Философия эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 17:49, реферат

Описание работы

Термин "Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке древности. Рассматривая эпоху Средневековья как простой перерыв в развитии культуры. Еще Джордано Вазари - живописец и первый историограф итальянского искусства, автор прославленных "Жизнеописаний" наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г.) писал о "возрождении" искусства Италии. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической культуры, историки того времени полагали, что искусство некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни.

Содержание

1. Введение………………………………………………3
2.Эпоха Возрождения……………………………..……4
2.1Общая характеристика эпохи…………………….…4
2.2 Гуманистическая мысль эпохи Возрождения…….5
2.3 Эпоха Возрождения и Реформация………………..6
3. Натурфилософия. Пантеизм. Диалектика…………..7
4. Рационализм и эмпиризм…………………..…….…..9
5. Философские идеи Просвещения (Ж.-Ж. Руссо,
Ш. Монтескье, Д. Дидро)………………………..…...11
6. Заключение…………………………………………..12
7. Список литературы………………………………….14

Работа содержит 1 файл

Реферат(Возрождение, гуманизм).docx

— 54.15 Кб (Скачать)

Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо  Валлы (1407—1457). В главном своем  философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Вала провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное благо. «Я не могу в достаточной степени понять, почему кто-то хочет умереть за родину. Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла родина, словно с  твоей гибелью не погибнет и она». Подобная мировоззренческая позиция  выглядит как асоциальная.

Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей  из которых стала идея достоинства  личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими  существами и особое его положение  в мире. Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494) в своей яркой «Речи  о достоинстве человека» помещает его в центр мира: «Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного  образа, ни особой обязанности, чтобы  и место, и лицо, и обязанности  ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению». Утверждается, что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и  подобию, но предоставил ему возможность  творить самого себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Пико о том, что достоинство  человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает.

Прославляя мощь человека и его  величие, восхищаясь его удивительными  творениями, мыслители эпохи Возрождения  неизбежно приходили к сближению  человека с Богом. «Человек укрощает ветры и побеждает моря, знает  счет времени... Кроме того, он с помощью  светильника ночь превращает в день. Наконец, божественность человека раскрывает нам магия. Она руками человека творит чудеса — как те, которые может  сотворить природа, так и те, которые  может сотворить только бог». В  подобных рассуждениях Джанноццо Манетти (1396—1472), Марсилио Фичино (1433—1499), Томмазо  Кампанеллы (1568—1639), Пико (1463—1494) и др. проявилась важнейшая характеристика гуманистического антропоцентризма —  тенденция к обожествлению человека. Однако гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами. Наоборот, в подавляющем  большинстве они оставались верующими. Но если христианское мировоззрение  утверждало, что на первом месте  должен стоять Бог, а затем — человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге.

Присутствие Бога в философии даже самых радикально настроенных мыслителей Возрождения предполагало вместе с  тем критическое отношение к  церкви как социальному институту. Гуманистическое мировоззрение, таким  образом, включает и антиклерикальные (от лат. anti — против, clericalis — церковный) взгляды, т. е. воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства  на господство в обществе.

В сочинениях Лоренцо Валлы, Леонардо Бруни (1374—1444), Поджо Браччолини (1380—1459), Эразма Роттердамского (1469—1536) и др. содержатся выступления против светской власти римских пап, разоблачения пороков  служителей церкви и нравственной развращенности монашества. Однако это не помешало многим гуманистам стать служителями  церкви, а двое из них — Томмазо  Парентучелли и Энеа Сильвио Пикколомини  — даже были возведены в XV в. на папский  престол. Надо сказать, что до середины XVI в. преследования гуманистов со стороны  католической церкви — явление крайне редкое. Поборники новой светской культуры не боялись костров инквизиции и слыли добрыми христианами. И только Реформация заставила церковь  перейти в наступление.

