Философия Канта

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:36, реферат

Описание работы

Краткие биографические сведения о жизни и творчестве Иммануила Канта. Его основные работы, сущность теории познания. Содержание этики и эстетики Канта, идея права и государства.

Содержание

Биография Иммануила Канта
Этапы творчества
Основные работы Канта
Теория познания
Этика Канта
Категорический императив
Эстетика Канта
О человеке
Идея права и государства
Некоторые цитаты и афоризмы Канта
Список использованных информационных источников

Работа содержит 1 файл

реферат кант готовый.docx

— 143.60 Кб (Скачать)

         В опыте выделяются два уровня формообразования (активности) субъекта. Во-первых, это  субъективные формы чувства —  пространство и время. В созерцании чувственные данные (материя) осознаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это  чувственный синтез.

         Во-вторых, благодаря категориям рассудка связываются  данности созерцания. Это рассудочный  синтез.

         Основой всякого синтеза является, согласно Канту, самосознание — единство апперцепции (лейбницевский термин). В «Критике»  много места уделяется тому, как  понятия рассудка (категории) подводятся под представления. Здесь решающую роль играет воображение и рассудочный  категориальный схематизм.

         Кант  выделяет следующие категории рассудка:

      • Категории количества
      • Единство
      • Множество
      • Цельность
      • Категории качества
      • Реальность
      • Отрицание
      • Ограничение
      • Категории отношения
      • Субстанция и принадлежность
      • Причина и следствие
      • Взаимодействие
      • Категории модальности
      • Возможность и невозможность
      • Существование и несуществование
      • Необходимость и случайность

         Знание  даётся путём синтеза категорий  и наблюдений. Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности, а является результатом активной творческой деятельности рассудка.

         Наконец, описав эмпирическое применение рассудка (то есть применение его в опыте), Кант задается вопросом возможности  чистого применения разума (рассудок, согласно Канту -- низшая ступень разума, применение которой ограничивается сферой опыта). Здесь возникает новый  вопрос: «Как возможна метафизика?». В  результате исследования чистого разума Кант доказывает, что разум не может  иметь конститутивного значения, то есть основывать на самом себе чистое знание, которое должно было бы составить  чистую метафизику, поскольку «запутывается» в паралогизмах и неразрешимых антиномиях (противоречиях, каждое из утверждений  которых одинаково обосновано), но только регулятивное значение — давать систему принципов, которым должно удовлетворять всякое знание. Собственно, всякая будущая метафизика, согласно Канту, должна принимать во внимание его выводы.

 

 
 

         ЭТИКА КАНТА

               

         Этика Канта основана на принципе «как если бы». Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить как если бы они были. Практический разум - это совесть, руководящая  нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила). Императивы бывают двух видов: категорические и гипотетические. Категорический императив - требует  соблюдения долга. Гипотетический императив - требует, чтобы наши действия были полезны. Существует две формулировки категорического императива: «Поступай  с другими также, как хочешь, чтобы  поступали с тобой» и «Никогда не относись к другому человеку как  к средству».

         В этическом учении человек рассматривается  с двух точек зрения:

         человек как явление;

         человек как вещь в себе.

         Поведение первого детерминировано исключительно  внешними факторами и подчиняется  гипотетическому императиву. Поведение  второго должно подчиняться категорическому  императиву, высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение  может определяться и практическими  интересами, и моральными принципами. Возникают две тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых  материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут  противоречить друг другу, и так  возникает «антиномия практического  разума».

     Этика Канта содержит рассуждения о  свободе, свобода человека проявляется  также в способности деятельности относительно природы. В природе  все происходит согласно закону причинности, а поэтому и наше поведение, поскольку  оно воздействует на природу, должно быть подчинено этому закону. В  то же время вся моральная теория Канта основана на свободе человека. В заключении к «Основаниям метафизики нравов» Кант решает эту антиномию  таким образом, что применяет  к ней различие между «вещами  в себе» и явлениями, которое  он вводит в «Критике чистого разума». С одной стороны, наше Я как  «вещь в себе» принадлежит  к «интеллигибельному» миру, к  миру, который открывается нам  нравственным поведением. С другой стороны, мы, как «представители чувственного мира», принадлежим к миру явлений. Подобным образом Кант рассуждает и  в «Критике практического разума».

       Из этого примера может показаться, что Кант решает проблемы своей  этической философии при помощи  достижений теоретической философии.  В действительности обе этические  работы Канта основаны на предпосылке,  что путем рефлексии нравственного  поведения мы приходим к определенным  заключениям, к которым нельзя  прийти при помощи одной лишь  теории. Это относится и к свободе,  которая остается недоказуемой  для «Критики чистого разума»  (возможная «каузальность через  свободу» является недоказанной, потому что это утверждение  является одним из членов антиномии), тогда как в этических трактатах  Кант доказывает свободу как  условие нравственного закона, который  мы осознаем.

 

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ  ИМПЕРАТИВ 

     Нравственный  закон — принуждение, необходимость  действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает  форму принудительного веления  — императива.

     Гипотетические  императивы (относительные или условные императивы) говорят о том, что  поступки хороши для достижения определенных целей (таковы, например, советы врача  человеку, заботящемуся о своем здоровье).

