Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 01:05, курсовая работа
Философия - это любовь. Но что мы любим? То, без чего нам плохо, без чего не хочется жить, ибо сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности. Все это мы находим в философии.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Философия как тип мировоззрения
Понятие мировоззрения………………………………………………………..4
Типы мировоззрения……………………………………………………………..6
Глава 2. Философия как наука……………………………………………………….10
2.1. Развитие представлений об отношении философии и науки..19
2.2. Философия и наука в единстве и отличии………………………………21
Заключение……………………………………………………………………………………24
Литература…………………………………………………………………………………….
выход от тесных рамок обыденного сознания, преодоление его ограниченности. Любовь к истине и мудрости представляла из себя совершенно новую ценностную ступень развития духовной культуры. Именно мудрость, истина становились высшей ценностью.
Философия относится к рефлексивному типу мировоззрения. е. такому, в котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание со стороны — одна из черт философского сознания. По своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в те догматы и постулаты, которые утверждаются массовой практикой верующих. Философия ставит под сомнение предельные основания бытия, включая само существование мира, в том числе такой вопрос - как возможен мир? Философия формировалась в борьбе с религиозно-мифологическим сознанием, она рационально объясняла мир. Исходные типы
мировоззрения сохраняются на протяжении всей истории.
«Чистые» типы
мировоззрения практически не
встречаются, во всяком случае,
они редки и в реальной жизни
образуют сложные и противоречивые
сочетания.
Философия как наука
В философии наука рассматривается двояко: как элемент, тип культуры, как структурный элемент общества, играющий важную роль в его жизни, и как форма познавательной деятельности, форма поиска истины. Соответственно этому она и рассматривается в двух разных разделах философии. Как социально организованная форма познания — в настоящем разделе, а как форма деятельности — в разделе «методы и формы человеческой деятельности».
Итак, как уже было сказано вначале, наука - коллективное познание или, по-другому, социально организованная форма познания. Она встроена в культуру, в жизнь общества и оказывает гигантское влияние на все сферы жизни.
Два противоположных взгляда на науку: 1) она — всё в современной жизни (сциентизм) и 2) она играет ограниченную позитивную или даже отрицательную роль (антисциентизм). В первом случае имеет место преувеличение роли науки, во втором — пренебрежительное отношение к ней или ее демонизация. Очень важно не допустить скатывания в ту или иную крайность.
В
самой науке постоянно идут споры
между узкими специалистами и
философствующими учеными, между эмпириками-
Одни считают, что наука играет в человеческих делах чисто инструментальную роль, на добро и зло «взирает равнодушно». Другие уверены в том, что наука как часть жизни тесно связана и с нравственными проблемами, и с политикой, и с материальной практикой. Здесь можно рассудить так: поиск истины имеет относительно самостоятельное значение и в то же время истина не отделена китайской стеной от добра, блага, красоты.
Совершенно
очевидно, что никакая сфера
Специальные науки служат отдельным конкретным
потребностям общества: технике, экономике,
искусству врачевания, искусству обучения,
законодательству и др. Они изучают свой
специфический срез действительности,
свой фрагмент бытия. Частные науки ограничиваются
отдельными частями мира. Философию же
интересует мир в целом. Она устремлена
к целостному постижению универсума. Философия
задумывается о мировом целом, о всеохватывающем
единстве всего сущего, она ищет ответ
на вопрос: "Что есть сущее?" В этом
смысле справедливо определение философии
как науки "о первоначалах и первопричинах".
Частные науки обращены к явлениям и процессам
реальности, существующим объективно,
независимо ни от человека, ни от человечества.
Их не интересует ценностная шкала человеческих
смыслов, они безоценочны. Свои выводы
наука формулирует в теориях, законах
и формулах, вынося за скобки личностное,
эмоциональное отношение ученого к изучаемым
явлениям и тем социальным последствиям,
к которым может привести то или иное открытие.
Фигура ученого, строй его мыслей и темперамент,
характер исповеданий и жизненных предпочтений
также не вызывают особого интереса. Закон
тяготения, квадратные уравнения, система
элементов Менделеева, законы термодинамики
объективны. Их действие реально и не зависит
от мнений, настроений и личности ученого.
Мир в глазах философа - это многообразие
взаимодействий, в котором переплетены
причина и следствие, цикличность и спонтанность,
упорядоченность и деструкция, силы добра
и зла, гармонии и хаоса. Философствующий
разум должен определить свое отношение
к миру. Поэтому основной вопрос философии
и формулируется как вопрос об отношении
мышления к бытию (человека к миру, сознания
к материи).