2.3. Эпоха Возрождения и Реформация

 

Начало XVI в. ознаменовалось крупнейшим кризисом римско-католической церкви. Апогеем ее нравственного упадка и предметом особого возмущения стала продажа индульгенций —  грамот, свидетельствующих об отпущении  грехов. Торговля ими открывала возможность  искупить преступление без всякого  раскаяния, а также купить право  на будущий проступок. «95 тезисов  против индульгенций», вывешенные в  1517 г. на дверях церкви в Виттенберге немецким богословом Мартином Лютером (1483—1546), имели огромный резонанс. Они послужили мощным стимулом для выступлений против официальной церковной идеологии и послужили началом Реформации (от лат.reformatio — преобразование) — движения за обновление веры, обратившегося против папства. Реформационные процессы, приведя к расколу римской церкви и созданию новой разновидности христианства — протестантизма, проявились с разной степенью интенсивности во всех странах католической Европы. Теоретические положения, выдвинутые Мартином Лютером и его последователями — швейцарским священником Ульрихом Цвингли (1484—1531) и французским богословом Жаном Кальвином (1509—1564), имели не только религиозный смысл, но были наполнены и социально-политическим и философским содержанием. Отношения же Реформации и Ренессанса противоречивы. С одной стороны, гуманистов Возрождения и представителей Реформации роднила глубокая неприязнь к схоластике, жажда религиозного обновления, идея возврата к истокам (в одном случае — к античным, в другом — к евангельским). С другой стороны, Реформация — это протест против ренессансного возвеличивания человека. В полной мере эта противоречивость проявляется при сопоставлении взглядов родоначальника Реформации Мартина Лютера и голландского гуманиста Эразма Роттердамского. Мысли Эразма часто перекликаются с рассуждениями Лютера: это и саркастический взгляд на привилегии католических иерархов, и язвительные замечания по поводу образа мыслей римских богословов. Но они разошлись в отношении к свободе воли. Лютер отстаивал мысль о том, что перед лицом Бога у человека нет ни воли, ни достоинства. Только если человек осознает, что он не может быть творцом своей судьбы, он может спастись. А единственным и достаточным условием спасения является вера. Для Эразма же человеческая свобода значила не меньше, чем Бог. Священное Писание для него — это призыв, обращенный Богом к человеку, и последний волен откликнуться на него или нет. Культурные и социально-исторические результаты реформационного процесса не исчерпываются рождением протестантизма и модернизацией католической церкви. Они более внушительны. Традиционное вероучение опиралось на практику искупления прегрешений путем совершения предписанных церковью «святых дел» (строгий пост, приобретение индульгенций, пожертвования в пользу церкви). Главная же идея тезисов Лютера состояла в том, что вся жизнь верующего должна быть покаянием, и нет необходимости в особых поступках, изолированных от обычной жизни и специально преследующих цели спасения. Человек не должен как монахи бежать от мира, наоборот, ему следует добросовестно исполнять свое земное призвание. Всякое занятие, если его польза не вызывает сомнений, может рассматриваться как святое дело. Это коренное переосмысление покаяния привело к формированию новой, предпринимательской этики (получение прибыли признается делом, угодным Богу, если совершается без ростовщических хитростей, при условии потребительского воздержания, честности в деловых отношениях и непременного инвестирования нажитого богатства). Утверждение этих новых норм и ценностей, определивших «дух капитализма», сыграло решающую роль, по мнению известного немецкого мыслителя XX в. Макса Вебера, в разложении натурального хозяйства и становлении капиталистических отношений.

 

 

 

 

3. Натурфилософия. Пантеизм. Диалектика эпохи Возрождения.

 

К середине 16 века философия гуманизма и  философия неоплатонизма выполнили  своё назначение, и на их место пришла натурфилософия. Она стала определяющим фактором развития философской мысли  на пути становления её суверенитета, сформировала новую картину мира, освобождённую от теологии.

