Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:21, реферат
Религиоведение - это философская наука, изучающая религию как явление социума и феномен духовной жизни общества. Это обусловливается тем что, с одной стороны, рассмотрение проблем религиоведения неотделимо от решения философско-мировоззренческих проблем, а с другой, религиоведение призвано рассматривать наиболее универсальные понятия и теории религии, давая отправную точку для конкретных наук, изучающих ту или иную грань такого сложного явления как религия.
В свою очередь, религиоведение включает в себя ряд разделов: историю религии, философию религии, социологию религии, психологию религии, феноменологию религии.
При патриархе
Русской Православной Церкви имеется
Священный Синод, состояли из постоянных
и временных членов. Кадры духовенства
готовят духовные семинарии и академии.
Русская православная церковь имеет также
в своем распоряжении монастыри: как мужские,
так и женские. Русская Православная Церковь
издает ежемесячный "Журнал Московской
патриархии", ежегодник "Богословские
труды" и ряд других журналов. Издаются
Библия, Новый Завет, молитвенники, церковные
календари, сборники проповедей и другая
литература религиозно-богослужебного
назначения.
В религии на
протяжении тысячелетнего развития
были выработаны способы синтетического
воздействия на психику человека,
с опорой на художественное восприятие
мира, значительно усиливающее
Государственное
реформирование России протекает в крайне
сложных и противоречивых условиях. На
лицо социально-экономический и политический
кризис, до предела обострена международная
военно-политическая обстановка. В сложившейся
ситуации одной из важнейших задач укрепления
государственной мощи страны является
создание эффективной системы патриотического
воспитания на традициях верного служения
своему Отечеству. Решить же эту проблему
невозможно без знания истории и духовно-религиозных
традиций государства, без учета особенностей
различных категорий людей и ситуации
в регионе и в стране в целом. Фактором,
оказывающим не последнее влияние на обстановку
в коллективе (сотрудников) - является
религиозный фактор. Причем, с усилением
экстремальности ситуации, его роль возрастает,
а если учесть, что прослеживается тенденция
увеличения верующих с каждым призывом
на военную службу, что среди молодежи
16-17 лет высок процент верующих (до 35 %)3
и что политические, этнические и иные
конфликты приобретают религиозную окраску,
то религиозный фактор приобретает особое
значение.
Еще одна проблема
приобретает в последнее время
актуальное звучание - это проблема
религиозного экстремизма и нетерпимости.
Распространение нетрадиционных религий
и сект, носящих антиобщественный
и антигосударственный характер, требует
от руководителя готовности к квалифицированным
действиям, основанным на знаниях особенностей
этих религий и существующего законодательства.
С момента возникновения
армии центральным ядром ее морально-психологической
готовности выступали те или иные религиозные
верования. Не являлись исключением и
Вооруженные силы России. Перед походами
и после приносились жертвы богам, совершались
ритуальные действия. А с крещением Руси
в 988 г. князем Владимиром, установилась
тесная связь между армией и православной
церковью, которая благословляла войска
и напутствовала их во всех войнах. До
появления полков регулярного строя при
Петре I в походах участвовали священнослужители.
В каждой дружине имелась своя икона-покровительница.
Роль религии определялась тем, что она,
по сути, являлась единственным средством
воспитания, развития духовных сил и укрепления
морально-психологического потенциала
армии. Немаловажную роль в повышении
значения и влияния церкви сыграло и то
обстоятельство, что русской армии противостояли
войска государств, имеющие другие официальные
религии. В критические моменты российской
истории религия всегда была централизующим
началом, объединяющим нацию. Сергий Радонежский
благословил Дмитрия Донского на ратный
подвиг по освобождению Руси. В период
смутного времени патриарх Московский
и всея Руси Гермоген был непримирим к
соглашателям с польскими захватчиками.
В устных проповедях и рассылаемых из
Москвы грамотах он призывал народ встать
за Веру и Отечество и погиб не сломленным
в застенках интервентов. В 1612 г. войска
под началом князя Дмитрия Пожарского
освободили Москву. Во главе войск несли
икону Казанской Божьей Матери. Не случайно,
что праздник иконы Казанской Божьей Матери
так значим для всех народов России. Он
является символом стойкости и верности
своему Отечеству и освобождения от иноземного
ига.
Петр I, формируя
регулярную армию и проводя
суворовской школе
обучения и воспитания, которая была
пронизана идеями святости воинского
долга по защите Отечества, преданности
Знамени и верности присяге.
Суворов, будучи
глубоко верующим, считал веру в
Бога основой духовной стойкости
солдата, при этом сам являл пример
подчиненным в соблюдении православной
обрядности. Большую роль в патриотическом
воспитании защитников Отечества играли
храмы и соборы, причисленные к военному
ведомству. В них хранились боевые знамена,
орудия и доспехи военноначальников, увековечивались
героически погибшие воины. Воспитательная
работа не ограничивалась богослужебной
деятельностью, которая включала в себя
освящение знамен и благословение орудий,
организацию молитв, проведение литургий
и молебнов, проведение крестных ходов
и проповедей. Она подкреплялась кропотливой
работой с приходским активом, индивидуальной
работой, проведением занятий по словесности,
сбором и обобщением информации о душевном
состоянии войск, пастырских беседах,
благотворительной деятельностью и другими
мероприятиями.
Одной из важнейших
традиций по духовно-нравственному
воспитанию был пример мужества и
бесстрашия священнослужителей на поле
боя. За проявленный героизм в годы I Мировой
войны более 1200 священником были награждены
государственными наградами России. В
России более 4500 священнослужителей сложили
свои головы и были искалечены на полях
I Мировой войны.
