Философия эпохи Возрождения. Основные черты, идеи, представители

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 20:03, реферат

Описание работы

Хронологически эпоха Возрождения охватывает период с XIV до конца XVI - начала XVII вв. Термином «Возрождение», или «Ренессанс» (который принадлежит Якобу Буркхардту, опубликовавшему в 1860 г. книгу «Культура Ренессанса в Италии»), характеризуют, прежде всего, культуру Италии, ставшей в этот период центром притяжения европейских интеллектуальных сил, объединенных именем гуманистов. И хотя термин «гуманизм» появился позднее, именно им можно определить философскую мысль эпохи.
Гуманистическое направление рождалось вне школьной традиции. Его средоточием были кружки, возникавшие при дворах государей или меценатов. Как правило, гуманистами были ученые без ученых званий, объединенные не по сословному признаку, а именно и только на основании своей образованности. Гуманистом считался человек, для которого изучение греческой и латинской древностей, почитавшихся образцами культуры, было необходимостью. Исследование и переводы на национальные языки оригиналов работ античной классики составляло основу их деятельности.
Возрождение – новый этап в истории мировой культуры. По значению, которое имело Возрождение для развития культуры и искусства, с ним может быть сопоставлена в прошлом только эпоха расцвета античной цивилизации. В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из-под развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир – греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки Средневековья; в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть.
В реферате будет рассмотрена философия эпохи Возрождения, ее основные черты и идеи.









Введение
Хронологически эпоха Возрождения охватывает период с XIV до конца XVI - начала XVII вв. Термином «Возрождение», или «Ренессанс» (который принадлежит Якобу Буркхардту, опубликовавшему в 1860 г. книгу «Культура Ренессанса в Италии»), характеризуют, прежде всего, культуру Италии, ставшей в этот период центром притяжения европейских интеллектуальных сил, объединенных именем гуманистов. И хотя термин «гуманизм» появился позднее, именно им можно определить философскую мысль эпохи.
Гуманистическое направление рождалось вне школьной традиции. Его средоточием были кружки, возникавшие при дворах государей или меценатов. Как правило, гуманистами были ученые без ученых званий, объединенные не по сословному признаку, а именно и только на основании своей образованности. Гуманистом считался человек, для которого изучение греческой и латинской древностей, почитавшихся образцами культуры, было необходимостью. Исследование и переводы на национальные языки оригиналов работ античной классики составляло основу их деятельности.
Возрождение – новый этап в истории мировой культуры. По значению, которое имело Возрождение для развития культуры и искусства, с ним может быть сопоставлена в прошлом только эпоха расцвета античной цивилизации. В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из-под развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир – греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки Средневековья; в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть.
В реферате будет рассмотрена философия эпохи Возрождения, ее основные черты и идеи.

1. Антропоцентризм и проблема личности
Возрождение называют величайшим прогрессивным переворотом из всех пережитых до того времени человечеством. Люди этого времени были более или менее овеяны характерным для эпохи духом смелых искателей приключений. На основе этого и возникла открыто враждебная феодальной культуре новая культура, названная культурой Возрождения (Ринашименто – на итальянском, Ренессанс – на французском языке).
С Возрождением связывают формирование гуманистического мировоззрения, провозгласившего в качестве высшей ценности человека, его достоинство, свободу и права. Человек рассматривается как центр мироздания, а остальной мир познается и оценивается только сквозь призму человеческого бытия. Такая позиция называется антропоцентризмом.
Очень четко и понятно эту позицию можно увидеть в творчестве Пико дела Мирандолы. Пико дела Мирандола Джованни (1463-1494) - итальянский философ и гуманист. Ссылаясь в «Речи о достоинстве человека» на изречения Гермеса Трисмегиста (транслируемые Асклепием), Мирандола пишет: «…все Божьи творения онтологически определены но сущности быть тем, что они есть, а не иным. Человек, напротив, единственный из творений, который помещен на границе двух миров. Свойства человека не предрешены, но заданы таким образом, что он сам лепит свой образ согласно заранее выбранной форме. И, таким образом, человек может возвышаться посредством чистого разума и стать ангелом, и может подниматься еще выше. Величие человека будет, таким образом, заключаться в искусстве быть творцом самого себя, в самоконституировании».
По Мирандоле, в человеке наличествует семя любой жизни. Если же он не удовольствуется ни качеством растения, ни судьбой животного, ни уделом ангела, то в этом случае он явит «единственный дух, сотворенный по образу и подобию Божьему, тот, что был помещен выше всех вещей, и остающийся выше всех вещей».
Суть гуманистической антропологии состоит в том, чтобы земной мир представить обширным полем реальной человеческой деятельности. Творческим н

