Философия, круг ее проблем и роль в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:12, контрольная работа

Описание работы

Философия является одной из основных и древних форм мировоззрения. Со временем ее роль не уменьшается, а, наоборот, возрастает. Слово философия греческого происхождения (phileo - любить, sophia - мудрость), что буквально означает любовь к мудрости.

Однако данное этимологическое значение не исчерпывает содержание философии. В философии речь идет о способности человека понять сущность мира, в котором он живет и свою собственную сущность, подняться до осознания смысла своего бытия. Именно осознание сущности мира, своего бытия и своей сущности, своего места в мире, смысла жизни и составляет понимание мудрости.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 34.12 Кб (Скачать)

1.Философия,  круг ее проблем  и роль в обществе.

1) Философия и мировоззрение.

Философия является одной из основных и древних форм мировоззрения. Со временем ее роль не уменьшается, а, наоборот, возрастает. Слово философия греческого происхождения (phileo - любить, sophia - мудрость), что буквально  означает любовь к мудрости.

Однако данное этимологическое  значение не исчерпывает содержание философии. В философии речь идет о способности человека понять сущность мира, в котором он живет и свою собственную сущность, подняться  до осознания смысла своего бытия. Именно осознание сущности мира, своего бытия  и своей сущности, своего места  в мире, смысла жизни и составляет понимание мудрости.

Термин «философия»  впервые встречается у выдающегося  философа и математика Пифагора, который  считал, что от философии «рождается три плода»: дар хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать. Согласно Пифагору, смысл философии - в поиске истины. Позднее Платон придает этому  понятию новое значение: наука, которая  изучает мир в целом и место  человека в этом мире.

Философия зародилась в VI - V веках до н.э. в Индии, Китае, Греции в ус-ловиях углубления разделения труда, разрушения традиционных связей родового общества, а также в результате общественно - исторической необходимости  развития познания, становления научного мировоззрения.

Мировоззрение - это совокупность наиболее общих взглядов на мир и ме-сто в нем человека. Мировоззрение это система принципов и знаний, идеалов и ценностей, надежд и верований, взглядов на смысл и цель жизни, которые опре-деляют деятельность индивида или социального субъекта и органично вплета-ются в его учения и нормы мышления. Субъектами мировоззрения может быть отдельный человек, социальные или профессиональные группы, этнические или религиозные объединения, классы, общество в целом. Таким образом, мировоз-зрение выступает в качестве своеобразной интегративной целостности знания и ценностей, разума и чувств, интеллекта и деятельности.

В структуре мировоззрения  выделяют следующие элементы:

· Миропонимание

· Мироощущение

· Мироотношение

Таким образом, мировоззрение  интегрирует познавательную, ценностную и побудительно - действенную установки  человеческой жизнедеятельности.

Разновидностями миропонимания  являются жизненно - повседневное и  теоретическое мировоззрение.

Жизненно - повседневное мировоззрение включает опыт, известные  на-выки, традиции, «память веков». Оно  имеет стихийный, эмоциональный, несистематизированный  характер, недостаточно защищено от ошибок. В отличие от него, теоретическое  мировоззрение - это более систематизированный  комплекс представлений, оценок, установок, которые обеспечивают целостное  видение мира и места в нем  человека, его жизнен-ные позиции, определяющие деятельность человека.

Мировоззрение - одна из общественных форм отражения действительно-сти  человеком. Его специфика заключается  в том, что оно отражает действитель-ность  целостно; то есть не только природно - общественный мир жизни и деятельности чело-века; но и его общественные отношения и жизненные интересы. Мировоззрение - неотъемлемый атрибут  человеческого сознания. Его спецификой является то, что оно, во-первых - форма  общественного самосозна-ния человека, во-вторых - способ духовно - практического  овладения действи-тельности.

