Философия как мировоззренческая система. Сущность структура и функции философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 09:17, реферат

Описание работы

Основные мировоззренческие функции философии: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и отражательно-информационная.
Методологические функции философии: эвристическая, координирующая, интегрирующая и логико-гносеологическая. Основной вопрос философии. Средства познания в философии.

Работа содержит 1 файл

А лекция 1 (1)ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СИСТЕМА..doc

— 347.50 Кб (Скачать)

 Догматизм и скепсис – две взаимно  провоцирующие позиции, две мертвые и нежизнеспособные части, на которые неверным воспитанием разрезается человеческое мышление. Отношение к противоречиям является точным критерием культуры ума. Для подлинного культурного в логическом отношении ума появление противоречия – сигнал появления проблемы, неразрешимый с помощью строго заштампованных интеллектуальных действий, сигнал для включения мышления – самостоятельного рассмотрения вещи, в понимании которой возникла антиномия (противоречие). Ум надо воспитывать для решения противоречий, а не для истерик и психологических конвульсий. Этому нужно воспитываться с детства. Одновременно у культурной личности будут формироваться  критичность, самокритичность, сомнение. Сомнение является активным средством научного поиска. Философия дает прочное общеметодологическое  и гносеологическое обоснование для последовательного саморазвития сомнения в научную уверенность, для гармонического сочетания его с верой в преодоление ошибок, заблуждений, и получение более полных, глубоких, объективных истин.

 Философия выступает одним из важных факторов, содействующих устранению «барьеров коммуникации», порождаемых узостью специализации.

 Философия имеет и объяснительно-информационную функцию. Одна из главных задач философии – разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практики и интеллектуальной деятельности человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и   углублять знания, служить источником достоверной информации. Подобно науке, философия есть сложное динамическое и информационное соединение, созданное для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация концентрируется в философские понятия (категории), в общих принципах и законах, образующих сложную систему. Внутри этой системы выделяются разделы: философская онтология (учение о бытии), теория познания, диалектика как всеобщий метод развития, социальная философия, общая этика, теоретическая эстетика, философские проблемы частных наук, философия религии, история философии, «философия философии» (теория философского знания).

 Таковы  основные мировоззренческие  функции философии: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и отражательно-информационная.

 Теперь  рассмотрим методологические функции философии: эвристическая, координирующая, интегрирующая  и логико-гносеологическая.

 Сущность  эвристической функции состоит  в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философский метод, применяемый в единстве с формально-логическим, обеспечивает приращение знаний, конечно, в собственно философской сфере. Результатом этого является экстенсивное и интенсивное изменение системы всеобщих категорий. Новая информация может существовать в виде прогноза.

  Философский  метод, будучи примененным в  комплексе с другими методами, способен помогать им в решении сложных теоретических, фундаментальных проблем, «участвовать» в их предвидении. Важное значение имеет участие философии в создании гипотез и теорий. Ни одна естественнонаучная теория, скорее всего, не обошлась без использования философских представлений – о причинности, пространстве, времени… Здесь проявляется конструирующая функция философии.

 Фрагментарность воздействия философии на формирование гипотез и теорий в частных  науках имеет одним из своих следствий  своеобразный характер натуралистического мировоззрения.

 Существо  координирующей функции состоит в координировании методов в процессе научного исследования. Может быть господствующим аналитический метод исследования, а не синтетический, индукция, а не дедукция. В современной науке преобладающим стало соотношение: один предмет – несколько методов, несколько разных предметов – один метод. Прогресс познания привел к устранению резких граней между науками, что выразилось, например, в возникновении пограничных наук, в «предметно-методологическом» вхождении одной науки в другие (физики и химии – в биологию, химии в физику и т.п.). Возникли астрофизика, геохимия, экспериментальная морфология эволюционная генетика и другие дисциплины, внешне будто нарушающие положение о соответствии метода своему предмету. Положение о соответствии метода своему предмету, таким образом, не отменяется, но реализуется применительно к прогрессирующему процессу детализации представлений о предмете, к его различным сторонам и уровням структурной организации, многосложным связям с предметами других наук.

 Потребность в координации частных методов возникает на фоне значительно усложнившихся соотношений предмета и метода в силу, прежде всего, необходимости иметь противовес негативным последствиям, связанным с углубляющейся специализацией ученых. Такая специализация приводит к тому, что происходит разделение между учеными по методам и методикам работы; отдельные исследователи оказываются неизбежно ограниченными в реализации методологических возможностей науки.

 Философско-методологические принципы (движения познания от явления к сущности, единства количества и качества, конкретности истины, всесторонности рассмотрения) способны быть координирующим началом в общей системе методов науки. Координирующая функция в сфере частнонаучного исследования сводится к диалектизации оперирования методами. 

 Интегрирующий метод философии.

 Термин  «интеграция» (восстановление, восполнение) означает объединение в целом каких-либо частей. Он  применяется во многих науках и практике, и уже утвердился в статусе общенаучного понятия: некоторые из философов полагают, что по своей всеобщности это понятие приблизилось к классу философских категорий.

 Применительно к функциям философии термин «интегрирующий» связан с представлением об объединяющей роли философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность. Здесь учитывается также определение и устранение дезинтегрирующих факторов, ведущих к разобщенности системы, к чрезвычайному росту относительной самостоятельности элементов  (или частей) в ее составе, выявление недостающих звеньев (элементов или связей), активное включение которых в функционирование системы придает ей гармоничность и оптимальность. Противоположное понятию «интеграция» применяется термин «дезинтеграция».

