Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:12, контрольная работа
Философия является одной из основных и древних форм мировоззрения. Со временем ее роль не уменьшается, а, наоборот, возрастает. Слово философия греческого происхождения (phileo - любить, sophia - мудрость), что буквально означает любовь к мудрости.
Однако данное этимологическое значение не исчерпывает содержание философии. В философии речь идет о способности человека понять сущность мира, в котором он живет и свою собственную сущность, подняться до осознания смысла своего бытия. Именно осознание сущности мира, своего бытия и своей сущности, своего места в мире, смысла жизни и составляет понимание мудрости.
1.Философия, круг ее проблем и роль в обществе.
1) Философия и мировоззрение.
Философия является одной из основных и древних форм мировоззрения. Со временем ее роль не уменьшается, а, наоборот, возрастает. Слово философия греческого происхождения (phileo - любить, sophia - мудрость), что буквально означает любовь к мудрости.
Однако данное этимологическое значение не исчерпывает содержание философии. В философии речь идет о способности человека понять сущность мира, в котором он живет и свою собственную сущность, подняться до осознания смысла своего бытия. Именно осознание сущности мира, своего бытия и своей сущности, своего места в мире, смысла жизни и составляет понимание мудрости.
Термин «философия»
впервые встречается у
Философия зародилась в VI - V веках до н.э. в Индии, Китае, Греции в ус-ловиях углубления разделения труда, разрушения традиционных связей родового общества, а также в результате общественно - исторической необходимости развития познания, становления научного мировоззрения.
Мировоззрение - это совокупность наиболее общих взглядов на мир и ме-сто в нем человека. Мировоззрение это система принципов и знаний, идеалов и ценностей, надежд и верований, взглядов на смысл и цель жизни, которые опре-деляют деятельность индивида или социального субъекта и органично вплета-ются в его учения и нормы мышления. Субъектами мировоззрения может быть отдельный человек, социальные или профессиональные группы, этнические или религиозные объединения, классы, общество в целом. Таким образом, мировоз-зрение выступает в качестве своеобразной интегративной целостности знания и ценностей, разума и чувств, интеллекта и деятельности.
В структуре мировоззрения выделяют следующие элементы:
· Миропонимание
· Мироощущение
· Мироотношение
Таким образом, мировоззрение интегрирует познавательную, ценностную и побудительно - действенную установки человеческой жизнедеятельности.
Разновидностями миропонимания являются жизненно - повседневное и теоретическое мировоззрение.
Жизненно - повседневное мировоззрение включает опыт, известные на-выки, традиции, «память веков». Оно имеет стихийный, эмоциональный, несистематизированный характер, недостаточно защищено от ошибок. В отличие от него, теоретическое мировоззрение - это более систематизированный комплекс представлений, оценок, установок, которые обеспечивают целостное видение мира и места в нем человека, его жизнен-ные позиции, определяющие деятельность человека.
Мировоззрение - одна
из общественных форм отражения действительно-сти
человеком. Его специфика заключается
в том, что оно отражает действитель-ность
целостно; то есть не только природно -
общественный мир жизни и деятельности
чело-века; но и его общественные
отношения и жизненные
Философия, исследуя
отношение сознания к объективному
миру, мышле-ния к бытию, делает своим
предметом круг проблем, которые
возникают на основании развития
мировоззрения как формы
Другими словами мировоззрение отличается от философии не предметным содержанием, а обусловленным им формой и статусом. Оно не только возникает на уровне теоретического знания, но и обязательно порождается всей общественно - исторической жизнью людей, их способом существования и поэтому представ-ляет собой духовно - практическую форму освоения мира и самопознания общественного человека. В связи с этим мировоззрение не сводится лишь к знанию о мире и не функционирует в виде знания, хоть и включает его. Оно выполняет функцию самопознания, то есть является духовным инструментом субъекта в его практическом самовыражении в общественной и природной действительности. Поэтому в истории общества возникают систематизированные, но не философские типы мировоззрение, такие как мифология и религия.
2)Предмет и функции философии
Первой исторической формой философского мышле-ния была натурфилософия, то есть философское учение о природе, философия природы. Она представляла собой целостное знание о природе и ее развитии, фактически сливалась с природ-ными науками. Французский философ ХVII в. Р. Декарт сравнивал философию с де-ревом, корень которого метафизика, а ветви - все остальные науки. Такой широ-кий предмет философии объяснялся недостаточным развитием конкретных знаний.
