Философия эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 19:25, реферат

Описание работы

Слово Возрождение вызывает в памяти образ сказочной птицы Феникс, которая всегда олицетворяла процесс вечного неизменного воскрешения. А словосочетание эпоха Возрождения даже у недостаточно знающего историю человека ассоциируется с ярким и самобытным периодом. Эти ассоциации в целом верны. Эпоха Возрождения — время с XIV по XVI в. в Италии (переходная эпоха от средневековья к новому времени) насыщена неординарными событиями и представлена гениальными творцами.

Содержание

Введение. ……………………………………………………………….стр. 3



Основная часть:



1. Отличительные черты эпохи Возрождения. …………………..стр. 4.



2. Философия эпохи Возрождения:

Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения…………………………………………….стр. 6.

2.2. Представители гуманистического направления

в философии Возрождения и их учения. …..…………стр. 7.



3. Художественная культура Ренессанса. …………………………стр.11.



4. Возрождение, и как эпоха социокультурного кризиса. ………стр. 14.





Заключение. …………………………………………………………….стр.18.







Список использованной литературы. ……………..…………………стр. 19

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

 

          

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Художественная культура Ренессанса.

 

Образ Ренессанса не может быть представлен вне художественных достижений эпохи. Наиболее знамениты живописные полотна таких мастеров, как Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан и др.

Художники Возрождения придают особое значение достижению максимальной точности и четкости изображения. Первоначально пси­хологический момент живописных персонажей выражен не очень ярко. Главное внимание уделяется таким изобразительным средствам, ко­торые позволяют достичь жизненности и живости всего, что запечат­левается, — будь то человеческое лицо или складки одежды. Живо­писцы идут по пути формальных приемов достижения этих целей. Однако постепенно в произведениях Возрождения начинает все более явственно обнаруживаться психологическая сторона изображаемых пер­сонажей. По портрету уже можно определить характер человека, его особенности, волнения его души и страстей. При этом особенно це­нятся художественный вкус и чувство меры.

Достижением художественной культуры Ренессанса является так­же правильная геометрическая конструкция картины: изображение в буквальном смысле строится (а не рисуется) при помощи тщательно разработанных точных приемов. В основе применения геометрико-ма-тематических методов лежит убеждение в том, что природа в основе своей гармонична в смысле геометрико-математических пропорций: все в ней подчинено пропорциональности математических отноше­ний. Точно так же выявляется пропорциональная закономерность че­ловеческого лица и тела. Одновременно предполагается, что художник имеет право исправить несоразмерности природы там, где они нарушены в силу случайных причин. В известном смысле творческий гений художника ставится выше чисто природной красоты. Роль гео­метрических построений приводит к новому подходу к пространству изображения. Непреложным становится правило: пространство пред­шествует изображенным в нем телам и поэтому его надлежит разме­чать на рисунке в первую очередь. Организация пространства картины призвана особым образом воздействовать на зрителя. Наглядным при­мером в этом отношении может служить полотно Рафаэля «Афинская школа».

Большинство сюжетов художественных произведений Ренессанса взято из Библии, и даже преимущественно из Нового Завета. Особен­но популярно изображение Богородицы с младенцем (Христом). Воз­рожденческие мадонны, конечно, не имеют ничего общего с пре­жними иконами, на которые молились и от которых ждали чудесной помощи. Перед нами самые обыкновенные портреты, часто с самыми реалистическими и даже натуралистическими подробностями. Тем не менее, художники предпочитают писать образы Мадонны, Христа, Иоанна Крестителя, апостолов или изображать эпизоды евангельской истории (например, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи). Еван­гельские сюжеты придают возвышенный тон земным проявлениям человека, чего нельзя или гораздо труднее достичь, если на картине изображен сюжет из чисто земной жизни. «Небесный мир» и «земной мир», «рай» и «ад», «грехопадение», «искушение», «воскресение духа и тела» — эти и иные категории зримо и незримо присутствуют в картинах Возрождения. Они призваны показать, что глубины библейс­кого сюжета вполне доступны всякому человеку, И одновременно, что земная человеческая личность достойна, быть причастной к боже­ственному. Так, например, в образе Мадонны возвышается образ жен­щины, матери, а вместе с этим и земная человеческая любовь.