 Взаимное  размежевание наук, дифференциация изоляционистского типа являлась    ведущей тенденцией  в сфере науки вплоть до Х1Х века. И, несмотря на большие успехи, достигнутые наукой на пути прогрессирующей специализации, происходил рост рассогласования научных дисциплин. Появился кризис науки.

 Диалектический  подход к науке оказался способным  устранять разграничительные рубежи между научными дисциплинами и выявить естественные их связи.

 В основе решения проблемы интеграции знания лежит, прежде всего, философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство; системный, целостный характер природы обусловливает целостность естественнонаучного знания. В природе нет абсолютно разграничительных линий, а есть относительно самостоятельные формы движения материи, переходящие друг в друга, составляющие звенья единой цепи движения и развития; отсюда и науки, изучающие их, могут обладать не абсолютной, а только относительной самостоятельностью; и переходы между формами движения материи должны найти выражение в «переходных» науках. Такие пограничные науки могут быть сложносоставными, характеризующимися не только свойствами других неук но и свойствами трех и более научных дисциплин. По своим философским основаниям они оказываются диалектическими науками, ибо выражают в своем содержании структурную связь между ранее разорванными элементами науки в целом, демонстрируя единство «обособленности» (прерывности) и «взаимопроникновения» (непрерывность); они двойственны в том отношении, что, будучи объединяющим, интегрирующим фактором в системе науки, знаменуют новый шаг по пути специализации и представляют собой единство противоположных тенденций (дезинтегративной и интегративной).

 В настоящее  время в науке действует множество интегрирующих факторов, которые позволяют утверждать, что она стала целостным системным образованием; в этом отношении наука вышла из кризисного состояния, и проблема состоит теперь в том, чтобы достичь еще большей ее организованности, упорядоченности.

 В современных  условиях процесс дифференциации наук не только не приводит к их дальнейшему разобщению, а, наоборот, – к их взаимному цементированию.

 Однако  разобщение наук далеко не преодолено, а на отдельных участках научного знания оно иногда даже усиливается. И, несмотря на это, тенденция к интеграции, к синтезу наук становится не только все более заметной в наше время, но и доминирующей.

 На уровне науки в целом философия выступает в качестве одного из необходимых факторов интеграции научного знания.

 Научная философия выполняет свою функцию, с одной стороны, непосредственно (путем диалектизации частнонаучного мышления, введение философских категорий во все науки, выработки у ученых наиболее общего представления о единстве природы и т.п.), с другой стороны – опосредованно, через серию интеграторов разной степени общности (благодаря  участию в создании связующих, синтетических, проблемных наук, частнонаучных картин мира и т.п.).  Философия выступает самым общим интегратором. 

 Логико-гносеологическая функция философии.

 Она заключается  в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

 Выработка информации, необходимой для совершенствования  элементов всеобщего метода, сочетается с применением ее для развития общенаучных методов познания, например, системного подхода, метода моделирования. Будучи примененными к построению научных теорий, принципы диалектики как логики включаются в состав их логических (или гносеологических) оснований. Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем, они постоянно сталкиваются с необходимостью выработки логико-методологических средств, которые позволяли бы, «отходя на время от объекта», в конечном счете, «приходить» к нему, обогащая свое истинное о нем представление. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания. Эту функцию выполняет диалектика как логика.

 Если  общая методология убеждает в  возможности и необходимости адекватного научного познания объекта, то диалектика как логика (вместе с формальной логикой) призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся, непрерывно изменяющейся сущности объекта.

  Диалектика  создает общие ориентиры познавательной деятельности в различных областях теоретического естествознания, а разработка диалектико-логических принципов познания, проводимая в тесном контакте с обобщением новейших достижений методологии естественных наук, придаст практическую значимость общеметодологической функции философии. 
 
 
 
 
 

ОСНОВНОЙ  ВОПРОС ФИЛОСОФИИ 
 

 Основной  вопрос философии – это вопрос о сущности природе мира. Основной вопрос философии имеет две стороны: о сущности, основе мира и о познаваемости мира.

 Первая  сторона основного  вопроса философии отвечает на вопрос–что первично: материя или сознание? Те философы, которые считают, что в основе сущности мира лежит материя называются материалистами, те философы, которые за основу сущности мира берут сознание принадлежат к идеалистам. Материалистические школы  делятся на диалектические, метафизические, механистические и вульгарные. Идеалистические направления в философии делятся на объективный и субъективный идеализм. Те философы, которые в основе сущности мира видят абсолютный разум, абсолютную идею, абсолютную волю принадлежат к объективным идеалистам. Те из философов, которые за основу сущности мира берут индивидуальное сознание, мышление, принадлежат к субъективному идеализму.

 Если  философы в основе мира видят одно начало, то они представляют монистическое направление, монизм (моно – один), а если считают, что мир состоит из материального и идеального, то они составляют дуалистическое направление, дуализм (дуа – два).

 Некоторые философы стоят на непоследовательных позициях, выбирая в вопросах естествознания материалистическое направление, а в вопросах о душе, жизни и смерти идеалистическое объективное и субъективное направление, то они принадлежат к непоследовательному философскому направлению –эклектизму.

  Вторая сторона основного вопроса философиио познаваемости мира. Многие философы считают, что мир познаваем, но некоторые отрицают познание мира, они называются агностиками (а – не, гносис  – знание, т.е. незнание по-гречески), агностицизм иногда не столько отрицает познание мира, сколько считает, что мир познается не истиной в последней инстанции, о путем перехода от одной относительной истины к другой и так далее, до бесконечности, а вещь может оставаться не познанной до конца. Так считал Иммануил Кант, составивший свою теорию познания и считавший, что вещь остается до конца непознанной – «вещь-в-себе».

Информация о работе Философия как мировоззренческая система. Сущность структура и функции философии