Философия как наука и мировоззрение

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 01:05, курсовая работа

Описание работы

Философия - это любовь. Но что мы любим? То, без чего нам плохо, без чего не хочется жить, ибо сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности. Все это мы находим в философии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Философия как тип мировоззрения

Понятие мировоззрения………………………………………………………..4
Типы мировоззрения……………………………………………………………..6
Глава 2. Философия как наука……………………………………………………….10

2.1. Развитие представлений об отношении философии и науки..19

2.2. Философия и наука в единстве и отличии………………………………21


Заключение……………………………………………………………………………………24

Литература…………………………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая по философии.docx

— 63.00 Кб (Скачать)

Вместе с тем  исторические параллели философии  и науки достаточно очевидны. Философия  и наука являются "звеньями единой цепи" в направленности человеческого  интеллекта к постижению основ бытия. 
Научное знание как форма сознательного поиска и познания истины многообразно: оно и фундаментальное и прикладное, и экспериментальное, и теоретическое. Однако все научные знания должны отвечать определенным стандартам. Во всем реальном массиве законов, теорий и концепций действует закон достаточного основания. Согласно ему ни одно положение не может считаться истинным, если оно не имеет достаточного основания. Этот закон является логическим критерием отличения знания от незнания. Другим критерием выступает предметно-практическая деятельность, которая переводит спор об истине в практическую плоскость.

Наука видит  реальность как совокупность причинно обусловленных естественных событий  и процессов, охватываемых закономерностью. Наука ратует за естественный порядок, который может быть выражен законами естествознания и математики.

Отвечает ли подобным критериям научности философия? Можно ли предположить, что философы различных направлений будут  слово в слово повторять положения  одной и той же теории, приходить  к идентичным выводам и добиваться воспроизводимости суждений? Вряд ли. Философские теории нельзя проверить при помощи опыта или эксперимента, они исключительно зависимы от личности мыслителя, каждая философская система авторизована.  

Сам статус научности, который многие века оспаривала философия, предполагает ряд необходимых признаков. Помимо отмеченного выше, критериями отнесения той или иной области  человеческого освоения мира к сфере  науки считаются:

- определение  предмета исследования; 
- выработка понятийного и категориального аппарата, этому предмету соответствующего; 
- установление фундаментальных законов, присущих данному предмету; 
- открытие принципов или создание теории, позволяющей объяснить множество фактов.

Исходя из указанных  критериев может ли быть философия причислена к числу наук? Предмет ее - "всеобщее в системе человек - мир", т.е. обоснование факта самой закономерности бытия. Предметом ее исследования являются начала и причины всего сущего. Если и относить философию к науке, имея в виду предметные критерии, указанные выше, то философия являет себя по-аристотелевски как некоторая Божественная наука (по степени своей всеобщности), тем самым отрицая свою научность и в этом плане. 

Разделение науки  и философии частенько проводится со ссылкой на то, что наука обладает непосредственной практической значимостью, а философия нет. На основании  открытий и достижений науки можно  построить технические сооружения, рассуждения философии не имеют  практического значения, бесполезны, а иногда и просто вредны. Любопытны  в связи с этим возражения знаменитого  философа науки Филиппа Франка (1884-1966, -австрийский физик и философ, член «Венского кружка», неопозитивист) который был уверен, что философия  тоже служит практической цели. В то время как наука дает методы изобретения  физических и химических приспособлений, философия дает методы, с помощью  которых можно направлять поведение  людей. Таким образом, она достигает  своей практической цели даже еще  более прямым путем, чем собственно наука.

Многие мыслители  объясняли эту парадоксальную ситуацию тем, что философия требовала  близкого соответствия между всеобщими  принципами и опытом здравого смысла. Наука же, чем больше углублялась  в теоретическую область, тем  более удаленными от обыденного понимания  становились формулировки ее общих  принципов. Считается, что успех  в науке в большей степени  зависит от удачной замены мира здравого смысла миром абстрактных символов, и что для ученого чрезвычайно  важно отказаться от обыденного языка  и уметь пользоваться языком абстрактных  символов, увязывая их в единую систему. Таким образом, философия, несмотря на свою якобы пугающую трансцендентность, тем не менее оказывалась ближе к обыденному здравому смыслу, чем наука.

