Философия эпохи Возрождения. Основные черты, идеи, представители

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 20:03, реферат

Описание работы

Хронологически эпоха Возрождения охватывает период с XIV до конца XVI - начала XVII вв. Термином «Возрождение», или «Ренессанс» (который принадлежит Якобу Буркхардту, опубликовавшему в 1860 г. книгу «Культура Ренессанса в Италии»), характеризуют, прежде всего, культуру Италии, ставшей в этот период центром притяжения европейских интеллектуальных сил, объединенных именем гуманистов. И хотя термин «гуманизм» появился позднее, именно им можно определить философскую мысль эпохи.
Гуманистическое направление рождалось вне школьной традиции. Его средоточием были кружки, возникавшие при дворах государей или меценатов. Как правило, гуманистами были ученые без ученых званий, объединенные не по сословному признаку, а именно и только на основании своей образованности. Гуманистом считался человек, для которого изучение греческой и латинской древностей, почитавшихся образцами культуры, было необходимостью. Исследование и переводы на национальные языки оригиналов работ античной классики составляло основу их деятельности.
Возрождение – новый этап в истории мировой культуры. По значению, которое имело Возрождение для развития культуры и искусства, с ним может быть сопоставлена в прошлом только эпоха расцвета античной цивилизации. В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из-под развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир – греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки Средневековья; в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть.
В реферате будет рассмотрена философия эпохи Возрождения, ее основные черты и идеи.









Введение
Хронологически эпоха Возрождения охватывает период с XIV до конца XVI - начала XVII вв. Термином «Возрождение», или «Ренессанс» (который принадлежит Якобу Буркхардту, опубликовавшему в 1860 г. книгу «Культура Ренессанса в Италии»), характеризуют, прежде всего, культуру Италии, ставшей в этот период центром притяжения европейских интеллектуальных сил, объединенных именем гуманистов. И хотя термин «гуманизм» появился позднее, именно им можно определить философскую мысль эпохи.
Гуманистическое направление рождалось вне школьной традиции. Его средоточием были кружки, возникавшие при дворах государей или меценатов. Как правило, гуманистами были ученые без ученых званий, объединенные не по сословному признаку, а именно и только на основании своей образованности. Гуманистом считался человек, для которого изучение греческой и латинской древностей, почитавшихся образцами культуры, было необходимостью. Исследование и переводы на национальные языки оригиналов работ античной классики составляло основу их деятельности.
Возрождение – новый этап в истории мировой культуры. По значению, которое имело Возрождение для развития культуры и искусства, с ним может быть сопоставлена в прошлом только эпоха расцвета античной цивилизации. В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из-под развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир – греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки Средневековья; в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть.
В реферате будет рассмотрена философия эпохи Возрождения, ее основные черты и идеи.

1. Антропоцентризм и проблема личности
Возрождение называют величайшим прогрессивным переворотом из всех пережитых до того времени человечеством. Люди этого времени были более или менее овеяны характерным для эпохи духом смелых искателей приключений. На основе этого и возникла открыто враждебная феодальной культуре новая культура, названная культурой Возрождения (Ринашименто – на итальянском, Ренессанс – на французском языке).
С Возрождением связывают формирование гуманистического мировоззрения, провозгласившего в качестве высшей ценности человека, его достоинство, свободу и права. Человек рассматривается как центр мироздания, а остальной мир познается и оценивается только сквозь призму человеческого бытия. Такая позиция называется антропоцентризмом.
Очень четко и понятно эту позицию можно увидеть в творчестве Пико дела Мирандолы. Пико дела Мирандола Джованни (1463-1494) - итальянский философ и гуманист. Ссылаясь в «Речи о достоинстве человека» на изречения Гермеса Трисмегиста (транслируемые Асклепием), Мирандола пишет: «…все Божьи творения онтологически определены но сущности быть тем, что они есть, а не иным. Человек, напротив, единственный из творений, который помещен на границе двух миров. Свойства человека не предрешены, но заданы таким образом, что он сам лепит свой образ согласно заранее выбранной форме. И, таким образом, человек может возвышаться посредством чистого разума и стать ангелом, и может подниматься еще выше. Величие человека будет, таким образом, заключаться в искусстве быть творцом самого себя, в самоконституировании».
По Мирандоле, в человеке наличествует семя любой жизни. Если же он не удовольствуется ни качеством растения, ни судьбой животного, ни уделом ангела, то в этом случае он явит «единственный дух, сотворенный по образу и подобию Божьему, тот, что был помещен выше всех вещей, и остающийся выше всех вещей».
Суть гуманистической антропологии состоит в том, чтобы земной мир представить обширным полем реальной человеческой деятельности. Творческим н

Содержание

Введение . . . . . . . . . . 3
1. Антропоцентризм и проблема личности. . . . . 4
2. Возрожденческий гуманизм и секуляризация культуры. . . 6
3. Пантеизм натурфилософии Возрождения.. . . . . 11
4. Проблема диалектики в философии Возрождения: Н. Кузанский,
Д. Бруно. . . . . . . . . . . 13
Заключение . . . . . . . . . 18
Литература . . . . . . . . . . 19