Основу  метода натурфилософии составило  «рассмотрение природы, исходя из её собственных начал». Начало натурфилософии положил Бернардино Телезио (1509-1588). Получив классическое образование, он основал академию, которая занималась наблюдением и исследованием  природы. Свою философскую доктрину Телезио изложил в сочинении  «О природе вещей согласно её собственным  началам» (Неаполь, 1565). Формально Телезио  признавал Бога в качестве демиурга, но ему не было никакого дела до акта творения. Умозрительной методологии  античности и средневековья Телезио  противопоставил опытную методологию. Опыт, основанный на чувствах, ближе  к природе. составить основу естествознания. Причиной движения в природе является её «собственная сущность». Движение является состоянием огня. Тепло выступает  не только причиной движения, но и лежит  в основе жизненного начала, составляет природный дух (спиритус). Налицо своеобразная форма гилозоизма. Поскольку жизненному духу свойственно стремление к самосохранению, то оно составляет основу и человеческой морали. Вклад в развитие натурфилософии эпохи Возрождения внёс и Франческо Патрици (1529-1597). В своём сочинении «Перипатетические дискуссии» он стремился развенчать авторитет «средневекового» Аристотеля и реабилитировать вместе с платонизмом все другие учения античной философии. Собственную позицию Патрици изложил в сочинении «Новая философия Вселенной». Преодолевая аристотелевский дуализм материи и формы, Патрици в качестве первоначала всех вещей указал на «пространство, свет, тепло и поток». Свет, тепло и поток в совокупности и есть живая материя. Что касается пространства, то оно субстанционально, а посему является первоосновой всяческого бытия. Интерес представляет и его мысль о времени, характеристикой которого является длительность. Не время есть мера движения, а движение есть мера времени. Через свет Патрици попытался обосновать единство мира и Бога: свет исходит от Бога и пронизывает весь мир. Основание натурфилософии Патрици составляет его учение о Едином: Первое, Начало вещей, Единое, Благо и Бог тождественны. Движение телесных тел и материального мира Патрици объяснял их одушевленностью. Движение тождественно жизни. Природа есть «единая жизнь всего мира». Одушевленный космос, где в бесконечном пространстве, пронизанном светом и теплом, в бесконечном потоке рождается и гибнет конкретная действительность мира, - такова натурфилософская картина мира Патрици.

 Пантеистическая натурфилософия  Джордано Бруно (1548-1600) явилась  апогеем развития философской  мысли эпохи Возрождения. В  ней воплотились гуманизм, стихийная  диалектика и величие природы.  Пантеизм Бруно - «Бог есть бесконечное в конечном, он находится во всем и повсюду, не вне и над, но в качестве наиприсутствующего» - самая радикальная и бескомпромиссная натурфилософская система эпохи Возрождения. В отличие от пантеизма Кузанского, который стремился спасти Бога «растворением» его во Вселенной, лишая науку возможности исследовать Бога, пантеизм Бруно, «растворением» Бога в природе лишал церковь права целесообразного существования. Центральной категорией философии Бруно являлось Единое - одновременно причина бытия и само бытие. В нём материя совпадает с формой. Способность материи к образованию форм Бруно именовал Душой мира. Основу её составляет всеобщий ум, как действующая причина. Пространство и время - необходимые условия существования движущейся материи. Важным выводом космологии Бруно - учение о бесконечном пространстве, наполненном конечными мирами. Во Вселенной нет ни центра, ни границ. В ней возникают, развиваются, уничтожаются и рождаются бесчисленные миры. Наша солнечная система - одна из них. Гилозоизм Бруно наложил печать и на учение о познании мира. Высшей способностью человеческого разума является ум (дух, интуиция), который может непосредственно созерцать Бога как Природу и Природу как Материю во всеобщем содержании. В решении проблемы постижения истины Бруно отвергал как притязание теологии, так и компромиссное учение о «двоякой» истине. Истина едина и постигаема только философией. В то же время Бруно отдавал себе отчёт, что подлинное познание бесконечно, ибо бесконечен объект познания - природа. Догматической религиозности Бруно противопоставил философскую религиозность, не получившую признания со стороны католической церкви, так как в эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы, интерес к натурфилософии усиливается к концу XV - началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере. На первый взгляд происходит возвращение к космоцентризму античного мышления. Однако в понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику. Эта специфика прежде всего сказывается в том, что природа трактуется пантеистически. В переводе с греческого "пантеизм" означает "всебожие". Христианский Бог здесь утрачивает свой трансцендентный характер; он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется и приобретает черты, которые ей в такой мере не были свойственны в античности. Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс (1493-1541), видят в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами, которые находят свое проявление не только в строении и функциях живых существ - растений, животных, человека, ангелов и демонов, но и в неодушевленных стихиях. Парацельс устанавливает особую систему аналогий между различными органами человека и животных, с одной стороны, и частями растений, строением минералов и движениями небесных светил - с другой. Вся природа, по Парацельсу, должна быть понята, исходя из трех алхимических элементов - ртути, серы и соли; ртуть соответствует духу, сера - душе, а соль - телу. Подобно тому как в человеке всеми отправлениями тела "заведует" душа, точно так же в каждой части природы находится некое одушевленное начало - архей, а потому для овладения силами природы необходимо постигнуть этот архей; войти с ним в своего рода магический контакт и научиться им управлять.

