Философия любви и брака

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 14:00, реферат

Описание работы

Брачный союз между мужчиной и женщиной, санкционированный обществом, составляет основу семьи. Своим возникновением, существованием и развитием семья обязана, прежде всего, общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботится о своих детях. Как социальное явление семья изменяется в процессе развития экономического базиса общества; в то же время развитие семьи обладает относительной самостоятельностью.

На сегодняшний день молодые, вступающие в брак, в большинстве случаев являются не подготовленными к сложностям самостоятельной семейной жизни, следует подчеркнуть необходимость организации специальной подготовки их к сложностям семейной жизни. Современная молодежь не отказывается от брака в общепринятом понимании этого понятия, но отказывается своевременно и официально регистрировать свой брак. Повысить уровень брачности, рождаемости, интерес к семейным ценностям среди молодежи – значить получить заметный эффект в социально-демографическом развитии страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 5
1 Философия любви…………………………………………………………... 7
1.1 Исторические взгляды на проблему любви……………………… 7
1.2 Философский подход к проблеме любви………………………… 9
2 Брак и семья…………………………………………………………………. 12
2.1 Исторические взгляды на проблему семьи и брака……………… 12
2.2 Какой семья была в прошлом?......................................................... 13
2.3 Философия о браке и семье………………………………………... 14
3 Кризис семьи и ее будущее………………………………………………… 17
3.1 Основные проблемы современной семьи………………………… 20
3.2 Отношение современной молодежи к семье и браку……………. 24
Заключение…………………………………………………………………..... 29
Библиографический список………………………………………………….. 31

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 5
1 Философия  любви…………………………………………………………... 7
     1.1 Исторические взгляды на проблему  любви……………………… 7
     1.2 Философский подход к проблеме  любви………………………… 9
2 Брак  и семья…………………………………………………………………. 12
     2.1 Исторические взгляды на проблему семьи и брака……………… 12
     2.2 Какой семья была в прошлом?......................................................... 13
     2.3 Философия о браке и семье………………………………………... 14
3 Кризис  семьи и ее будущее………………………………………………… 17
     3.1 Основные проблемы современной семьи………………………… 20
     3.2 Отношение современной молодежи  к семье и браку……………. 24
Заключение…………………………………………………………………..... 29
Библиографический список………………………………………………….. 31
 

 

      Введение

     Только  в любви и через любовь человек становится  человеком. Без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины и не способное ни действовать эффективно, ни понимать адекватно других и себя. И если человек – центральный объект философии, то тема человеческой любви, взятая во всей ее широте, должна быть одной из ведущих в философских размышлениях. Любовь рассматривается как непосредственное, интимное и глубокое чувство, предметом которого выступает, прежде всего, человек.

     Семья – это неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходилось без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслиться без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

     Классическое  определение семьи гласит, что  семья – эта малая социальная группа, члены которой связаны  браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и  взаимной моральной ответственностью.

     Брак  – это союз женщины и мужчины, по идее заключенный пожизненно с  целью создания семьи. Законной формой брака в России является заключение брака путем его государственной  регистрации в органах загса. Качество брака зависит от того, как семья выполняет свои основные функции, которые соответствуют базовым потребностям человека.

     Любой брак начинается со знакомства и выбора партнера для совместной жизни. Целью  брака, прежде всего, является создание семьи.

     Брачный союз между мужчиной и женщиной, санкционированный обществом, составляет основу семьи. Своим возникновением, существованием и развитием семья обязана, прежде всего, общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботится о своих детях. Как социальное явление семья изменяется в процессе развития экономического базиса общества; в то же время развитие семьи обладает относительной самостоятельностью.

     На сегодняшний день молодые, вступающие в брак, в большинстве случаев являются не подготовленными к сложностям самостоятельной семейной жизни, следует подчеркнуть необходимость организации специальной подготовки их к сложностям семейной жизни. Современная молодежь не отказывается от брака в общепринятом понимании этого понятия, но отказывается своевременно и официально регистрировать свой брак. Повысить уровень брачности, рождаемости, интерес к семейным ценностям среди молодежи – значить получить заметный эффект в социально-демографическом развитии страны. 

