Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 09:17, реферат
Основные мировоззренческие функции философии: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и отражательно-информационная.
Методологические функции философии: эвристическая, координирующая, интегрирующая и логико-гносеологическая. Основной вопрос философии. Средства познания в философии.
Основной вопрос философии был впервые поставлен Ф. Энгельсом в работе «Диалектика природы» и развит В.И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Скорее всего это было необходимо классикам марксизма для четкого деления идеологических позиций в условиях классовой борьбы.
Познание в философии осуществляется гностическим или эпистемологическим опытом.
Дефиниция “опыт” рассматривалась центральным понятием в историко-философском становлении теории познания, ибо опыт включает всю совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни, его осмыслении места в этом мире, с ”познанием самого себя”, в своих дарованиях и недостатках, образе своего мышления. Человек познает свой внутренний и внешний опыт в своей жизнедеятельности.
К опыту сводятся все науки, претендующие на достоверность своего знания. Философии опыт есть основа всего непонятийного знания о действительности, он является еще и продуктом нашего рассудка, с которого начинается познание. “Однако сам опыт является результатом деятельности духа, предполагая известные “формы рассудка”, которые только и делают возможным опыт. Лишь благодаря опыту или возможному опыту понятия получают свою реальность”.1
Гносеология (от греч. qnosis – познание и loqos – учение) – учение о познании, является метафизической частью познания. Свое формирование гносеология получает в философии Платона и в дальнейшем представлена через всю историю философии с различными модификациями неоплатонизма. В основе гносеологии лежит понятие гносиса – метода познания, связанного с проникновением в мир сверхчувственного для созерцания Бога. Гностиками в древности, античности и в средние века называли тех философов или теологов, которые в своих философских или теологических концепциях описывали свой “духовный опыт”, благодать, Откровение, дар “обращения”, приведший их к Богу, пониманию всего сущего и сверхсущего, к утверждению в своем мировоззрении нравственно-этических понятий, таких как: Добро, Красота, Истина.
В древности и античности гностики пользовались мистериями как средством активизации своего божественного дара для общения с Богом. Гностицизм расцветает ярким цветом в системе личностного познания, как средство обретения своей самостоятельности во взглядах на мир, бытие и самого себя, поэтому он соответствует людям, большей частью, обладающих харизматическими способностями или создающих новые теории в любой сфере знания (религии, философии, науки). Личностный опыт познания всегда уникален, своеобразен, он не может входить в какой-либо систематизированный процесс познания, отсюда вытекает многообразие его в виде мистического, религиозного, духовного и т.д. Когда ставка в познавательном процессе делается на гения, всегда область гносеологии становится актуальной в любой период исторического развития общества.
Одновременно с гносеологией в платоновский период развития философии происходит формирование аристотелевской эпистемологии (от греч. episteme – знание и loqos – учение) – теории познания. Эпистемологический - теоретико-познавательный метод основан на логике, на попытке рационального объяснения мира, бытия, человека. Чаще всего этим методом пользуются для формирования научных теорий и гипотез, которые могут быть доказаны логическим путем.
Гносеология и эпистемология как два альтернативных метода в теории познания прошли через всю историко-философскую картину мира, принимая различные виды противостояния в разные эпохи: номинализм – реализм; эмпиризм – рационализм; материализм – идеализм; наука – паранаука.
Эти противостояния методов познания проявили себя не только в области познания философских проблем, но и во всех сферах познания, в том числе, и в религии, и в науке.
Разнообразие гностического метода познания всегда привлекало к себе внимание ярких, нестандартных, мистических, харизматических личностей, которые описывают многообразие своего индивидуального опыта познания в системе имманентности или трансцендентности.
Метод познания может быть имманентный, трансцендентный и трасцендентальный. Эти методы были отработаны И. Кантом.
Имманентный метод – метод внутреннего сосредоточения, когда необходимо в начальный период своего познания сосредоточиться на данном явлении или процессе познания. Вы выключаете радио, перестаете слушать музыку и углубляетесь в предмет Вашего познания.
Трансцендентальный метод – метод выхода за границу области познания (транцензус – граница). Это – метод образного мышления. Представьте себе, что Вы находитесь на берегу озера Тургояк в купальнике, при ярком солнце, когда за окном трещит мороз. А можете себе вообразить, что Вы на берегу Красного моря или возле сфинкса в Египте? Кто это видел, тому не стоит труда оказаться там своим сознанием, но кто не видел этого, тот с трудом будет что-то пытаться вспомнить из картин и фильмов, в которых Вы раньше встречали фотографии сфинкса.
