Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:14, реферат
Целью реферата является изучение такого феномена как лидерство.
Задачи реферативной работы:
Изучить историю развития лидерства.
Охарактеризовать различные подходы изучения феномена лидерства.
Введение 3
1§. Предыстория лидерства 5
2§. Личностный подход 8
Харизматический лидер 10
Трансформационное лидерство 11
3§. Поведенческий подход 12
4§. Ситуационный подход 15
1. Ситуационная модель руководства Ф. Фидлера 16
2. Модель «путь - цель» Т. Митчела и Р. Хауса. 17
5§. Гуманистический подход 19
6§. Мужчины и женщины как лидеры. 21
7§. Лидерство в философии 22
Заключение 24
Список литературы 26
Однако изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Лидеры, как правило, отличаются интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом. Но в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества. Учеными был сделан вывод, что “человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств”.
Вывод:
Старый подход к лидерству,
использующий перечень характеристик,
оказывается практически бесполезным,
когда возникает потребность в более эффективных
лидерах, но допущение, что эффективные
лидеры отличаются от других людей по
некоторым идентифицируемым и основополагающим
качествам, по-прежнему широко используется
современными организационными психологами.
В мировой справочной литературе существует более 60 определений слова «харизма» (греч. χάρισμα, «милость», «божественный дар», «благодать»). Обобщив их, можно сделать вывод, что харизма – это некая невидимая сила, черта, присущая человеку. Так называемая «искра Божья». Сила харизмы в том, что человек, обладающий ею, может оказывать влияние на других при помощи либо своего личного обаяния, либо силы убеждения. Человек, развивший в себе харизму (или получивший ее в подарок от природы) воспринимается как сильная, исключительная личность[3].
К
харизматическим лидерам
Харизматическими характеристиками лидера считают:
До сих пор еще продолжается работа над средствами формального измерения и изучения харизмы как определенного набора характеристик или моделей поведения лидера (а не какого-то таинственного качества, которое дано некоторым людям от рождения, а большинству не дано). Среди аспектов поведения, которые, по-видимому, создают харизму, - видение идеала и умение четко обрисовать его, готовность пойти на риск и восприимчивость к индивидуальным потребностям.
Понятие харизмы используется начиная еще с М. Вебера Берлевым, Хаузом, Катцем и Канном, Бернсом, Дж. А. Конжером, Б. Бассом, а также Р. Трайсом и А. Бейером. Можно даже говорить о появлении харизматического направления в лидерологии.
Сейчас в мире существует множество харизматических концепций такие как: атрибутивная модель Дж. Конжер и P. Канунго, психоаналитическая парадигма Кетц де Врейза, концепции Д. Эбербаха, Трайса и А. Бейера, К. Клейна и P. Хауза и многие другие. Но особое место занимает трансформационное лидерство[3].
Трансформационный лидер ориентирован на создание долговременных отношений с подчиненными, поэтому он пытается преобразовывать (трансформировать) их таким образом, чтобы они стремились к сверхдостижениям. Назначение лидерства высшего порядка — трансформационного (иногда его называют дальновидным) — состоит в прогнозировании изменений в организации: взглядов, ценностей, целей[7].
Лидер так трансформирует своих подчиненных, что они начинают воспринимать цели организации как свои собственные. Этот процесс осуществляется с помощью четырех механизмов:
Вывод: Трансформационное лидерство начинается с образа. Трансформационный лидер рисует картину изменений, побуждает последователей их добиваться и внедряет эти изменения в организацию.
Харизматическое лидерство начинается с человека. Харизматический лидер завоевывает доверие людей и заставляет их принять его ценности и цели посредством личного контакта и своей индивидуальности. Отношения с этим лидером и идентификация с его миссией способствуют повышению самооценки его последователей.
Именно этот подход создал основу для классификации стилей руководства. Согласно поведенческому подходу, эффективность руководства определяется неличностными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Т.е. согласно данному подходу стиль руководства в контексте управления - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации[7].
Рассмотрим некоторые стили руководства:
Теория X-Y руководства Д. МакГрегора пожалуй самая известная на сегодняшний день теория руководства.
Либеральный стиль, пришел из восточной культуры и изучался К. Левиным еще до открытия Д. МакГрегором своей теории «X-Y руководства».
В таб. 1 представлены описания авторитарного (стиль X), демократичного (стиль Y) и либерального стиля К. Левина, а так же ситуации, когда каждый из стилей является наиболее эффективным.
