Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:02, контрольная работа
Изучение истории философии имеет большое значение для развития современной философской науки. Изучение истории философии необходимо для развития современных методов научного исследования и практического преобразования мира, для повышения философской культуры.
В своей работе я, на основе различных источников, попытаюсь раскрыть следующие вопросы:
- Философия эпохи Просвещения. Дж.Локк и энциклопедисты;
- Учение о бессознательном З. Фрейда.
В своей работе «Ответ на
вопрос: что такое Просвещение» (1784
г.) И. Кант пишет: « Просвещение
– это выход человека из состояния несовершеннолетия,
в котором он находится по собственной
вине. Несовершеннолетие – это неспособность
пользоваться своим рассудком без руководства
со стороны кого-нибудь другого. Несовершеннолетие
имеет причиной не недостаток рассудка,
а недостаток решимости и мужества пользоваться
им без руководства со стороны кого-то
другого. Имей мужество пользоваться своим
собственным умом! – таков девиз эпохи
Просвещения».
2.Учение о бессознательном З. Фрейда.
Самая глубокая и значительная область человеческого разума – это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений в совокупности с эмоциями и воспоминаниями, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в область бессознательного. Именно неосознаваемый материал во многом и определяет наше повседневное функционирование.
Феномен бессознательного изучали еще в глубокой древности. Например, для Платона признание существования бессознательного послужило основой для создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что имеется в недрах психики человека.
Проблема бессознательного затронута и в философии Канта, облаченная в форму рассмотрения возможности существования неосознанных представлений. Фрейд неоднократно в своих работах ссылается на Канта и не только разделяет его философские идеи, но и аппелирует к авторитету философа, когда речь идет об обосновании своих психоаналитических концепций.
Размышления о проблеме бессознательного присутствовали во многих философских работах XIX века. В этот период начинается поворот от рационализма эпохи Просвещения и немецкой классической философии к иирауионалистическому пониманию бытия человека в мире.
Зигмунд Фрейд (1856-1939) – венский профессор психиатрии, знаменитый ученый, автор психологического учения о бессознательном (психоанализ). Психоанализ (от греческого psyche – душа и analysis – решение) – часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Позднее он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Впервые заговорил о психоанализе в 1896 году, а уже в 1897 начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. Среди психологов XX века доктору Фрейду принадлежит особое место. Его психологические и социологические взгляды оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины XX века.
На формирование
Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, желаний. Как лечащий врач он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Он искал средства избавления своих пациентов от конфликтов между тем что говорит их сознание и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так появился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом. А учение о бессознательном – это фундамент, на котором основывается вся теория психоанализа.
Под бессознательным не
Зачастую мы слышим выражение
«быть сознательным». Это
Бессознательное образует низший уровень психики. Это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не отдает себе отчета. Бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.
Фрейд исходил из того, что
допущение бессознательного
До Фрейда психология имела
в качестве объекта для
По Фрейду психика человека в общем представляется расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, существенные характеристики личности. Сознательное – это «то представление, которое существует в нашем сознании, и которое мы воспринимаем, как таковое и утверждаем, что именно в этом заключается единственный смысл термина «сознательный»».
Но во фрейдовской структуре личности обе эти сферы представлены не равнозначно – он считал бессознательное центральным компонентом, составляющим суть психики человека, а сознательное – лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным. Фрейд утверждал, что своим происхождением сознательное обязано бессознательному и «выкристаллизовывается» из него в процессе развития психики. Поэтому сознательное не суть психики, а лишь ее качество, которое может присоединяться или не присоединятся к другим его качествам.
Фрейд указывал, что человеческая психика распадается на три области (сознание, бессознательное и предсознательное), которые находятся в непрерывном взаимодействии, а две первых – еще и в состоянии непрерывной борьбы между собой. В этом и состоит психическая жизнь человека.
Эта концепция бессознательного сложилась и определилась у Фрейда не сразу и в дальнейшем подверглась значительным изменениям. На первой стадии концепция бессознательного была близка к учению известных французских психологов и психиатров (Шарко, Льебо, Жанэ) и находилась в прямой генетической зависимости. На второй стадии (самой продолжительной и важной в развитии психоанализа) определяются все основные и характерные черты фрейдовского учения о бессознательном. Разработка всех вопросов происходит исключительно в теоретической и прикладной плоскости психологии. В третий период концепция бессознательного претерпевает существенное изменение и начинает сближаться с метафизическим учением Шопенгауэра и Гартмана. Общие вопросы мировоззрения начинают преобладать над частными, специальными проблемами. Бессознательное становится воплощением всего низшего и всего высшего в человеке.
На основе поразившего его
эксперимента Бернгейма(1889г.)
- мотивация
сознания при всей ее
- поступок
иногда может определяться
- эти психические силы с помощью известных приемов могут быть доведены до сознания.
На основе этих выводов,
«Бессознательное» можно
- Фрейд
не дает никакой
- продукты
бессознательного можно
Во втором, классическом периоде психоанализа, понятие бессознательного обогащается рядом новых существенных моментов. Бессознательное становиться необходимою частью психического аппарата любого человека. Постоянная и закономерная форма психической жизни – борьба сознания и бессознательного. Причем бессознательное становится продуктивным источником психических сил и энергией для всех областей культурного творчества. Особенно для искусства. Но бессознательное может стать источником всех нервных заболеваний при неудачном ходе борьбы с сознанием.
Процесс образования бессознательного носит закономерный характер и происходит на протяжении всей жизни человека с момента его рождения и носит название «вытеснения». Вытеснение – одно из важнейших понятий всего психоаналитического учения. В дальнейшем содержание бессознательного типизируется – это уже не случайные разрозненные переживания, а некоторые типичные, в основном общие для всех людей, связанные группы переживаний (комплексы) определенного характера (преимущественно сексуального). Эти комплексы вытесняются в бессознательное в строго определенные периоды, которые повторяются в жизни каждого человека.
Чтобы лучше понять содержание бессознательного, рассмотрим теорию влечений Фрейда. В ней говориться, что внутренние раздражения имеют соматический (телесный) источник, т.е. рождаются в организме. Психические представительства этих раздражений Фрейд и называет влечениями и разделяет их по целям и по соматическому источнику на две группы: сексуальные влечения (их цель – продолжение рода) и личные влечения или влечения «Я» (их цель – самосохранение индивида). Здесь содержание бессознательного можно выразить в следующей формуле: в мир бессознательного входит все то, что мог бы сделать организм, если бы был предоставлен чистому принципу наслаждения и не был связан принципом реальности и культурой.