Возрождение исключительно богато творческими личностями. Не случайно принято говорить о титанах и титанизме Возрождения. Одним из таких титанов был, несомненно, Леонардо да Винчи (1452—1519).

Титанизм проявляется (как уже отмечалось) в страстном порыве к самоутверждению личности. Личность соизмеряет себя с творчески­ми силами Космоса. Пока что это реализуется по преимуществу в ху­дожественно-эстетической форме; последующая эпоха Нового време­ни будет утверждать индивидуального и коллективного субъекта через научно-технический прогресс; речь пойдет о практическом преобра­зовании природы. Возрождение не ставит этих задач. Далеко отстоит оно и от атеизма, и от культа научного разума, свойственных после­дующему времени западноевропейской культуры. Однако Возрожде­ние прямо или косвенно подготовляет последующую эпоху. Уже в де­ятелях Возрождения заметно, что чрезвычайная внешняя активность, широта интересов, одержимость творчеством достигаются ценой ут­раты цельной личности. Личность активна, как никогда раньше. Одно­временно она ощущает внутренний надлом, постоянную неудовлет­воренность. Она разбросана, направляет свои титанические усилия то в одну, то в другую сторону; ни в чем она не находит утоления жажды самоутверждения, хотя всюду достигает результатов, невиданных ра­нее, — результатов, часто не доведенных до завершения. Таков был Леонардо — один из величайших деятелей Возрождения.

Леонардо обучался во Флоренции, в мастерской знаменитого художника Верроккьо. Первое полотно, получившее впоследствии широкую известность, — «Мадонна Бенуа» (ок. 1478 г.). Затем следует ряд крупнейших творений, вошедших в историю искусства: «Покло­нение волхвов», «Святой Иероним», «Мадонна в гроте», наконец, «Тайная вечеря» — вершина творчества художника. Последний период творческой деятельности Леонардо отмечен такими произведениями, как «Мона Лиза», «Святая Анна», «Иоанн Креститель» и др. Помимо крупных живописных полотен Леонардо да Винчи оставил после себя массу рисунков, набросков, которые представляют особый интерес, — в них творческая лаборатория художника и мыслителя. Для произведе­ний Леонардо характерна геометрическая строгость композиции и научный подход к анатомическому строению человеческого тела. Жи­вопись для него не только искусство, но и наука, — одновременно экспериментальная и теоретическая. Живопись — наука, причем пер­вая среди прочих. Леонардо сравнивает ее со словесными искусства­ми, прежде всего с поэзией. С его точки зрения, живопись — выше поэзии. Но она выше и философии. Общий прин­цип, которым руководствуется мыслитель при сравнении искусств, состоит в том, что непосредственно созерцаемое всегда выше, чем любые рациональные построения. Если это так, то живописное произведение с точки зрения познавательной выше даже той натуры, которая на нем изображена. Натура текуча и изменчива, а полотно останавливает и запечатлевает текучие моменты. Созерцать природу можно лишь ми­молетно, картину же можно непосредственно обозревать сколь угодно долго. Живопись столь высоко оценивается им как раз потому, что только в ней он видел возможность подчинить бессмыс­ленную действительность воле и мысли художника.