   

 

      1 Философия любви

    1. Исторические взгляды на проблему любви

     Феномен любви интересовал многих философов  разных времен. О сущности любви хорошо сказал А. де Сент-Экзюпери: «Любить – это значит смотреть не друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении». Мы уже сказали о бескорыстии чувства любви. Но сказать о любви только так значит сказать об этом чувстве половину правды. Другая половина состоит в том, что влюбленный человек подчиняется объекту свой любви, оценивает свои поступки, материальные и духовные ценности в соотношении с тем, как бы на это посмотрел любимый человек. «Любить, - писал Л.Н.Толстой, значит жить жизнью того, кого любишь». А Аристотель говорил по этому поводу так: «Любить – значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо».

     Конечно, и любовь, как и все на земле, не была человеку дана раз и навсегда в законченном виде. На протяжении истории развития человечества она  постоянно видоизменялась, совершенствовалась, обогащалась новым содержанием. Здесь будет уместно процитировать слова Ф. Энгельса, который, говоря о любви как индивидуально-избирательном чувстве, рассматривал ее в то же время как продукт длительной истории: «Современная половая любовь существенно отличается от просто полового влечения. Во-первых, она предполагает у любимого существа взаимную любовь; в этом отношении женщина находится в равном положении с мужчиной. Во-вторых, сила и продолжительность половой любви бывают такими, что невозможность обладания и разлука представляются обеим сторонам великими, если не величайшим несчастьем; они идут на огромный риск, даже ставят на карту свою жизнь, чтобы только принадлежать друг другу… Появляется новый нравственный критерий для осуждения и оправдания половой связи; спрашивают не только о том, была ли она брачной или внебрачной, но и о том, возникла ли она по взаимной любви или нет?».

     Иммануил  Кант считал, что любовь и уважение являются главными обязанностями людей  друг к другу. Кант различал два вида любви «практическую» и «патологическую». «Есть любовь практическая – к богу или ближнему и любовь патологическая, то есть чувственная любовь».

     Шопенгауэр дает очень интересное определение половой любви: «Любовь – неодолимая страсть, побеждающая голос разума, толкающая людей на жертву своим благополучием, порождающая высокие творения искусства и... вдруг исчезающая, как призрак». Шопенгауэр считает, что все любовные волнения, радости и горести, вся суета, связанная с любовью имеет просто инстинктивный характер, а если конкретнее, то вся любовь это всего лишь на всего половой инстинкт.

     Эрих  Фромм немецко-американский философ  утверждал, что любовь это искусство, а не дар свыше. Так же он отрицал, что любовь это всего лишь инстинкт. Фромм рассматривал любовь как искусство, он определил, что любовь это стремление к единению. Так же он выделил отдельные типы любви и дал им объяснения. Основной его мысль это то, что истинная любовь не может быть направлена лишь на один объект. «Если человек любит только кого-то одного и безразличен к остальным ближним, его любовь – это не любовь, а симбиотический союз».

     «Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии того, к кому мы испытываем это чувство». Человек, который любит, всегда заинтересован, что бы его любимый чувствовал себя комфортно и как можно лучше. Если нет заинтересованности, то мы так же можем усомниться в подлинности его любви. 

       
 

    1. Философский подход к проблеме любви

     Любви все возрасты покорны... О любви  сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Есть формулы любви, научные  определения, философские трактаты. Но все же тема любви в наше время остается очень актуальной.

     Любовь  является ведущей потребностью человека, одним из главных способов укоренения его в обществе. Человек лишился природных корней, перестал жить животной жизнью. Ему нужны человеческие корни, столь же глубокие и прочные, как инстинкты животного. И одним из таких корней является любовь.

     По  мере развития общества любовь  наполняется  социальным  и нравственным содержанием, становясь образцом отношений между  людьми. Только в любви и через любовь человек становится человеком. Без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины. И если человек – центральный объект философии, то тема человеческой любви должна быть одной из ведущих проблем философии.

     Эмоционально-психологической, нравственной и эстетической основой  брака является любовь, хотя и не всякий брак основан на этом чувстве, а любовь может быть и вне брака. Семья – это естественное гнездо любви, уважения и взаимной заботы. Любовь прекрасна, когда она взаимна и когда мы любим цельно, искренне и преданно. Метко сказал Архимед: «Любовь – это теорема, которую надо доказывать каждодневно».

