Философия космизма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:52, реферат

Описание работы

Цель данной работы: исследовать понятие космизма и его роль в развитии философской мысли
Задачи:
Рассмотреть понятие «космизм» и его предысторию
Рассмотреть вклад русских деятелей в религиозно-философскую теорию космизма

Содержание

Введение.......................................................................................................................................................3
Предыстория и общая характеристика русского космизма..............................................................4
«Философия общего дела» Н.Ф. Федотова.........................................................................................7
Другие представители русского космизма: П.А. Флоренский, В.С. Соловьев, Н.А. Умов, В.В. Вернадский, А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский,.................................................................................11
Заключение.................................................................................................................................................21
Список литературы …….. .................................22

Работа содержит 1 файл

Философия космизма.docx

— 48.59 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

ГОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

им. Г.В. ПЛЕХАНОВА»

 

Общеэкономический факультет

Кафедра философии

 

 

 

Реферат по философии на тему:

«Философия космизма в России»

 

 

Выполнил: студент 3 курса

Шишкин А.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение.......................................................................................................................................................3  

  1. Предыстория и общая характеристика русского космизма..............................................................4
  2. «Философия общего дела» Н.Ф. Федотова.........................................................................................7
  3. Другие представители русского космизма: П.А. Флоренский, В.С. Соловьев, Н.А. Умов, В.В. Вернадский, А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский,.................................................................................11

Заключение.................................................................................................................................................21

Список литературы …….. .................................22

 

Введение

 

Одним из широко распространенный мировоззренческо-философских  течений современности является космизм, зародившийся в России в  середине XIX-XX. Эта теория, по моему мнению, сохраняет свою актуальность по нескольким причинам:

В непростое время переходного  периода, когда исчезли многие старые цели, задачи, идеологические схемы, когда  идет мучительный поиск новых  идеологических концепций, могущих  стать точкой опоры для движения общества вперед, необходимо не забывать пословицу "новое - хорошо забытое  старое". Таким хорошо забытым  старым является, на наш взгляд философия  русского космизма, тема, которая, к  сожалению, мало или совсем не освещалась в программах по философии в советский  период истории. Теория единения с поколениями  предков, теория объединения человека с природой, а далее и с вселенной, возможность продолжения рода человеческого, даже после того, как земля действительно  исчерпает ресурсы, необходимые  для обеспечения жизнедеятельности  человека - как раз и представляется нам той полной здорового оптимизма  концепцией, которая как раз и  необходима жизненно в нашу непростую  эпоху. Теория "воскрешения отцов" Н.Ф. Федорова может, в практическом применении, привести к более пристальному изучению опыта предыдущих поколений, где мы, без сомнения найдем ответы на многие, интересующие нас вопросы.

Еще несколько лет назад понятие  русского космизма  брали  неизменно  в кавычки как приблизительное образование, условность. Сейчас русский  космизм окреп в своих  правах,  обрел  законное  место  в  отечественном  культурном наследии. Однако объем и содержание этого понятия и стоящего за ним  течения философии остаются весьма расплывчатыми. Под космизмом часто понимают  целый поток русской, а  то  и  мировой  культуры,  включающий  в  себя  не  только философов и  ученых,  но  и  писателей,  художников,  представителей  других творческих профессий.

Цель данной работы: исследовать понятие космизма и его роль в развитии философской мысли

Задачи:

  • Рассмотреть понятие «космизм» и его предысторию
  • Рассмотреть вклад русских деятелей в религиозно-философскую теорию космизма

 

 

 

 

 

  1. Предыстория и общая характеристика русского космизма

 