В античном мире философия была «наукой наук», в ходе исторического развития от нее отделились специальные области научных знаний - астрономия, физика, математика, химия, история, социология, логика и т.д. Отделение фило-софии от специальных наук способствовало формированию специфического философского исследования: Что составляет сущность природы, Вселенной? В каком соотношении находятся сознание и внешний мир? Что такое человек и ка-ково его место в мире? Способна ли она познать и преобразовать мир, если да, то каким образом?
Зарождение философии
исторически протекало с
С развитием философии
возникают различные
· Онтология - учение о бытии или о сущности всего существующего;
· Гносеология - теория познания;
· Логика - наука о формах последовательного мышления.
Кроме того, постепенно
формируются специфические
Человек, человечество, человечность - вот основной спектр тех проблем, которые всегда волновали мыслителей. Немецкий философ Иммануил Кант воспринимал философию как отражение познавательного, практического и ценностного отношения к миру. Его триада звучит так: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?
Философия как сложившаяся
система знаний имеет целый ряд
вопросов, как общего, так и специфического
характера. Например, общим вопросом,
раскрывающим характер философского мышления,
является вопрос о том, что первично:
дух (духовное, идеальное) или материя
(материальное). В зависимости от
его решения выделяются такие
крупные философские
Деление на указанные
направления существовало с самого
начала разви-тия философии. Материализм
понимает материю как первичную
основу, как источник всего, идеализм
объясняет возникновение
· материализм древнего Востока и Древней Греции - это форма материализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания, как состоящие из материальных образований и элементов (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит и др.)
· метафизический (механистический) материализм Нового времени в Европе. В его основе лежит изучение природы. Все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций и др.)
· диалектический материализм, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.).
Специфической формой материализма является деизм (от лат. deus - бог), представители которого хотя и признавали бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи и сообщению ей первоначального импульса движения (Ф. Бэкон, Дж. Толанд, М.В. Ломоносов и др.)
Подобно материализму,
идеализм так же неоднороден. Прежде
всего, следует различать две
главные его разновидности: объективный
и субъективный идеализм. Первый провозглашает
независимость идеи, бога, духа - вообще
идеального начала, не только от материи,
но и от сознания человека (Платон, Ф.
Аквинский, Г. Гегель). Второй характеризуется
тем, что утверждает зависимость
внешнего мира, его свойств и отношений
от сознания человека (Дж. Беркли, Д. Юм).
Крайней формой субъективного идеализма
является солипсизм (от лат. solus - один,
единственный, и ipse - сам). Согласно последнему,
с достоверностью можно говорить
лишь о существовании моего
В рамках названных
форм идеализма существуют различные
его разновидности: рационализм
и иррационализм. Согласно идеалистическому
рационализму, основу всего сущего
и его познания составляет разум.
Одним из важнейших его направлений
является пантеизм. Точка зрения иррационализма
(от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный)
состоит в отрицании
С вопросом о первоначалах
бытия связан вопрос о монизме, дуализме и плюрализ
К вопросу о первоначалах
всего сущего примыкает вопрос о
познаваемости мира, или о тождестве
мышления и бытия. Одни мыслители
полагали, что вопрос об истинности
познания окончательно решен быть не
может, более того, мир принципиально
непознаваем. Они получили название
агностиков (Протагор, Кант), а философская
позиция которую они
Предмет и специфику
философии нельзя раскрыть в достаточной
степени полно, не затрагивая вопроса
о ее функциях. Основными функциями
являются мировоззренческие (
Специфика мировоззренческих функций состоит в том, что они вооружают людей знанием всеобщих законов развития мира, пониманием мира и человека как единой сложной системы. Философия является основой социальной ориентации, деятельности людей, их подхода к оценке явлений современности.
Методологические функции связаны с выработкой системы способов и приемов объяснении, изучения мира. Общие методы деятельности, вырабатываемые философией в равной степени, относятся и к научной деятельности. Поэтому философия является общей методологией для всех наук.
3) Философия и наука.
Выявление специфики философского знания предполагает исследование различных форм овладения человеком действительности. Кроме практического отношения к действительности существуют другие нормообразующие способы объяснения, которые зафиксированы в виде соответствующих форм общественного сознания. Каждая из этих форм имеет собственный набор категорий: в науке - это, прежде всего, истина, в религии - вера, в политической идеологии - власть, в праве - справедливость, в философии - мудрость.
Информация о работе Философия, круг ее проблем и роль в обществе