Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 09:17, реферат
Основные мировоззренческие функции философии: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и отражательно-информационная.
Методологические функции философии: эвристическая, координирующая, интегрирующая и логико-гносеологическая. Основной вопрос философии. Средства познания в философии.
Догматизм и скепсис – две взаимно провоцирующие позиции, две мертвые и нежизнеспособные части, на которые неверным воспитанием разрезается человеческое мышление. Отношение к противоречиям является точным критерием культуры ума. Для подлинного культурного в логическом отношении ума появление противоречия – сигнал появления проблемы, неразрешимый с помощью строго заштампованных интеллектуальных действий, сигнал для включения мышления – самостоятельного рассмотрения вещи, в понимании которой возникла антиномия (противоречие). Ум надо воспитывать для решения противоречий, а не для истерик и психологических конвульсий. Этому нужно воспитываться с детства. Одновременно у культурной личности будут формироваться критичность, самокритичность, сомнение. Сомнение является активным средством научного поиска. Философия дает прочное общеметодологическое и гносеологическое обоснование для последовательного саморазвития сомнения в научную уверенность, для гармонического сочетания его с верой в преодоление ошибок, заблуждений, и получение более полных, глубоких, объективных истин.
Философия выступает одним из важных факторов, содействующих устранению «барьеров коммуникации», порождаемых узостью специализации.
Философия
имеет и объяснительно-
Таковы основные мировоззренческие функции философии: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и отражательно-информационная.
Теперь рассмотрим методологические функции философии: эвристическая, координирующая, интегрирующая и логико-гносеологическая.
Сущность эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философский метод, применяемый в единстве с формально-логическим, обеспечивает приращение знаний, конечно, в собственно философской сфере. Результатом этого является экстенсивное и интенсивное изменение системы всеобщих категорий. Новая информация может существовать в виде прогноза.
Философский метод, будучи примененным в комплексе с другими методами, способен помогать им в решении сложных теоретических, фундаментальных проблем, «участвовать» в их предвидении. Важное значение имеет участие философии в создании гипотез и теорий. Ни одна естественнонаучная теория, скорее всего, не обошлась без использования философских представлений – о причинности, пространстве, времени… Здесь проявляется конструирующая функция философии.
Фрагментарность воздействия философии на формирование гипотез и теорий в частных науках имеет одним из своих следствий своеобразный характер натуралистического мировоззрения.
Существо координирующей функции состоит в координировании методов в процессе научного исследования. Может быть господствующим аналитический метод исследования, а не синтетический, индукция, а не дедукция. В современной науке преобладающим стало соотношение: один предмет – несколько методов, несколько разных предметов – один метод. Прогресс познания привел к устранению резких граней между науками, что выразилось, например, в возникновении пограничных наук, в «предметно-методологическом» вхождении одной науки в другие (физики и химии – в биологию, химии в физику и т.п.). Возникли астрофизика, геохимия, экспериментальная морфология эволюционная генетика и другие дисциплины, внешне будто нарушающие положение о соответствии метода своему предмету. Положение о соответствии метода своему предмету, таким образом, не отменяется, но реализуется применительно к прогрессирующему процессу детализации представлений о предмете, к его различным сторонам и уровням структурной организации, многосложным связям с предметами других наук.
Потребность в координации частных методов возникает на фоне значительно усложнившихся соотношений предмета и метода в силу, прежде всего, необходимости иметь противовес негативным последствиям, связанным с углубляющейся специализацией ученых. Такая специализация приводит к тому, что происходит разделение между учеными по методам и методикам работы; отдельные исследователи оказываются неизбежно ограниченными в реализации методологических возможностей науки.
Философско-методологические
принципы (движения познания от явления
к сущности, единства количества и качества,
конкретности истины, всесторонности
рассмотрения) способны быть координирующим
началом в общей системе методов науки.
Координирующая функция в сфере частнонаучного
исследования сводится к диалектизации
оперирования методами.
Интегрирующий метод философии.
Термин «интеграция» (восстановление, восполнение) означает объединение в целом каких-либо частей. Он применяется во многих науках и практике, и уже утвердился в статусе общенаучного понятия: некоторые из философов полагают, что по своей всеобщности это понятие приблизилось к классу философских категорий.
Применительно к функциям философии термин «интегрирующий» связан с представлением об объединяющей роли философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность. Здесь учитывается также определение и устранение дезинтегрирующих факторов, ведущих к разобщенности системы, к чрезвычайному росту относительной самостоятельности элементов (или частей) в ее составе, выявление недостающих звеньев (элементов или связей), активное включение которых в функционирование системы придает ей гармоничность и оптимальность. Противоположное понятию «интеграция» применяется термин «дезинтеграция».
