Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:57, реферат
Введение.
Философия - это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философские произведения, если они действительно осмысливают бытие человека и окружающую действительность, тоже оказываются личностными, выражающими личность и переживания философа, его отношение к действительности. Поскольку переживания у разных философов различны, различны отношения, поскольку и пониманий этого мира в философии множество.
Ницше считал себя прирожденным психологом - "призванным быть психологом и разведывателем душ". Некоторые вещи, которые он высказывает, поражают воображение своей точностью и целенаправленностью диагностики.
В силу всего выше сказанного, стремление понять творчество, историю философии Ницше для меня представляет большую актуальность.
История философии — раздел философии, изучающий исторические типы философии. В его рамки включены как философские системы отдельных философов, так и развитие их взглядов в рамках философских школ.
Ницше с беспримерной дерзостью поднимает на воздух все, чем только жило до сих пор человечество: рели¬гию, мораль, философию, науку, политику, самого человека и самого Бога, все, что веками держало массы в повиновении. Ни один мыслитель не шел в такой степени вразрез, наперекор тысячелетним привычкам, верованиям, вкусам людей. Он начи-нает борьбу за переоценку старых ценностей, цель которой - прорыв по ту сторону добра и зла. Отныне сущностью жизни объявляется воля к власти, которая восста¬навливает природные ценности, попранные христианской моралью и платоновской метафизикой. Таким образом, он сам становится крупнейшим фактором наступле¬ния нигилизма.
Массы людей утрачивают веру. Воцаряются пессимизм, декаданс, отрицание жизни, ощущение ее абсурдности. Но состояние нигилизма открывает перед людьми невиданные перспективы. Ибо смерть Бога, в которой повинны все люди, дает чело¬веку великий шанс: забрать назад собственную волю, от которой он отрекся в поль¬зу этого «мертвеца». Она дает шанс сравняться с Богами! Занимается новая Заря. На повестке дня сотворение нового солнца, пришествие сверхчеловека.
Введение…………………………………………………………………3
1. Две «силы» в истории философии Ф. Ницше…………………….5
2. Философия истории…………………………………………………..6
2.1 Три рода истории……………………………………………………..6
2.2 «Бог умер!». Нигилизм……………………………………………....7
2.3 Глашатай рабства……………………………………………………9
2.4 Ницшеанский проект освобождения……………………………...11
2.5 Духовный детонатор перемен………………………………………14
Заключение…………………………………………………………….18
Список используемой литературы…………………………………20
МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Реферат на тему:
Философия
истории Фридриха
Ницше
Выполнил: ст.гр. ПТЭ-21
Воронцов Н.В.
Проверила: Капустина Е.В.
Йошкар-Ола
2011
План.
Введение…………………………………………………………
1. Две «силы» в истории философии Ф. Ницше…………………….5
2. Философия истории…………………………………………………..6
2.1 Три рода истории……………………………………………………..6
2.2 «Бог умер!». Нигилизм……………………………………………....7
2.3 Глашатай рабства……………………………………………………9
2.4 Ницшеанский проект освобождения……………………………...11
2.5 Духовный детонатор перемен………………………………………14
Заключение……………………………………………
Список используемой литературы…………………………………20
Философия - это
система взглядов на мир в целом
и на отношение человека к этому
миру. Философские произведения, если
они действительно осмысливают
бытие человека и окружающую действительность,
тоже оказываются личностными, выражающими
личность и переживания философа,
его отношение к
Среди философов Ницше- нарушитель спокойствия и благородный пират. Он вспугивает спящих, таранит крепости обывателей, сметает моральные постулаты, убивает Бога, рушит церковные устои. Ницше, говорит Цвейг, стремится на своем паруснике ко всему неизведанному, весело и дерзко, с мечом в руке и бочкой пороха под ногами.