     Категорический  императив предписывает поступки, которые  хороши сами по себе, объективно, безотносительно  к какой-либо иной цели (например, требование честности):

     "поступай  только согласно такой максиме,  руководствуясь которой ты в  то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом";

     "поступай  так, чтобы ты всегда относился  к человечеству и в своем  лице, и в лице всякого другого  также, как к цели, и никогда  не относился бы к нему только  как к средству";

     "принцип  воли каждого человека как  воли, всеми своими максимами  устанавливающей всеобщие законы": следует "совершать все, исходя  из максимы своей воли как  такой, которая могла бы также  иметь предметом самое себя  как волю, устанавливающую всеобщие  законы".

     Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.

     Для проверки соответствия конкретного  поступка нравственному закону Кант предложил использовать мысленный  эксперимент. 

 

         ЭСТЕТИКА  КАНТА 

     К «Критике чистого разума», посвященной  познанию, и к «Критике практического  разума» (рассматривается область  нравственного поведения) присоединил  Кант в 1790 г. еще и «Критику способности  суждения», в которой он изложил  теорию эстетического суждения, а  также эстетическое отношение к  миру с телеологической точки  зрения. Уже само вычленение эстетического  отношения к миру как самостоятельной  области человеческой активности имеет  большое значение, ибо в предшествующей философии эстетическое восприятие часто отождествлялось с чувствами  — любимое и нелюбимое, приятное и неприятное. При решении этой проблемы, согласно которой в эстетических суждениях предмету приписываются  в качестве предиката наши собственные  ощущения, вызванные этим предметом, Кант выдвинул важную идею, что предметы эстетической приятности разыгрывают  наши способности представления  и суждения и тем самым вызывают в нас ощущения эстетической приятности. Эстетическое приятное, выражаемое в  «суждениях вкуса», имеет здесь объективный  характер, хотя предмету и не может  принадлежать атрибут красоты безотносительно  к воспринимающему человеку. Красота  понимается как свойство предмета и  выражает в действительности сопринадлежность этого предмета и нашего ощущения. Это «отношение его (предмета. —  Авт.) Существования к моему состоянию, поскольку на него такой объект воздействует» .  

       Для эстетического приятного  Кант выбрал термин «незаинтересованное  приятное». Этот термин, разумеется, не означает, что эстетический  предмет для нас не интересен  — тогда произведение искусства  не имело бы для воспринимающего  никакого смысла. Кант хочет этим  термином подчеркнуть, что эстетическое  отношение к предмету происходит  вне наших практических интересов,  что интерес к обладанию предметом,  его использованию или к его  созданию отсутствует. Поэтому  эстетическим предметом является  не реальная вещь, но вещественное  представление или нереальный  предмет (например, герой романа).  

       Для выражения эстетического  полезного Кант употребил термин  «приязнь». Этот термин показывает, что если мы находимся в  эстетическом отношении к некоему  предмету, то мы находимся в  состоянии особого расслабления, которое является продуктивным, однако в ином смысле, чем продуктивность  в практической (читай: нравственной) области.  

       Эстетические суждения отличаются  также и от познавательных  суждений. Так как посредством  эстетических суждений мы не  приписываем предметам нечто,  что в них объективно имеется  и что может быть предметом  познавательного суждения, Кант  говорит об эстетических суждениях  как об «оценках». Этим он  выражает то, что эстетические  суждения определяют нечто, о  чем высказывается познавательное  суждение, но новым способом, таким,  что по отношению к нему  высказывается наше состояние.  Акт, в котором это совершается,  является не результатом рассмотрения, которое составляет отношение  субъекта и предиката в познавательном  суждении, но результатом особого  вида, который Кант подводит под  «способность суждения». Сила  суждений связана и с познавательными  суждениями, но эстетическое суждение  является ее специфической областью.  

       В отличии «оценок» от «суждений»  и содержится общий знаменатель  науки об эстетической оценке  и науки о природной телеологии, которые рассматриваются совместно  в «Критике способности суждения».  По Канту, в природе можно  различить два круга законов.  Первый — это каузальные законы  механистического типа — они  вообще являются условием существования  опытных предметов, продуктом  априорного рассуждения, которое  образует основную структуру  опытных предметов. Второй круг  законов не является прямо  условием рефлексии природы, «принимая  во внимание происходящий взаимосвязанный  опыт». Эти законы (сюда относится  дифференциация живой природы  на роды и виды, понятие организма  как «внутренней цели», в которой  отдельные части являются одновременно  причиной и следствием, и понятие  природы как целого, к которому  относятся законы типа «природа  не делает скачков» и т. д.) больше подходят к необходимой  структуре, констатирующей предметы, и заложены в априорности «телеологической  способности суждения». Кант таким  образом расправляется с новыми  разделами науки, возникшими в  последней трети XVIII в. и существенно  расширившими основу фактов, необходимых  для философствования.  

       Уже говорилось, что приятное, вызванное  эстетическим объектом, обусловлено  совокупностью познавательных сил,  их «гармоническим настроением», или «игрой» (5р1е1) 5Э. Приятное, которое вследствие этого ощущает  воспринимающий субъект, не является, таким образом, простым ощущением,  как, например, чувственное наслаждение,  но выступает как «оживление»  образности вместе с рассуждением, которое «разыгрывает» собственную  «свободную активность».  

Информация о работе Философия Канта