Взаимное размежевание наук, дифференциация изоляционистского типа являлась ведущей тенденцией в сфере науки вплоть до Х1Х века. И, несмотря на большие успехи, достигнутые наукой на пути прогрессирующей специализации, происходил рост рассогласования научных дисциплин. Появился кризис науки.
Диалектический
подход к науке оказался способным
устранять разграничительные
В основе решения проблемы интеграции знания лежит, прежде всего, философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство; системный, целостный характер природы обусловливает целостность естественнонаучного знания. В природе нет абсолютно разграничительных линий, а есть относительно самостоятельные формы движения материи, переходящие друг в друга, составляющие звенья единой цепи движения и развития; отсюда и науки, изучающие их, могут обладать не абсолютной, а только относительной самостоятельностью; и переходы между формами движения материи должны найти выражение в «переходных» науках. Такие пограничные науки могут быть сложносоставными, характеризующимися не только свойствами других неук но и свойствами трех и более научных дисциплин. По своим философским основаниям они оказываются диалектическими науками, ибо выражают в своем содержании структурную связь между ранее разорванными элементами науки в целом, демонстрируя единство «обособленности» (прерывности) и «взаимопроникновения» (непрерывность); они двойственны в том отношении, что, будучи объединяющим, интегрирующим фактором в системе науки, знаменуют новый шаг по пути специализации и представляют собой единство противоположных тенденций (дезинтегративной и интегративной).
В настоящее
время в науке действует
В современных условиях процесс дифференциации наук не только не приводит к их дальнейшему разобщению, а, наоборот, – к их взаимному цементированию.
Однако разобщение наук далеко не преодолено, а на отдельных участках научного знания оно иногда даже усиливается. И, несмотря на это, тенденция к интеграции, к синтезу наук становится не только все более заметной в наше время, но и доминирующей.
На уровне
науки в целом философия
Научная
философия выполняет свою функцию,
с одной стороны, непосредственно (путем
диалектизации частнонаучного мышления,
введение философских категорий во все
науки, выработки у ученых наиболее общего
представления о единстве природы и т.п.),
с другой стороны – опосредованно, через
серию интеграторов разной степени общности
(благодаря участию в создании связующих,
синтетических, проблемных наук, частнонаучных
картин мира и т.п.). Философия выступает
самым общим интегратором.
Логико-гносеологическая функция философии.
Она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.
Выработка
информации, необходимой для
Если общая методология убеждает в возможности и необходимости адекватного научного познания объекта, то диалектика как логика (вместе с формальной логикой) призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся, непрерывно изменяющейся сущности объекта.
Диалектика
создает общие ориентиры
ОСНОВНОЙ
ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
Основной вопрос философии – это вопрос о сущности природе мира. Основной вопрос философии имеет две стороны: о сущности, основе мира и о познаваемости мира.
Первая сторона основного вопроса философии отвечает на вопрос–что первично: материя или сознание? Те философы, которые считают, что в основе сущности мира лежит материя называются материалистами, те философы, которые за основу сущности мира берут сознание принадлежат к идеалистам. Материалистические школы делятся на диалектические, метафизические, механистические и вульгарные. Идеалистические направления в философии делятся на объективный и субъективный идеализм. Те философы, которые в основе сущности мира видят абсолютный разум, абсолютную идею, абсолютную волю принадлежат к объективным идеалистам. Те из философов, которые за основу сущности мира берут индивидуальное сознание, мышление, принадлежат к субъективному идеализму.
Если философы в основе мира видят одно начало, то они представляют монистическое направление, монизм (моно – один), а если считают, что мир состоит из материального и идеального, то они составляют дуалистическое направление, дуализм (дуа – два).
Некоторые философы стоят на непоследовательных позициях, выбирая в вопросах естествознания материалистическое направление, а в вопросах о душе, жизни и смерти идеалистическое объективное и субъективное направление, то они принадлежат к непоследовательному философскому направлению –эклектизму.
Вторая сторона основного вопроса философии – о познаваемости мира. Многие философы считают, что мир познаваем, но некоторые отрицают познание мира, они называются агностиками (а – не, гносис – знание, т.е. незнание по-гречески), агностицизм иногда не столько отрицает познание мира, сколько считает, что мир познается не истиной в последней инстанции, о путем перехода от одной относительной истины к другой и так далее, до бесконечности, а вещь может оставаться не познанной до конца. Так считал Иммануил Кант, составивший свою теорию познания и считавший, что вещь остается до конца непознанной – «вещь-в-себе».
Информация о работе Философия как мировоззренческая система. Сущность структура и функции философии