В отличие от отдельных наук, которые  автономно разведены по своим предметным областям, философия имеет грани пересечения с каждой из них. При этом философия по сути своей  не может не замечать фундаментальных научных открытий. Напротив, она должна реагировать на них с готовностью осуществить подвижку во всем корпусе философского знания. Ибо с каждым новым открытием в естествознании и гуманитарных науках философия меняет свою форму. Следовательно, рефлексируя по поводу развития науки, она одновременно проводит и саморефлексию, т.е. она сочетает рефлексию над наукой с саморефлексией.   

Наука не содержит внутри себя критериев социальной значимости своих результатов. А это означает, что ее достижения могут применяться  как во благо, так и во вред человечеству. Получается, что размышлениями по поводу негативных последствий применения достижений науки обременена не сама наука, а философия. Именно она должна сделать предметом своего анализа  рассмотрение науки как совокупного  целого в ее антропологическом измерении, нести ответственность за науку  перед человечеством. Выходит, что  достижения науки не могут функционировать  в обществе спонтанно и бесконтрольно. Функции контроля, упирающиеся в  необходимость предотвращения негативных последствий наисовременнейших  научных и технологических разработок, связанных с угрозой существования  самого рода Homo sapiens, вынесены вовне, за пределы корпуса науки. Однако осуществление их находится не только во власти философии. Необходима поддержка институтов государства, права, идеологии, общественного мнения.  
 Философы науки уверены, что коренные изменения в науке всегда сопровождались более интенсивным углублением в ее философские основания, и всякий, кто хочет добиться удовлетворительного понимания современной науки, должен хорошо освоиться с философской мыслью.
 
 
 
 
 

2.1. Развитие представлений  об отношении философии  и науки

Философия на протяжении всего своего развития была связана  с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение философии  и науки с течением времени  менялось.                                На начальном этапе философия была единственной наукой и включала в себя всю совокупность знаний. Так было в философии древнего мира и в период средневековья. В дальнейшем развертывается процесс специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания от философии. Этот процесс интенсивно идет, начиная с XV-ХVI вв. и достигает верхнего предела в ХVII-ХVIII вв.                                                                              На этом втором этапе конкретно-научное знание носило преимущественно эмпирический, опытный характер, а теоретические обобщения делала философия, притом чисто умозрительным путем. При этом достигались нередко и положительные результаты, но было нагорожено и немало вздора.       Наконец, в третий период, начало которого относится к Х1Х в., наука частично перенимает у философии и теоретическое обобщение своих результатов. Универсальную, философскую картину мира философия может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний.

Необходимо еще  раз подчеркнуть, что типы мировоззрения, в том числе и философского, многообразны. Последнее может быть и научным, и ненаучным.                                                                           Научное философское мировоззрение в большей мере формирует и представляет учения философского материализма, начиная с наивного материализма древних через материалистические учения ХVII-ХVIII вв. к диалектическому материализму. Существенным приобретением материализма на этом этапе его развития явилась диалектика, которая, в отличие от метафизики, рассматривает мир и отражающее его мышление во взаимодействии и развитии. Диалектика уже потому обогатила материализм, что материализм берет мир таким, каков он есть, а мир развивается, тон диалектичен и в силу этого без диалектики не может быть понят.              Философия и наука тесно взаимосвязаны. С развитием науки, как правило, происходит прогресс философии: с каждым делающим эпоху открытием в естествознании, как отмечал еще Ф. Энгельс, материализм должен менять свою форму. Но нельзя видеть и обратных токов от философии к науке. Достаточно указать на идеи атомизма Демокрита, оставившие неизгладимый след в развитии науки.                                                                                          Философия и наука рождаются в рамках конкретных типов культуры, взаимно влияют друг на друга, решая при этом каждая свои задачи и взаимодействуя в ходе их решения.                 Философия намечает пути разрешения противоречий на стыках наук. Она также призвана решать и такую задачу, как уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки, в частности. Философия выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые активно применяются в конкретных науках.                                          В философии, таким образом, отрабатываются общемировоззренческие и теоретико-познавательные основы науки, обосновываются ее ценностные аспекты. Полезна или вредна наука? Ответ на этот вопрос и подобные ему помогает в наши дни найти именно философия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Философия и наука  в единстве и  отличии

Возникновение первых научных учений относят к 6 в до н.э. Философское знание всегда было переплетено с естественнонаучным. Философия постоянно обрабатывала информацию из различных областей познания. В содержание философского знания входят такие понятия как атом, вещество и некоторые общие законы естествознания.

Философия - это  рационально-теоретическое мировоззрение.

Познание - деятельность по получению, хранению, переработке  и систематизации знаний об объектах. Знание - результат познания.

