Философия, круг ее проблем и роль в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:12, контрольная работа

Описание работы

Философия является одной из основных и древних форм мировоззрения. Со временем ее роль не уменьшается, а, наоборот, возрастает. Слово философия греческого происхождения (phileo - любить, sophia - мудрость), что буквально означает любовь к мудрости.

Однако данное этимологическое значение не исчерпывает содержание философии. В философии речь идет о способности человека понять сущность мира, в котором он живет и свою собственную сущность, подняться до осознания смысла своего бытия. Именно осознание сущности мира, своего бытия и своей сущности, своего места в мире, смысла жизни и составляет понимание мудрости.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 34.12 Кб (Скачать)

Философское знание - это знание «единого во всеобщем», оно отличается от знания отдельных  предметов. Философия характеризуется  тем, что в ее границах обосновываются способы, благодаря которым человек  объясняет мир.

В чем состоит  специфика научного и философского мышления?

Прежде всего, научное  мышление предметно, встроено в четкие границы предмета данной науки. Философское  мышление осуществляется на базе сопоставлений, сравнений, переходов от одной области  к другой. Научное мышление осуществляется в рамках норм конкретной науки. Оно  четко запрограммировано правилами  научного исследования. Философское  же мышление подчинено правилам логики и здорового взгляда, то есть запрограммировано  не так четко, как научное.

Научное мышление осуществляется на базе научных понятий, философское - на базе философских категорий, которые  не настолько четкие как научные. Именно подобная «нечеткость» философских  категорий позволяет с их помощью  определить направленность научного поиска в тех ситуациях, где научные  понятия не срабатывают.

Философское мышление связано с целенаправленностью  и формированием ценностей, научное - реализует уже поставленные задачи, цель или систему ценностей. Наука  отвечает на вопросы почему, а философия - на вопросы: для чего, с какой  целью?

Научное мышление свободно от каких - либо проявлений, которые  характеризуют отношение человека к миру. В рамках науки действительность берется в форме объекта. Философское мышление рефлексивно, оно обращено не только к объекту, но и к процессу его исследования.

Рефлексия - особое явление в сфере духовного освоения человеком мира, которое не совпадает с познанием. Предмет рефлексии - отношение внутреннего мира к внешнему.

Философия и наука  одинаковы по своей структуре  и различны по своему предмету и  функциям. И философское, и научное  знание складывается из элементов (суждения, понятия, принципы, законы, гипотезы и  т.д.), которые организованы в систему, подчиняются законам логики и  образуют собственный теоретически сконструированный мир. В этом понимании  философия выступает как наука.

Однако, если предметом  науки является объект, который рассматривается  как природно-исторический феномен, то предметом философского исследования является теоретическая модель отношения  человека к миру и мира к человеку. Философия во всех случаях выступает  как рефлексивная система, которая  включает предмет исследования дважды - как исследователя и как элемент  философского анализа. В философии, как в форме мировоззрения, мир  представлен целостно, выявлено место  человека, его интересы, ценностные ориентации. Научная структура не делает философское мировоззрение  наукой, поэтому по предмету исследования философия не является наукой.

Философию и науку  объединяет стремление к достоверному знанию, к рациональному объяснению мира. Но если в науке это ассоциируется  со стремлением к истине, то в  философии достоверность дополняется  элементами убеждения. Иначе говоря, в философии происходит слияние  знания и убеждения. И еще законы науки позволяют прогнозировать, как будет развиваться объект. На базе философских принципов можно  прогнозировать лишь пути, способы  изучения исследуемого явления. Это  обстоятельство указывает на различие между философией и наукой и в  то же время на их жесткую взаимосвязь. Наука не может успешно развиваться  без философии, которая выступает  в функциях методологии и мировоззрения.

4) Мифология и религия - истоки философии.

Миф это исторически  первая мировоззренческая форма  отражения действительности, в которой  художественное, моральное, познавательное и практически - преобразующее освоение мира предстает в синкретическом взаимоопосредованном единстве.

Миф является духовно - практическим способом освоения форм общественной жизнедеятельности, форм взаимоотношений человека и природы, человека и общества.

