Философия эпохи Возрождения. Основные черты, идеи, представители

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 20:03, реферат

Описание работы

Хронологически эпоха Возрождения охватывает период с XIV до конца XVI - начала XVII вв. Термином «Возрождение», или «Ренессанс» (который принадлежит Якобу Буркхардту, опубликовавшему в 1860 г. книгу «Культура Ренессанса в Италии»), характеризуют, прежде всего, культуру Италии, ставшей в этот период центром притяжения европейских интеллектуальных сил, объединенных именем гуманистов. И хотя термин «гуманизм» появился позднее, именно им можно определить философскую мысль эпохи.
Гуманистическое направление рождалось вне школьной традиции. Его средоточием были кружки, возникавшие при дворах государей или меценатов. Как правило, гуманистами были ученые без ученых званий, объединенные не по сословному признаку, а именно и только на основании своей образованности. Гуманистом считался человек, для которого изучение греческой и латинской древностей, почитавшихся образцами культуры, было необходимостью. Исследование и переводы на национальные языки оригиналов работ античной классики составляло основу их деятельности.
Возрождение – новый этап в истории мировой культуры. По значению, которое имело Возрождение для развития культуры и искусства, с ним может быть сопоставлена в прошлом только эпоха расцвета античной цивилизации. В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из-под развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир – греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки Средневековья; в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть.
В реферате будет рассмотрена философия эпохи Возрождения, ее основные черты и идеи.









Введение
Хронологически эпоха Возрождения охватывает период с XIV до конца XVI - начала XVII вв. Термином «Возрождение», или «Ренессанс» (который принадлежит Якобу Буркхардту, опубликовавшему в 1860 г. книгу «Культура Ренессанса в Италии»), характеризуют, прежде всего, культуру Италии, ставшей в этот период центром притяжения европейских интеллектуальных сил, объединенных именем гуманистов. И хотя термин «гуманизм» появился позднее, именно им можно определить философскую мысль эпохи.
Гуманистическое направление рождалось вне школьной традиции. Его средоточием были кружки, возникавшие при дворах государей или меценатов. Как правило, гуманистами были ученые без ученых званий, объединенные не по сословному признаку, а именно и только на основании своей образованности. Гуманистом считался человек, для которого изучение греческой и латинской древностей, почитавшихся образцами культуры, было необходимостью. Исследование и переводы на национальные языки оригиналов работ античной классики составляло основу их деятельности.
Возрождение – новый этап в истории мировой культуры. По значению, которое имело Возрождение для развития культуры и искусства, с ним может быть сопоставлена в прошлом только эпоха расцвета античной цивилизации. В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из-под развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир – греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки Средневековья; в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть.
В реферате будет рассмотрена философия эпохи Возрождения, ее основные черты и идеи.

1. Антропоцентризм и проблема личности
Возрождение называют величайшим прогрессивным переворотом из всех пережитых до того времени человечеством. Люди этого времени были более или менее овеяны характерным для эпохи духом смелых искателей приключений. На основе этого и возникла открыто враждебная феодальной культуре новая культура, названная культурой Возрождения (Ринашименто – на итальянском, Ренессанс – на французском языке).
С Возрождением связывают формирование гуманистического мировоззрения, провозгласившего в качестве высшей ценности человека, его достоинство, свободу и права. Человек рассматривается как центр мироздания, а остальной мир познается и оценивается только сквозь призму человеческого бытия. Такая позиция называется антропоцентризмом.
Очень четко и понятно эту позицию можно увидеть в творчестве Пико дела Мирандолы. Пико дела Мирандола Джованни (1463-1494) - итальянский философ и гуманист. Ссылаясь в «Речи о достоинстве человека» на изречения Гермеса Трисмегиста (транслируемые Асклепием), Мирандола пишет: «…все Божьи творения онтологически определены но сущности быть тем, что они есть, а не иным. Человек, напротив, единственный из творений, который помещен на границе двух миров. Свойства человека не предрешены, но заданы таким образом, что он сам лепит свой образ согласно заранее выбранной форме. И, таким образом, человек может возвышаться посредством чистого разума и стать ангелом, и может подниматься еще выше. Величие человека будет, таким образом, заключаться в искусстве быть творцом самого себя, в самоконституировании».
По Мирандоле, в человеке наличествует семя любой жизни. Если же он не удовольствуется ни качеством растения, ни судьбой животного, ни уделом ангела, то в этом случае он явит «единственный дух, сотворенный по образу и подобию Божьему, тот, что был помещен выше всех вещей, и остающийся выше всех вещей».
Суть гуманистической антропологии состоит в том, чтобы земной мир представить обширным полем реальной человеческой деятельности. Творческим н

