Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:14, реферат
Целью реферата является изучение такого феномена как лидерство.
Задачи реферативной работы:
Изучить историю развития лидерства.
Охарактеризовать различные подходы изучения феномена лидерства.
Введение 3
1§. Предыстория лидерства 5
2§. Личностный подход 8
Харизматический лидер 10
Трансформационное лидерство 11
3§. Поведенческий подход 12
4§. Ситуационный подход 15
1. Ситуационная модель руководства Ф. Фидлера 16
2. Модель «путь - цель» Т. Митчела и Р. Хауса. 17
5§. Гуманистический подход 19
6§. Мужчины и женщины как лидеры. 21
7§. Лидерство в философии 22
Заключение 24
Список литературы 26
Содержание
Введение 3
1§. Предыстория лидерства 5
2§. Личностный подход 8
Харизматический лидер 10
Трансформационное лидерство 11
3§. Поведенческий подход 12
4§. Ситуационный подход 15
1. Ситуационная модель руководства Ф. Фидлера 16
2. Модель «путь - цель» Т. Митчела и Р. Хауса. 17
5§. Гуманистический подход 19
6§. Мужчины и женщины как лидеры. 21
7§. Лидерство в философии 22
Заключение 24
Список
литературы 26
Лидерство начинается тогда, когда начинаемся мы.
Фрэнк Карделл
Лидер (от англ. Leader - ведущий) - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.
В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический период.
Термин «лидер» имеет два значения:
Понятие лидерства широко распространено в социологии, политологии, психологии, философии, истории, она поистине междисциплинарна. Этому феномену посвящены обширные теоретические и эмпирические исследования. Изучение лидерства имеет непосредственную прагматическую направленность. В первую очередь, оно служит разработке методов эффективного руководства, а также отбора лидеров. В странах Запада созданы разнообразные психометрические и социометрические тесты и методики, которые успешно используются на практике.
Очевидно, что лидерство как явление, основывается на определенных объективных потребностях сложно организованных систем. К ним относятся, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность осуществляется через вертикальное (управление-подчинение) и горизонтальное (одноуровневые связи) распределение функций и ролей, и прежде всего, через выделение управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективной работы требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды выступает ни кто иной, как лидер.
Четкость
Целью реферата является изучение такого феномена как лидерство.
Задачи реферативной работы:
Одним из первых разработчиков проблемы лидерства был Платон, который в своем «Государстве» предложил три типа лидеров: а) философ — государственный деятель, управляющий республикой на основе разума и справедливости; б) военачальник, защищающий государство и подчиняющий других людей своей воле; в) деловой человек (сейчас называемый бизнесменом), обеспечивающий удовлетворение материальных потребностей.
Внесли свой вклад в лидерологию и Аристотель, и, позднее, Монтескье, выделившие три типа власти (первый — монархию, аристократию и демократию как власть одного, немногих и многих соответственно, а второй — деспотию, монархию и республику), Плутарх (1986-1987) со своими биографиями выдающихся греков и римлян и Н. Макиавелли. Его трактат «Государь», написанный в XVI веке, оказал несомненное влияние на современные исследования политического лидерства, а также на создание методик по изучению феномена, названного его именем — макиавеллизма.
Однако особый интерес к проблеме лидерства появился в XIX веке.
Наибольшее
влияние на ученых того периода (а
порой это влияние
Т. Карлейль в своей книге «Герои и героическое в истории», вышедшей в 1841 году, провозгласил «культ героев» — великих людей, биографии которых и составляют историю человечества и которые обладают уникальными качествами: мудростью, отвагой, самобытностью речей и поступков, искренностью и покорностью, что позволяет им быть посредниками между миром людей и божественным миром. Он предложил типологию этих героев: а) божество; б) пророк; в) поэт; г) пастырь; д) писатель; е) вождь (государственный человек, им может быть и великий злодей-организатор типа Тамерлана или Батыя). Также Т. Карлейль утверждал, что каждый человек может стать героем[2;48].
