Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 16:02, доклад
Многие феномены в жизни человека происходят на границах личного или общечеловеческого бытия. Каждый человек постоянно определяет границы между собой и миром, между человеком и Богом, пытается обнаружить пределы человека, пределы человеческого вообще. Все возможные стратегии и тактики, техники обнаружения, расширения и преодоления границ и пределов можно назвать маргинальными. Это могут быть магические и мистические стратегии, экстатические техники и философские практики.
1. Определение понятия маргинального
2. История возникновения
3. Творчество как маргинальный феномен
4. Возможности явления маргинальности
5. Признаки
Список литературы
Это всемогущество
проявляется в различных
3.Творчество как маргинальный феномен
Одним из маргинальных феноменов является творчество.
Какова цель творчества? Ее можно определить через анализ пограничных стратегий в поведении человека:
1. это может
быть самопознание, т.е. обнаружение
своих границ, осознание границ,
определение границ. Можно сказать,
что творчество – это
2. творчество
как самоутверждение и
3. творчество
как поиск себя, испытание себя:
пребывание на границе, в
4. творчество
как самосовершенствование,
5. творчество
как поиск другого, встреча
с Другим: это переход, пересечение
границы, преодоление границы
(подвиг), нарушение границ (преступление),
переступание границ, разрыв границ,
разрушение, превосхождение границ, расширение
границ человеческого, преображение, спасение,
обожение;
6. творчество как трансцендирование: пребывание за границей, за гранью, по ту сторону, в другом пространстве, в иных сферах бытия. Это вдохновение, озарение, просветление, откровение и другие феномены духовного и мистического опыта.
Существенные
изменения на данный момент претерпевает
понятийный аппарат эстетики, происходит
содержательная переоценка основных категорий
эстетики: возвышенное заменяется удивительным,
эстетика безобразного исследуется
наряду с прекрасным и давно получила
свой статус как эстетическая категория…
Многим это представляется как посягательство
на святая святых классической эстетики,
другие видят в этом приближение
теории эстетики к сущности искусства,
которое сегодня представляется
скорее не как отражение реальности,
а как внутренняя саморефлексия художника.
Всесторонняя эстетизация современной
культуры, на наш взгляд, должна рассматриваться
как свершившийся факт деятельности. Что
в современном понимании означает понятие
«эстетизация»? Это то, что традиционно
рассматриваемое неэстетическим становится
эстетическим или определяется эстетически.
Двойственность эстетизации культуры
предполагает две линии развития: одна
линия направлена на продолжение традиционной
эстетики (эстетизация повседневности
рассматривается как ее крайнее проявление,
отсюда проистекают гиперреализм, поп-арт
и т.д.), другая – более соответствует эпистемологической
эстетизации (кубизм, сюрреализм, concept
art).
Особое место в современной эстетике отводится наивному, маргинальному искусству как индивидуации эстетического. Или как высказывается А.С. Мигунов, заведующий кафедрой эстетики на философском факультете МГУ, это – «творчество вне эстетических и художественных норм». И тут же автор подчеркивает и доказывает, что многое из того, что ранее «нарушало» или было «вне нормы», в последующем обретало статус эстетического (произведения В.Ван Гога, его манера письма, музыка «Битлз» и т.д.).
Например, Русский
модернизм питался корнями
Сама суть русского модернизма была противоречива и порождала многие крайности. Отечественный модернизм был неоднороден; на одном полюсе он тяготел к дворянской культуре, к средневековому прошлому, на другом представал через искусство народных промыслов, так называемый "крестьянский" вариант модерна.
Стиль русский модерн "как ни один другой был окрашен в национальные цвета своей страны. И это вполне объяснимо, если вспомнить, что источники этого направления и его утопические теории лежали как раз в плоскости национальных традиций, и призыв к возрождению определенных традиций народного искусства, и тяга к рукотворности форм..."
Большим открытием
для художников-модернистов
Одной из черт
существования древнерусской
В русской духовной традиции апофатика как доминирующий элемент эстетики представлена не только в теории – «центральной фигурой русской святости выступает юродивый, в котором грязь, косноязычие, непотребные слова, безобразное поведение и внешность служат «подобающим несоответствием» божественным вещам».
Современное
состояние эстетического
…«Хаос всегда есть вызов для культуры, ученых, литераторов, - говорил Г. Померанц, - при этом развитие всегда кризисно, неотделимо от него (хаоса)».
Проявлением феномена маргинализма могут быть охарактеризованы в определенном смысле постструктурализм и постмодернизм - специфического фактора именно "модернистско-современного" модуса мышления, скорее даже мирощущения, творческой интеллигенции XX века. Начиная с постструктурализма, маргинальность превратилась в уже осознанную теоретическую рефлексию, приобретя статус "центральной идеи" - выразительницы духа своего времени. Если Делез и Гваттари противопоставляли "больной цивилизации" капиталистического общества творчество "подлинного" художника, приобретающего в своем неприятии общества черты социального извращенца, то точно так же и Фуко противопоставляет любым властным структурам деятельность "социально отверженных" маргиналов: безумцев, больных, преступников и прежде всего художников и мыслителей типа де Сада, Гельдерлина, Ницше, Арто, Батая и Русселя. С этим связана и высказанная им в интервью 1977 г. мечта об "идеальном интеллектуале", который, являясь аутсайдером по отношению к современному ему "эпистеме", осуществляет ее деконструкцию, указывая на "слабые места", "изъяны" общепринятой аргументации, призванной укрепить власть господствующих авторитетов: "Я мечтаю об интеллектуале, который ниспровергает свидетельства и универсалии, замечает и выявляет в инерции и притязаниях современности слабые места, провалы и натяжки ее аргументации" (Современное зарубежное литературоведение).
