Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 20:03, реферат
Хронологически эпоха Возрождения охватывает период с XIV до конца XVI - начала XVII вв. Термином «Возрождение», или «Ренессанс» (который принадлежит Якобу Буркхардту, опубликовавшему в 1860 г. книгу «Культура Ренессанса в Италии»), характеризуют, прежде всего, культуру Италии, ставшей в этот период центром притяжения европейских интеллектуальных сил, объединенных именем гуманистов. И хотя термин «гуманизм» появился позднее, именно им можно определить философскую мысль эпохи.
Гуманистическое направление рождалось вне школьной традиции. Его средоточием были кружки, возникавшие при дворах государей или меценатов. Как правило, гуманистами были ученые без ученых званий, объединенные не по сословному признаку, а именно и только на основании своей образованности. Гуманистом считался человек, для которого изучение греческой и латинской древностей, почитавшихся образцами культуры, было необходимостью. Исследование и переводы на национальные языки оригиналов работ античной классики составляло основу их деятельности.
Возрождение – новый этап в истории мировой культуры. По значению, которое имело Возрождение для развития культуры и искусства, с ним может быть сопоставлена в прошлом только эпоха расцвета античной цивилизации. В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из-под развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир – греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки Средневековья; в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть.
В реферате будет рассмотрена философия эпохи Возрождения, ее основные черты и идеи.
Введение
Хронологически эпоха Возрождения охватывает период с XIV до конца XVI - начала XVII вв. Термином «Возрождение», или «Ренессанс» (который принадлежит Якобу Буркхардту, опубликовавшему в 1860 г. книгу «Культура Ренессанса в Италии»), характеризуют, прежде всего, культуру Италии, ставшей в этот период центром притяжения европейских интеллектуальных сил, объединенных именем гуманистов. И хотя термин «гуманизм» появился позднее, именно им можно определить философскую мысль эпохи.
Гуманистическое направление рождалось вне школьной традиции. Его средоточием были кружки, возникавшие при дворах государей или меценатов. Как правило, гуманистами были ученые без ученых званий, объединенные не по сословному признаку, а именно и только на основании своей образованности. Гуманистом считался человек, для которого изучение греческой и латинской древностей, почитавшихся образцами культуры, было необходимостью. Исследование и переводы на национальные языки оригиналов работ античной классики составляло основу их деятельности.
Возрождение – новый этап в истории мировой культуры. По значению, которое имело Возрождение для развития культуры и искусства, с ним может быть сопоставлена в прошлом только эпоха расцвета античной цивилизации. В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из-под развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир – греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки Средневековья; в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть.
В реферате будет рассмотрена философия эпохи Возрождения, ее основные черты и идеи.
1. Антропоцентризм и проблема личности
Возрождение называют величайшим прогрессивным переворотом из всех пережитых до того времени человечеством. Люди этого времени были более или менее овеяны характерным для эпохи духом смелых искателей приключений. На основе этого и возникла открыто враждебная феодальной культуре новая культура, названная культурой Возрождения (Ринашименто – на итальянском, Ренессанс – на французском языке).
С Возрождением связывают формирование гуманистического мировоззрения, провозгласившего в качестве высшей ценности человека, его достоинство, свободу и права. Человек рассматривается как центр мироздания, а остальной мир познается и оценивается только сквозь призму человеческого бытия. Такая позиция называется антропоцентризмом.
Очень четко и понятно эту позицию можно увидеть в творчестве Пико дела Мирандолы. Пико дела Мирандола Джованни (1463-1494) - итальянский философ и гуманист. Ссылаясь в «Речи о достоинстве человека» на изречения Гермеса Трисмегиста (транслируемые Асклепием), Мирандола пишет: «…все Божьи творения онтологически определены но сущности быть тем, что они есть, а не иным. Человек, напротив, единственный из творений, который помещен на границе двух миров. Свойства человека не предрешены, но заданы таким образом, что он сам лепит свой образ согласно заранее выбранной форме. И, таким образом, человек может возвышаться посредством чистого разума и стать ангелом, и может подниматься еще выше. Величие человека будет, таким образом, заключаться в искусстве быть творцом самого себя, в самоконституировании».