Космизм - это философское мировоззрение, основу которого составляют представления о Космосе (под космосом следует понимать не только пространство, окружающее Землю, но также и саму Землю, весь живой и неживой мир, человечество) о человеке как "гражданине Мира", а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. Как отмечает исследователь этого направления в философии Г.В. Железняк "Понятие "космизм" включает в себя все направления мировоззренческого порядка: это и восприятие, и размышление, и умение строить логические цепочки, и предвидение" [п.1]. Космизм, по её словам можно рассматривать как " проявлением " разумности, интеллектуального роста, проявление единства и универсальности общечеловеческого мышления и связь категории космизма с научными, историческими и поэтико-культурными достижениями". [п.1] В философии понятие Космизма связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом. Идея Космоса, как единого замкнутого в себе целого, легла в основу научных моделей Вселенной, первая из которых была создана Евдоксом. Применялись идеи космизма применялись в философско-научной школе Пифагора (ок.580-500 г. до н.э.). Ученик Сократа Платон в своей идеалистической философии широко применял идею "духовных сущностей". По Платону, Вселенная - единая, вечная, живая и совершенная сфера, одаренная душой и движением. (соч. "Республика"). В средневековой науке вкладом в идею космизма, на наш взгляд можно считать учение Коперника, создавшего гелиоцентрическую систему мира, в противоположность геоцентрической системе, господствовавшей до сих пор. Свой, и немалый вклад в космизм внесли теории о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта-Лапласа (18 в) об образовании солнечной системы конденсацией пылеобразных масс; теории расширяющейся Вселенной А. Фридмана, разлетающихся галактик Э. Хаббла (20 в), теории относительности А. Эйнштейна и др. [2].

Русский космизм или космическая  философия появляется в России в  конце XIX - начала XX века. По мнению А.И. Новикова русский космизм "…есть  идея глубокой, неразрывной связи  человека с Космосом, Земли со Вселенной" [3, с.146].

Русский космизм представляет собой  реально существующее, специфическое  явление русской культуры, определяемое целостным системным комплексом идейных черт. Эти черты:

  • Концентрация внимания на разумной (космической) организованности структуры природы и её процессов, и на эволюционизме, как на проявлении этой организованности. Эта черта была присуща ещё творчеству М.В. Ломоносова.
  • Осознание всеединства Вселенной (термин «всеединство» употребляется и Н.Ф. Фёдоровым и В.С. Соловьёвым), а также следующих отсюда:

а) необходимости всеединого познания всеединого мира;

б) синергийного отношения к социальным и природным объектам, лежащего в  основе принципа соборности.

 Интересен и тот факт, что русское слово Вселенная не имеет точных аналогов ни в одном из иностранных языков. Словарь Ожегова дает ему двоякое толкование:

1. Все мироздание, Весь мир;

2. Вся земля, все страны [4, с.108]. Далее А.И. Новиков замечает "Русский  космизм представляет собой сложный  комплекс идей - научных философских,  художественных" [с.146]. Русский космизм  имеет богатую, восходящую еще  к дохристианским временам предысторию,  корни, уходящие в языческую  мифологию (космогоническим, солярным  мифам). Так, Даждьбог - "в восточно - славянской мифологии бог, связываемый  солнцем" [п.5, т.1, с.347], занимает почетное  место в языческом пантеоне  восточных славян.

Принятие христианства дало новый  импульс развитию "космического" мировоззрения наших предков. Появились  и получили широкое распространение  популярные на Руси переводные Толкования Палея и "Шестоднев" Иоанна Экзарха  Болгарского, рассматривающие эволюцию Вселенной с библейской точки  зрения, а также апокрифы космологического содержания - "Беседа трех Святителей", "Хождение Богородицы по мукам", "Книга  Еноха Праведного" и так называемые "Изборники", включавшие немало сведений астрономического и астрологического содержания (например, "Изборник" Святослава 1073 г). В 1136 г. было завершено  и первое календарное сочинение, написанное монахом Антониева монастыря  в Новгороде Кириком Новгородцем  и кратко именуемое "Учение о числах". Здесь впервые на русском языке  прозвучали научные идеи о цикличности  и круговороте времени и на основе астрономических знаний о  движении Луны и Солнца, точных математических расчетов был дан древнерусский  свод летосчисления.