Фрэнсис Гальтон, автор учения о наследственности таланта, в том числе и лидерского. Глава его книги (опубликованной в 1879 году) называлась «Стадные и рабские инстинкты»; в ней он проводил мысль, что рабские склонности, уклонение от ответственности и самостоятельности характерны для заурядных людей и являются результатом их стадной жизни. И существуют отдельные особи как в животном мире, так и в человеческом обществе, которые редко встречаются и которые отличаются от остальных своими выдающимися качествами. На ученых того периода и более поздних наибольшее впечатление произвела мысль Ф. Гальтона о природных качествах вожака, в частности росте и дородстве (для полководца), которые и в дальнейшем подвергались тщательному изучению у лидеров в более поздние периоды. По-прежнему актуально и сравнение вожака сообщества животных и лидера группы людей, сделанное Ф. Гальтоном.
Работы
итальянского ученого С. Сигеле и
французских социологов Г. Тарда
и Г. Лебона знаменуют расцвет
описательного периода
Всех их объединяет внимание к отношениям героя и толпы и механизмам воздействия героя на нее.
Главное качество, согласно Г. Тарду, которым должен обладать герой, чтобы воздействовать на толпу, — это обаяние. С его помощью он очаровывает толпу, гипнотизирует ее, используя ее стремление подражать герою и быть похожим на него. Обаяние «обеспечивается»:
а) различными
качествами героя (видом обаяния, по Г.
Тарду: преклонным воз-
растом, происхождением и благородством
крови, богатством, телесной силой,
удачливостью, красноречием, полубезумием,
храбростью и т. п.);
б) «соответствием» качеств героя требованиям эпохи;
в) потребностью толпы подчиняться и повиноваться герою.[2,51]
Г. Лебон выделил качества, которыми должен обладать вожак: а) энергичность и деятельность; б) ограниченный ум; в) напряженность веры; г) фанатизм и способность к мученичеству; д) эгоизм и преследование личной выгоды; е) «хитрое» умение убеждать; ж) деспотизм; з) часто — психическое нездоровье; и) отстраненность (соблюдение дистанции по отношению к толпе), но главное — к) обаяние, с помощью которого властвуют «боги, короли и женщины» и которое наиболее сильно у умерших героев. Важно, что Г. Лебон понимал: вожаки толпы не обязательно похожи друг на друга, и он создает их типологию — по ряду оснований.
I. По
времени влияния:
а) кратковременные энергичные вожаки
(к примеру, Га-
рибальди, Марат) и б) способные к сильному,
длительному и стойкому влиянию
(основатели религий — Христос, Магомет).
II. По
способам воздействия
— использующие: а) утверждение (краткое
изре-
чение без доказательств и рассуждений);
б) повторение (часто — одного и того же
утверждения) и в) заражение (одно из проявлений
— подражание).
III. По
«типу» обаяния: а) приобретенное (связанное
с именем, богатством, ре-
путацией, титулом, одеждой); б) личное
(магическое очарование, свойственное
многим вожакам типа Будды, Магомета, Жанны
Д'Арк, Наполеона) и в) связан-
ное с успехом.
Лебон
предопределил появление в
В отечественной психологии в конце XIX и начале XX века проблему героев и толпы разрабатывали Н. К. Михайловский, Л.Войтоловский.
Н. К. Михайловский считает героем того человека, кто первым совершает то, чего хочет толпа, т. е. подчеркивает его решительность, способность своим примером увлечь за собой, причем не важно, на какое дело (благородное или дурное), и не важно, является ли этот человек выдающимся или заурядным, имеет ли он формальную власть или нет (на поле боя это мог быть, к примеру, не офицер, а солдат).
Н. К. Михайловский, так же как и другие ученые того времени, обращает внимание на качества, которыми обычно обладал герой:
В своё время было подсчитано количество качеств лидера, которые отмечались разными авторами (до начала XX века), — их оказалось 51. Наиболее часто встречались следующие восемь (названы в порядке убывания):
Согласно этой теории, способность к лидерству рассматривалась как обладание определенным набором личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться лидерами[6;147].
Но в ходе исследований не удавалось выявить определённое количество черт личности, их было слишком много или же их определённое количество не подтверждалось дальнейшей практикой.
Р. Столдилл выделил 5 таких черт: