Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 17:03, доклад
Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи
Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон
природного и общественного бытия.
Общая характеристика эпохи 3
Гуманистическая мысль эпохи Возрождения 5
Эпоха Возрождения и Реформация 8
Социально-философская мысль эпохи Возрождения 10
Натурфилософия эпохи Возрождения 12
Учение Кузанского о безграничности космоса 13
Натурфилософия Джордано Бруно 14
Упрощенно истолковав позицию
мыслителя как требование
для государя, его оппоненты не учли важного обстоятельства: Макиавелли был
не пропагандистом жестокости и лицемерия, а беспощадным исследователем
реальной политической практики своей эпохи.
Устойчивый же миф о
средства» был создан стараниями иезуитов. Освобождая политику от
морализирования, Макиавелли наносил удар по религии и церкви, что и вызвало
негативную реакцию черной гвардии римских пап. В действительности это
изречение принадлежит иезуиту Эскобару и является девизом ордена.
Макиавелли если и освобождает политического деятеля от непременного
следования моральному закону, то это происходит в силу необходимости и
объясняется противоречиями социальной действительности.
«Следует знать, — пишет
спасение родины, его не перевесят никакие соображения справедливости или
несправедливости, милосердия или жестокости, похвального или позорного,
наоборот, предпочтение во всем следует отдать тому образу действий, который
спасет ее жизнь и сохранит свободу».
Творческое наследие Макиавелли не свободно от противоречий, но
несомненная заслуга мыслителя состоит в том, что он низвел политику с высот
заоблачного лицемерия на реальную почву, превратил ее в объект
беспристрастного анализа, тем самым, возвысив ее, с одной стороны, до
науки, с другой
— до искусства возможного.
Натурфилософия эпохи
Не менее сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению и
церкви, чем гуманистическая мысль, реформационные процессы и еретические
рассуждения Макиавелли,
был нанесен развитием
в. добилось значительных успехов.
Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло
отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452—1519), Николая Коперника
(1473—1543), Иоганна Кеплера (1571—1630), Галилео Галилея (1564—1642).
Их теоретические разработки и экспериментальные исследования
способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке,
об отношении между теорией и практикой.
Леонардо да Винчи, гениальный художник, великий ученый, талантливый
изобретатель (в числе его проектов — идеи танка, парашюта, шлюза),
утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте. Но
подлинную достоверность результатам экспериментирования способна придать
лишь теория.
«Влюбленный в практику без науки — словно кормчий, ступающий на
корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Всегда
практика должна быть воздвигнута на хорошей теории... Наука — полководец, и
практика —
солдаты».
Гелиоцентрическая система
Одним из наиболее
было создание польским астрономом Николаем Коперником гелиоцентрической
системы мира. Основные идеи, положенные в основу этой системы, состоят в
следующем: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг
своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира.
Это открытие произвело поистине революционный переворот, так как
опровергло существовавшую более тысячи лет картину мира, основанную на
геоцентрической системе Аристотеля-Птолемея. Вот почему и сегодня при
упоминании о любом значительном изменении употребляют выражение
«коперниканская революция». Когда немецкий философ XVIII в. И. Кант
оценивал изменения, осуществленные им в теории познания, то и он называл их
«коперниканской революцией». Успехи в развитии естествознания в немалой
степени определили и характер философских размышлений. Ведущим направлением
философской мысли XVI в. становится натурфилософия, а центральное место в
кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного. Переход от
представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал
радикальный пересмотр
всей системы онтологических воззрений.
Учение Кузанского о
Поворот к новой космологии наметился уже в XV в. и был связан с
творчеством крупнейшего европейского мыслителя Николая Кузанского
(1401—1464). Его учение о безграничности космоса ставило под сомнение
богословско-схоластические представления о Вселенной и явилось прямым
следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира.
Бог в философии Кузанского получает наименование абсолютного
максимума, или абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, а
пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в
себе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское
учение Кузанского как пантеизм (от греч. pan — все, theos — бог), важнейший
признак которого составляет безличность единого божественного начала и его
максимальная приближенность к природе.
Согласно пантеистическому
не может иметь самостоятельного существования. Следствием этой зависимости
мира от Бога и является его безграничность: мир имеет «повсюду центр и
нигде окружность. Ибо его окружность и центр есть Бог, который всюду и
нигде». Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу, но «его нельзя
помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был
бы замкнут».
В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как центре
Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его к признанию
движения Земли. В трактате «Об ученом незнании» он прямо говорит: «....
Наша Земля в действительности движется, хоть мы этого и не замечаем».
Было бы неверно видеть в
космологических построениях
предвосхищение гелиоцентризма Коперника. Отвергая центральное положение и
неподвижность Земли, он не отдавал предпочтения какой-либо определенной
схеме движения небесных тел. Но, расшатывая традиционные представления о
мире, он открывал путь к десакрализации космологии, т. е. к ее освобождению
от религиозного
толкования.
Натурфилософия Джордано Бруно
Новые воззрения развивали в своих сочинениях Парацельс (1493—1541),
Бернардино Телезио (1509-1588), Франческа Патрици (1529—1597), Томмазо
Кампанелла, но наиболее глубокие результаты натурфилософия получила в
творчестве Джордано Бруно (1548—1600), с чьим именем связан решающий
поворот в утверждении новой космологии.
Центральная идея космологической доктрины Бруно — тезис о
бесконечности Вселенной. «Она никоим образом не может быть охвачена и
поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и
безгранична...». Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не
может исчезнуть. Она неподвижна, «ибо ничего не имеет вне себя, куда бы
могла переместиться, ввиду того, что она является всем». В самой же
Вселенной происходит
непрерывное изменение и
Обращаясь к характеристике
естественный характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т.
е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи.
«Бесконечные миры... все движутся вследствие внутреннего начала,
которое есть их собственная душа... и вследствие этого напрасно разыскивать
их внешний двигатель».
Положение о бесконечности Вселенной позволило Дж. Бруно по-новому
поставить вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую,
но и гелиоцентрическую системы. Центром Вселенной не может быть ни Земля,
ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров. И у каждого
мира-системы есть свой центр — его звезда.
Разорвав границы мира и утвердив бесконечность Вселенной, Бруно
оказывается перед необходимостью выработать новое представление о Боге и
его отношении к миру. Решение этой проблемы свидетельствует о
пантеистической позиции мыслителя. Бруно утверждает, что природа есть Бог в
вещах, он не противостоит миру как его творец, а находится в самой природе
как внутреннее деятельное начало.
Если в рассуждениях Николая Кузанского природа как бы погружается в
Бога, который сохраняет свою обособленность от мира, то у Бруно Бог
отождествляется с природой, и он немыслим вне материального мира. В этом
состоит кардинальное отличие натуралистического пантеизма Бруно от
мистического пантеизма Кузанского.
Видя в природе не только
совершенное божественное
всего совокупность присущих ей закономерностей, свободных от
непосредственного вмешательства, натурфилософия эпохи открывала путь
дальнейшему развитию экспериментального естествознания, возникновению
классической механики Ньютона, созданию философских концепций XVII - XVIII
вв.
Завершая рассмотрение философских исканий эпохи Возрождения,
необходимо отметить неоднозначность оценок ее наследия. Несмотря на общее