Содержание

Введение . . . . . . . . . . 3
1. Антропоцентризм и проблема личности. . . . . 4
2. Возрожденческий гуманизм и секуляризация культуры. . . 6
3. Пантеизм натурфилософии Возрождения.. . . . . 11
4. Проблема диалектики в философии Возрождения: Н. Кузанский,
Д. Бруно. . . . . . . . . . . 13
Заключение . . . . . . . . . 18
Литература . . . . . . . . . . 19

Работа содержит 1 файл

Реферат Философия.docx

— 45.81 Кб (Скачать)

     На  смену средневековой культуре пришла новая, светская, свободная от церковной  догматики и схоластики гуманистическая  культура. С того момента, когда светское начало вытесняет религиозное, сохраняя от него лишь внешние сюжетные мотивы, когда интерес к реальной жизни, к ее основным проявлениям одерживает победу над религиозными представлениями, когда сознательное личное творческое начало берет верх над безличными сословными традициями и предрассудками, тогда наступает эпоха Возрождения, в основе которой лежит принцип гуманизма, утверждения достоинства и красоты человека, его разума и воли, его творческих сил.

     Искусство Возрождения формировалось в  условиях, когда устои феодального  уклада жизни были расшатаны, а буржуазно-капиталистические  отношения со всей их торгашеской  моралью и бездушным лицемерием еще не сложились. Еще не успели проявиться пагубные для развития личности последствия  капиталистического разделения труда, смелость, ум, находчивость, сила характера  еще не утратили своего значения. Это  создавало иллюзию бесконечности  дальнейшего прогрессивного развития способностей человека. В искусстве  утверждался идеал титанической личности.

     Истинный  гуманизм провозглашает право человека на свободу, счастье, признает благо  человека основой социального устройства, утверждает принципы равенства, справедливости, человечности в отношениях между  людьми и освобождает их от религиозных  пут.

     Человек, каким мыслили его итальянские  гуманисты эпохи Возрождения, сильный, смелый, развитый физически и духовно, прекрасный и гордый, подлинный хозяин судьбы и устроитель лучшего мира, нашел свое воплощение в искусстве. Но для него не нашлось места в  тогдашней Италии. Мечта о свободном  человеческом обществе, в котором  личность могла бы утвердить себя полностью, проявить все свои дарования, оказалась всего лишь мечтой.

     Исследователи этой эпохи сходятся в том, что  она изобиловала противоречиями. По свидетельству, папа Александр 6, убийца, грабитель и развратник, был как  государственный деятель наделен  блестящим талантом и ратовал  не только за собственное благополучие и возвеличивание своего дома, но и за подчинение Риму разрозненных феодальных княжеств, то есть за объединение Италии. Макиавелли был пламенным патриотом и если в политике оправдывал любые средства для достижения цели, то заветной целью его было единство отечества.

     Не  раз было отмечено, что дурное и  хорошее переплетаются между  собой самым удивительным образом  в эпоху Возрождения. Люди вышли  из средневековья, высокий идеал  гуманизма озарил их духовную жизнь, но они еще новички в свободомыслии. Гармония в социальном устройстве не была достигнута, и безудержные страсти  владели отдельными личностями, побуждая их действовать, не останавливаясь ни перед чем и не задумываясь  о последствиях.

     Вот в каком сложном мире работали великие художники Возрождения. Они упорно воплощали в искусстве  тот идеал, о котором мечтали  и в торжество которого они  верили, хоть он и оказывался несбыточным. Они как бы завершали в искусстве  то, что в жизни оставалось неосуществленным. Титаны, которых породила эта эпоха, вознесли искусство на высшую ступень, добились полного расцвета в пору особенно трагическую, когда наступал конец всем мечтам о народной свободе и об объединении страны. 

     3. Пантеизм натурфилософии Возрождения 

     Гуманистическая культура, первоначально ориентированная  главным образом на человека, все чаще углублялась в истолкование природы. Для интеллектуальной деятельности многих ренессансных ученых такой интерес стал определяющим. Деятельность же Леонардо да Винчи, его научные изыскания свидетельствовали об органической связи его многосторонних интересов к человеку и природе.

     Другим  направлением философского интереса к  природе в ренессансной мысли  была натурфилософия. В XVI в. ее развитие становилось все более интенсивным, по мере того как теряла авторитет аристотелевско - схоластическая интерпретация природы и возрастал интерес к другим, неаристотелевским истолкованиям. Умозрительность, присущая большинству этих истолкований и в принципе свойственная любой натурфилософии, для ренессансной была все же не столь характерна, как для античной. Это объяснялось как более пристальным вниманием ренессансных натурфилософов к обогащавшемуся жизненному опыту той эпохи, так и все более настойчивым их интересом к ее естественно – научным достижениям и учениям.

