Философия Канта

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:36, реферат

Описание работы

Краткие биографические сведения о жизни и творчестве Иммануила Канта. Его основные работы, сущность теории познания. Содержание этики и эстетики Канта, идея права и государства.

Содержание

Биография Иммануила Канта
Этапы творчества
Основные работы Канта
Теория познания
Этика Канта
Категорический императив
Эстетика Канта
О человеке
Идея права и государства
Некоторые цитаты и афоризмы Канта
Список использованных информационных источников

Работа содержит 1 файл

реферат кант готовый.docx

— 143.60 Кб (Скачать)

       То, что при этом Кант имеет  в виду, можно определить по  его собственному анализу аллегорического  значения некоторых божественных  символов. Так, например, орел как  атрибут Юпитера или павлин  как атрибут Юноны «не представляет, так как это бывает в случае  логических атрибутов, то, что  лежит в основе наших понятий  о возвышенном и величественном... но нечто иное, что дает толчок  образотворчеству, чтобы оно распространилось  на множество близких представлений...».  

 

О ЧЕЛОВЕКЕ 
 

     Воззрения Канта на человека отражены в книге  «Антропология с прагматической точки зрения» (1798 год). Главная её часть состоит из трёх разделов в  соответствии с тремя способностями  человека: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желать.

     Человек — это «самый главный предмет  в мире», так как у него есть самосознание.

     Человек — это высшая ценность, это личность, индивидуальность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное  свойство человека. Человек не проявляет  его только тогда, когда рассматривает  свое «Я» не как весь мир, а только как часть его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности. Относись к человеку как к цели, а не как к средству. 

     Человек может иметь неосознанные представления  — «тёмные». Во мраке сознания может  протекать процесс рождения творческих идей, о которых человек может  знать только на уровне ощущений.

     От  сексуального чувства (страсти) мутится  разум. Но у человека на чувства и  желания накладывается нравственная и культурная норма.

     Анализу Канта подверглись такие способности  человека, как талант и гений. "Талант к изобретению и открытию - это  высший уровень дарования. Таков  гений."

 

     ИДЕЯ  ПРАВА И ГОСУДАРСТВА 

     В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость  уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и  равенство перед законом. Юридические  законы Кант выводил из нравственных.

     В учении о государстве Кант развивал идеи Жан-Жака Руссо: идею народного  суверенитета (источник суверенитета, однако, у Канта -- не народ, а монарх, которого осуждать нельзя, так как  он «не может поступать не по праву»).

     Кант  рассматривал и идеи Вольтера: признавал  право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, но повинуйтесь».

     Государство (в широком смысле) — объединение  множества людей, подчинённых правовым законам.

     Все государства имеют три власти:

     законодательная (верховная) — принадлежит только объединенной воле народа;

     исполнительная (действует согласно закону) — принадлежит  правителю;

     судебная (действует согласно закону) — принадлежит  судье.

     Государственные устройства не могут быть неизменными  и меняются тогда, когда перестают  быть необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон самостоятелен  и не зависит от какого-то отдельного лица). Истинная республика — система, управляемая уполномоченными депутатами, избранными народом.

     В учении об отношениях между государствами  Кант выступает против несправедливого  состояния этих отношений, против господства в международных отношениях права  сильного. Поэтому Кант за создание равноправного союза народов, который  бы оказывал помощь слабым. И считал, что такой союз приближает человечество к осуществлению идеи вечного  мира.

 

     ЦИТАТЫ  И АФОРИЗМЫ

     

 

     "...Высшее  нравственное благо не может  быть осуществлено исключительно  посредством стремления отдельного  человека к его собственному  моральному совершенству, а требует  объединения людей в одно целое  ради той же цели, т.е. системы  благомыслящих людей, в которой  и благодаря единству которой  это благо только и может  осуществиться..."  

     "...Гражданин  государства, и притом с позволения  самого государя, должен иметь  право открыто высказывать свое  мнение о том, какие из распоряжений  государя кажутся ему несправедливыми  по отношению к обществу... Свобода  печатного слова есть единственный  палладиум прав народа..."  

     "Должно  признать, что величайшие бедствия, терзающие культурные народы, суть  последствия войны, а именно  последствия не столько происходящей  ныне или происходившей, сколько  неослабевающего и даже беспрерывно  увеличивающегося приготовления  к будущей. На это тратятся  все силы государства, все плоды  его культуры, которые могли бы  употребляться для еще большего  распространения последней; свободе  наносятся во многих местах  весьма чувствительные удары,  и материнская заботливость государства  о единичных членах выражается  в неумолимо суровых требованиях,  которые оправдываются также  интересами внешней безопасности".  

     "...Вечный  мир (конечная цель всего международного  права) есть, разумеется, неосуществимая  идея. Но политические принципы, нацеленные на то, чтобы вступать  в такие [международные] связи, которые служили бы постоянному приближению к состоянию вечного мира, вполне осуществимы..."  

     "Если  я принимаю веру в качестве  принципа безотносительно к морали... то такая вера вовсе не часть  религии".  

     "...Способность  суждения есть отличительная  черта так называемой смекалки, и отсутствие ее нельзя восполнить  никакой школой, так как школа  может дать даже ограниченному  рассудку, как бы вдолбить в  него, сколько угодно правил, заимствованных  у других, но способность правильно  пользоваться ими должна быть  присуща даже ученику, и если  нет этого естественного дара, то никакие правила, которые  были бы предписаны ему с  этой целью, не гарантируют  его от ошибочного применения  их... Отсутствие способности суждения  есть, собственно, то, что называют  глупостью, и против этого недостатка  лекарства нет".  