По Мирандоле, в человеке наличествует семя любой жизни. Если же он не удовольствуется ни качеством растения, ни судьбой животного, ни уделом ангела, то в этом случае он явит «единственный дух, сотворенный по образу и подобию Божьему, тот, что был помещен выше всех вещей, и остающийся выше всех вещей».
Суть гуманистической антропологии состоит в том, чтобы земной мир представить обширным полем реальной человеческой деятельности. Творческим н
Введение . . . . . . . . . . 3
1. Антропоцентризм и проблема личности. . . . . 4
2. Возрожденческий гуманизм и секуляризация культуры. . . 6
3. Пантеизм натурфилософии Возрождения.. . . . . 11
4. Проблема диалектики в философии Возрождения: Н. Кузанский,
Д. Бруно. . . . . . . . . . . 13
Заключение . . . . . . . . . 18
Литература . . . . . . . . . . 19
На смену средневековой культуре пришла новая, светская, свободная от церковной догматики и схоластики гуманистическая культура. С того момента, когда светское начало вытесняет религиозное, сохраняя от него лишь внешние сюжетные мотивы, когда интерес к реальной жизни, к ее основным проявлениям одерживает победу над религиозными представлениями, когда сознательное личное творческое начало берет верх над безличными сословными традициями и предрассудками, тогда наступает эпоха Возрождения, в основе которой лежит принцип гуманизма, утверждения достоинства и красоты человека, его разума и воли, его творческих сил.
Искусство
Возрождения формировалось в
условиях, когда устои феодального
уклада жизни были расшатаны, а буржуазно-капиталистические
отношения со всей их торгашеской
моралью и бездушным лицемерием
еще не сложились. Еще не успели проявиться
пагубные для развития личности последствия
капиталистического разделения труда,
смелость, ум, находчивость, сила характера
еще не утратили своего значения. Это
создавало иллюзию
Истинный
гуманизм провозглашает право человека
на свободу, счастье, признает благо
человека основой социального
Человек, каким мыслили его итальянские гуманисты эпохи Возрождения, сильный, смелый, развитый физически и духовно, прекрасный и гордый, подлинный хозяин судьбы и устроитель лучшего мира, нашел свое воплощение в искусстве. Но для него не нашлось места в тогдашней Италии. Мечта о свободном человеческом обществе, в котором личность могла бы утвердить себя полностью, проявить все свои дарования, оказалась всего лишь мечтой.
Исследователи
этой эпохи сходятся в том, что
она изобиловала
Не
раз было отмечено, что дурное и
хорошее переплетаются между
собой самым удивительным образом
в эпоху Возрождения. Люди вышли
из средневековья, высокий идеал
гуманизма озарил их духовную жизнь,
но они еще новички в
Вот
в каком сложном мире работали
великие художники Возрождения.
Они упорно воплощали в искусстве
тот идеал, о котором мечтали
и в торжество которого они
верили, хоть он и оказывался несбыточным.
Они как бы завершали в искусстве
то, что в жизни оставалось неосуществленным.
Титаны, которых породила эта эпоха, вознесли
искусство на высшую ступень, добились
полного расцвета в пору особенно трагическую,
когда наступал конец всем мечтам о народной
свободе и об объединении страны.
3.
Пантеизм натурфилософии Возрождения
Гуманистическая культура, первоначально ориентированная главным образом на человека, все чаще углублялась в истолкование природы. Для интеллектуальной деятельности многих ренессансных ученых такой интерес стал определяющим. Деятельность же Леонардо да Винчи, его научные изыскания свидетельствовали об органической связи его многосторонних интересов к человеку и природе.
Другим направлением философского интереса к природе в ренессансной мысли была натурфилософия. В XVI в. ее развитие становилось все более интенсивным, по мере того как теряла авторитет аристотелевско - схоластическая интерпретация природы и возрастал интерес к другим, неаристотелевским истолкованиям. Умозрительность, присущая большинству этих истолкований и в принципе свойственная любой натурфилософии, для ренессансной была все же не столь характерна, как для античной. Это объяснялось как более пристальным вниманием ренессансных натурфилософов к обогащавшемуся жизненному опыту той эпохи, так и все более настойчивым их интересом к ее естественно – научным достижениям и учениям.