Мифы - это обобщенные образы, которые включают в себя не только мир наличного бытия, который  часто выступает почему - то враждебным по отношению к человеку, но и  мир надежд и желаний, в котором  свободно воплощаются интересы родового коллектива. Миф нельзя рассматривать  как первичную форму науки  или философии. Более того, недопустимо  интерпретировать миф как простой  вымысел. Мифология как собрание мифов отражает взгляды первобытных  людей на явления природы и  жизни, ростки научных знаний, религиозные  и моральные представления, которые  господствовали в родовой общине, и художественно - эстетические чувства людей на начальном этапе своей истории.

Таким образом, предпосылками  мифологической «логики» можно считать, во-первых, неспособность человека выделить себя из окружающей среды  и, во-вторых, целостность мифологического  мышления, которое неотделимо от эмоциональной  сферы. Миф отличается от сказки, поскольку  в нем заключена попытка объяснить  мир. Он отличается и от легенды, ибо  в его основе не лежит конкретное явление.

Существуют космогонические, антропологические, этнологические мифы, отражающие происхождение, упорядоченность  мира мифологическими персонажами; календарные мифы, связанные с  осмыслением природно-хозяйственных  ритмов и циклов смен жизни, выражения  их в ритуально - обрядовых формах; эсхатологические мифы как закрепление  представления о потустороннем  мире, будущем и прошлом; культово-биографические мифы, отражающие жизненные способности  мифических персонажей, которые становятся достоянием отдельных индивидов  через их ритуально - обрядовое воспроизводство. Существуют мифы, отражающие происхождение  людей, деяния богов, историю человечества, превращение неживых предметов  в живых людей( древнегреческие  мифы ).

Специфика мифологического  мировоззрения заключается в  том, что все предметы и явления  воспринимаются как взаимосвязанные  одно с другим. Это значит, во-первых, что качества одних вещей переносятся  на других; во-вторых, происходит «очеловечивание» сил природы, отражение их в виде чувственных образов; в-третьих, все  действия и поступки воспринимаются как естественные.

Мифологическое сознание практически поставило все основные мировоззренческие вопросы: о происхождении  мира и человека; о его месте  и предназначении в мире; о путях  и способах возникновения важнейших  явлений природы и общественной жизни, культуры и др.

Другим типом мировоззрения  является религия. Термин «религия» происходит от латинского religio - благочестие, набожность. Основной особенностью любой религии является вера в сверхприродные силы, в Бога. От фольклорных и литературных образов сверхъестественного религия отличается тем, что провозглашает его (сверхъестественное) реальностью, утверждает возможность влияния его на судьбу человека.

Религия представляет собой комплексное явление, которое  включает в себя: идеи, взгляды, представления  о сверхъестественном; а так же вызванные ими переживания, чувства, эмоции; соответствующие им культовые  действия - молитвы, обряды, богослужения; организации, которые объединяют, направляют и контролируют верующих. Таким образом, религия - это более менее стройная система, которая включает, во-первых, идеи, во-вторых, религиозные чувства, в-третьих, религиозные действия. Религия  возникла в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40 -50 тыс. лет назад. В  раннем классовом обществе существовали племенные, а затем национально - государственные религии (конфуцианство, иудаизм, индуизм). На поздней стадии исторического развития формируются  мировые религии: буддизм (VI - V в. до н.э.), христианство (I в. н.э.), ислам (VII в. н.э.).

Мифология и религия  являются ранними формами мировоззрения, которые предшествуют философии. Если мифология представляет собой попытку  объяснить мир в форме образов, а религия апеллирует к высшей силе, то философия реализует свою мировоззренческую функцию на основе теоретического отношения и действительности, предлагая систему категорий  и законов, которые позволяют  познать мир в наиболее общих  и принципиальных чертах.

2.Взаимосвязь  природы и общества  как проблема философии.  Сущность

современной экологической ситуации.

Взаимодействие общества и природы существовало не только в далеком прошлом, не только на первых порах развития человеческого рода, эта взаимосвязь непрерывно воспроизводится  на каждом этапе общественной истории, в каждый мин его существования. Диалектика природы и общества есть процесс непрерывно развивающийся  в ходе его развертывания расширяется  круг тех природных явлений, которые  используются человеком в его  жизнедеятельности, углубляется уровень  тех природных закономерностей, которые человек ставит себе на службу. Люди могут сознательно ставить  себе цели, менять отношения с природой, а могут и не ставить. Но независимо от этого, если они люди, если они  живут, действуют, обеспечивают себе условия  существования, преобразуют и совершенствуют свою жизнь, они тем самым уже  вступают во взаимосвязь с природой.

