Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:52, реферат
Цель данной работы: исследовать понятие космизма и его роль в развитии философской мысли
Задачи:
Рассмотреть понятие «космизм» и его предысторию
Рассмотреть вклад русских деятелей в религиозно-философскую теорию космизма
Введение.......................................................................................................................................................3
Предыстория и общая характеристика русского космизма..............................................................4
«Философия общего дела» Н.Ф. Федотова.........................................................................................7
Другие представители русского космизма: П.А. Флоренский, В.С. Соловьев, Н.А. Умов, В.В. Вернадский, А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский,.................................................................................11
Заключение.................................................................................................................................................21
Список литературы …….. .................................22
природы Федоров приводил опыты общественного деятеля и ученого начала XIX
века В.Н.Каразина, выступавшего с
конкретными проектами
От подобных, еще явно несовершенных опытов человечество, по мере увеличения
знаний, должно перейти к овладению всеми земными процессами, превратить
свою планету в полностью
управляемый космический
Итак, для Федорова регуляция определяется как принципиально новая
ступень эволюции. Эволюция для Федорова - процесс пассивный, регуляция же
должна стать сознательно-
к тем ученым, кто отвергал или недооценивал важность эволюционного
процесса. Наоборот. Признавая важность эволюции (хотя бы в происхождении
знания, к примеру), Федоров делает более далеко идущий вывод: существует
необходимость сознательного управления эволюцией, преобразования природы,
исходя из глубинных потребностей разума и нравственного чувства человека.
Регуляция для Федорова - широко продуманная идея. Так, уже
упоминавшиеся опыты Каразина или же удачные опыты, проведенные в конце XIX
века в Америке по вызыванию дождя с помощью взрывчатых веществ интересны
для Н.Ф.Федорова не в чисто академическом плане, а для конкретной
человеческой пользы. Так уж случилось, что американские опыты по вызыванию
дождя совпали с сильной засухой в России. Следствием засухи стали голод и
эпидемии во многих российских губерниях. И Федоров, откликаясь на злобу
дня, важнейшими задачами регуляции ставит решение продовольственного и
санитарного вопроса, которые вмещают в себя весь спектр задач человечества
в деле управления слепыми силами природы. “Голод и смерть происходят от
одних и тех же причин, а потому вопрос о воскрешении есть вопрос и об
освобождении от голода”, - писал Федоров. Санитарный вопрос философ
понимает как всеобъемлющий “вопрос об оздоровлении Земли, и притом всей, а
не какой-либо отдельной местности”.
Разрабатывая свой проект регуляции, Федоров с самого начала
подчеркивал неотделимость Земли от космоса, тонкую взаимосвязь
происходящего на нашей планете с целой Вселенной. “Условия, от коих зависит
урожай, или вообще растительная и животная жизнь на Земле, не заключаются
только в ней самой... весь метеорический процесс, от коего непосредственно
зависит урожай или неурожай... весь теллуросолярный процесс должен бы войти
в область сельского хозяйства”. “Единство метеорического и космического
процессов дает основание для расширения регуляции на Солнечную и другие
звездные системы для их воссоздания и управления разумом”.
Автором “Философии общего дела” сильно владеет чувство распахнутости
Земли в космические дали. “Труд человеческий не должен ограничиваться
пределами Земли, тем более что таких пределов, границ, и не существует;
Земля, можно сказать, открыта со всех сторон, средства же перемещения и
способы жизни в различных средах не только могут, но и должны изменяться”.
Неизбежность выхода человечества в космос рассматривается Федоровым
основательно, с самых различных сторон, от природных и социально-
экономических до нравственных. Аргументы “за” разнообразны: невозможность
достичь полной регуляции лишь в пределах Земли, зависящей от всего космоса,
который также изнашивается, сгорает; вместе с тем в бесконечных просторах
Вселенной разместятся мириады воскресших поколений, так что “отыскание
новых землиц” становится приготовлением “небесных обителей” отцам.
“Порожденный крошечной Землей зритель безмерного пространства должен
сделаться их обитателем и правителем”.
В философской
и научно-популярной
что с наступлением эры космоса открывается реальная возможность
предотвратить в далеком будущем неизбежный конец человеческой цивилизации.
Федоров уже в конце XIX века видел единственный выход для человечества,
упирающегося в неотвратимый земной финал - истощение земных ресурсов при
все большем умножении численности населения, космическая катастрофа,
затухание Солнца и т.д., - в завоевании человечеством новых сред обитания,
в преобразовании сначала Солнечной системы, а затем и дальнего космоса.