Что касается диалектики, мыслители Возрождения  существенно обогатили учение о  диалектике, ведущее свое начало от античности. Они также дали образцы  применения диалектического метода к тем сферам мысли, в рамках которых  он прежде не применялся. Под диалектикой понимается метод восхождения мысли от простого к сложному; он обязательно включает в себя целый ряд последовательных шагов; каждый последующий шаг не выводим строго логическим путем (путем формально-логического умозаключения) из предыдущих. Диалектика — метод исследования сложных предметов, таких, само мысленное вычленение которых из окружающей реальности сопряжено с большими трудностями. Только диалектический путь в совокупности всех последовательных шагов дает возможность сформулировать многостороннее определение предмета: совокупность этапов движения мысли и есть ответ на вопрос, чем является данный предмет. Исходные же посылки, как заметил еще Аристотель, приходится принимать условно, иначе рассуждение вообще не могло бы начаться, т.е. сдвинуться с мертвой точки.

Диалектический  взгляд противостоит такому представлению, согласно которому правильное понимание  предмета может быть как бы «с ходу»  сформулировано в одной фразе  или высказывании. Диалектика обращает внимание на процессуальный характер знания. Кратко же могут быть сформулированы только выводы из него, т.е. только тогда, когда мысленный путь весь целиком  пройден и подразумевается при  формулировке выводов. Диалектический подход «приглашает» к соучастию  в размышлении, к рассуждению, а  не требует принимать мысль в  готовом виде. 

          Диалектика в эпоху Возрождения  представлена трудами многих  мыслителей. Однако особая заслуга  в ее развитии принадлежит Н. Кузанскому (1401—1464), названному так по селению Куза в Германии, где он родился.  
Н. Кузанский, как многие мыслители Возрождения, в своих построениях исходил из христиански переработанного неоплатонизма. Неоплатонизм учит о божественной эмманации и ступенчатом строении мира. На вершине иерархии располагается Бог, а далее последовательно идут более низкие ступени бытия. Отправляясь от этой идеи, Н. Кузанский развил три главные части своего учения: структурно-математический метод, концепцию о совпадении абсолютного максимума и абсолютного минимума и, наконец, раскрыл то, что он называет «ученым неведением».  
       Мысль Н. Кузанского устремлена к бесконечности, а следовательно, он предпочитает рассматривать все предметы мысли в качестве процессов. Таково вообще свойство культуры Ренессанса: она устремлена к бесконечности. Поэтому в Ренессансе все предстает в структурно-математической форме, а часто геометрически. Геометрические фигуры и тела рассматриваются как текучие, переходящие друг в друга: треугольник переходит в прямую, прямая в окружность и обратно, а в пределе (в бесконечности) все сливается в нераздельное единство. Математически и геометрически рассматривается все — от человеческого тела до космоса. В художественном творчестве Возрождения особую роль начинает играть перспектива — объемное изображение, композиционно оформленное на фоне линий, уходящих в бесконечность.

Информация о работе Философия эпохи Возрождения