Философия, исследуя отношение сознания к объективному миру, мышле-ния к бытию, делает своим  предметом круг проблем, которые  возникают на основании развития мировоззрения как формы общественного  самосознания. Отличие мировоззрения  от философии состоит в том, что  философия является не «духовно - практическим», а теоретическим освоением мира. Она возникает соответственно как  система доказательств и знаний фундаментальных проблем мировоззрения.

Другими словами  мировоззрение отличается от философии  не предметным содержанием, а обусловленным  им формой и статусом. Оно не только возникает на уровне теоретического знания, но и обязательно порождается  всей общественно - исторической жизнью людей, их способом существования и  поэтому представ-ляет собой духовно - практическую форму освоения мира и самопознания общественного человека. В связи с этим мировоззрение  не сводится лишь к знанию о мире и не функционирует в виде знания, хоть и включает его. Оно выполняет  функцию самопознания, то есть является духовным инструментом субъекта в его  практическом самовыражении в общественной и природной действительности. Поэтому  в истории общества возникают  систематизированные, но не философские  типы мировоззрение, такие как мифология  и религия.

2)Предмет и функции философии

Первой исторической формой философского мышле-ния была натурфилософия, то есть философское  учение о природе, философия природы. Она представляла собой целостное знание о природе и ее развитии, фактически сливалась с природ-ными науками. Французский философ ХVII в. Р. Декарт сравнивал философию с де-ревом, корень которого метафизика, а ветви - все остальные науки. Такой широ-кий предмет философии объяснялся недостаточным развитием конкретных знаний.

В античном мире философия  была «наукой наук», в ходе исторического  развития от нее отделились специальные  области научных знаний - астрономия, физика, математика, химия, история, социология, логика и т.д. Отделение фило-софии  от специальных наук способствовало формированию специфического философского исследования: Что составляет сущность природы, Вселенной? В каком соотношении  находятся сознание и внешний  мир? Что такое человек и ка-ково его место в мире? Способна ли она познать и преобразовать мир, если да, то каким образом?

Зарождение философии  исторически протекало с развитием  научных зна-ний, с формированием  потребности в теоретическом  исследовании. Вначале философия  отвечала на вопросы, которые уже  были поставлены религиозно - мифологическим мировоззрением. Однако смысл разрешения этих проблем уже был другим, он базировался на теоретическом анализе  этих вопросов, который включал логику и практику. Первые мыслители античного  мира главным образом стремились уяснить происхождение разнообразных  природных явлений.

С развитием философии  возникают различные философские  теории и дисциплины, формируется  ее предмет, то есть круг вопросов, которые  она изучает. Общая структура  предмета включает в себя следующие  разделы:

· Онтология - учение о бытии или о сущности всего  существующего;

· Гносеология - теория познания;

· Логика - наука о  формах последовательного мышления.

Кроме того, постепенно формируются специфические отрасли  философ-ского знания. Это философия истории, предметом которой является выявление закономерностей исторического процесса, изучение специфики, природы и форм исторического знания, а так же выяснение смысла и направленности истории человечества. Специфической областью является философия культуры, которая исследует вопросы становления культуры, ее сущность и значения, а так же особенности и закономерности культурно - исторического процесса. Философия науки рассматривает про-блемы развития науки, которая создает и теоретически систематизирует объек-тивные знания о действительности. Объектом изучения этики является мораль как форма общественного сознания, одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественной жизни. Эстетика изучает два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфического выявления ценностного отношения человека к миру и сферу художественной дея-тельности людей.

Человек, человечество, человечность - вот основной спектр тех проблем, которые всегда волновали  мыслителей. Немецкий философ Иммануил Кант воспринимал философию как  отражение познавательного, практического  и ценностного отношения к  миру. Его триада звучит так: Что  я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

Философия как сложившаяся  система знаний имеет целый ряд  вопросов, как общего, так и специфического характера. Например, общим вопросом, раскрывающим характер философского мышления, является вопрос о том, что первично: дух (духовное, идеальное) или материя (материальное). В зависимости от его решения выделяются такие  крупные философские направления, как материализм иидеализм.

