Философия экзистенционализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Цель этой работы – проанализировать основные идеи философии экзистенциализма.

Задачи:

1. рассказать о причинах возникновения экзистенциализма, а также о наиболее известных представителях данного философского течения;

2. рассмотреть наиболее важные экзистенциалистские положения и категории;

3. проанализировать отношение философов-экзистенциалистов к человеку, обществу, истории, познанию, науке и философии;

4. описать развитие данного направления и попытки его модификации.

Содержание

Введение 3

1. Причины возникновения экзистенциализма, его разновидности и представители 4

2. Основные положения философии экзистенциализма 7

2.1. Что такое экзистенция. Главные категории 7

2.2. Отношение экзистенциалистов к познанию, науке и философии 10

2.3. Социальные взгляды экзистенциалистов 12

3. Попытки реформировать экзистенциализм 14

Заключение 17

Список использованной литературы 18

Работа содержит 1 файл

реферат по философии экзистенционализм.docx

— 42.17 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение 3

1. Причины возникновения  экзистенциализма,  его разновидности  и представители 4

2. Основные положения  философии экзистенциализма 7

2.1. Что такое  экзистенция. Главные категории 7

2.2. Отношение  экзистенциалистов к познанию, науке  и философии 10

2.3. Социальные  взгляды экзистенциалистов 12

3. Попытки реформировать  экзистенциализм 14

Заключение 17

Список использованной литературы 18

               Введение

 

      Среди западноевропейских концепций человека видное место принадлежит философии экзистенциализма. Исходным пунктом экзистенциализма, определяющим его содержание, является категория существования, или экзистенции. Причем под этим подразумевается именно существование человека. Вся философия экзистенциализма посвящена человеку, его бытию, его личности, его внутреннему миру, который противопоставляется враждебной реальности.

      Его идеи не  потеряли свою значимость и  актуальность т.к. упоминание об экзистенциализме (или «философии существования», как он первоначально именовался) впервые появилось в конце 20-х годов XX в. Это идеалистическое течение, поначалу казавшееся представителям тогдашней академической мысли бесперспективным, вскоре вылилось в крупное идейное движение. Его ведущие представители: М. Хайдеггер и К. Ясперс - в Германии, Ж.-П. Сартр, А. Камю и Г. Марсель - во Франции.

      Цель  этой работы – проанализировать основные идеи философии экзистенциализма.

     Задачи:

     1. рассказать о причинах возникновения  экзистенциализма, а также о наиболее  известных представителях данного философского течения;

     2. рассмотреть наиболее важные  экзистенциалистские положения  и категории; 

     3. проанализировать отношение философов-экзистенциалистов  к человеку, обществу, истории, познанию, науке и философии;

     4. описать развитие данного направления  и попытки его модификации.

      Экзистенциализм является значимой частью философии. Проповедуемые им идеи оказывали и продолжают оказывать воздействие не только на более поздние философские учения, но и на литературу, живопись, драматургию и другие направления искусства.

 

1. Причины возникновения  экзистенциализма,  
его разновидности и представители

 

      Основы  экзистенциализма были заложены еще  в XIX в. датским теологом и философом С. Кьеркегором, а сложилось это направление в XX в. Теоретическими источниками и своими предшественниками экзистенциалисты считают феноменологию Э. Гуссерля и «философию жизни» В. Дильтея, Ф. Ницше, а также Ф.М. Достоевского.

      Идеи  экзистенциализма возникали в разных странах в различные годы. Так, в России накануне первой мировой войны, теория экзистенциализма исповедовалась Л. Шестовым и Н.А. Бердяевым, которые в 20-х гг. в эмиграции распространяли свои идеи за границей, главным образом во Франции. В Германии экзистенциализм начал складываться после первой мировой войны и связан с именами К. Ясперса, М. Хайдеггера и О.Ф. Больнова. В период второй мировой войны и после нее он чрезвычайно быстро распространился во Франции – Г. Марсель, Ж.-П. Сартр – и других европейских странах – Испании (Ортега-и-Гассет), Италии (Э. Пачи, Н. Аббаньяно).

      В конце 50-х гг. экзистенциализм стал распространяться в США. В 1962 г. в  Нью-Йорке была опубликована книга  Брейсаха «Введение в современный  экзистенциализм», в которой автор  говорит об экзистенциализме как  об отражении в философии «века  гибели иллюзий».