Представители отдельных наук исходят
из определенных представлений, которые
принимаются как нечто данное, не требующее
обоснования. Ни один из узких специалистов
в процессе непосредственной научной
деятельности не задается вопросом, как
возникла его дисциплина и как она возможна,
в чем ее собственная специфика, методы
и отличие от прочих. Если эти проблемы
затрагиваются, естествоиспытатель вступает
в сферу
философских вопросов естествознания.
Философия же в первую очередь стремится
выяснить исходные предпосылки всякого
знания, в том числе и собственно философского.
Она направлена на выявление таких достоверных
основ, которые могли бы служить точкой
отсчета и критерием для понимания и оценки.
Предельные, пограничные вопросы, которыми
отдельная познавательная область либо
начинается, либо заканчивается, - излюбленная
тема философских размышлений.
Наука занимает свое достойное место как сфера человеческой деятельности, главнейшей функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Она есть одна из форм общественного сознания, направленная на предметное постижение мира, предполагающая получение нового знания. Цель науки всегда была связана с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные и технические. Считается, что объем научной деятельности, рост научной информации, открытий, числа научных работников удваивается в среднем примерно каждые 5-10 лет. А в развитии науки чередуются нормальные и революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к изменению ее структуры, принципов познания, категорий, методов и форм организации.
Философия
основывается на теоретико-рефлексивном
и духовно-практическом отношении
субъекта к объекту. Она оказывает
активное воздействие на социальное
бытие посредством формирования
новых идеалов, норм и культурных
ценностей. К ее основным исторически
сложившимся разделам относятся
онтология, гносеология, логика, диалектика,
этика, эстетика. К ним можно добавить
и такие разделы, как философская
антропология, аксиология, теория культуры,
социальная философия, история философии,
философия религии, методология, философия
науки и пр. Главные тенденции
развития философии связаны с
осмыслением таких проблем, как
мир и место в нем человека,
судьбы современной цивилизации, единство
и многообразие культур, природа
человеческого познания, бытие и
язык.
В философии невозможно найти лишь один
единственный удовлетворяющий ответ на
поставленный вопрос. Если наука реализует
достаточно строгую форму организованности,
то философия не может похвастаться подобной
однозначностью. Она всякий раз сталкивается
с выстраиванием множества вариантов
обоснований и опровержений. В ней нет
таких истин, которые не вызывали бы возражений.
Знаменитое изречение: "Подвергай все
сомнению!" - вот кредо философствующего
разума. Образно говоря – наука – сфера
необходимости, а философия – сфера свободы.
В науке по традиции принимается кумулятивное
движение вперед, т.е. движение на основе
накопления уже полученных результатов
(ведь не будет же ученый заново открывать
законы классической механики или термодинамики).
Здесь уместен образ копилки, в которой,
словно монетки, скапливаются крупицы
истинных знаний. Философия, напротив,
не может довольствоваться заимствованием
уже полученных результатов. Каждая эпоха
будет по-своему вновь и вновь ставить
и решать этот вопрос. Развитие философии
не укладывается в рамки смены концепций,
теорий и парадигм. Специфика философии
проявляется в том, что она применяет свой
особый метод рефлексии, метод оборачивания
на себя. Это движение, предполагающее
возвращение к исходным предпосылкам
и обогащение новым содержанием. Для философии
характерна переформулировка основных
проблем на протяжении всей истории человеческой
мысли. Условно это ее свойство может быть
обозначено как обратимость или рефлексивность
философии.
Наука опирается
на факты, их экспериментальную проверку.
Философия отстоит от сферы повседневности
и уносится в мир интеллигибельных
сущностей. Intelligibilis - умопостигаемый, обозначает
существование объектов, постигаемых
только умом и недоступных чувственному
познанию. Вопросы "Что есть красота,
истина, добро, справедливость" выходят
за рамки эмпирических обобщений. Красота
не есть тот или иной прекрасный кувшин,
цветок, кристалл. Философское понимание
красоты ориентировано на постижение
этого явления с точки зрения всеобщего.
Оно как бы выходит за пределы эмпирической
данности.
