Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:14, реферат
Целью реферата является изучение такого феномена как лидерство.
Задачи реферативной работы:
Изучить историю развития лидерства.
Охарактеризовать различные подходы изучения феномена лидерства.
Введение 3
1§. Предыстория лидерства 5
2§. Личностный подход 8
Харизматический лидер 10
Трансформационное лидерство 11
3§. Поведенческий подход 12
4§. Ситуационный подход 15
1. Ситуационная модель руководства Ф. Фидлера 16
2. Модель «путь - цель» Т. Митчела и Р. Хауса. 17
5§. Гуманистический подход 19
6§. Мужчины и женщины как лидеры. 21
7§. Лидерство в философии 22
Заключение 24
Список литературы 26
Ф. Фидлер считал, что, хотя каждой ситуации и соответствует свой стиль руководства, стиль того или иного руководителя остается в целом постоянным.
2. Модель «путь - цель» Т. Митчела и Р. Хауса. Термин «путь-цель» относится к таким понятиям: как усилие - производительность, производительность - результаты (вознаграждение). Вознаграждение, ощущаемая ценность в глазах подчиненного. По существу, подход «путь-цель» пытается дать объяснение тому воздействию, которое производит поведение лидера на мотивацию. удовлетворенность и производительность труда подчиненного. Лидер может побуждать подчиненных к достижению целей, воздействуя на пути достижения этих целей[2]. Ниже приведены некоторые приемы, с помощью которых лидер может влиять на пути или средства достижения целей:
1) Разъяснение того, что ожидается от подчиненного.
2)
Оказание поддержки,
3)
Направление усилий
4) Удовлетворение потребностей подчиненных, когда цель достигнута.
Модель «путь-цель» предполагает, что роль лидера состоит в оказании подчиненным помощи в осознании того, что должно быть сделано (цель) и как это должно быть сделано (путь). Лидер обязан показать, что достижение целей выгодно и сотрудникам, и организации, что способствует возрастанию ожиданий подчиненных (вознаграждения). Лидеру необходимо принять решение об индивидуальном подходе к каждому из подчиненных. В модель «путь - цель» выделяются несколько видов руководства:
1. Инструментальное руководство - распределение задач, стандарты эффективной работы и составление рабочих графиков.
2. Руководство, основанное на поддержке - внимание к потребностям работников, их моральному состоянию, создание благоприятных условии труда.
3. Руководство, ориентированное на достижение цепей — возложение на подчиненных больших надежд, внушение работникам уверенности в их силах, стремление к моделированию желаемого поведения.
4. Участие в управлении - предложение работникам принятия участия в принятии решений, заинтересованность в использовании их предложений.
Стиль руководства, наиболее соответствующий ситуации и предпочитаемый подчиненными зависит от двух факторов: личных качеств подчиненных и требований со стороны внешней среды. Если у подчиненного наблюдается большая потребность в самоуважении и принадлежности, стиль поддержки (ориентированный на человеческие отношения) будет самым подходящим. Однако, если у подчиненного существует потребность в автономии и самовыражении, он предпочтет инструментальный (ориентированный на задачу) стиль.
Другой характеристикой, влияющей на выбор стиля руководства, является убежденность подчиненных, что они способны воздействовать на внешнюю среду. Эта характеристика называется «пункт контроля» - степень уверенности человека в том, что его действия влияют на то, что с ним происходит. Индивиды, которые верят в то, что они, в самом деле влияют на окружение, предпочитают стиль руководства, подразумевающий участие в принятии решений.
Однако
часто встречаются люди, чья компетентность
вполне удовлетворяет требованиям
ситуации, они являются хорошими профессионалами,
но не способны к руководящей деятельности.
Кроме того, на практике при изменении
задач, стоящих перед организацией,
а следовательно, при изменении
ситуации, слишком частой смены лидеров
не происходит. При всех очевидных
недостатках «ситуационной
«Гуманистические»
теории лидерства. Группа теорий лидерства,
получивших название «гуманистические»,
во главу угла ставила развитие эффективной
организации. По мнению представителей
этого подхода, человек по самой
своей природе — «существо
мотивированное», а организация
по своей природе всегда структурирована
и контролируема. Главной функцией
лидерства является модификация
организации с целью
С. Аргирис указывал на наличие конфликта между организацией и индивидом. По его мнению, природа организации предполагает структурирование ролей ее членов и контроль над исполнением ими своих обязательств. В природе человека заложено стремление к самореализации через проявление инициативы и ответственности. Значит, эффективное лидерство должно принимать это во внимание и опираться, прежде всего, на эти качества.