Для натурфилософии Ренессанса в целом же характерны не столько методологические изыскания, сколько онтологическая интуиция, преимущественное стремление к интерпретации бытия, к разработке всеобъемлющих картин природно – космической жизни. Отсюда и значительная зависимость ренессансной натурфилософии от учений и идей и даже самого названия античной физики. Однако такая зависимость была относительной и носила творческий характер, так как ренессансные философы природы подобно многим гуманистам возрождали учения и идеи античной физики не бездумно, а относились к ним избирательно и лишь заимствовали те из них, которые соответствовали их пониманию природы.
Под натурфилософией понималась не только философия природы, но и познание законов универсума, противостоящее книжному знанию схоластиков и теологическим построениям.
Можно подметить и общие черты, присущие всем натурфилософам Возрождения. Едва ли не важнейшую из них составляет пантеизм, нараставший в развитии ренессансной философской мысли. Причем общая тенденция этого процесса вела тогдашних философов природы ко все более последовательному подчеркиванию натуралистических черт пантеизма.
Не менее важной идеей ренессансной натурфилософии, вытекавшей из ее пантеистической позиции и во многом порождавшей ее, была также идея тождества микро- и макрокосма.
Общую черту ренессансной натурфилософии, сближавшую ее с подавляющим большинством учений античной физики, следует усматривать и в преобладании качественной интерпретации природы.
Стремление
к углубленному и достоверному познанию
природу нашло отражение в творчестве
Леонардо да Винчи, Николая Коперника,
Николая Кузанского, Джордано Бруно.
4.
Проблема диалектики в философии Возрождения:
Н.Кузанский, Д.Бруно
Мыслители
Возрождения существенно
Диалектика
в эпоху Возрождения
Н.
Кузанский, как многие мыслители
Возрождения, в своих построениях
исходил из христиански переработанного
неоплатонизма. Неоплатонизм учит о
божественной эмманации и ступенчатом
строении мира. На вершине иерархии
располагается Бог, а далее последовательно
идут более низкие ступени бытия.
Отправляясь от этой идеи, Н. Кузанский
развил три главные части своего
учения: структурно-математический метод,
концепцию о совпадении абсолютного
максимума и абсолютного
В
трактате «Об ученом неведении» Н. Кузанский
рассуждает следующим образом. Наше
знание состоит в сравнивании
и сопоставлении того, что нам
неизвестно, с тем, что известно.
Такой процесс познания не испытывает
трудностей, когда познаются вещи
конечные. Однако по-другому обстоит
дело, когда речь идет о вещах
бесконечных, — таково же большинство
абстрактных объектов, объектов не
чувственных, а мыслимых. Бесконечное
не может быть познано посредством
сопоставления с конечным, а только
последнее нам известно достоверно.
Надо признать, заключает мыслитель,
что познание бесконечного прямым путем
невозможно. В смелости признания
этого факта и состоит «ученое
неведение», отличающееся как от неумеренного
гносеологического оптимизма
Другой
аспект состоит в том, что, двигаясь
по пути уподобления бесконечного конечному,
наш разум все же не может постичь
истину во всей полноте, во всей ее обнаженности.
Но разум способен усматривать истину
«сквозь покровы», не срывая их, не обнажая
истины. Кажется, истина скрыта, но «просвечивает»
сквозь покровы, скрывающие ее, к голой
истине стремится только наивное
мышление. Но голая истина слепит глаза,
поэтому невозможна. Это так, потому
что конечные вещи не только противостоят
бесконечному, но и включают в себя
бесконечное. Они символизируют
бесконечное. Познание, таким образом,
не столько открывает истину, сколько
символизирует ее, свидетельствует
о ней. Этот тезис опирается на
идею Н. Кузанского, что «любое» существует
в «любом» и все существует
во всем. Последняя связана с учением
о тождестве абсолютного
Бесконечное
возникает в нашем сознании путем
определенного качественного
Внимание
к теме бесконечности приводит Н.
Кузанского к понятиям бесконечно малого,
предела и суммы бесконечно малых.
Мыслитель разрабатывает
Информация о работе Философия эпохи Возрождения. Основные черты, идеи, представители