Философские труды Ницше по большей части не предъявляют больших требований к интеллекту или образованности читателя. Их суть представляется ясной и однозначной, цели-обширными и очевидными, а язык - понятным. В силу доступности его текстов читатель обнаруживает, что либо философия проще, чем он полагал, либо он сам умнее, чем думал раньше. Ницше считал себя прирожденным психологом - "призванным быть психологом и разведывателем душ". Некоторые вещи, которые он высказывает, поражают воображение своей точностью и целенаправленностью диагностики.
В силу всего выше сказанного, стремление понять творчество, историю философии Ницше для меня представляет большую актуальность.
История философии
— раздел философии, изучающий исторические
типы философии. В его рамки включены
как философские системы
Термин история философии применяется также как обозначающий процесс развития философской мысли в целом, в соответствии с определёнными временными периодами и существующими в них философскими тенденциями.
От истории философии как процесса возникновения и развития философского знания следует отличать возникшую еще в древности область философского знания, реконструирующую этот процесс, описывающую его и теоретически его осмысливающую, то есть историю философии как науку. Иногда говорят о философии истории философии.
Основная цель работы состоит в том, чтобы на основе прочтения текстов о Ф. Ницше, образующих его творческое наследие, реконструировать политико-правовое учение мыслителя в аспекте взаимодействия истории и современности.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- выявить идейные, мировоззренческие истоки учения Ф. Ницше в различных его аспектах.
- проанализировать
историософию Фридриха Ницше.
1. Две «силы» в истории философии Ф.Ницше
"До сего
времени мы рассматривали
Освобождающим из этих символов предстает у Ницше дионисийское начало, как бы помогающее "избыть" страдания кошмарного бытия. Оно становится отныне его постоянным спутником. И как удивительное предвидение собственной судьбы звучат его слова: "Танцуя и напевая, являет себя человек как сочлен высшего сообщества: он разучился говорить и ходить, а в танце взлетает в небеса... в нем звучит нечто сверхъестественное: он чувствует себя Богом, сам он шествует теперь так возвышенно и восторженно, как и боги в его снах". (Именно в таком экстазе полтора десятилетия спустя увидит Овербек уже сошедшего с ума Ницше в Турине).
Исходя из "метафизики ужаса" Шопенгауэра, Ницше стремился отыскать контрпозицию христианству и находил ее в символе или мифе разорванного на куски Диониса, в раздроблении первоначала на множество отдельных судеб, на мир явлений, называемых им "аполлоновой частью". То первоначало, которое Шопенгауэр назвал волей, есть основа бытия, оно переживается непосредственно, и прежде всего через музыку. От прочих видов искусства музыка, по мнению Ницше, отличается тем, что она выступает непосредственным отражением воли и по отношению ко всем феноменам реального мира является "вещью в себе". Поэтому мир можно назвать воплощенной музыкой так же, как и воплощенной волей.
Ницше различал три рода истории - монументальный, антикварный и критический. История первого рода, по его мнению, черпает из прошлого примеры великого и возвышенного. Она учит, что если великое уже существовало в прошлом хотя бы однажды, то оно может повториться и еще когда-нибудь. Поэтому монументальная история служит источником человеческого мужества и вдохновения, источником великих побуждений. Опасность же ее Ницше видел в том, что при таком подходе забвению предаются целые эпохи, образующие как бы серый однообразный поток, среди которого вершинами возносятся отдельные разукрашенные факты.
Антикварная история
охраняет и почитает все прошлое,
ибо оно освящено традициями. Она
по своей природе консервативна
и отвергает все, что не преклоняется
перед прошлым, отметает все новое
и устремленное в будущее. Когда
современность перестает
Поэтому Ницше выше других ставил критическую историю, которая привлекает прошлое на суд и выносит ему приговор от имени самой жизни как темной и влекущей за собой силы. Но он сразу предупреждал, что критическая история очень опасна, поскольку мы продукт прежних поколений, их страстей, ошибок и даже преступлений. И оторваться от всего этого невозможно.