     Для натурфилософии Ренессанса в целом  же характерны не столько методологические изыскания, сколько онтологическая интуиция, преимущественное стремление к интерпретации бытия, к разработке всеобъемлющих картин природно –  космической жизни. Отсюда и значительная зависимость ренессансной натурфилософии от учений и идей и даже самого названия античной физики. Однако такая зависимость  была относительной и носила творческий характер, так как ренессансные философы природы подобно многим гуманистам возрождали учения и идеи античной физики не бездумно, а относились к ним избирательно и лишь заимствовали те из них, которые соответствовали их пониманию природы.

     Под натурфилософией понималась не только философия природы, но и познание законов универсума, противостоящее книжному знанию схоластиков и теологическим  построениям.

     Можно подметить и общие черты, присущие всем натурфилософам Возрождения. Едва ли не важнейшую из них составляет пантеизм, нараставший в развитии ренессансной философской мысли. Причем общая тенденция этого процесса вела тогдашних философов природы ко все более последовательному подчеркиванию натуралистических черт пантеизма.

     Не  менее важной идеей ренессансной натурфилософии, вытекавшей из ее пантеистической позиции и во многом порождавшей ее, была также идея тождества микро- и макрокосма.

     Общую черту ренессансной натурфилософии, сближавшую ее с подавляющим большинством учений античной физики, следует усматривать и в преобладании качественной интерпретации природы.

     Стремление  к углубленному и достоверному познанию природу нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Николая Кузанского, Джордано Бруно. 

     4. Проблема диалектики в философии Возрождения: Н.Кузанский, Д.Бруно 

     Мыслители Возрождения существенно обогатили  учение о диалектике, ведущее свое начало от античности. Они также  дали образцы применения диалектического  метода к тем сферам мысли, в рамках которых он прежде не применялся. Под  диалектикой понимается метод восхождения  мысли от простого к сложному; он обязательно включает в себя целый  ряд последовательных шагов; каждый последующий шаг не выводим строго логическим путем (путем формально-логического  умозаключения) из предыдущих. Диалектика — метод исследования сложных  предметов, таких, само мысленное вычленение которых из окружающей реальности сопряжено  с большими трудностями. Только диалектический путь в совокупности всех последовательных шагов дает возможность сформулировать многостороннее определение предмета: совокупность этапов движения мысли  и есть ответ на вопрос, чем является данный предмет. Исходные же посылки, как  заметил еще Аристотель, приходится принимать условно, иначе рассуждение  вообще не могло бы начаться, т.е. сдвинуться с мертвой точки. Диалектический взгляд противостоит такому представлению, согласно которому правильное понимание  предмета может быть как бы «с ходу»  сформулировано в одной фразе  или высказывании. Диалектика обращает внимание на процессуальный характер знания. Кратко же могут быть сформулированы только выводы из него, т.е. только тогда, когда мысленный путь весь целиком  пройден и подразумевается при формулировке выводов. Диалектический подход «приглашает» к соучастию в размышлении, к рассуждению, а не требует принимать мысль в готовом виде.

     Диалектика  в эпоху Возрождения представлена трудами многих мыслителей. Однако особая заслуга в ее развитии принадлежит  Н. Кузанскому (1401—1464), названному так  по селению Куза в Германии, где он родился.

     Н. Кузанский, как многие мыслители  Возрождения, в своих построениях  исходил из христиански переработанного  неоплатонизма. Неоплатонизм учит о  божественной эмманации и ступенчатом  строении мира. На вершине иерархии располагается Бог, а далее последовательно  идут более низкие ступени бытия. Отправляясь от этой идеи, Н. Кузанский  развил три главные части своего учения: структурно-математический метод, концепцию о совпадении абсолютного  максимума и абсолютного минимума и, наконец, раскрыл то, что он называет «ученым неведением». Начнем с последнего.

     В трактате «Об ученом неведении» Н. Кузанский  рассуждает следующим образом. Наше знание состоит в сравнивании  и сопоставлении того, что нам  неизвестно, с тем, что известно. Такой процесс познания не испытывает трудностей, когда познаются вещи конечные. Однако по-другому обстоит  дело, когда речь идет о вещах  бесконечных, — таково же большинство  абстрактных объектов, объектов не чувственных, а мыслимых. Бесконечное  не может быть познано посредством  сопоставления с конечным, а только последнее нам известно достоверно. Надо признать, заключает мыслитель, что познание бесконечного прямым путем  невозможно. В смелости признания  этого факта и состоит «ученое  неведение», отличающееся как от неумеренного гносеологического оптимизма людей, неискушенных в знании, так и от пессимизма тех, кто столкнулся о  серьезными трудностями и спасовал. Если к познанию бесконечного нет  прямого пути, то следует искать косвенный, «обходной» путь. Этот путь может быть только ступенчатым, поскольку посредствующими звеньями в нем будут выступать конечные вещи. Однако цепь, состоящая из познания конечных вещей, должна быть выстроена так, чтобы приближать нас к бесконечному. Таков первый аспект «ученого неведения».