Трансцендентный метод – метод выхождения за пределы возможного, путешествие вне тела. Когда Ю.Гагарин полетел в космос, то потом задал такой вопрос: «Почему М.Ю. Лермонтов написал, что «спит Земля в сиянье голубом»? Откуда он мог узнать, что вокруг Земли голубое сияние, если я – единственный, который видел Землю со стороны и знаю, что она спит в сиянье голубом»?
Трансцендентный метод познания присущ людям, обладающим высоким духовным опытом познания и способных путешествовать вне пространства и времени (гении, пророки, прозорливцы…).
Средства познания в
философии
До сих пор еще нет сколько-нибудь широкого систематизированного освещения вопроса о средствах философского исследования. Отдельные же экскурсы в эту сферу могут приводить и порой приводят (особенно тех, кто лишь начинает приобщаться к философии) к мнению, будто среди философов имеются принципиальные разногласия в отношении средств исследования в философии. Сопоставим, к примеру, несколько положений, взятых из разных публикаций.
Так, в одной работе утверждается, что " для получения общих принципов в философии нет другого пути, кроме движения от частного к общему, ибо никаких более общих принципов, чем философские не существуют. Дедуктивный метод, с успехом применяющийся в математике, непригоден для выведения основных принципов философии". В другой указывается, что понятия об объективной реальности не могут быть получены путем индуктивного обобщения; "они образуются как универсальные умозрительные принципы с помощью концептуальной интуиции исследователя". В третьей отмечается, что общий характер движения мысли в процессе систематизации категорий подчиняется гипотетико-дедуктивному методу; посредством дедукции из исходного минимума категорий выводятся затем остальные категории философии.
Несмотря на то, что в последнем случае не отбрасывается и индукция, а в первых — дедукция (во втором обращается внимание также на рефлексию и умозрение), все же создается впечатление взаимоисключаемости установок, принятых в этих работах.
Однако более строгий учет разноаспектности применяемых в философии средств исследования и системный подход к ним способны снять такую альтернативность.
Рассмотрим более внимательно проблему средств исследования в философии.
В любой науке специфика познавательных средств выявляется, во-первых, выделением собственного, ведущего средства, неразрывно связанного со спецификой проблем и предметного их основания, и, во-вторых, установлением особой организации остальных средств, выхода на передний план отдельных элементов из всего их комплекса,
Собственный метод детерминирован природой изучаемого объекта, соответствующей системой предметного знания. Так, исследование происхождения видов и факта целесообразности живых организмов привело к созданию эволюционной теории, которая, в свою очередь, обусловила разработку эволюционного, историко-биологического метода.
В этом плане и обнаруживается зависимость философского метода от философского мировоззрения. Методом философского исследования является диалектика. Диалектический метод формировался постепенно, пройдя фазы субъективно-операционалистской определенности и объективно-идеалистической трактовки; в дальнейшем была установлена связь субъективной и объективной диалектики,
В арсенале философских средств диалектика немыслима без логики формальной, без ее правил и законов. Немалую роль при этом играет индукция, (пример — формирование представления об основных законах развития). Однако движение мысли от частного к общему не всегда возможно, а иногда приводит к ошибкам. Так, еще встречается точка зрения, будто понятие материи образуется в результате обобщения признаков различных материальных объектов. Если следовать этому, то представление о материи не будет выведено за пределы физической науки и будет тождественно совокупности видов физической материи (веществу и полю).
Большую роль в философском исследовании играет формально-логическая дедукция: выведение частного из общего и общего из общего.; О том, например, что движущей силой развития могут выступать и внутренние, и внешние противоречия, говорит уже эмпирический опыт (индуктивные заключения), однако силу необходимости положение о единстве этих противоречий во всяком процессе развития обретает лишь после его выведения из положения о всеобщей системности мира, включающей представление о наличии у каждой системы связи с внешней средой, т.е. о ее вхождении в более широкую систему.
В философии широко применяются формально-логические определения — через род и видовое отличие (например, определение понятий "субъективный идеализм", "прогресс" и т.п.). Распространенными являются определения через противоположность (пример — понятие "качество").
Поскольку
философское мировоззрение
КОНЕЦ ПЕРВОЙ
ЧАСТИ
Информация о работе Философия как мировоззренческая система. Сущность структура и функции философии