Содержание

Введение . . . . . . . . . . 3
1. Антропоцентризм и проблема личности. . . . . 4
2. Возрожденческий гуманизм и секуляризация культуры. . . 6
3. Пантеизм натурфилософии Возрождения.. . . . . 11
4. Проблема диалектики в философии Возрождения: Н. Кузанский,
Д. Бруно. . . . . . . . . . . 13
Заключение . . . . . . . . . 18
Литература . . . . . . . . . . 19

Работа содержит 1 файл

Реферат Философия.docx

— 45.81 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     План

     Введение . . . . . . . . . . 3

     1. Антропоцентризм и проблема личности. . . . . 4

     2. Возрожденческий гуманизм и секуляризация  культуры. . . 6

     3. Пантеизм натурфилософии Возрождения.. . . . . 11

    4. Проблема  диалектики в философии Возрождения:  Н. Кузанский, 

    Д. Бруно. . . . . . . . . . . 13

     Заключение . . . . . . . . . 18

     Литература . . . . . . . . . . 19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Хронологически  эпоха Возрождения охватывает период с XIV до конца XVI - начала XVII вв. Термином «Возрождение», или «Ренессанс» (который принадлежит Якобу Буркхардту, опубликовавшему в 1860 г. книгу «Культура Ренессанса в Италии»), характеризуют, прежде всего, культуру Италии, ставшей в этот период центром притяжения европейских интеллектуальных сил, объединенных именем гуманистов. И хотя термин «гуманизм» появился позднее, именно им можно определить философскую мысль эпохи.

     Гуманистическое направление рождалось вне школьной традиции. Его средоточием были кружки, возникавшие при дворах государей  или меценатов. Как правило, гуманистами  были ученые без ученых званий, объединенные не по сословному признаку, а именно и только на основании своей образованности. Гуманистом считался человек, для которого изучение греческой и латинской  древностей, почитавшихся образцами  культуры, было необходимостью. Исследование и переводы на национальные языки  оригиналов работ античной классики составляло основу их деятельности.

     Возрождение – новый этап в истории мировой  культуры. По значению, которое имело  Возрождение для развития культуры и искусства, с ним может быть сопоставлена в прошлом только эпоха  расцвета античной цивилизации. В спасенных  при падении Византии рукописях, в вырытых из-под развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир –  греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки Средневековья; в Италии наступил невиданный расцвет  искусства, который явился как бы отблеском классической древности  и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть.

     В реферате будет рассмотрена философия  эпохи Возрождения, ее основные черты  и идеи. 
 

     1. Антропоцентризм и проблема личности

     Возрождение называют величайшим прогрессивным  переворотом из всех пережитых до того времени человечеством. Люди этого  времени были более или менее  овеяны характерным для эпохи  духом смелых искателей приключений. На основе этого и возникла открыто  враждебная феодальной культуре новая  культура, названная культурой Возрождения (Ринашименто – на итальянском, Ренессанс  – на французском языке).

     С Возрождением связывают формирование гуманистического мировоззрения, провозгласившего в качестве высшей ценности человека, его достоинство, свободу и права. Человек рассматривается как  центр мироздания, а остальной  мир познается и оценивается  только сквозь призму человеческого  бытия. Такая позиция называется антропоцентризмом.

     Очень четко и понятно эту позицию  можно увидеть в творчестве Пико дела Мирандолы. Пико дела Мирандола Джованни (1463-1494) - итальянский философ и гуманист. Ссылаясь в «Речи о достоинстве человека» на изречения Гермеса Трисмегиста (транслируемые Асклепием), Мирандола пишет:  «…все Божьи творения онтологически определены но сущности быть тем, что они есть, а не иным. Человек, напротив, единственный из творений, который помещен на границе двух миров. Свойства человека не предрешены, но заданы таким образом, что он сам лепит свой образ согласно заранее выбранной форме. И, таким образом, человек может возвышаться посредством чистого разума и стать ангелом, и может подниматься еще выше. Величие человека будет, таким образом, заключаться в искусстве быть творцом самого себя, в самоконституировании».