Как природа непрерывно и постоянно воздействует на общество, так и общество непрерывно и постоянно  воздействует на природу. Эта взаимная направленность носит объективный  характер, без непрерывной и живой  взаимосвязи с природой человечество просто не может существовать. Стало  быть, постоянная забота общества об этой связи, ее постоянное поддерживание  в рамках определенного оптимума является приоритетной задачей общества, человечества.

Взаимодействие природы  и общества включает в себя воздействие  природы на общество и общества на природу. Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства  жилищ, обеспечивает соответствующий  тепловой режим и т.д. Природа  выступает и как источник средств  труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т.п. Роль природы как источника средств  существования и как источника  средств труда наполняется конкретным содержанием в каждую историческую эпоху применительно к каждой социальной общности.

Природа влияет на развитие общества и как его среда обитания. Климатические условия человеческой жизни, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный  режим и его циклы — все  это существенно влияет на жизнь  общества.

Природа во всем своем  многообразии ставит перед человеческим обществом самые разнообразные  задачи. Наличие рек и морей  побуждает развивать рыболовство  и другие морские и речные промыслы, плодородные почвы создают условия  для развития земледелия, запасы нефти  в земных недрах стимулируют создание и совершенствование средств  ее добычи и переработки. Природа, обладая  определенными богатствами, создает  плацдарм для развития определенных качеств общественного человека, ее богатства прямо преломляются в богатстве качеств человека.

Вместе с тем  природа побуждает человека к  развитию и совершенствованию и  тогда, когда определенных богатств в том или ином регионе нет, когда она не может удовлетворить  определенные запросы человека. В  данном случае дефицит природных  возможностей побуждает человека к  поиску компенсаторных механизмов, инициирует обращение к другим качествам природы и развитие обмена между людскими сообществами, живущими в разных регионах. Этот импульс, идущий в чем-то от слабости природных возможностей, также в определенной мере влияет на развитие общества.

Природа во всем разнообразии своих форм, как при наличии  огромных и благоприятных ресурсов, так и при относительной бедности некоторых из них, всегда воздействует на общество, на его развитие и совершенствование.

Влияние природы на общество всегда носило глобальный характер. Земля — общий дом всего  человечества; солнечное тепло, лунный свет одинаково охватывают всех землян, атмосферная оболочка Земли, ее кислородный  слой, ее функция щита против вредных  космических излучений — эти  и подобные явления природы универсальны, они не знают границ государств, не знают национальных и иных различий, они одинаково воздействуют на всех.

Как многопланово воздействие  природы на общество, так многогранно  и воздействие общества на внешнюю  природу. Прежде всего, общество в определенной мере разрушает сложившиеся естественно-природные  комплексы, взаимосвязи в природе. Из земных недр извлекаются природные  ресурсы, вырубаются леса, перегораживаются плотинами реки, так или иначе  сокращается, уничтожается определенная часть животного и растительного  мира и т.д. Все эти вторжения  человеческого общества в природу, продиктованные интересами его жизнедеятельности, необходимостью удовлетворения потребностей людей, в определенной мере деформируют  природный мир, весьма существенно  меняют естественное течение присущих ему процессов.

Общество в ходе своей деятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с  тем и созидает. Вместо выкорчевывания лесов создаются пашни и пастбища, засеянные культурными растениями, приспособленные для выращивания  домашних животных, вместо неупорядоченного движения рек создаются новые  контуры рек, перегороженные плотинами, на твердь земную наносятся “социальные  морщины” ирригационных систем, транспортных коммуникаций, на месте природных  территорий создаются города, деревни, поселки и т.д. Все эти изменения  вписываются в ранее существовавшие природные комплексы и взаимосвязи, становясь их составной частью.

Общество воздействует на природу и отходами своей производственной и иной деятельности. Например, процессу извлечения каменного угля человечество обязано не только животворной энергией, но и терриконами отработанной породы. Гербициды и другие химические средства воздействия в сельскохозяйственном производстве не только облегчают труд, повышают урожайность сельскохозяйственных структур, но и отравляют природную  сферу. При этом, с ростом масштабов  производственной деятельности человека, по мере роста самого человечества разрушительное воздействие на природу  этих отходов человеческой цивилизации  резко возрастает.

Информация о работе Философия, круг ее проблем и роль в обществе