Все виды истории
имеют свое несомненное право
на существование. В зависимости
от обстоятельств, целей и потребностей
всякий человек и всякий народ
нуждаются в известном
Но упадок человека не мог быть бесконечен. Ренессанс 1знаменует начало кризиса осевого времени, который ко времени Ницше вступает в решающую фазу. В сжатом виде этот кризис Ницше выражает в прозвучавшей, как планетарный взрыв, формуле «Бог умер!». Это означает, что старые религиозные и метафизические духовные практики утешения и спасения, которые две с половиной тысячи лет ориентировали человечество, наполняли его жизнь смыслом, позволяли переносить все тяготы земного существования, разом рухнули. Отныне люди уже не могут использовать идею Бога, чтобы объяснять и освящать мир. Все старые (Ницше называет их «космологическими») ценности, которые держались на этой идее, обесцениваются. То, что первым испытал мыслитель Фридрих Ницше, теперь переживают миллионы и миллионы обычных людей. На пороге Европы появляется «жуткий гость», нигилизм. Холодная ночь опускается на нашу планету.
Ницше с беспримерной дерзостью поднимает на воздух все, чем только жило до сих пор человечество: религию, мораль, философию, науку, политику, самого человека и самого Бога, все, что веками держало массы в повиновении. Ни один мыслитель не шел в такой степени вразрез, наперекор тысячелетним привычкам, верованиям, вкусам людей. Он начинает борьбу за переоценку старых ценностей, цель которой - прорыв по ту сторону добра и зла. Отныне сущностью жизни объявляется воля к власти, которая восстанавливает природные ценности, попранные христианской моралью и платоновской метафизикой. Таким образом, он сам становится крупнейшим фактором наступления нигилизма.
Массы людей утрачивают веру. Воцаряются пессимизм, декаданс, отрицание жизни, ощущение ее абсурдности. Но состояние нигилизма открывает перед людьми невиданные перспективы. Ибо смерть Бога, в которой повинны все люди, дает человеку великий шанс: забрать назад собственную волю, от которой он отрекся в пользу этого «мертвеца». Она дает шанс сравняться с Богами! Занимается новая Заря. На повестке дня сотворение нового солнца, пришествие сверхчеловека.
Наступление нигилизма развенчало всякое оправдание реальности, разрушительной для общежития людей: огромные массы человечества поставлены в положение рабов. Их удел - эксплуатация, угнетение, насилие, которые переживаются как острое депрессивное состояние. Впоследствии Ницше вменяют в вину то, что, разгласив эту грозную тайну удела задавленного и униженного большинства человечества, он (вместе со своим антиподом-близнецом Марксом) толкнул это большинство на восстание. Накопившиеся со времен Сократа и Христа колоссальные заряды ресентимента неизбежно должны взорваться, ибо старый моральный Бог, охранитель существующего миропорядка умер! И потому самые «униженные и оскорбленные» восстанут против всей тысячелетней системы ценностей, запретов и институтов, освящающих их угнетение и подчинение. Хотя для Ницше понятие «раба» сугубо этическое 2(раб - это человек, одержимый местью), само восстание масс неизбежно приобретало характер социальной революции против правящих классов, которые играют важнейшую, по сути репрессивную роль, навязывая низшим классам моральные требования, закрепляющие их угнетенное положение. Разрушение этих норм и запретов (в том числе сексуальных, трудовых и т.д.) переживалось массами не только как социальное, но и как биологическое освобождение.
Поразительно, насколько пророчески ярко Ницше предсказал судьбу XX века и, я думаю, века нынешнего.
2.3 Глашатай рабства
На заре
тоталитарных движений XX в. широкие
массы, спровоцированные взломом тысячелетних
моральных запретов, вторглись в
политику и были приняты за «новых
варваров», несущих на остриях своих
копий новую культуру, которая
приведет к натурализации человека
и его воссоединению с