Философия Эпохи Просвещения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:02, контрольная работа

Описание работы

Изучение истории философии имеет большое значение для развития современной философской науки. Изучение истории философии необходимо для развития современных методов научного исследования и практического преобразования мира, для повышения философской культуры.
В своей работе я, на основе различных источников, попытаюсь раскрыть следующие вопросы:
- Философия эпохи Просвещения. Дж.Локк и энциклопедисты;
- Учение о бессознательном З. Фрейда.

Работа содержит 1 файл

Контрольная Философия Эпохи Просвещения.docx

— 59.00 Кб (Скачать)

         В своей работе «Ответ на  вопрос: что такое Просвещение» (1784 г.) И. Кант пишет: « Просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие – это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-нибудь другого. Несовершеннолетие имеет причиной не недостаток рассудка, а недостаток решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Имей мужество пользоваться своим собственным умом! – таков девиз эпохи Просвещения». 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Учение о бессознательном З. Фрейда.

    Самая глубокая и значительная область человеческого разума – это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений в совокупности с эмоциями и воспоминаниями, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в область бессознательного. Именно неосознаваемый материал во многом и определяет наше повседневное функционирование.

    Феномен бессознательного изучали еще в глубокой древности. Например, для Платона признание существования бессознательного послужило основой для создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что имеется в недрах психики человека.

    Проблема бессознательного затронута и в философии Канта, облаченная в форму рассмотрения возможности существования неосознанных представлений. Фрейд неоднократно в своих работах ссылается на Канта и не только разделяет его философские идеи, но и аппелирует к авторитету философа, когда речь идет об обосновании своих психоаналитических концепций.

    Размышления о проблеме бессознательного присутствовали во многих философских работах XIX века. В этот период начинается поворот от рационализма эпохи Просвещения и немецкой классической философии к иирауионалистическому пониманию бытия человека в мире.

  Зигмунд Фрейд (1856-1939) – венский профессор психиатрии, знаменитый ученый, автор психологического учения о бессознательном (психоанализ). Психоанализ (от греческого psyche – душа и analysis – решение) – часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Позднее он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Впервые заговорил о психоанализе в 1896 году, а уже в 1897 начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. Среди психологов XX века доктору Фрейду принадлежит особое место. Его психологические и социологические взгляды оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины XX века.

    На формирование психоаналитического  учения Фрейда большое влияние  оказала философия Шопенгауэра и Ницше. Многие их идеи значимо предопределили различные концепции (в том числе и представления о бессознательном З.Фрейда). Но у Шопенгауэра бессознательное антологично изначально: мировая воля – первопричина всего сущего. Ницше разделяет эту точку зрения, но большое внимание акцентирует на рассмотрении бессознательного так, как оно функционирует в глубинах человеческого существа. Бессознательное для Фрейда же – прежде всего нечто психическое. Подлежащее осмыслению лишь в связи с человеком.

    Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, желаний. Как лечащий врач он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Он искал средства избавления своих пациентов от конфликтов между тем что говорит их сознание и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так появился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом. А учение о бессознательном – это фундамент, на котором основывается вся теория психоанализа.

    Под бессознательным не следует  понимать нечто абстрактное или  просто гипотезу, созданную для  философской системы. Бессознательное  – это те формы душевной  жизни, которые, обладая всеми  свойствами психического, в то  же время не являются частью  сознания. В область бессознательного  входят психические явления, возникающие  во сне (сновидения); ответные  реакции, вызванные неощущаемыми, но реальновоздействующими раздражителями («субсенсорные» или «субцептивные» реакции); Движения, которые ранее были сознательными, но вследствие  повторения автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели и другие. Также к бессознательному относятся также и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д.

   Зачастую мы слышим выражение  «быть сознательным». Это чисто  описательный термин, опирающийся на восприятие. Психический элемент, например представление, обычно не бывает длительно сознательным. Для него характерным является то, что сознание осознанности быстро проходит, представление, в данный момент сознательное, в следующее мгновение может перестать быть таковым, но и вновь может стать сознательным при легко достижимых условиях и т.д.

    Бессознательное образует низший уровень психики. Это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не отдает себе отчета. Бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

    Фрейд исходил из того, что  допущение бессознательного необходимо  в силу существования таких  актов, для объяснения которых   необходимо наличие других актов,  не являющихся сознательными,  так как у данных сознания  имеется множество пробелов. Он  считал, что только в этом случае  не нарушается психическая непрерывность  и становиться понятным существо познавательного процесса с его сознательными актами.

     До Фрейда психология имела  в качестве объекта для исследования  нормального, физически и психически  здорового человека и изучала  феномен сознания. Фрейд, как психопатолог, при исследовании причин и  характера возникновения неврозов, натолкнулся на область человеческой  психики, неизвестную предшествующей  психологии. Появилась необходимость  исследования природы психического  внутреннего мира  «Я» и структур, не вписывающихся в собственно «сознательное» в человеке. Фрейд пришел к заключению, что человеческая психика представляет собой некий конгломерат, состоящий из различных компонентов, которые по своему характеру являются не только сознательными, но и бессознательными и предсознательными.