“Во все периоды истории очевидно стремление, которое доказывает, что
человечество не может удовлетвориться тесными пределами Земли, только
земным”, - писал Федоров.
Только такая безбрежная,
требующая дерзновения
как овладение космосом, привлечет к себе и бесконечно умножит энергию ума,
отваги, изобретательности, самоотверженности, всех совокупных человеческих
сил, которые сейчас расходуются на взаимную рознь или растрачиваются по
пустякам.
Федоров отмечает две фундаментальные ограниченности нынешнего
человека, тесно связанные между собой. “Ограниченность в пространстве
препятствует повсеместному
а ограниченность во времени - смертность - одновременному действию
поколений разумных существ на всю Вселенную”.
Первая ограниченность - в пространстве, прикрепленность к Земле -
разрешается, по мысли Федорова, расселением в космосе, обретением
способности к “бесконечному перемещению”, вторая - во времени, наша
смертность - завоеванием бессмертного статуса бытия, восстановлением
погибших, умерших. “Борьба с разъединяющим пространством” для Федорова
“первый шаг в борьбе со всепоглощающим временем”. Ибо бессмертие возможно
только при условии
одновременной регуляции космических явлений. Все проекты регуляции природы,
в том числе и космические, включены Федоровым в высшую цель достижения
бессмертного, преображенного статуса мира.
П.А. Флоренский
П.А.Флоренский является одним из тех,
кого по праву относят к традиции
"русского космизма". Он считал, что
существует "идеальное родство"
мира и человека, их "пронизанность
друг другом", взаимосвязанность. Подобно
древнегреческой философии он соотносит
мир и человека как макрокосмос
(космос, большой мир, среду) и микрокосмос,
являющийся в своём роде "образом
и подобием Вселенной" и несущий
в себе всё, что есть в мире. Несмотря
на то, что космический подход к
человеку лишает его полноты личностного
бытия, Флоренский сумел найти выход
из этой трудной ситуации. И мир
и человек одинаково сложны и
внутренне бесконечны, поэтому они
могут рассматриваться как
В.С. Соловьев
Наиболее полно тема космизма рассмотрена
В.С.Соловьёвым в трактате "Чтения
о Богочеловечестве". По мнению Соловьёва,
истинной загадкой для разума является
не вечный, или божественный, мир. Напротив,
как идеальная полнота всего
и осуществление добра, истины и
красоты, он является как ясное и
нормальное. Лишь в этой вечной сфере
можно обрести безусловное
Исключительное
Мировой космогонический процесс проходит множество последовательных фаз. Начинаясь эпохой звёздной (астральной), когда действием всемирного тяготения материя стягивается в великие космические тела, он завершается созиданием органической жизни и её совершенством - формой человеческого организма. "В человеке мировая душа впервые соединяется с божественным Логосом в сознании как чистой форме всеединства... В человеке природа перерастает саму себя и переходит (в сознании) в область бытия абсолютного. Воспринимая и нося в своём сознании вечную божественную идею и вместе с тем по фактическому происхождению и существованию своему неразрывно связанный с природой внешнего мира, человек является естественным посредником между Богом и материальным бытиём, проводником всеединящего божественного начала в стихийную множественность, - устроителем и организатором вселенной" [5]. Кроме человека все иные существа лишены божественного начала и причастны к нему лишь подчинением внешнему естественному закону. Подобно мировой душе, человек, причастный к всеединству Бога, свободен захотеть иметь его как Бог. Для этого он "утверждает себя отдельно от Бога, вне Бога, отпадает или отделяется от Бога в своём сознании так же, как первоначально мировая душа отделилась от Него во всём бытии своём" [5]. Таким образом начинается новая фаза уже не космогонического, а теологического развития, в процессе которого человек проходит путь от астральных религий через солнцепоклонство к фаллической, где, наконец, возвращается к своему собственному материальному началу и высшее проявление мировой связи находит в сложном единстве родовой организации жизни.
Можно выделить несколько бесспорных идей космизма Соловьёва:
Проблема полноты познания вообще не может быть представлена как гносеологическая (полное знание - это религиозно-мистическое мировосприятие ("восприятие мира в элементе софийности"), тем самым Соловьёв критикует рациональность как отвлечённое начало, подчиняя и преобразуя её в свете религиозного опыта и мистического созерцания.