     "...На  большой карте нашей души, так  сказать, освещены только немногие  пункты, - это обстоятельство может  возбуждать у нас удивление  перед нашим собственным существом;  ведь если бы некая высшая  сила сказала: да будет свет!, то без малейшего содействия  с нашей стороны перед нашими  глазами открылось бы как бы  полмира (если, например, мы возьмем  писателя со всем тем, что  он имеет в своей памяти)".  

     "...Поступай  так, чтобы ты всегда относился  к человечеству - и в своем лице, и в лице всякого другого  также - как к цели. И никогда  не относился бы к нему только  как к средству".  

     «…Всем  людям свойственно нравственное чувство, категорический императив. Поскольку  это чувство не всегда побуждает  человека к поступкам, приносящим ему  земную пользу, следовательно, должно существовать некоторое основание, некоторая мотивация нравственного  поведения, лежащие вне этого  мира. Всё это с необходимостью требует существования бессмертия, высшего суда и Бога...» 

     «…Две вещи наполняют душу постоянно новым  и возрастающим удивлением и благоговением  и тем больше, чем чаще и внимательнее занимается ими размышление: звездное небо надо мной и нравственный закон  во мне. То и другое, как бы покрытые мраком или бездною, находящиеся  вне моего горизонта, я не должен исследовать, а только предполагать; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования…»  

     «…Смерти  меньше всего боятся те люди, чья  жизнь имеет наибольшую ценность.» 

       «…Счастье есть идеал не разума, а воображения». 

     «…Один  и тот же промежуток времени, который  для одного рода существ кажется  лишь мгновением, для другого может  оказаться весьма продолжительным  временем, в течение которого благодаря  быстроте действий происходит целый  ряд изменений». 

     «…Идея  времени не возникает из чувств, а предполагается ими. В самом  деле, только посредством идеи времени  можно представить себе, бывает ли то, что действует на чувства, одновременным  или последовательным; последовательность не порождает понятия времени, а  только указывает на него. Дело в  том, что я не понимаю, что обозначает слово после, если ему уже не предшествует понятие времени. Ведь происходящее одно после другого есть то, что  существует в разное время, так же как существовать совместно - значит существовать в одно и то же время».  

     «…Время не есть что-то объективное и реальное, оно не субстанция, не акциденция, не отношение, а субъективное условие, по природе человеческого ума  необходимое для координации  между собой всего чувственно воспринимаемого по определенному  закону и чистого созерцания…» 

     «…Во  всех объектах - и внешних и внутренних - только с помощью отношения времени  ум может решить, что прежде, что  после, т.е. что есть причина и  что есть действие.»  

     «…Время есть не что иное, как форма внутреннего  чувства, т.е. созерцания нас самих  и нашего внутреннего состояния. В самом деле, время не может  быть определением внешних явлений: оно не принадлежит ни к внешнему виду, ни к положению и т.п.; напротив, оно определяет отношение представлений  в нашем внутреннем состоянии.» 

     «…Ум  человеческий создан так, что он может  себе представить целесообразность, лишь как действие разумной воли…»

     «…О человеке, как моральном существе, уже нельзя спрашивать, для чего он существует. Его существование  имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его  силах, он может подчинять всю  природу…» 

     «…Одна из несомненных и чистых радостей есть отдых после труда.»  

     «…Чтобы сделать разумный выбор, надо прежде всего знать, без чего можно обойтись…» 

     «…Можно было бы поставить вопрос: общественное ли он (человек) от природы животное или одинокое и избегающее соседства? Последнее предположение кажется  наиболее вероятным…» 

     «…Если  бы мы могли понять, как думает человек, тот его способ мышления, который  проявляется посредством действий как внутренних, так и внешних, если бы мы могли проникнуть в его  способ мышления настолько глубоко, чтобы понять его механизмы, все  его движущие силы, даже самые незначительные, а также, если бы мы могли понять, какие внешние причины действуют  на эти механизмы, мы могли бы вычислить  будущее поведение этого человека с точностью эллипса Луны или  Солнца, не переставая повторять, что  человек свободен...»  

     «…Страдание – это стимул для нашей деятельности, и, прежде всего, в нем мы чувствуем  нашу жизнь; без него наступило бы состояние безжизненности …Кого  же, наконец, не может побудить к  деятельности никакое положительное  страдание, на того негативное [страдание], [т. е.] скука как отсутствие ощущений, которое человек, привыкший к  их смене, замечает в себе, стремясь чем–нибудь занять свой жизненный  импульс, часто оказывает такое  действие, что он чувствует себя побужденным лучше сделать что–нибудь себе во вред, чем ничего не делать»  

     «…Глубокое  одиночество возвышенно, но оно чем-то устрашает…» 

     Список  использованной литературы 

     1. Асмус В.Ф. Кант. – М.: Наука, 1973.  

     2. Гулыга А.В. Кант. – М.: Молодая  гвардия, 1973.  

     3. Гулыга А.В. Гегель. – М.: Молодая  гвардия, 1977.  

     4. Дробницкий О.Г. Теоретические  основы этики Канта / Философия  Канта и современность. – М.: Мысль, 1974.  

     5. Кант И. Сочинения: В 6 т. –  М.: Мысль, 1963–1966.  

     6. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях. – М.: ИПЛ, 1991.  

     7. Ойзерман Т.И. Этикотеология и  ее современное значение / Вопросы  философии. – 1997. – № 3.  

     8. Росси Ф.Д. Общественный авторитет  разума. Критика, изначальное зло  и предназначение человечества // Вопросы философии. – 2000. –  № 7.  

     9. Современный словарь иностранных  слов. – М.: Русский язык, 1999.  

Информация о работе Философия Канта