АВТОРИТАРНЫЙ(директивный, автократический) |
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ(коллегиальный, кооперативный) |
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ(не вмешивающийся, анархический, попустительский) попустительский) |
1. Полномочия. | ||
Все сосредоточивает у себя (чрезмерная централизация власти) | Делит с работниками. | Предпочитает действовать по указанию сверху. |
2. Ответственность. | ||
Замыкает на себе. | Делит с подчиненными. | Старается уменьшить свою ответственность. |
3. Принятие решений. | ||
Принимает и отменяет единолично. | Привлекает подчиненных к подготовке и принятию решений. | Обходит решение, постоянно откладывает или перекладывает на других. |
4. Отношение к самостоятельности подчиненных. | ||
Навязывает свое мнение, пресекает мнения, взгляды, идеи, противоречащие руководству. | Предоставляет и поощряет самостоятельность подчиненным , соразмерную их квалификации и выполняемым функциям. | Предоставляет подчиненных самим себе; Сам несамостоятельный (легко поддается влиянию извне). |
5. Методы руководства. | ||
Чаще приказывает, понуждает, принуждает; часто делает замечания, использует свое волевое давление; исключение методов убеждения, разъяснения, просьбы. | Чаще обращается за советом, убеждает, стимулирует, служит примером вежливости. | Уговаривает, чаще просит, запугивает на словах; выполняет преимущественно функции представительства. |
6. Контроль работы. | ||
Вмешивается в действия подчиненных, мелочно опекает, придирается несправедливо. | Чаще отмечает успехи, хвалит исполнителей, обеспечивает справедливую оценку труда подчиненных. | Контролирует от случая к случаю, стихийно, система контроля отсутствует. |
7. Характер требовательности. | ||
Не позволяет давать совет, груб и несправедлив в замечаниях. | Регулярно советуется, прислушивается к мнению коллег, справедливо требует. | Подчиненные чаще дают советы, требует не регулярно. |
8. Отношение к критике. | ||
Отрицательное , не признает критики в свой адрес. | Нe обижается, адекватно реагирует, всегда прислушивается. | Критику выслушивает, но недостатки, поведение не корректирует, работу не исправляет. |
9. Отношение к нововведениям. | ||
Консервативен, признает только свою инициативу. | Новатор, поддерживает инициативу других. | Избегает всяческих начинаний, боится инициативы. |
10. Контакт с подчиненными. | ||
Сознательно ограничивает контакты с подчиненными, держит их на расстоянии. | Общается регулярно, информирует о проблемах. | Испытывает трудности в общении, общается от случая к случаю, без особого желания. |
11. Такт в общении. | ||
Обращается, не считаясь с нормами морали, груб, унижает личность. | Вежлив , доброжелателен, не унижает достоинство личности, уважительное отношение к людям. | В общении равнодушен , не видит личности. |
12. Оценка себя. | ||
Считает себя незаменимым, противопоставляет себя коллективу, отказывается от само корректировки, сниженный самоконтроль. | Ничем не обнаруживает превосходства, не противопоставляет себя коллективу, адекватная самооценка. | Терпит позицию зависимого , и идет на поводу у подчиненных. |
13. Продуктивность работы при отсутствии руководителя. | ||
Снижается | Не хуже | Лучше |
Таб.1 Признаки стилей управления[2].
Основные выводы:
1.
Авторитарный стиль
2.
Сосредоточение на работе дает
максимальную
3.
Потенциальные преимущества
4.
Если не принять меры, то власть
исполнителей может возрасти
и подорвать влияние
5.
Ориентация на человека
6.
В некоторых случаях (
7.
Высокая степень
8.
Более высокий моральный
9.
Стиль поведения руководителя
повлияет на удовлетворенность
подчиненных, если более
Неспособность более ранних исследований найти постоянную зависимость между стилем руководства, удовлетворенностью и производительностью явилась ярким показателем того, что во всех случаях действуют разные дополнительные факторы. Чтобы найти эти факторы, теоретики стали обращать внимание не только на руководителя и исполнителя, но и на всю ситуацию в целом[7].
В
свое время Дж. Шнейдер с удивлением
обнаружил, что количество генералов
в Англии в разные времена было
прямо пропорционально
«Ситуация» понималась очень широко, это:
а) структура интерперсональных отношений в группе;
б) характеристика группы;
в) характеристика культуры, в которой существует группа;
г) физические условия существования группы;
д) представления членов группы о ней самой;
е) тип задачи, которую решает группа, и т. п.
Так, ситуационный подход подразумевает изучение всех сторон лидерства в конкретной ситуации и имеет следующие основные модели:
1. Ситуационная модель руководства Ф. Фидлера выявляет три фактора, влияющие на поведение руководителя:
1) Отношения между руководителем и членами коллектива (подразумевает лояльность к руководству, доверие к нему и привлекательность личности руководителя).
2) Структура задачи (ее привычность, четкость формулировки и структуризация).
3) Должностные полномочия (объем законной власти, уровень поддержки формальной организации).
Так, отношения между руководителем и членами коллектива могут быть хорошими и плохими, задача может быть структурирована и не структурирована, а должностные полномочия руководителя могут быть большими или малыми. Различные сочетания этих трех размерностей могут дать восемь потенциальных стилей руководства. Наиболее благоприятной ситуацией для руководителя является, когда задача хорошо структурирована, должностные полномочия большие, а отношения между руководителем и подчиненными так же хорошие, что создает максимальную возможность для оказания влияния[2].