Философия космизма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:52, реферат

Описание работы

Цель данной работы: исследовать понятие космизма и его роль в развитии философской мысли
Задачи:
Рассмотреть понятие «космизм» и его предысторию
Рассмотреть вклад русских деятелей в религиозно-философскую теорию космизма

Содержание

Введение.......................................................................................................................................................3
Предыстория и общая характеристика русского космизма..............................................................4
«Философия общего дела» Н.Ф. Федотова.........................................................................................7
Другие представители русского космизма: П.А. Флоренский, В.С. Соловьев, Н.А. Умов, В.В. Вернадский, А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский,.................................................................................11
Заключение.................................................................................................................................................21
Список литературы …….. .................................22

Работа содержит 1 файл

Философия космизма.docx

— 48.59 Кб (Скачать)
  1. "удовлетворение любознательности и вытекающее отсюда спокойствие";
  2. "смирение перед причиной";
  3. "чувство благодарности за не кончающееся возрастающее счастье";
  4. "могущество причины не принесёт нам зла и в будущем".

Основные идеи космизма находят  также своё отражение в рассуждениях Циолковского о "воле Вселенной". Если всё вокруг "порождено Вселенной. Она - начало всех вещей", то "от неё  всё и зависит. Человек или  другое высшее существо и его воля есть только проявление воли Вселенной". В контексте "живой Вселенной" метафизика человеческой судьбы состоит  в том, что смерти нет. В процессе возникновения и распада союзов "атомов-духов" смерть "сливается  с рождением". Новая жизнь "хотя и разрушима, но новое разрушение сольётся с новым совершенным  рождением... Разрушения или смерти будут повторяться, бесчисленное множество  раз, но все эти разрушения есть не исчезновения, а возникновения". Согласно космической философии "души хотя и нет", жизнь в ритмах эволюции Вселенной "непрерывна, счастлива, могущественна, никогда не прекращалась и никогда не прекратится", т.к. во временно мёртвом веществе нет  субъективного ощущения времени. Такой  подход к судьбе человека в космизме характерен только для Циолковского и является очевидной альтернативой "активно-эволюционного подхода". В соответствии с идеями космизма Циолковский считал, что человек  отнюдь не вершина эволюции. Человечеству предстоит "идти вперёд и прогрессировать - в отношении тела, ума, нравственности, познания и технического могущества. Впереди его ждёт нечто блестящее, невообразимое". По истечении тысячи миллионов лет "ничего несовершенного ... на Земле уже не будет. Останется  одно хорошее, к чему неизбежно приведёт наш разум и его сила". Космическое  бытие человечества по Циолковскому "может быть подразделено на четыре основных эры:

  1. Эра рождения, в которую вступит человечество через несколько десятков лет и которая продлится несколько миллиардов лет.
  2. Эра становления. Эта эра будет ознаменована расселением человечества по всему космосу. Длительность этой эры - сотни миллиардов лет.
  3. Эра расцвета человечества. Теперь трудно предсказать её длительность - очевидно, сотни миллиардов лет.
  4. Эра терминальная займёт десятки миллиардов лет. Во время этой эры человечество ... сочтёт за благо включить второй закон термодинамики в атоме, т.е. из корпускулярного вещества превратиться в лучевое. Что такое лучевая эра космоса - мы ничего не знаем и ничего предполагать не можем" [13].

Современный космизм представляет собой программу становления  человечества и космическая философия  Циолковского может рассматриваться  как перспективный вариант осуществления  такой программы.

 

Заключение

 

Человек неразрывно связан с космосом (отсюда и название "космизм"). Он не только может, но и должен использовать энергию космоса, энергию солнца для решения своих насущных проблем.

Идея "воскрешения отцов". На первый взгляд кажется совершеннейшей утопией вместе с идеей преодоления  смерти. Однако, развивая эту идею творчески  можно сделать следующие выводы: молодое поколение должно воспитывать  в духе уважения к старшему поколению, необходимо сохранять преемственность  поколений, творчески изучать опыт предков, применяя его к нашему сложному и меняющемуся миру, воспитывать  молодежь в духе любви к земле  своих отцов - родине, начиная с  родины малой. Что же касается бессмертия, то наука уже научилась значительно  продлять жизнь человека и последнее  слово ею еще не сказано.

Идея единения человечества. Осуществляется на данный момент в форме образования  разных союзов, международных организаций, нацеленных на решение тех или  иных проблем.

Использование вооруженных сил  и военных технологий в мирных целях. Примеров тому множество, наиболее яркими являются мирная атомная энергетика, мирный космос, а само явление перехода промышленности с военных на мирные рельсы получило название "конверсия".

Все эти идеи получили развитие в  трудах ученых представителей космизма и до сих пор работают на благо  всего человечества.

Но наиболее ценным, на мой взгляд, является тот факт, что русский  космизм, нацеливая своих последователей и всех людей на решение планетарных  и вселенских проблем, остается славным  детищем русской культуры, плодом творчества не только космистов, но и  всего русского народа.

 

Список литературы:

 

  1. Вернадский В.И. Живое вещество, М., 1978.
  2. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление, М., Наука, 1991.
  3. Соловьёв В.С. Чтения о Богочеловечестве, Соловьёв В.С. Сочинения: В 2 т., М., Т. 2, 1989.
  4. Умов Н.А. Собрание сочинений Т3, М., 1916.
  5. Фёдоров Н.Ф. Сочинения, М., 1982.
  6. Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела, Т.2, М., 1913.
  7. Флоренский П.А. Из богословского наследия, "Богословские труды", М., 1977, Вып.17.
  8. Флоренский П.А. Макрокосмос и микрокосмос, "Человек и природа", 1989, №9.
  9. Флоренский П.А. Столп и Утверждение Истины, М., Путь, 1914.
  10. Холодный Н.Г. Избранные труды, Киев, 1982.
  11. Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе, Тула, 1986.
  12. Циолковский К.Э. Грёзы о земле и небе, Тула, 1986.
  13. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной, М., 1992.
  14. Циолковский К.Э. Этика или естественные основы нравственности.
  15. Щербинин В.А. Лекции по философии, М., 1996-1997гг.

 

 

 

 

 


Информация о работе Философия космизма в России