Живую природу Леонардо представлял по образцу сложного и хитроумного механизма. То же самое можно сказать о его понимании психических явлений. «Поэтому он твердо убежден, что для различ­ных переживаний всегда существуют строго соответствующие им формы выражения и что человеческое тело является не чем иным, как тон­чайшим инструментом, обладающим множеством различных ме­ханизмов» [5, стр.188]. Представление о механистичности всего внешнего позво­ляет резко выделить из окружающего мира творческую личность — художника. Только он является в глазах Леонардо чем-то по-настоя­щему живым, самостоятельным, имеющим собственное лицо и судь­бу. На долю же всего, что вне творческой личности, остается одна механическая связь явлений. Обратим, наконец, внимание еще на одну своеобразную черту Леонардо. Этот гений Ренессанса, по всей види­мости, мало читал. Вероятно, это был просто малообразованный че­ловек. Во всяком случае, исследователи не находят прямых подтверж­дений тому, что он был знаком с серьезной литературой. Это был «человек глаза», потому что был чрезвычайно наблюдателен и выше всего ценил наглядность, а не рассуждения. Кроме того, Леонардо был одарен огромной художественной и научной интуицией. С вирту­озной изобретательностью он постоянно занимается проектами тех­нических устройств и поисками научных открытий. В ряде случаев он предвосхитил современную технику. В его бумагах найдены проекты технических устройств, весьма похожие на современные. Однако Лео­нардо не довел ни одно из своих гениальных прозрений (за исключе­нием живописных) до практической реализации.

Французский исследователь творчества Леонардо пишет: «Все сви­детельствует нам, что он любил нравиться, что он хотел соблазнять, что он искал вокруг себя ту обстановку сладостного опьянения от доверия и согласия, которая служит художнику утонченной наградой за его труды... Этот столь живой и обаятельный ум любит изумлять. Он одевается не как все: он носит бороду и длинные волосы, которые делают его похожим на античного мудреца... Это человек, живущий на свой манер, ни перед кем не отчитываясь; этим он часто шокиру­ет... Духовная позиция Леонардо, определенная свежесть чувства, ос­тавляющая неискаженной способность удивляться, есть как раз то, что порождало Ницше. Возможно, в свою жизнь Леонардо вложил столько же таланта, сколько в свои произведения. Он сознательно поставил себя несколько в стороне от человечества, которое в грубом состоянии внушало ему ужас, как он довольно часто писал»[5, стр.189].

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Возрождение, и как эпоха социокультурного кризиса.

 

Для современных людей Ренессанс есть исторический период, прежде всего давший высочайшие образцы человеческой мысли, художественного таланта, открывший не­повторимость и уникальность личности. Однако не сле­дует забывать, что Возрождение — это не только эпоха возникновения нового, но и одновременно глубочайшего кризиса средневекового миропонимания и социального устройства. В это время мы наблюдаем, попытки вос­становить традиционные способы жизни и бытия людей при помощи карательных мер. Следует вспомнить, что инквизиция как всемогущее учреждение возникло в эпо­ху Возрождения. Только в XIII в. папа Григорий XIX на­правляет своих представителей в Южную Францию для расследования еретических деяний, конфискации имуще­ства и сожжения на костре еретиков. В Испании инкви­зиция официально была утверждена только в XV в. Вплоть до XIV в. сожжение ведьм на костре было единичным явлением. И только во второй половине XV в. появились папские буллы, которые узаконили преследование ведьм в качестве обязанностей именно церковного руководства. Специалисты по праву фиксируют, что именно в период глубокого кризиса западноевропей­ского общества вводятся новые нормы уголовного права (XVI—XVII вв.), связанные с введением самых строгих кар за различные преступления. Причиной, этому послужил взрыв насилия в обществе.

Эпоха Возрождения является не только эпохой, давшей миру высочайшие образцы художественного гения, науки и философии, но и эпохой обширного социокультурного кри­зиса, связанного с разрушением  старой средневековой идеологии и социума, и возникновения новых форм, образцов культурной деятельности, становления социаль­ного механизма капиталистического общества. В этом смысле время Ренессанса с большим основанием можно называть «срединными веками» поскольку оно включает в себя не только моменты, связанные с разруше­нием старого и возникновением нового, но и эпоху так называемого безвременья.