Система знания считается наукой, если она отвечает определенным критериям:

1. объективность  (изучение природных объектов, явлений,  взятых самих по себе, независимо  от интересов индивида, его субъективности).

2. рациональность - обоснованность, доказательность  - в рамках любой науки что-то  обосновывается.

3. нацеленность  на воспроизведение закономерностей  объекта

4. системность  знаний - упорядоченность по определенным  критериям

5. проверяемость - воспроизводимость знаний через практику

Философия не удовлетворяет  только 5 критерию (не всякое философское  учение может быть воспроизведено через  практику), поэтому философия - это  наука, но особого рода.                           Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследования рассматривается через призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности.

Науки нет без  философии, а философии - без науки. Философия в том виде, в каком  она есть сейчас, не была бы возможна без внешних по отношению к  человеку, ее источнику, условий: уровень, достигнутый наукой в быту, высвобождает колоссальное количество времени для  размышлений, никак не связанных  с заботой о добывании куска  хлеба насущного, защиты себя и близких  от внешней среды. Только того, что  сейчас человек спит в достаточно хороших условиях, хорошо питается, конечно, явно не достаточно для производства философской мысли, но это является хорошим подспорьем. И наоборот, наука (настоящая наука) без философии  невозможна вдвойне, так как научные  открытия (да и просто научную работу) необходимо осознавать, осмысливать, переживать, иначе это не будут открытия, а  будет простая механическая работа по добыванию, отниманию у Природы  новых, мертвых знаний. Мертвое же знание не может дать человеку ничего хорошего. Именно поэтому настоящий  ученый должен быть, прежде всего, философом, а лишь затем естествоиспытателем, экспериментатором, теоретиком. Истина научная являет собой объективное  знание. Она делает человека богаче в материальном плане, сильнее, здоровее, может быть даже повышает его самооценку. То есть она сугубо материальна, не сама по себе конечно, а по проявлениям. Философская же истина даже по проявлениям нематериальна, так как она есть, прежде всего, некий продукт деятельности человеческого сознания, причем именно разумно-нравственной его сферы.

Итак, наука и  философия – не одно и тоже, хотя у них и немало общего. Общее между философией и наукой заключатся в том, что они:                                                                                                           1. Стремятся к выработке рационального знания;

2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объектов и явлений;

3.Выстраивают  категориальный аппарат (свой  язык) и стремятся к построению  целостных систем.

Разное, что:

1. Философия  всегда представлена адресно,  т.е. тем или иным философом,  когда его идеи, труды могут  быть самодостаточными и не  зависеть от того, разделяют или  не разделяют их другие философы. Наука же в конечном счёте – плод коллективного труда;

2. В философии  (в отличие от конкретных наук) нет единого языка и единой  системы. Плюрализм взглядов здесь  – норма. В науке же – монизм, т.е. единство взглядов, как минимум, на основные принципы, законы, язык;

3. Философские  знания не проверяемы экспериментально (иначе они становятся научными);

4. Философия  не может дать точного прогноза, т.е. не может экстраполировать  достоверные знания в будущее,  ибо таковыми не обладает. Отдельный  философ на основе определённой  системы взглядов может лишь  предсказывать, но не прогнозировать  или моделировать, как доступно учёному. Соотношение философии и науки можно наглядно показать на кругах Эйлера, откуда хорошо видно, что их объёмы совпадают лишь частично.

Область совпадений их объёмов (заштрихованная часть) относится  и к науке в её собирательном  смысле и одновременно к философии, в той её части, где дело касается категорий, методологий, систематизации и т.п. Незаштрихованная часть объёма понятия «наука» - конкретные дисциплины, в понятии же «философия» незаштрихованная часть означает всё то, что отличает философию от науки и о чём уже так много было сказано. Этика и эстетика являются философскими дисциплинами, так как природа проблем этих дисциплин сродни философским проблемам. 

Заключение 

      Итак, философия и наука довольно  сильно  взаимосвязаны,  у  них  есть много общего, но есть и существенные  различия.  Поэтому  философию  нельзя однозначно причислять к науке и, наоборот,  нельзя  отрицать  ее  научность. Философия - отдельная форма познания, имеющая  научные основы,  проявляющая себя в те моменты и в тех областях  научного  знания,  когда теоретический потенциал в этих областях  либо  мал,  либо  вообще  отсутствует.  Завершить реферат мне бы  хотелось  словами  Ляховецкого  Л.  А.  («Выбор  определения философии историком культуры»):

Информация о работе Философия как наука и мировоззрение