     По  Мирандоле, в человеке наличествует семя любой жизни. Если же он не удовольствуется ни качеством растения, ни судьбой животного, ни уделом ангела, то в этом случае он явит «единственный дух, сотворенный по образу и подобию Божьему, тот, что был помещен выше всех вещей, и остающийся выше всех вещей».

     Суть  гуманистической антропологии состоит  в том, чтобы земной мир представить  обширным полем реальной человеческой деятельности. Творческим началом мира по-прежнему считался Бог, передавший в акте творения эту способность  и человеку. Поэтому смысл философии  виделся в раскрытии гармонического единства Божественного и человеческого, а не в их противопоставлении. Задача же человека состояла не в преодолении  греховности, а в умении следовать  природе, на началах которой должна обосновываться человеческая мораль. Вследствие этого идее христианского  подвижничества нет места в гуманистическом  учении о человеке. Ее место занимает ярко выраженный антиаскетизм, в основании  которого лежат идеи наслаждения, пользы и личной выгоды. Неслучайно именно в этот период происходит полная реабилитация идей Эпикура. Гуманистическая мысль  представляет человека не в его ничтожестве  и величии, но в зависимости от степени его цивилизованности.

     Джаноццо  Манетти (1396 - 1459) говорил, что существование  наук и ремесел, мореплавания и способности  открывать новые земли есть лучшие доказательства достоинства и величия  человека. Взгляд на мир с точки  зрения человека привел к созданию утопий как проявления проективных  возможностей человека и рождающейся  на основании эмпиризма науки  с ее требованием верификации  результатов не прошлым, а будущим.

     Средневековый аскетизм ниспровергнут, церковное  учение, согласно которому земная жизнь  есть жизнь «смрадная», а человеческая плоть жалка и постыдна, уже  не определяет сознания людей. Гуманисты  славят земную красоту, и в этом они  возрождают идеалы античного мира. Но эпоха Возрождения этим не ограничивается. Человек представлялся в античном мире игрушкой рока, и личные качества и воля не могли превратить его  в хозяина судьбы. Эпоха Возрождения  возвеличивает человека, возносит его  на беспримерно высокий пьедестал, уделяет ему такое место в  мире, которое никогда до этого  не грезилось ему. В этом, пожалуй, основное величие, непреходящее значение для всех времен и народов переворота, свершившегося в эту эпоху в сознании людей. 

     2. Возрожденческий гуманизм и секуляризация культуры 

     Гуманизм (от латинского гуманос — человечный) — есть воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Гуманизм имел длительную предысторию  в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важнейшие политические, социальные и нравственные приложения, он складывается впервые именно в  эпоху Возрождения.

     Спор  шел принципиальный — о новом  мировоззренческом, нравственном и  политическом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика, т.е. бесплодное, оторванное от жизни умствование. В  стремлении достигнуть справедливого  общественно-государственного устройства в Италии вводилось парламентское  правление. Велся также поиск  путей согласования интересов людей. Основу человеческих отношений, считали  гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса и индивидуализма. Гуманизм ставит вопрос об истинном благородстве человека.

     Гуманизм  тесно связан с различными сферами  социально-политической и культурной жизни Италии 14-16 вв., с общественным сознанием отдельных классов  и слоев, с литературой, наукой, искусством, системой образования. В ходе формирования и развития гуманистического мировоззрения в первой стране Возрождения именно этика в широком ее понимании гуманистами стала главной сферой, где рождалось новое учение о человеке, его отношение к природе и обществу, светское понимание его земного предназначения.

     Идеи  раскрепощения личности, высвобождения  ее из оков средневековой феодально-церковной  идеологии, утверждения высокого достоинства человека – свободного творца земного счастья, как и много другие передовые этические идеи, стали определяющими в развитии итальянского гуманизма в целом. Гуманизм является идейной основой этой культуры – антидогматическое, антисхоластическое мировоззрение светского характера, отразившее в своем развитии глубокие изменения в общественных и идеологических условиях позднесредневековой Италии.

