, а это дало ощущение общей дисгармонии современного мира, отчуждения людей, даже безнадежности.

В середине века ужасы только что отгремевшей  войны вызывают желание выстроить  на основе новых отношений совершенно другой мир. Люди стремятся стать  другими, найти новые пути не только постижения окружающей реальности, но и построения этой реальности, многие пытаются решать эту проблему политическими  средствами, растет популярность коммунистических идей, выступавших для интеллектуалов символом надежды на перемены. В  духе общих веяний времени оказывается  и Мишель Поль Фуко.

На протяжении всей своей жизни этот мыслитель  осознавал свою тесную связь и  с предыдущей традицией, и с ситуацией  времени, но при этом он стоял особняком, проверяя общепринятые каноны на основании  своего опыта. Это делает его знаковой фигурой философии прошлого века и это же позволяет говорить о  нем как о маргинале в том  амбивалентном смысле маргинализма, который был оговорен ранее: Мишель Фуко и своим творчеством, и своей жизнью опрокидывал традиционные представления, но в этом он был не одинок — в ту эпоху появилось большое количество мыслителей, порывавших с опытом предыдущих поколений. Поэтому, будучи маргиналом, он был и классиком — классиком маргинальной постмодернистской эпохи.

Первоначальная  творческая интенция Фуко восходит к  предыдущему «маргинальному» периоду  в развитии культуры ХХ в., а, точнее говоря, к философии Фридриха Ницше, который вводит новый принцип философствования — неоднозначность, принципиальную антисистематичность. Его способ доказательства — метафоры, а не четкие логические построения. Философия жизни, основоположником которой выступил Ницше, вводит принципиально новое понимание опыта как личностного переживания, предельного состояния. Это в корне отличается от тенденции предыдущей эпохи видеть в опыте совокупность действий, результаты которых должны быть объективно значимы и одинаково воспринимаемы всеми. К введенным философами жизни понятиям жизненного порыва, интуиции, страха и трепета в середине ХХ в. добавляется опыт-предел. «Идея некоторого опыта-предела, функцией которого является вырвать субъекта у него самого, — именно это и было для меня самым важным в чтении Ницше, Батая и Бланшо; и именно это привело к тому, что какими бы академичными, учеными и скучными ни были книги, которые я написал, я всегда писал их как своего рода прямые опыты, опыты, функция которых — вырвать меня у меня самого и не позволять мне быть тем же самым, что я есть», — писал Фуко. Батай и Бланшо, не будучи философами по профессии, выходили за рамки философской традиции и видели ценность именно в том, что связано с личным опытом. Фуко и его предшественники стремятся пережить такой опыт, который дает возможность вырвать субъекта из его субъектности, в пределе это опыт, близкий к тому, что пережить нельзя.

На протяжении всего ХХ века проблема соотношения  традиций и новаций является для  философии (и для культуры вообще) очень актуальной, сложной, неоднозначной. Развитие часто идет по принципу отталкивания, противопоставления, маргинализации.

Философские словари,  вышедшие во второй половине ХХ века, определяют маргинализм как «общее название ряда направлений в философии, развившихся вне или в противовес доминирующим в ту или иную эпоху правилам рациональности, представленным в господствующей философской традиции, часто антисоциальных или асоциальных» [2]. Таким образом, философский маргинализм появился тогда же, когда была определена «магистральная линия» философии и появилась, следовательно, возможность сформулировать дополнительные, маргинальные, противоположные пути развития мысли.

Тот же словарь  приводит в качестве примера Антисфена, ученика Сократа и основателя одного из маргинальных направлений античной философии — кинизма. В качестве антагониста последнему здесь выступает рефлексивная философская традиция. Но менялись времена и доминирующие философские направления. Эталоном выступали то идеи Платона, то Аристотеля, то эмпириков, то сенсуалистов, то рационалистов, то позитивистов, то интуитивистов … И всегда мыслительные конструкции основного течения дополнялись и корректировались маргинальными.

Можно утверждать, что маргинализм является характерной чертой развития культуры только что завершившегося века. Рубеж XIX — ХХ столетий совпал со временем перелома в европейском мироощущении. На фоне бурного развития науки, техники и материального производства происходит ослабление религиозного сознания, отход от старых этических и эстетических норм. Неверие во всесилие Разума, разочарование в сознательности человека, неприятие предыдущего опыта, нежелание сохранять status quo и невозможность создать принципиально новую целостность дали ощущение общей дисгармонии современного мира, отчуждение от общества. Огромный разрыв между реальным и желаемым породил безнадежность, неприятие жизни, крайний индивидуализм.

В области  искусства это привело к стремлению новизны любой ценой, к поиску трансцендентальных и неуловимых сторон действительности. Возникло огромное количество новых художественных течений, которые в соответствии с общими тенденциями эпохи не были всего  лишь новшествами в области искусства. В ХХ веке размываются всяческие  границы, смешиваются даже те сферы, которые раньше считались взаимоисключающими, например, техника и искусство, философия  и поэзия, наука и мифология, физика и лирика. Происходит покушение на осмысленность художественного  языка, на соразмерность, на гармонию.

Философские истоки расцветшего в прошлом  веке маргинализма можно проследить с конца XIX столетия в теоретических построениях представителей «философии жизни», возникшей в противовес классической философии, завершением которой одни исследователи считают фигуру Иммануила Канта, а другие — фигуру Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Основоположник «философии жизни», Фридрих Ницше, вводит новый принцип философствования — неоднозначность. Из-за принципиальной антисистематичности Ницше не предоставляет последующим мыслителям категориального аппарата для аналитики бытия как становления, но дает интенцию на рассмотрение мира как динамического единства, а не застывшей целостности. Ницше говорит о необходимости переоценки ценностей. Он критикует традиционные ценности западной культуры: религию, мораль, искусство и призывает к созданию нового, сильного человека — сверхчеловека. Подобному человеку не нужна культура, навязанная большинством, состоящим из множества слабых людишек. Сверхчеловек не нуждается в такой культуре, он в состоянии создать свою культуру, основанную на силе и власти, а не на страхе и подчинении. Так появляется идея пересмотра статуса культуры.

Идущую от Ницше традицию негативной оценки современной  западной культуры (как средства, созданного слабыми для подавления сильных) продолжил Зигмунд Фрейд, чьи идеи тоже долгое время считались маргинальными, ненаучными. Он выводит всю культуру из Эдипова комплекса, то есть амбивалентного чувства любви и ненависти, якобы испытываемого человеком в связи с убийством и поеданием предка в первобытную эпоху. Чувство вины рождает табу как основу культуры, ведь, по Фрейду, функции табу и культуры сходны: это охрана важных для жизни человеческого сообщества актов (прежде всего брака, секса, родов, и инициации) и лиц (жрецов и вождей), защита слабых от могущественных сил природы, от богов, стихий, голода, смерти. Но, возникая как запрет, культура подавляет человеческие стремления. Запрет на страстно желаемое рождает невроз, который может быть разрешен в творчестве, в создании произведения искусства, которое использует принцип «всемогущества мыслей», характерный для магии.

Информация о работе Философия маргинального