Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:32, курсовая работа
Цель этой работы – проанализировать основные идеи философии экзистенциализма.
Задачи:
1. рассказать о причинах возникновения экзистенциализма, а также о наиболее известных представителях данного философского течения;
2. рассмотреть наиболее важные экзистенциалистские положения и категории;
3. проанализировать отношение философов-экзистенциалистов к человеку, обществу, истории, познанию, науке и философии;
4. описать развитие данного направления и попытки его модификации.
Введение 3
1. Причины возникновения экзистенциализма, его разновидности и представители 4
2. Основные положения философии экзистенциализма 7
2.1. Что такое экзистенция. Главные категории 7
2.2. Отношение экзистенциалистов к познанию, науке и философии 10
2.3. Социальные взгляды экзистенциалистов 12
3. Попытки реформировать экзистенциализм 14
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Немецкий
экзистенциалист О.Ф. Больнов тоже
пытался реформировать
Больнов утверждал, что не существует чистого экзистенциализма. Там, где он долго существует как целое, он вырождается в нечто косное, абстрагированное от мира, вращается в самом себе. Это утверждение понадобилось для оправдания обновления экзистенциализма. Но в каком-то смысле утверждение оправдалось, и прогноз оказался верным в том смысле, что экзистенциализм последних лет стал эклектичным. Были попытки соединения экзистенциализма с персонализмом, фрейдизмом и даже с марксизмом. Некоторые экзистенциалисты трактовали марксистскую философию как одну из форм экзистенциализма, основываясь на ранних произведениях Маркса, например, на «Экономическо-философских рукописях», где Маркс говорит, что теория становится материальной силой, когда она овладевает массами. Это бывает тогда, когда она смотрит в корень. Корнем же человека является сам человек. На этом основании они утверждали, что Маркс был экзистенциалистом.
Французские
экзистенциалисты претендовали на владение
подлинным смыслом
Хайдеггер отдает должное Марксу, признается, что Маркс, познав отчуждение, вторгался тем самым в существенное измерение истории, поэтому марксистское воззрение на историю превзошло прежние исторические концепции. Вместе с тем Хайдеггер дает свое толкование отчуждения, в котором мало что остается от понятия Маркса. Н.А. Бердяев также не обходил вниманием марксизм, признавал его влияние на свои взгляды и вел с марксизмом систематическую полемику. Он признавал ряд сильных сторон учения Маркса: социальный реализм – утверждение огромного значения экономической стороны жизни общества и борьбы классов, обнаружение болезней капиталистического строя, изобличение лжи идеалистически-гуманистической культуры. Однако Бердяев обращал внимание на то, что в марксизме не подчеркивается приоритет личности, человек в нем скрыт за социальными отношениями. Для Бердяева же, как представителя экзистенциалистской и персоналистской философии, личность всегда возвышалась над обществом.
Несмотря
на некоторые модификации и
Философия
экзистенциализма модифицируется, ярко
проявляет себя в литературе и
искусстве. Она не утрачивает своего
значения, поскольку задевает тончайшие
струны человеческой души, важнейшие общечеловеческие
ценности.
Экзистенциализм (от позднелат. existentia – существование) – «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине ХХ в., явившее собой самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности. Экзистенциалистская философия выражает общее чувство времени: чувство упадка и бессмысленности всего происходящего.
Согласно экзистенциализму, задача философии – заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуального человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами. Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? Это действительно важные вопросы, которые не могут не волновать людей. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования (экзистенции), которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций – озабоченность, страх, сознание приближающегося конца своего бытия. При рассмотрении всех этих и других проблем представители экзистенциализма высказали немало глубоких и тонких наблюдений и соображений.
Человек для экзистенциализма – не объект, иллюстрирующий теорию, не элемент класса наряду с другими элементами того или иного рода, он также не момент всепостигающего разума, не то, что выводится из системы. Экзистенция недедуцируема, а реальность нельзя отождествить с рациональностью. Характеристиками реальности являются: центральное положение экзистенции как способа бытия человека; связь экзистенции и потустороннего; возможность как образующий принцип экзистенции.
Экзистенция указывает на конечность существования, это «возможность быть». Экзистенция – это не сущность, не что-то, данное от природы, предопределенное и неизменное. В отличие от растений и животных, человек есть то, чем он решил быть. Его существование в смысле самоконструирования дано как возможность и выхождение за пределы себя – неопределенная проблематичность, риск, решимость, бросок вперед. Бросок может быть направлен к Богу, миру, самому себе, свободе или ничто.
Идеи экзистенциализма живы и находят отражение в философии, искусстве и в мыслях людей и по сей день. Это объясняется тем, что вопросы, которые ставит экзистенциализм и на которые он дает ответы, никогда не потеряют своей значимости и актуальности.