Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 09:17, реферат
Основные мировоззренческие функции философии: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и отражательно-информационная.
Методологические функции философии: эвристическая, координирующая, интегрирующая и логико-гносеологическая. Основной вопрос философии. Средства познания в философии.
ФИЛОСОФИЯ.
ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СИСТЕМА.
СУЩНОСТЬ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
ЛЕКЦИЯ
1. Часть первая
М
ировоззрение есть система наиболее общих представлений, взглядов, теорий о мире в целом, что было накоплено человечеством в процессе познания и освоения этого мира, а также отношение человека к окружающей его действительности. Мировоззрение имеет сложную структуру. Оно включает в себя общественную и индивидуальную форму мировоззрения. Каждый человек живет свою собственную жизнь и формирует свое индивидуальное мировоззрение исходя из собственного жизненного опыта, который он приобретает в системе собственной экзистенции (экзистенция – существование). Экзистенциальный опыт человека – очень уникален и индивидуален и зависит от эссенциальности (эссенциальность – сущность) каждого индивид. Эта сущность – эссе – является основой неповторимости каждой индивидуальности.
Человек может воспринимать полностью то общественное сознание, в котором он живет, может лишь частично соглашаться с этой формой общественного сознания, которая ему дано как массовая форма мировоззрения, а может отказаться от него и составить свою собственную картину мира, которая его устраивает, т.е. соответствует его потребностям и интересам. Поэтому, если Вы очертите круг (массовое сознание или общественное мировоззрение), то точка в этом круге (индивидуальное сознание или личностное мировоззрение) может находиться в этом круге, или быть на окружности, или выйти за пределы круга. Человек в системе мировоззрения самостоятельно формирует ту позицию, которая максимально соответствует его эссенциальности и экзистенциальности, ибо каждый живет свою жизнь, исходя из своих собственных возможностей и желаний.
Если Вы представите мировоззрение в виде круга, то в центре его будет находиться меньший круг – философия, который представляет суть любого мировоззрения, как общественного, так и индивидуального.
Мировоззрение можно рассмотреть по горизонтали, где верхняя часть мировоззрения будет составлять теоретическую его часть, а нижняя – практическую, или верхняя часть будет представлять идеологию, а нижняя – психологию, или научную и обыденную соответствен. Человеку в основном свойственно познание мира через обыденный, практический, психологический уровень мировоззрения. Научная форма познания мира становится человеку доступна тогда, когда он занимается профессионально наукой, или идеологией. Вспомните о событиях в Беслане, когда все мы переживали события, связанные с заложниками в школе, мы негодовали, плакали, помогали в сборе денег, ходили на митинги и осуждали террористов. Но можем ли мы разобраться в идеологических проблемах отношения нашего государственного аппарата в отношениях к террористам, почему у них самое современное оружие, почему плохо работают органы безопасности, почему было завезено оружие до террористического акта, почему некоторые жители Беслана были на стороне террористов и помогали им? Мы не можем с Вами ответить на вопросы, связанные с внешней и внутренней политикой нашего государства, на мероприятие, связанные с монетизацией льгот, которую вводят всем льготникам федерального значения, а думские работники для себя оставили льготы, отказавшись от монетизации, Некоторые проблемы, которые мы не понимаем для нас станут понятными лет через двадцать-тридцать, когда ряд материалов будет рассекречен, а некоторые не поймем никогда, потому что будет отсутствовать информация в силу идеологических барьеров.
Итак, структура общественного сознания или мировоззрения представлена общественным и индивидуальным мировоззрением, идеологией и психологией, теоретическим и обыденным мировоззрением.
Теперь рассмотрим формы общественного сознания или мировоззрения. Если Вы представите себе круг и разделите его по принципу «ромашки», то «лепестки» этой «ромашки» – формы мировоззрения: экономика, политика, право, философия, религия, мораль, искусство, экология и т.д. Давайте рассмотрим с Вами экономику как форму общественного сознания или мировоззрения. Наше познание об экономике носит обыденный уровень знания, все явления экономической жизни мы может живо объяснять только на уровне нашего психологического восприятия тех или иных экономических проблем, с которыми мы встречались конкретно в нашей обыденной жизни, в нашей экзистенции. Но, если Вы стали изучать экономику как науку или уже работаете в определенной научной сфере экономики, то Вы будете эти явления и процессы экономической жизни излагать научно, категориальным аппаратом, как специалист и можете предложить свое собственное решение данной проблемы, исходя из своего собственного видения ее или в своих интересах, или в интересах общественного развития.
Точно так
же можно рассмотреть и религию,
как форму общественного
Каждая
форма общественного сознания должна
быть рассмотрена по его горизонтальной
структуре, тогда Вы четко определите
свою позицию по отношению к ней: специалист
или нет и согласиться со своим профанным
понятием в этой сфере.
Сущность философии.
Сама философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, натуралистическое, обыденное. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что она относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (хотя надо сразу отметить, не только к этой сфере), а внутри нее, в отличие от натуралистической формы мировоззрения (например, фрейдовского мировоззрения, тоже включенного в сферу науки), имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на весь совокупный опыт развития человечества.
Сущность философии – в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир-человек».
Философия
выступает в двух ипостасях: 1) как
информация о мире в целом и
отношении человека к этому миру и 2)
как комплекс принципов познания, как
всеобщий метод познавательной деятельности.