      В экзистенциализме, как и других направлениях философии, появляется национальная специфика. Так, можно говорить о немецком, французском, итальянском экзистенциализме. Одни экзистенциалисты называют свое учение «фундаментальной онтологией» (Хайдеггер), другие – «позитивным экзистенциализмом» (Аббаньяно), третьи считают себя христианскими экзистенциалистами (Ясперс, Марсель, Бердяев), четвертые проповедуют атеистический экзистенциализм (Сартр, Камю).

      При всех разночтениях экзистенциализм  имеет общие исходные принципы. Центральным положением этой философии является одинокий человек с его крайним индивидуализмом и раздвоенным сознанием. Экзистенциалистская философия выражает настроения определенных кругов интеллигенции, которая увидела в ней озабоченность проблемами культуры, путями ее развития в наш технократический век, увидела стремление объяснить причины неустроенности человеческой жизни, неустойчивого положения «простого человека» в обществе, выявила протест против нивелирования личности, массовой гибели людей в войнах.

      Интерес к этой философии вызван тем, что  она выступила защитницей гуманизма, что она привлекла внимание к  «вечной» проблеме – человека, его  места и роли в мире, выступила  глашатаем эмансипации личности – и это создало ей широкую  популярность.

      Двадцатый век философы противопоставляют  предшествующему столетию, которое называют «веком уверенности», когда, несмотря на социальные бури в умах, господствовала вера в триумф человеческой мысли, в прогресс науки и техники.

      В ХХ в. произошла переоценка ценностей, эта вера надломилась. Он характеризуется как век кризиса и тревоги. Когда разум бессилен, а возвышаются подсознательные моменты в поведении человек, господствует иррационализм. Французский экзистенциалист А. Камю считал, что мир, в котором мы живем, абсурден.

      О.Ф. Больнов, указывая на причины возникновения  экзистенциализма, пишет, что чудовищные политические потрясения ХХ в., две  мировые войны противопоставили человеку мир как жуткий и опасный. Человек оказался безнадежно заброшенным, отданным всеобъемлющему разрушению, он направляет усилия на то, чтобы справиться с бременем своей судьбы.

      Исторические  катаклизмы приводят к выводу о бессмысленности  традиционных взглядов на историческое развитие и о неустранимом трагизме человеческого существования. Философия экзистенциализма отвечает запросам выбитого из колеи человека, сметенного перед лицом прогресса науки и великих исторических сдвигов современного мира. Один из представителей экзистенциализма характеризует это состояние так: безопасность исчезла. Поэтому эту философию часто называют «философией отчаяния», или «философией кризиса». Социальный пессимизм получил в экзистенциализме свое дальнейшее развитие.

      Регламентация общественной жизни различными нормами  и правилами, усиление бюрократизации и стандартизации производственной, общественной и личной жизни человека сковывают многообразные возможности внутреннего мира человека; личность не может полностью проявить свои способности. Возникает иллюзия, что подлинный смысл человеческого существования коренится в отклонении от стандартизированной жизни  и устойчивых общественных норм.

      Объективный процесс обезличивания общества вызывает сопротивление в индивидуальном сознании. Это сопротивление по-разному выражается в зависимости от мировоззрения и среды, в которой живет человек. Одни люди не ограничиваются субъективным чувством внутреннего протеста и становятся участниками демократического движения. Другие колеблются, и их протест выражается в уходе от всякой общественной деятельности.

      Экзистенциализм предлагает мысленно возвыситься над  своим положением путем религиозного или философского порыва. Ставя в  центр внимания человека, он утверждает, что может научить людей, стоящих на краю бездны, сохранить свободу и независимость в обстановке одиночества и страха и тем самым выступает как «философия утешения».

      Экзистенциализм использует разнообразные и новые  средства для пропаганды своих идей. Дело в том, что он боле, чем другие философские течения, обладает способностью влиять на искусство, а через него и на так называемого «массового человека». Пропаганда идей экзистенциализма вышла за рамки философских трактатов и лекционных курсов, рассчитанных на специалистов, и глубоко проникла в различные жанры художественной литературы: прозу, поэзию, драматургию, публицистику, а также в кинематограф, изобразительное искусство и т. д. Философия, и экзистенциализм в особенности, в значительной мере воздействует на современное западное искусство, видит в нем средство самоутверждения. Пропаганду своих идей посредством художественных образов экзистенциализм использует как более действенную и широкомасштабную, по сравнению с научными трактатами. Философы-экзистенциалисты часто обращаются к художественному творчеству. Среди них много писателей. С другой стороны, основная проблематика экзистенциализма – человек и смысл его жизни – не может быть безразличной писателям и художникам. Поэтому близкие к экзистенциализму настроения появились у таких писателей ХХ в., как А. Сент-Экзюпери, Э. Хемингуэй, Э.М. Ремарк и др.