Деление на указанные  направления существовало с самого начала разви-тия философии. Материализм  понимает материю как первичную  основу, как источник всего, идеализм объясняет возникновение материи  из духа. Материа-лизм и идеализм неоднородны в своих проявлениях. С точки зрения историче-ского развития материализма можно отметить следующие его формы:

· материализм древнего Востока и Древней Греции - это  форма материализма, в рамках которой  предметы и окружающий мир рассматриваются  сами по себе, независимо от сознания, как состоящие из материальных образований  и элементов (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит и др.)

· метафизический (механистический) материализм Нового времени в  Европе. В его основе лежит изучение природы. Все многообразие ее свойств  и отношений сводится к механической форме движения материи (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций  и др.)

· диалектический материализм, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.).

Специфической формой материализма является деизм (от лат. deus - бог), представители которого хотя и признавали бога, но резко принижали  его функции, сводя их к творению материи и сообщению ей первоначального  импульса движения (Ф. Бэкон, Дж. Толанд, М.В. Ломоносов и др.)

Подобно материализму, идеализм так же неоднороден. Прежде всего, следует различать две  главные его разновидности: объективный  и субъективный идеализм. Первый провозглашает  независимость идеи, бога, духа - вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Ф. Аквинский, Г. Гегель). Второй характеризуется  тем, что утверждает зависимость  внешнего мира, его свойств и отношений  от сознания человека (Дж. Беркли, Д. Юм). Крайней формой субъективного идеализма  является солипсизм (от лат. solus - один, единственный, и ipse - сам). Согласно последнему, с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного Я и моих ощущений.

В рамках названных  форм идеализма существуют различные  его разновидности: рационализм  и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из важнейших его направлений  является пантеизм. Точка зрения иррационализма (от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный) состоит в отрицании возможности  разумного и логического в  познании действительности. Основным видом познания здесь признается инстинкт, вера, откровение, а само бытие  рассматривается как иррациональное (С. Кьеркегор, А. Бергсон, М. Хайдеггер).

С вопросом о первоначалах бытия связан вопрос о монизмедуализме и плюрализме.

К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает вопрос о  познаваемости мира, или о тождестве  мышления и бытия. Одни мыслители  полагали, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может, более того, мир принципиально  непознаваем. Они получили название агностиков (Протагор, Кант), а философская  позиция которую они представляют - агностицизм. Другие мыслители, напротив, верят в силу и могущество разума и познания и утверждают способность человека получать достоверное знание, объективную истину.

Предмет и специфику  философии нельзя раскрыть в достаточной  степени полно, не затрагивая вопроса  о ее функциях. Основными функциями являются мировоззренческие (гуманистическая, социально - аксиологическая, культурно - воспитательная),методологические (эвристическая, координирующая, интегрирующая, логико - гносеологическая).

Специфика мировоззренческих  функций состоит в том, что  они вооружают людей знанием  всеобщих законов развития мира, пониманием мира и человека как единой сложной  системы. Философия является основой  социальной ориентации, деятельности людей, их подхода к оценке явлений  современности.

Методологические  функции связаны с выработкой системы способов и приемов объяснении, изучения мира. Общие методы деятельности, вырабатываемые философией в равной степени, относятся и к научной  деятельности. Поэтому философия  является общей методологией для  всех наук.

3) Философия и наука.

Выявление специфики  философского знания предполагает исследование различных форм овладения человеком  действительности. Кроме практического  отношения к действительности существуют другие нормообразующие способы  объяснения, которые зафиксированы  в виде соответствующих форм общественного  сознания. Каждая из этих форм имеет  собственный набор категорий: в  науке - это, прежде всего, истина, в  религии - вера, в политической идеологии - власть, в праве - справедливость, в  философии - мудрость.

Информация о работе Философия, круг ее проблем и роль в обществе