Философия, круг ее проблем и роль в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:12, контрольная работа

Описание работы

Философия является одной из основных и древних форм мировоззрения. Со временем ее роль не уменьшается, а, наоборот, возрастает. Слово философия греческого происхождения (phileo - любить, sophia - мудрость), что буквально означает любовь к мудрости.

Однако данное этимологическое значение не исчерпывает содержание философии. В философии речь идет о способности человека понять сущность мира, в котором он живет и свою собственную сущность, подняться до осознания смысла своего бытия. Именно осознание сущности мира, своего бытия и своей сущности, своего места в мире, смысла жизни и составляет понимание мудрости.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 34.12 Кб (Скачать)

Взаимодействие природы  и общества всегда процесс противоречивый. Противоречия эти касаются нет только результатов данного взаимодействия, они заложены в самой основе взаимодействия, они имманентны ему. Эти противоречия связаны как с особенностями  общества и характером его воздействия  на природу, так и особенностями  природы и характером ее преобразований.

Природа исполнена  жизненной и творческой мощи. Но из богатства и щедрости природного потенциала отнюдь не следует, что природа  так уж стремится отдать человеку, предложить ему в готовом виде свои дары. В процессе эволюции, уходящей своими корнями в необозримую  толщу тысячелетий, все явления  природы сцементировались в прочную  систему, которую не так-то легко  разорвать, обрели свои собственные  функции, которые не так-то просто переиначить  и обратить на службу другим целям. Природа созидательна прежде всего по отношению к самой себе и в этой самостоятельности обладает большой долей сопротивляемости.

Сопротивление природы  воздействию человека есть величина развивающаяся. Безграничны возможности  природы, неостановим рост потребностей людей. Поэтому каждая новая вершина  овладения природой — это по существу начало нового витка во взаимоотношениях общества и природы. И на этом новом  витке — новое сопротивление  природы. Причем весь опыт истории человеческой цивилизации показывает, что освоение каждого нового пласта природы дается человечеству все с большим напряжением  сил.

Природа сопротивляется человеку не только своей силой, на определенном этапе развития общества выясняется, что природа сопротивляется человеку и своей слабостью. В  ходе исторического развития возрастает мощь, сосредоточенная в руках  человека. Этого бывает достаточно, чтобы кардинально изменить природную  среду: выкорчевать леса, превратить быструю реку при помощи системы  плотин в систему “морей” и  т.д. Все эти примеры свидетельствуют  о мощи человека и об определенной “слабости” природы. Но эта “слабость”, которая вроде бы обеспечивает человеку безграничный простор для переделки  природы, вдруг на определенном этапе  превращается в ее сопротивление: выкорчеванный  лес разрушил гидрорежим почвы, изменил  биосферу местности, открыл дорогу суховеям и т.д. Оказалось, что победа человека чревата столь отрицательными —  в перспективе — последствиями  для него, что существенно перевешивают тот кратковременный положительный  эффект, который был достигнут  первоначально. Когда эти отрицательные  последствия осознаются, приходит понимание  того, что “слабость” природы отнюдь не означает, что с ней можно  делать все, что угодно. Эта “слабость” заставляет человека серьезно подумать, прежде чем пуститься в очередную  авантюру преобразования природы.

Природа в своем  противостоянии человеку ставит перед  ним как бы два барьера: с одной  стороны, это закрытость природы, сцементированность ее связей, неразгаданность ее законов; с другой, напротив, открытость природы, ее пластичность и ранимость. Человечеству всегда необходимо соблюдать меру в  преодолении этих барьеров. Если оно  ослабит свой напор, познавательную мощь — оно много “недоберет”  у природы, сократит возможности  своего развития. Если же оно “переберет”  в своем преобразовательном рвении, то в конечном счете также придет к отрицательным для себя результатам, срубив сук, на котором сидит.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

1. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991.

2. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М., 1990.

3. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. - М., 1991.

4. Тормасов Б.А. Философы и философия. - М., 1998.

5. Философия и мировоззрение. - М., 1990.

6. Философский словарь // Под ред. И.Т. Фролова. - М., 2001. - Ст. «Философия».

Информация о работе Философия, круг ее проблем и роль в обществе