     Другой  аспект состоит в том, что, двигаясь по пути уподобления бесконечного конечному, наш разум все же не может постичь  истину во всей полноте, во всей ее обнаженности. Но разум способен усматривать истину «сквозь покровы», не срывая их, не обнажая  истины. Кажется, истина скрыта, но «просвечивает» сквозь покровы, скрывающие ее, к голой  истине стремится только наивное  мышление. Но голая истина слепит глаза, поэтому невозможна. Это так, потому что конечные вещи не только противостоят бесконечному, но и включают в себя бесконечное. Они символизируют  бесконечное. Познание, таким образом, не столько открывает истину, сколько  символизирует ее, свидетельствует  о ней. Этот тезис опирается на идею Н. Кузанского, что «любое» существует в «любом» и все существует во всем. Последняя связана с учением  о тождестве абсолютного максимума и абсолютного минимума.

     Бесконечное возникает в нашем сознании путем  определенного качественного скачка. Бессмысленно увеличивать или уменьшать  бесконечность, умножать или делить. Бесконечность плюс единица есть бесконечность. Бесконечность минус  единица тоже есть бесконечность. И  деление ее на то или другое число  имеет своим результатом ту же самую бесконечность. Следовательно, существует абсолютный максимум, который  не страдает ни от каких конечных операций. Но, будучи в этом смысле неделимым, он есть также и абсолютный минимум. Абсолютный максимум и абсолютный минимум  есть одно и то же. Из этого заключения Н. Кузанский делает вывод о совпадении противоположностей в бесконечности. Следовательно, в Боге, поскольку  он бесконечен, все различия и противопоставления тварного мира исчезают. Бесконечность, т.е. Бог, есть истина во всей полноте. Бог  поэтому одинаково выше и всякого  утверждения и всякого отрицания. Однако совпадение противоположностей в бесконечности в качестве намека на божественное встречается и в тварном мире. Например, окружность превратилась бы в прямую линию, если бы обладала бесконечно большим радиусом. Точно так же треугольник при увеличении до бесконечности одной из сторон превращается в прямую. Интеллект может обнаружить совпадение противоположностей в бесконечности в каждом конкретном случае. Способность охватывать принцип совпадения противоположностей отличает интеллект от разума и от чувств. Интеллект сверхрационален, это наивысший уровень познавательных способностей человека. Он оперирует бесконечностью и интуитивно схватывает совпадение противоположностей в бесконечности.

     Внимание  к теме бесконечности приводит Н. Кузанского к понятиям бесконечно малого, предела и суммы бесконечно малых. Мыслитель разрабатывает структурно-математический метод, ставший непосредственным предшественником математического анализа — одной  из фундаментальных математических теорий. Отправным пунктом структурно-математического  метода является понятие «бытие-возможность». Бытие-возможность есть «дифференциал  всего мирового бытия». Иначе говоря, это зародыш для миров. Это  сжатый или стянутый максимум и как  таковой он есть подобие высшего  божественного максимума. Подобие  двух максимумов связано, прежде всего, с их непрерывностью, становлением, текучестью. Оно есть вечное становление  и неисчерпаемость. Н. Кузанский  обращает внимание не на отдельные  вещи и предметы, а на процессы. Именно процессуальность тварного мира составляет основу его подобия миру божественному. Вечность есть непрерывность, в которой  невозможно выделить отдельные изолированные  моменты. Процессуальность тварного мира объединяет его с миром вечным; прерывность, остановки, разделенность  предметов во времени и пространстве отличают тварный мир от божественного. Мысль Н. Кузанского устремлена к  бесконечности, а следовательно, он предпочитает рассматривать все  предметы мысли в качестве процессов. Таково вообще свойство культуры Ренессанса: она устремлена к бесконечности. Поэтому в Ренессансе все предстает в структурно-математической форме, а часто геометрически. Геометрические фигуры и тела рассматриваются как текучие, переходящие друг в друга: треугольник переходит в прямую, прямая в окружность и обратно, а в пределе (в бесконечности) все сливается в нераздельное единство. Математически и геометрически рассматривается все — от человеческого тела до космоса. В художественном творчестве Возрождения особую роль начинает играть перспектива — объемное изображение, композиционно оформленное на фоне линий, уходящих в бесконечность.

Информация о работе Философия эпохи Возрождения. Основные черты, идеи, представители