     Цицерон, у которого заимствован термин «studia humanitatis», понимал под ним воскрешение на римской почве греческой образованности. Деятели ренессанса придали «studia humanitatis» более широкий смысл – освоение всего богатства античной культуры в ее греческой и латинской традициях, оттенив при этом воспитательное значение нового по сравнению со средними веками комплекса научно-образовательных дисциплин, составленными частями которого были грамматика, риторика, история и этика. Гуманисты были носителями и творцами новой системы знания, в центре которой стояла проблема человека, его земного предназначения. Уже в оценках самих деятелей этой эпохи Возрождение предстало как этап культурного расцвета, наступивший после тысячелетнего господства «средневекового варварства», воскрешало античные традиции, считая себя их прямыми продолжателями.

     Духовная  атмосфера, в которой вызревало  новое мировоззрение, питавшее ренессансную культуру, отличалась исключительной сложностью. Достоинство личности осознается не только в высокой оценке внешних  проявлений, таких как почет и  уважение со стороны общества, но и  все более как раскрытие индивидуальных способностей.

     Зарождение  предпосылок гуманистического мировоззрения  все более определенно связывают  с прогрессивными тенденциями в  развитии духовной культуры Европы 12-13 вв. Городские нецерковные школы  и возникавшие на их основе университеты становились средоточием светского  знания, тяга к которому отражала потребности  общественного развития.

     Новые явления в культуре 12 в. – начало борьбы за освобождение философии от авторитета веры, интерес к проблемам  человека и его места в мире, призыв к объединению «человеческого» и «природного» (гуманитарных и естественнонаучных знаний) в единую систему науки, исходной точкой которой должна стать реальность, а не ее словесный смысл, - могут рассматриваться как провозвестники гуманистических идей Возрождения. Борьба за новые, гуманистические идеалы, ведущаяся небольшим кружком первых гуманистов, не могла не вызвать отпора со стороны представителей старой идеологии, в первую очередь со стороны церковников чистой воды, не без основания видевших в гуманизме серьезную опасность для всего того, чем они жили и что проповедовали.

     Особое  значение имело Возрождение для  развития искусства, утверждения принципов  реализма и гуманизма в литературе, театре и изобразительном искусстве. Ее достижения – это достижения гуманистической культуры и реалистичного искусства, которые утверждают красоту и достоинство человека, познающего красоту мира, осознавшего силу творческих возможностей своего разума и воли.

     В отличие от культуры средневековья  гуманистическая жизнеутверждающая  культура Возрождения носила светский характер. Освобождение от церковной  схоластики и догматики способствовало подъему науки. Страстная жажда  познания реального мира и восхищения им привели к отображению в  искусстве самых различных сторон действительности и сообщили величественный пафос и глубокую проникновенность наиболее значительным творениям художников.

     Важное  значение в становлении искусства  Возрождения имело по-новому понятое  античное наследие. Воздействие античности сильнее всего сказалось на формировании культуры Возрождения в Италии, где сохранилось множество памятников древнеримского искусства. Поэтому в ряде отношений культура Возрождения, особенно в Италии 15 в. В известной мере напоминала культуру классической Греции. Дух героического гуманизма, возвышенной гражданственности, тесной связи художественной культуры с духовными интересами граждан города, стремление украсить, возвысить в образах искусства свой родной город, сближая культуру независимой ренессансной городской коммуны с культурой свободного античного полиса.

     И все же ряд особенностей решительно отличал искусство Возрождения  от искусства греческого, связанного с более ранним историческим этапом развития общества с рабовладением. Во-первых, греческому искусству классического период, то есть связанному с расцветом полиса, не было свойственно острое чувство индивидуальности, личной неповторимости образа человека, характерное для искусства Возрождения. Портрет этого времени пронизан пафосом утверждения личности, сознанием того, что разнообразие и яркость индивидуальностей есть необходимая черта нормального развивающегося общества. Утверждение свободы личности, разнообразия ее дарований в известной мере явилось неизбежным следствием борьбы с феодальной иерархией, неравенством и сословными перегородками средневековья, расчищало дорогу новым общественным отношениям. Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на нескольких языках, не блистал бы в нескольких областях творчества. Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но великим математиком, механиком и инженером. Альбрехт Дюрер был живописцем, гравером, скульптором, архитектором. Макиавелли был государственным деятелем, историком, поэтом. Лютер вычистил авгиевы конюшни не только церкви, но и немецкого языка, создал современную немецкую прозу и сочинил текст и мелодию «Марсельезы» 16 в. Для этих людей характерно то, что они почти все живут в самой гуще интересов своего времени, принимают живое участие в практической борьбе.

Информация о работе Философия эпохи Возрождения. Основные черты, идеи, представители