Возрождение дало миру новое представление об идеа­ле человеческого существования. Человек по своей сути в представлении ренессансных идеологов является добрым, разумным и прекрасным существом. Его индивидуаль­ность носит качественно новый характер — по сравнению с античностью. Там индивид мог существовать в качестве полноценно развитого культурного существа только в оп­ределенной социальной общности: городе-государстве, полисе. Вне своего родного полиса человек превращался в существо второго сорта. Совершенно новую установку мы видим в эпоху Возрождения, где индивид оказывает­ся самодостаточным в своей деятельности и не зависит от различного рода коллективных общностей, будь то город, род или сословие. В отличие от средневековья, где единственной творческой самодостаточной личностью являлся только Бог, творя­щий мир «по своему слову», в возрожденческом сознании превалирует идея приравненности человека Богу.

Именно в эту эпоху диаметральным образом изменился со­циальный статус художника: из индивида — представите­ля одного из низших сословий традиционного общества он превращается в социокультурный идеал, поскольку именно в его творчестве реализованы главные культурные идеи, ценности и идеалы возрожденческого гуманизма: свобода, творчество, самодеятельность, самодостаточность и саморазвитие. Известно, что в Древней Греции искусство было лишь разновидностью ремесла, поскольку осуществлялось за деньги, и художническая деятельность, подобно ремес­леннической, была лишь подражанием образцам (природ­ным или мифологическим). В Древнем Риме по своему со­циальному статусу профессия актера приравнивалась к профессиям гладиатора или женщин легкого поведения, ибо была связана с лишением «гражданской чести». В средневековье художник был приписан к малярному цеху, а поэт мог заниматься поэзией лишь по совместительству, будучи, прежде всего школьным учителем, библиотекарем и т. д. Художник эпохи Ренессанса воплощает в себе куль­турный идеал свободной и творческой личности, что ве­дет к изменению статусности искусства. Недаром ведущие королевские дома Европы наперебой сражаются за изве­стных поэтов, музыкантов, художников, переманивая, их друг у друга, а похороны Рафаэля превращаются в гиган­тскую манифестацию, свидетельствуя о признании заслуг этого великого мастера со стороны всех слоев общества.

В самом популярном романе эпохи Возрождения «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле утверждается идея о беско­нечной творческой сущности человека, который оказыва­ется не только «сам себе партией», но и сам себе обществом и сам себе универсумом. В индивидуальном проявлении творящего субъекта выступает и бесконечная сущность человечества. Освобождение человека и общества отсюда мыслится как уничтожение всяких внешних обстоя­тельств, мешающих свободному саморазвертыванию че­ловеческого духа. Недаром на воротах Телемской обите­ли, идеальной, по замыслу Рабле, форме общественного устройства, начертан главный лозунг этой наилучшей формы человеческого существования: «Делай, что хо­чешь». Конечно, по мнению великого гуманиста, этот лозунг предполагал не своеволие, эгоистичность и антиобщественность поведения человека, а выражал веру в природную красоту и разумность личности — недаром на­селение Телемской обители проводило свое время в заня­тиях искусством, философией и наукой. Однако подобная позиция оказалась оторванной от действительных реалий возрожденческого бытия, хотя, еще раз подчеркнем, и явилась одним из важнейших источников становления новой культуры [2, стр. 268].

Проблема заключается в том, что установка на индивидуальность, реализованная столь мощно и великолепно в сфере искусства, оказалась разрушительной для социаль­ной и политической ткани жизни ренессансного общества. Здесь индивидуальность превращается в явно выражен­ный индивидуализм, зоологическое утверждение только своих потребностей и желаний, деградацию гуманистичес­кой морали в различные формы ситуативной этики. Сти­хийное самоутверждение индивидуальности часто оказы­валось весьма далеким от благородного ренессансного гуманизма.

Информация о работе Философия эпохи Возрождения