Р. Ликерт считал, что лидерство — процесс относительный, и лидер должен принимать во внимание ожидания, ценности, межличностные навыки подчиненных. Лидер должен дать подчиненным понять, что организационный процесс направлен на их пользу, так как обеспечивает им свободу для ответственного и инициативного принятия решений.
В рамках данной теории Р. Блайк и Дж. Моутон сумели изобразить лидерство графически: по оси абсцисс — забота об индивидах, по оси ординат — забота о результате. Чем выше значения этих координат, тем больше развиты отношения доверия и уважения в организации.
В
целом же, отметив условную «гуманистичность»
данных теорий, сделаем вывод: это
был все-таки шаг вперед по сравнению
с предшественниками. Гуманистический
подход опирается на углубленный
анализ личностно-психологических
корней феномена лидерства.
Согласно стереотипному взгляду, мужчины более, чем женщины, пригодны для руководящих постов в силу присущих им стилей лидерства. Считается, что мужчины более склонны к директивному и автократическому стилям, ориентированным на задачу, в то время как женщины тяготеют к демократическому стилю, который характеризуется участием в общей работе.
Стереотипное мышление влияет не только на зачисление и отбор женщин на определенные должности, но и на служебное продвижение и оценку результатов работы в фирме. Руководитель организации более склонен выступать в роли покровителя и протежировать мужчинам, а не женщинам, так как в последнем случае это всегда связано с рядом сложностей (возможны подозрения в сексуальном интересе, возрастает риск подорвать собственную профессиональную репутацию и замедлить должностной рост). Даже когда женщине удается продвинуться к руководству компанией, мужчины смотрят на нее как на аутсайдера[5].
В
психологической литературе все
чаще высказывается мнение, что некоторые
качества женщин обеспечивают им преимущество
пред мужчинами. В процессе развития
мужчины оказываются более
Женский стиль руководства – более гибкий, женщины-лидеры более открыты и общительны, оцениваются как более теплые в межличностных отношениях при первом контакте с подчиненными. Они склонны делить власть с другими, вовлекать подчиненных в общую работу и поддерживать в них чувство собственной значимости.
Руководители-мужчины более официальны в отношениях с подчиненными и больше озабочены субординацией, часто увольняются с руководящих постов из-за недостаточной восприимчивости в отношениях с подчиненными.
Разумеется,
это лишь общие тенденции, за которыми
стоят многообразные
Вывод: Предрассудок «лучшие руководители - мужчины», - в прошлом. Женщины могут быть не менее эффективны в качестве руководителей.
ЛИДЕРСТВО
— понятие для обозначения
существенного параметра
У Фрейда "вытесненное" может сублимироваться в стремление к лидерству. Согласно схеме Фрейда, человеческие массы нуждаются в лидере, аналогичном авторитарному отцу в семействе, "в отцеподобии". По Адлеру, стремление к лидерству — компенсация "чувства неполноценности" личности. Многие современные исследователи лидерства опираются на идею харизматического лидера, возникающего, по идее М.Вебера, на изломах истории. Термин "харизма" применяется к лидеру, который наделен исключительными способностями. Если рационально-легальное лидерство предельно безлично, то харизматическое лидерство носит, как правило, акцентированно личностный характер.
Лидер – это не тот, кто впереди, это тот, кто направит каждого в нужную сторону и сумеет вовремя остановиться сам.
Сергей Лукьяненко
Проблема
лидерства уже много лет
Лидерство возникает естественным образом в том смысле, что является результатом внутригрупповых процессов в малой группе, определяющих ее структурирование.
Лидерские функции чаще всего носят неформальный характер. Они нигде не прописаны, распоряжения лидера никем не оформляются письменно в приказы, что, впрочем, не означает, что их исполнение не обязательно для членов группы.
Как правило, граница влияния лидера проходит не только в физическом, но и в ментальном пространствах.
Лидер – это человек, способный неординарно и эффективно мыслить, принимая здравые решения в любой ситуации – экстренной, обыденной и т.д. Однако выявить такого человека и обосновать его лидерские качества весьма сложно.
Природа личного влияния неоднозначна и проявляется в зависимости от темперамента и типа личности. Существуют основные и компенсаторные типы личного влияния. Наиболее творческими и развивающими типами влияния являются социальный интеллект и личный магнетизм, поскольку дают максимальную удовлетворенность общением как человеку, оказывающему влияние, так и тому, на кого оказывается влияние.
Проблема лидерства является одной из основных проблем социальной философии, так как она связана с такими фундаментальными философскими проблемами, как проблема личности и ее роль в истории. Личность лидера определена как социально-философская проблема и анализируется в контексте существующих социально-философских теорий личности.
Лидерство - это не формальный, а моральный авторитет, лидерство – это выбор, и каждый может к нему прийти. Лидерство – это желание и способность влиять.