В XII в. был создан и первый отечественный  космологический трактат "О небесных силах", который до сих пор по непонятным причинам выпадал из поля зрения историков русской науки  и философии. Публикатор трактата приписывал его известному писателю и церковному деятелю, автору поучений, торжественных  слов и молитв Кириллу Туровскому. Однако принадлежность названного сочинения  именно епископу Туровскому была оспорена палеографами еще в прошлом веке, что закрепилось в современной  литературе. Но как бы там ни было, перед нами действительно первый (пусть даже и анонимный) из дошедших на русском языке письменных трактатов  по космологии. Его полное название - "Слово святого Кирилла о  небесных силах: чего ради создан бысть  человек на земли". Уже одна эта  ключевая фраза свидетельствует  об изначальных традициях русского космизма рассматривать Вселенную  как неразрывное единство Макро - и Микрокосма. Древнерусский космист  не ограничивается анализом проблемы сотворения мира "от небытия к бытию". В трактате упомянуты и постоянно беспокоившие церковь русские двоеверие и многобожие - традиционные космические и пантеистические народные верования: "в солнце, и в месяц, и в звезды, а иные - в реки, и в источники, и в древа... и в огонь, и в звери, и в иные вещи многоразличные", его предтечами можно считать утопические произведения М. Щербатова "Путешествие в землю Офирскую" 1773 - 1774 г, В. Одоевского "….4338 год. Петербургские письма (30 - е годы 19 века). Конечно, эти сочинения трудно отнести вк научным трудам, однако они, по словам А.И. Новикова " …постепенно воссоздавали духовную атмосферу особого рода - неудовлетворенность вечным земным существованием, стремление выйти за пределы Земли, осмыслить место человека во Вселенной. Вне этой духовной атмосферы невозможно понять и научно - технические поиски ХХ века" [п.3, с 164]. Русский космизм - есть учение о неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе человека и его безграничных возможностях по освоению космоса. Среди истоков возникновения русского космизма можно выделить следующие:

а) философским основанием космизма выступают идеи развития и всеобщей диалектической взаимосвязи мира, разрабатываемые  философией в ходе всего ее исторического  развития.

б) религиозные идеи: в основе русского космизма лежит постулат о единстве всего сущего - земного и небесного (Федоров, Соловьев, Флоренский).

в) естественно-научные: - не будь в  учении русского космизма опоры на человеческий разум, науку, технику, оно  осталось бы в истории человеческой мысли лишь как любопытное утопически-религиозное  учение. Бурное развитие науки и  естествознания во второй половине XIX века и новые открытия в различных  отраслях знания подтолкнули космистов  к разработке способов перемещения  в космическом пространстве [п.2]

 

  1. «Философия общего дела» Н.Ф. Федотова

 

Родоначальником всей космической  мысли в России был только в  последние

годы  раскрывающийся  во  всем  многообразии  творчества  мыслитель   второй

половины  ХIX  века  Николай  Николаевич  Федоров.  В  советское  время  имя

Федорова было предано забвению, хотя до революции  к  его  идеям  обращались

самые видные из русских философов  и деятелей культуры. Так, большое  влияние

оставили  встречи  и  беседы  с  Федоровым  на  творчество  Л.Н.Толстого   и

В.С.Соловьева; большие статьи  с  разбором  философской  концепции  Федорова

оставили Н.А.Бердяев и С.Н.Булгаков. Уже после смерти философа в  начале  ХХ

века  вышло  двухтомное  собрание  его   избранных   трудов,   озаглавленное

федоровскими учениками “Философия общего дела”. Мизерный тираж  в  несколько

сот экземпляров сразу же сделал труды Федорова библиографической  редкостью,

однако и это не стало препятствием для распространения идей мыслителя.  Так,

сильнейшее впечатление  произвели  работы  Федорова  на  калужского  учителя

К.Э.Циолковского,  чье  философское  наследие  во  многом  перекликается   с

федоровскими идеями.

      “Философия общего  дела” открывала перед человечеством  невиданные дали,

призывала к титаническим преобразованиям  как в мире, так  и  внутри  каждого

индивидуума.  “В  регуляции  же,  в  управлении  силами  слепой  природы   и

заключается то великое дело, которое  может и должно стать  общим”,  -  писал

Федоров. Мыслитель так развивает  свои идеи эволюции природы и  человечества:

природная эволюция в своем все  усложняющемся развитии  привела  к  появлению

человеческого вида и сознания.

      Человечество призвано  всеобщим познанием и трудом  овладеть  стихийными

силами как вне, так  и  внутри  себя,  выйти  в  космос  для  его  активного

преобразования и  обрести  новый,  космический  статус  бытия,  когда  будут

побеждены  болезни  и  сама  смерть.   Федоров   говорит   об   “имманентном

(естественном)  воскрешении”  всех  человеческих  поколений.  Это   одна   из

конечных и величайших задач  человечества.

      Чтобы  достичь   полного  владычества  над   временем  и  пространством,

Н.Ф.Федоров  ставит  перед  человечеством  ряд  задач.  В  их   исторической

последовательности  одной  из  первых  должна  была  стать   регуляция,   по

выражению философа, “метеорических”, космических явлений.  Причем  начинать,

по Федорову,  можно  уже  сейчас.  В  качестве  примера  реальной  регуляции

Информация о работе Философия космизма в России