     По Фрейду  психика человека в общем представляется расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, существенные характеристики личности. Сознательное – это «то представление, которое существует в нашем сознании, и которое мы воспринимаем, как таковое и утверждаем, что именно в этом заключается единственный смысл термина «сознательный»».

     Но во фрейдовской структуре личности обе эти сферы представлены не равнозначно – он считал  бессознательное центральным компонентом, составляющим суть психики человека, а сознательное – лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным. Фрейд утверждал, что своим происхождением сознательное обязано бессознательному и «выкристаллизовывается» из него в процессе развития психики. Поэтому сознательное не суть психики, а лишь ее качество, которое может присоединяться или не присоединятся к другим его качествам.

     Фрейд указывал, что человеческая  психика распадается на три области (сознание, бессознательное и предсознательное), которые находятся в непрерывном взаимодействии, а две первых – еще и в состоянии непрерывной борьбы между собой. В этом и состоит психическая жизнь человека.

    Эта концепция бессознательного сложилась и определилась у Фрейда не сразу и в дальнейшем подверглась значительным изменениям. На первой стадии концепция бессознательного была близка к учению известных французских психологов и психиатров (Шарко, Льебо, Жанэ) и находилась в прямой генетической зависимости. На второй стадии (самой продолжительной и важной в развитии психоанализа) определяются все основные и характерные черты фрейдовского учения о бессознательном. Разработка всех вопросов происходит исключительно в теоретической и прикладной плоскости психологии. В третий период концепция бессознательного претерпевает существенное изменение и начинает сближаться с метафизическим учением Шопенгауэра и Гартмана. Общие вопросы мировоззрения начинают преобладать над частными, специальными проблемами. Бессознательное становится воплощением всего низшего и всего высшего в человеке.

    На основе поразившего его  эксперимента Бернгейма(1889г.), когда загипнотизированной пациентке было внушено приказание - через некоторое время после пробуждения раскрыть стоящий в углу комнаты зонтик и дама в назначенный срок в точности выполнила приказанное, Фрейд сделал три общих вывода:

- мотивация  сознания при всей ее субъективной  искренности не всегда соответствует  действительным причинам поступка;

- поступок  иногда может определяться силами, которые действуют в психике,  но не доходят о сознания;

- эти  психические силы с помощью  известных приемов могут быть  доведены до сознания.

    На основе этих выводов, проверенных  на психиатрической практике, Фрейд  выработал совместно с Брейером так называемый катартический метод лечения истерии. Его сущность заключается в том, что в основе истерии, как и некоторых других психогенных нервных заболеваний, лежат психические образования, не доходящие до сознания больного. Например, душевные потрясения, чувства или желания, однажды пережитые больным, но намеренно им забытые, т.к. его сознание, по каким-то причинам, или боится или стыдится самого воспоминания о них. Эти забытые воспоминания, не проникая в сознание, не могут быть нормально изжиты и отреагированы (разряжены). Именно они и вызывают болезненные симптомы истерии и являются «бессознательными».

    «Бессознательное» можно определить  как некое чужеродное тело, проникшее  в психику. Оно не связано  прочными ассоциативными нитями  с другими моментами сознания  и поэтому разрывает его единое целое. У здоровых людей оно близко к мечтам. Такова первая концепция Фрейда о бессознательном, которой присущи две особенности:

- Фрейд  не дает никакой физиологической  теории бессознательного;

- продукты  бессознательного можно получить  только в переводе на язык  сознания.

    Во втором, классическом периоде  психоанализа, понятие бессознательного  обогащается рядом новых существенных моментов. Бессознательное становиться необходимою частью психического аппарата любого человека. Постоянная и закономерная форма психической жизни – борьба сознания и бессознательного. Причем бессознательное становится продуктивным источником психических сил и энергией для всех областей культурного творчества. Особенно для искусства. Но бессознательное может стать источником всех нервных заболеваний при неудачном ходе борьбы с сознанием.

    Процесс образования бессознательного носит закономерный характер и происходит на протяжении всей жизни человека с момента его рождения и носит название «вытеснения». Вытеснение – одно из важнейших понятий всего психоаналитического учения. В дальнейшем содержание бессознательного типизируется – это уже не случайные разрозненные переживания, а некоторые типичные, в основном общие для всех людей, связанные группы переживаний (комплексы) определенного характера (преимущественно сексуального). Эти комплексы вытесняются в бессознательное в строго определенные периоды, которые повторяются в жизни каждого человека.

    Чтобы лучше понять содержание  бессознательного, рассмотрим теорию влечений Фрейда. В ней говориться, что внутренние раздражения имеют соматический (телесный) источник, т.е. рождаются в организме. Психические представительства этих раздражений Фрейд и называет влечениями и разделяет их по целям и по соматическому источнику на две группы: сексуальные влечения (их цель – продолжение рода) и личные влечения или влечения «Я» (их цель – самосохранение индивида). Здесь содержание бессознательного можно выразить в следующей формуле: в мир бессознательного входит все то, что мог бы сделать организм, если бы был предоставлен чистому принципу наслаждения и не был связан принципом реальности и культурой.

Информация о работе Философия Эпохи Просвещения