     Любовь  – это индивидуально-избирательное  чувство, которое выражается в глубоких и устойчивых переживаниях, в постоянной направленности мысли и дела к любимому человеку, в свободном, бескорыстном и самозабвенном стремлении к нему. Любить – это и желание быть любимым. Любовь, в смысле эротического пафоса, всегда имеет своим собственным предметом телесность и душевно-эмоциональную усладу от взаимного обладания и взаимной отдачи. Она проявляется также в самоотверженности, самоотдаче и возникающем на этой основе духовном взаимослиянии. Природные, духовные различия и даже противоположности образуют в любви единство. Любовь оказывает огромное влияние на формирование личности, на ее самоутверждение, на выявление ее творческих потенций.

     Нравственная  природа любви выявляется в ее устремленности не просто на существо другого пола, что характерно для  непосредственного чувственного влечения, а на личность с ее индивидуальной неповторимостью. Эстетическая сторона любви проявляется в том, что любимый человек вызывает удивительный подъем жизненных сил, игру воображения, заостренное чувство восхищения, длительной радости, муки сомнения, страдания и вообще весь внутренне противоречивый, а в целом красочный букет чарующих эмоциональных переживаний. Настоящая взаимная любовь заключает в себе свое другое: «он – ее, а она – его». Кто действительно любит, верит, по словам С.Н. Булгакова, не может не верить, что любимый человек обладает в каком бы то ни было отношении исключительными достоинствами, представляет собой индивидуально-уникальную и в таком качестве незаменимую ценность. Мало того, он видит эти достоинства, он чувствует эту ценность.

     В западной культуре никогда не предполагалось, что любовь узаконивает сексуальное  общение. Любовь узаконивала брак, в котором сексуальное общение считалось законным и допустимым. Как правило, раньше партнеры объединялись в браке для взаимных социальных, материальных и эмоциональных отношений, способствующих самореализации их личностей.

     Настоящая любовь предполагает хорошо сбалансированную смесь надежности и увлекательности. С одной стороны, понимающий и заботливый партнер, готовый пойти с тобой в огонь и в воду, с другой стороны – сексуальное влечение, разнообразие, обновление  неугасающий интерес. Любовь контролирует сексуальность, а идеология любви укрощает любовь, ибо выступает за то, чтобы в любви сочетались определенные дозы стабильной надежности и будоражащей страсти.

     Любовь  нередко воспринимается как глубоко  личное чувство, иррациональное явление, управляемое судьбой или случаем, которое поэтому трудно загнать в рамки рациональных программ, рекомендаций и нормативов. Часто, беседуя с супружеской парой, пришедшей на прием, психологи ловят себя на мысли: если бы каким-то чудом удалось соединить характеры мужа и жены в одном человеке, этот новый человек был бы почти совершенством! В таких парах муж и жена с удивительной точностью выбрали себе в спутники жизни человека именно с теми чертами, которых их самим недостает, для того чтобы стать людьми цельными. Кажется, что главная цель супружества – дополнить самого себя как личность, приобрести новые для себя психологические качества. В каждом человеке заложена потребность в дополнении, данная самой природой. В период взросления эта потребность вызывает тоску по кому-то другому, которая считается характерной чертой духовного развития и определяется как «духовная потребность в дополнении».

     Любовь  есть не что иное, как необходимое каждому человеку чувство, «орган его индивидуальности», который делает наше постижение мира, наше приобщение к нему более богатым и совершенным. Лиши человека этого «органа», и все краски мира поблекнут, исчезнут восходы и закаты, пение птиц, вообщем мир для нас обеднеет. Любовь – едва ли не самое бескорыстное из всех человеческих чувств. Любовь к Родине, любовь к матери, любовь к детям, что может быть выше и благороднее этого чувств! Вместе с тем именно любовь, как никакое другое чувство, делает нас богатыми, а поступки наши возвышенными и благородными. Любовь нельзя принудительно ни навязать, ни вызвать, ни преодолеть. В любви пересекаются противоположности биологического и духовного, личностного и социального, интимного и общезначимого. Любить – это вовсе не значит «потерять голову» или «ослепнуть», как кажется некоторым.

Информация о работе Философия любви и брака