Популярно разъясняя специфику философии,
британский логик, философ и социолог
Бертран Рассел утверждал, что философия
"является чем-то промежуточным между
теологией и наукой. Подобно теологии,
она состоит в спекуляциях по поводу предметов,
относительно которых точное знание оказывалось
до сих пор недостижимым; но подобно науке,
она взывает скорее к человеческому разуму,
чем к авторитету, будь то авторитет традиции
или откровения". Философия, по его мнению,
как бы ничейная земля между наукой и теологией,
открытая, однако, для атак с обеих сторон.
Весьма очевидны
различия в понятийном аппарате науки
и философии. Язык философии существенно
отличается как от языка науки
с его четкой фиксацией термина
и предмета, так и от языка поэтического,
в котором реальность лишь образно
намечается, а также от языка обыденного,
где предметность обозначается в
рамках утилитарных потребностей. Философия,
предполагая разговор о мире с
точки зрения всеобщего, создает
свой собственный язык - язык категорий,
предельно широких понятий, обладающих
статусом всеобщности и необходимости.
Они настолько широки, что не могут мыслиться
составляющими других, более широких понятий.
Причина и следствие, необходимость и
случайность, возможность и действительность
и т.д. - примеры философских категорий.
Если конкретно-научные дисциплины могут
развиваться, не учитывая опыт других
форм общественного сознания (физика,
например, может благополучно прогрессировать
без учета опыта истории искусства, а химия
- невзирая на распространение религии,
математика может выдвигать свои теории
без учета норм нравственности, а биология
не оглядываться на императивы правоведения),
то в философии все обстоит иначе. И хотя
она не может быть сведена (редуцирована)
ни к науке, ни к любой другой форме духовной
деятельности, в качестве эмпирической
базы и исходного пункта обобщенных представлений
о мире в целом в ней принимается совокупный
опыт духовного развития человечества,
всех форм общественного сознания: науки,
искусства, религии, права и др.
Философия - не наука, однако в ней господствуют понятийность, ориентация на объективность, идея причинности и стремление к обнаружению наиболее общих, часто повторяющихся связей и отношений, т.е. закономерностей. Философия - не искусство, хотя в ней образ - признанная гносеологическая категория, достойное место занимает чувственное познание, используются метафора и интуиция. Философия - не религия, хотя уносится в мир интеллигибельных сущностей, трансцендирует и часто имеет дело с чувственно-сверхчувственным материалом.
В науке ценностно-человеческий
аспект отнесен на второй план. Познание
носит объективно безличностный характер.
В философии наряду с теоретико-познавательным
аспектом особую значимость приобретают
ценностью ориентации. Философия выдвигает
свои обоснования в ценностной шкале человеческих
смыслов. Она пристально интересуется
судьбой научных открытий и теми социальными
последствиями, к которым они могут привести,
утверждая в качестве абсолютной ценности
человеческую жизнь. Здесь личность творца,
мыслителя и ученого не может быть безразлична
в исследовательском процессе. В философском
творчестве всегда происходит углубление
человека в самого себя. Мыслитель стремится
к более точному и адекватному определению
своего места в мире. Это создает все новые
и новые оттенки миросозерцания. Поэтому
в философии каждая система авторизована,
и при освоении философских знаний достаточно
значимой оказывается роль персоналий.
Философия - это такой род интеллектуальной
деятельности, который требует постоянного
общения с великими умами прошлого и современности:
Платоном, Аристотелем, Августином, Кантом,
Гегелем, Соловьевым и др.
В философии важен и ярко выражен национальный
элемент. Есть русская философия, немецкая
философия, английская, французская и,
наконец, греческая философия. Однако
нет ни русской, ни немецкой химии, физики,
математики. (Впрочем спорно).
Насколько правомерно представление
о философии как о науке ? В
качестве ответа на этот вопрос возможно
простое выявление критериев научности.
В их число включались: повторяемость
в наблюдении; интерсубъективность знания
(его всеобщность и независимость от личности
ученого); воспроизводимость опыта. Все
перечисленные характеристики вряд ли
приемлемы для философии с ее обилием
авторизованных концепций и стремлением
к самовыражению в поиске всеобщего. В
науке же господствует представление,
что если разные ученые, исследующие одну
и ту же проблему одинаковыми методами,
получают идентичный результат, то он
считается научным и принимается научным
сообществом. Наука, претендующая на отражение
мира в понятийной форме и с точки зрения
закономерности, рассматривается как
высший этап развития человеческого познания,
свободный от предрассудков метод постижения
истины, совокупность эмпирически достоверного
и логически организованного знания.