 

2. Основные положения  философии экзистенциализма

2.1. Что такое экзистенция. Главные  категории

 

      В центр своей философии экзистенциализм  ставит отчуждение личности от общества. Его представители утверждают, что тот человек обладает достоинством, который сумел избавиться от общества. Для этого, как говорил Кьеркегор, следует забыть мир, являющийся иллюзией, и погрузиться в подлинную действительность – наше Я. Мыслящий субъект создает свой сугубо личный внутренний мир. В противовес общепринятому пониманию существования как физического и объективного, экзистенциалисты считают его чистой субъективностью, тем, «чем я являюсь для себя». Под «Я» они понимают непосредственное самосознание, вернее самочувствие.

      В отличие от эмпириокритицизма, который  простейшими элементами мира полагал  ощущения, экзистенциализм берет  переживания, настроения, такие состояния  сознания, в которых изолированный  индивид испытывает свою непосредственную включенность в житейскую ситуацию, и придает им онтологический смысл. Существовать – значит выбирать, испытывать эмоции, становиться, быть изолированным и быть субъективным, быть непрерывно поглощенным самим собой. Переживание субъектом своего бытия в мире и есть существование, экзистенция. Следовательно, экзистенциальное бытие – это я сам, это мое сознание.

      Учения  о бытии в экзистенциализме –  это учения о личности, это только человеческое бытие. Хайдеггер говорит, что бытие не дается эмпирически, это не предмет окружающего мира, его невозможно определить однозначно. Хайдеггер различает понятия «бытия» и «сущего», для него они противоположны. Сущее – это различные предметы, определенные явления. Бытие же не является чем-то определенным. Бытие есть экзистенция. Мир рассматривается им как мир для человека и в человеке, поскольку человек есть «бытие-в-мире». Как и всякая другая разновидность субъективного идеализма, экзистенциализм утверждает, что нет объекта без субъекта. Вещи внешнего мира, рассматриваемые вне человеческого существования, лишены смысла и определенности. Внешний мир обнаруживается и существует только до тех пор, пока есть человеческое существование.

      Экзистенциалистский человек мыслит, исходя из своей  субъективности, окрашивает мыслимое эмоциональными красками, видит его в свете глубоко интимных, личных, непередаваемых чувств: любви, заботы, трепета, отчаяния, страха. Эти эмоциональные состояние не есть отражение внешнего воздействия, а являются априорными (доопытными, врожденными) характеристиками человеческого существования. Таким образом, экзистенциализм абсолютизировал чувства, эмоции человека, оторвал их от разума и от социального в природе человека, а последнего – от общества.

      Экзистенциалисты  говорят о временности человеческого  существования. Временность – это переживание человеком времени, окрашенное в трагические эмоциональные тона, поскольку существование простирается между рождением и смертью. В этом, по их мнению, состоит историчность человека. Время у них носит конкретный, личностно-исторический характер, его нельзя отделить от таких экзистенциальных понятий, как надежда, решимость, проект, от чувства любви, ожидания, раскаяния, искания. Экзистенциалисты отличают обычное – физическое – время, как чисто количественное, от качественно отличного конечного и неповторимого времени, которое выступает как судьба человека.

      Итак, существование не вечно. Значит, есть нечто такое, что ограничивает и  прекращает это существование. Экзистенциализмом признается что-то трансцендентное, то есть потустороннее. Это страшная иррациональная сила, которая всегда, как дамоклов меч, висит над существованием. Поэтому основными настроениями и чувствами человека являются обреченность, тревога, безнадежность и страх.

      Существование всегда находится в какой-нибудь ситуации, в которую оно «заброшено» и с которой вынуждено считаться. Ситуация – это данности, отнесенные к своей собственной переживаемой экзистенции. Без Я нет и ситуации. Сартр понимает под ситуацией различие между фактичностью и сознанием, между объективным и субъективным компонентами ситуации, самочувствие субъекта при данных конкретных обстоятельствах. Окружающий мир, фактичность, все объективные обстоятельства жизни чужды и враждебны субъекту, отношение субъекта к объекту выражается в чувстве страха. Кроме того, страх обусловлен наличием свободного выбора, которым располагает человек; в процессе выбора он ни на что не может опереться, выбирает неопределенное, полагаясь на самого себя. Выбирать же он должен всегда, ибо существование есть активный выбор самого себя, в процессе которого человек обретает свою сущность и, тем самым, свободу. Сам выбор экзистенциалисты характеризуют как волевое усилие без разума, то есть иррационально.

Информация о работе Философия экзистенционализма