На этом основано разделение большого
числа функций философии на две группы:
мировоззренческие и методологические.
Функции философии.
На первом месте среди функций философии в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человека среди всех остальных проблем философии стоит гуманистическая функция.
Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления нередко действуют угнетающе. Вот что писал по этому поводу известный русский философ Н.А. Бердяев: «Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски»2. Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечности, невозможности примириться с временем. Тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожества, пустоты, тленности этого мира. Тоска обращена к трансцендентному, вместе с тем она означает неслиянность с ним, тоска по трансцендентному по иному, чем этот мир, по переходящему за границы этого мира. Но она говорит об одиночестве перед лицом трансцендентного. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям.
Сокровища непосредственной жизни имеют цену лишь тогда, указывал В.С. Соловьев, когда за ними таится безусловное содержание, когда над ними стоит безусловная цель. В.С. Соловьев приходит к выводу о том, что «безусловно необходимы для жизни человеческой убеждения и воззрения высшего порядка, т.е. такие, что разрешали бы существенные вопроса ума, вопросы об истине сущего, о смысле или разуме явлений, и вместе с тем удовлетворяли бы высшим требованиям воли ставя безусловную цель для хотения, определяя верховную норму деятельности, давая внутреннее содержание всей жизни… Такие общие воззрения существовали и существуют, и притом в двух формах: религии и философии» // Сочинения в двух томах». Т. 1. М., 1989, С. 16 – 17.
На протяжении многих веков, начиная с эпохи рабовладения, значительная часть человечества пребывает в отчуждении от собственности, от власти, от продуктов своей деятельности. Человек оказывается порабощенным и физически и духовно. В.С. Соловьев убежден, что философия освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных чужих богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровений истинного Божества. Философия, осуществляя собственно человеческое начало в человеке, тем самым служит и божественному, и материальному началу, вводя и то, и другое в форму свободной человечности.
К проблеме отчуждения человека и роли философии в преодолении отчуждения обращались многие философы ХХ века.
Следующей мировоззренческой функцией философии является социально-аксиологическая. Она расчленена на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункции. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирования мировоззрения о социальном, общественном идеале. Коснемся одного момента – общественного идеала. Вопрос об общественном идеале оказывается связанным с вопросом о характере взаимоотношений философии и политического режима. На первый взгляд кажется, будто здесь имеются однозначные отношения: философия есть причина, а политическая идея и политических режим – следствие. Действительно, в философских концепциях прошлого, начиная с Платона и Аристотеля, вплоть до Фихте, Гегеля, Маркса, и в концепциях многих современных философов, мы находим в качестве составной части систему взглядов на государственное устройство с довольно-таки подробными рекомендациями для практических политических действий (так Платон рекомендовал упразднить частную собственность и семью; Фихте призывал, в целях достижения социальной гармонии и социального равновесия, осуществить систему широко организованного и бдительного полицейского надзора). Но это могут решить только конкретные науки о государстве: юриспруденция, социология, политология…
Человечество всегда стремилось к созданию общественного идеала. Как писал П.И. Новгородцев: «Здесь нет картины законченного счастья, нет осуществленной гармонии душ, но зато даны вечные предуказания, намечающие путь для бесконечных стремлений. Это – идеал не только демократический, но и вселенский, идеал общечеловеческого объединения и всемирного равенства и гражданства». (Новгородцев П.И. «Об общественном идеале». М., 1991. С. 131.)
С конструктивно-ценностными задачами философии переплетаются и составляют единство задачи по интерпретации социальной действительности и по критике ее структур, состояний, тех или иных социальных действий. Интерпретация и критик связаны с ориентациями на ценности, общественные идеалы, с оценкой социальной действительности под ответствующим углом зрения. Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности и идеалами, что нередко приводит к критике данной действительности.
Философия критична по своему существу. Рожденная противоречиями действительности, стремясь теоретическим путем вскрыть, разрушить эти противоречия, философия всегда несет в себе критический заряд. Даже тогда, когда (Спиноза, Гегель) говорит о разумности мира и призывает к примирению с действительностью, даже тогда, когда он, как, например, Шопенгаузр или буддисты, стремиться уйти от земных тревог и проповедует нирвану, он непрестанно, исходя из своего понимания истины и пути к ней, непременно, начинает с критики – с опровержения иных, на его взгляд, неверных представлений, господствующих среди людей и приобретающих силу предрассудка. Основой и сущностью критической работы философа является обнаружение и раскрытие противоречий, несоответствий между принятой системой понятий и ценностей и тем содержанием, которое в них вносится новым этапом развития мировой истории,
Одной из функций философии является культурно-воспитательная функция. Знание философии, кроме того, требования к познанию, способствуют формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления, она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений. Одним из показателей высокой культуры мышления является способность субъекта не обходить познавательные противоречия, а стремиться их разрешить, преодолеть, актуализируя имеющуюся научную информацию и философские категории, проявить самостоятельность, нестандартность мышления. Диалектически развитое мышление, не допуская формально-логических противоречий, всегда стремится к решению реальных противоречий объекта и на таком пути выявляет свой теоретический, антидогматический характер.
Информация о работе Философия как мировоззренческая система. Сущность структура и функции философии