Постмодернистские
эксперименты стимулировали стирание
граней между традиционными видами
и жанрами искусства, развитие тенденций
синестезии, подвергли сомнению оригинальность
творчества, «чистоту» искусства
как индивидуального акта созидания,
прочее. Пересмотр классических представлений
(традиций) о созидании и разрушении,
порядке и хаосе, серьезном и
игровом в искусстве
Странные художники – Странное творчество
Обзор международной научной конференции «Странные художники – Странное творчество» (МГУ , 4 -6 октября 2004 г.).
Конференция была посвящена философскому исследованию широкого спектра проблем, связанных с интерпретацией скрытых смыслов в искусстве, задачами раскрытия специфики «языков» искусства. Особое внимание было уделено теме «странного художника», маргинальности и искусству аутсайдеров. В этом контексте рассматривались психологический аспект «странного» и проблематика психопатологической экспрессии.
«Странные» художники, о которых шла речь, часто создают произведения в клиниках и диспансерах. Это душевнобольные, и их картины далеко не всегда знакомы широкой публике. Они – маргиналы, существующие за гранью нормальной жизни общества. Благодаря Жану Дюбюффе Ар Брют1, творчество «странных» художников, «свободное» от влияния культуры, и в этом значении «сырое», «необработанное» (brut), стало таким же атрибутом ХХ века как сюрреализм, абстракционизм или концептуализм. Искусство «сумасшедших» во Франции было описано Марселем Режа (1907 г.), а затем стало предметом детального исследования психиатра Ганса Принцхорна в книге «Выражения безумия». В настоящее время работы художников Ар Брют экспонируют в самых престижных выставочных центрах и музеях, их творчеству посвящены книги и статьи известных критиков, философов и художников, а цены на многие произведения соответствуют уровню цен шедевров современного искусства.
Диалог «произведение
искусства – зритель» философски
проблематизирует понятие «странного»,
возникают новые его определения - чужое,
непонятное.
Явление маргинальности открывает обширное поле для изучения природы современной цивилизации, ее дисфункциональных механизмов, потенциально разрушительных как для общества в целом, так и для отдельной человеческой личности. Ломка прежних идеологических схем и духовных установок приводят к распространению состояния культурной дезориентации и неопределенности, что разрушает целостность и сбалансированность общественной системы в сфере соотнесенности ее социальной и культурной стратификации и ведет к смене культурных парадигм.
На философском факультете МГУ давно занимаются проблемой маргинальности, в 1999 г. вышел соответствующий сборник, подготовленный сотрудниками кафедры эстетики. Теме философии «маргинальных явлений» был посвящен доклад заведующего кафедрой эстетики А.С. Мигунова. Интерес к маргинальности связан с новым пониманием искусства в ХХ веке.
Как можно
интерпретировать, понять различные
«языки» искусства? По каким критериям
следует рассматривать
Когда Ж. Дюбюффе в статье «Удушающая культура» писал о том, что «культурный человек так же далек от художника, как историк от человека действия», он противопоставлял искусство и культурные нормы. Сюрреалисты во главе с «папой» Андре Бретоном, как и Жан Дюбюффе, нуждались в контр-примере против принятого порядка, конформизма, приобретенных привычек и идей. Так классический субъект, маскирующийся в свободного человека, трансформируется в безумного. Возникает новая эстетика маргинального, эстетика Ар Брют.
Об эстетике Ар Брют говорила заместитель директора единственного в Москве Музея Искусства Аутсайдеров Анна Яркина. Аутсайдеры – те, кто не вписывается в культурную парадигму и не стремится ей соответствовать. Почему же новая эстетика обращается к социально маргинальному автору, к теме безумия? А. Яркина считает основным фактором предельную субъективизацию искусства к началу ХХ века. В уходе от явлений общественной жизни, сосредоточении на внутреннем мире А. Яркина видит причину возрастающего в это время интереса к социально-разобусловленной личности с априори выраженным субъективным началом – к личности душевнобольного, что не ново в истории культуры. В эпоху Романтизма культивировался идеал личности, устремленной к духовным поискам, оторванной от обыденной действительности, в этом контексте безумие рассматривалось как высшая форма существования. К началу ХХ века поиски наибольшей художественной выразительности и свободы способствовали новому осмыслению безумия. Немецкие экспрессионисты, отмечает А.Яркина, экспериментировали с состояниями, близкими к безумию, чтобы достичь подлинной свободы в творчестве. Более того, они рассматривали свою деятельность как выражение болезненного состояния психики немецкой нации, реализовавшееся в двух мировых войнах.