В русской армии
главенствующее положение занимала православная
церковь, но имелись представители и других
конфессий. Среди генералов и полковников
накануне I Мировой войны 85 % составляли
православные, а остальные относили себя
к мусульманам, лютеранам, армяно-грегорианцам.
Среди нижних чинов 75 % были православными,
2 % - мусульмане, 9 % - католики, 1,5 % - лютеране.
Традиционно православие
придерживалось толерантного (терпимого)
отношения к представителям других
конфессий. Это было закреплено в
уставе 1893 г., где говорилось: "Иноверцы
христианских исповеданий совершают общественные
молитвы по правилам своей веры с разрешения
командира в назначенном им месте и по
возможности одновременно с православным
богослужением". В руководящих документах
протопресвитера военного и морского
духовенства подчеркивалось, что: "Подвизающееся
на ратном поле духовенство имеет возможность
подтверждать веру и правоту православной
церкви не словом обличения инаковерующих,
а делом христианского самоотверженного
служения как православным, так и инославным,
памятуя, что и последние проливают кровь
за Веру, Царя и Отечество".
Терпимое отношение
к другим религиям резко менялось
по отношению к сектам и религиозным
объединениям выступающим против служению
Отечеству. От военных священников
требовалось "принять все возможные
меры к пресечению в войсках сектантства
и иметь неослабленное попечение об ограничении
православных воинов от этой зловредной
пропаганды".
Произошедший
раскол общества в 1917 г. отразился и
на процессах организации
Рассматривая
проблему взаимодействия командования
с религиозными объединениями в
деле воинского и патриотического
воспитания в современных условиях,
следует сразу оговорится, что
строится оно строго в соответствии
с Конституцией Российской Федерации
ст. 14, 19, 28, 29, 30, 59., Законами Р Ф " О свободе
совести и о религиозных объединениях",
"О статусе военнослужащих"^ также
в соответствии с положениями .отраженными
в совместном Заявлении о сотрудничестве,
подписанном Генеральным директором ФАПСИ
и Патриархом Московским и всея Руси, последующими
указаниями Управления кадров и воспитательной
работы. Организация данной деятельности
должна исходить из того факта, что в настоящее
время на территории России действует
около 20 религиозных конфессий и деноминации,
а также более десятка различных сект.
Наиболее крупными религиозными объединениями
на территории России являются Русская
Православная Церковь, мусульмане и Евангельские
Христиане -баптисты.
Русская Православная
Церковь является крупнейшей православной
церковью в мире. В современных условиях,
после 1988 года, отмечено возрастание влияния
РПЦ и активизация ее деятельности. Число
крещений утроилось, количество венчаний
возросло в девять раз, открыты тысячи
новых приходов, восстановлены или построены
сотни храмов, количество монастырей возросло
более чем в 10 раз, число граждан отождествляющих
себя с православием составляет около
46 процентов.
Второй по численности
религиозной конфессией в России
является ислам. На территории РФ действуют
два Духовных управления мусульман, Духовное
управление мусульман Европейской части
России и Сибири (г.
Уфа), охватывающее
все группы татар и башкир; Духовное
управление мусульман Северного
Кавказа (г. Махачкала) объединяет народности
Дагестана, чеченцев, ингушей, карачаевцев,
балкарцев, кабардинцев, адыгов, черкесов
и абазинов. В России насчитывается около
15 млн. мусульман. Точный учет затруднен
в связи с тем , что в понятие мусульманин
часто вкладывают принадлежность к народу,
традиционной религией которого был ислам
и весь уклад жизни которого заключен
в сохранении верности традициям и обычаям
своего народа. Всего в РФ зарегистрировано
более 2500 мусульманских религиозных объединений.
Церковь Евангельских
христиан-баптистов является крупнейшей
деноминацией среди протестантских церквей
в России, в нее входит свыше 500 тыс. взрослых
членов, объединенных в 387 религиозных
общества. Активизация деятельности ЕХБ
связана со значительной финансовой помощью
со стороны зарубежных общин, что позволяет
проводить массовые евангелистские собрания
на стадионах и в концертных залах, бесплатно
раздавать литературу, вести теле и радио
пропаганду своих идей. Выше названные
религиозные объединения положительно
относятся к военной службе, охотно идут
на контакт с командованием и государственной
властью в деле воинского, нравственного
и патриотического воспитания.
Совершенно иное
дело секты и "нетрадиционные культы,
которые в подавляющем
Наибольшую активность
в России проявляют следующие
культы: Церковь Христа, Общество Сознания
Кришны, Церковь Унификации, Церковь Сайентологии(дианетика),
сатанистские, спиритические группы и
другие. Общим для них является конспирация
и мимикрия под различные общественно-полезные
и оздоровительные организации, которые
обещают нормализовать вес, обеспечить
душевный покой и разом решить все ваши
проблемы. На самом же деле, вербуя последователей
и создавая базу для функционирования
в России, они активно собирают экономическую,
политическую и иные виды информации в
интересах заграничных центров. Не случайно,
наибольшая активность данных культов
отмечается в районах функционирования
оборонных предприятий, НИИ и закрытых
объектов. Вот почему проведение профилактической
работы по недопущению вовлечения сотрудников
и членов их семей в деятельность этих
культов или работа с уже вовлеченными
должна рассматриваться как борьба за
безопасность подразделения или объекта.
В этой деятельности
неоценимую пользу может принести сотрудничество
с Русской православной церковью,
так как ею накоплен большой опыт
разоблачения зловредных сект. Она постоянно
изучает ситуацию в данной области и можно
всегда дать совет и оказать действенную
помощью при столкновении с деятельностью
той или иной секты.
Сотрудничество
с РПЦ, основанное на соглашении Генерального
директора ФАПСИ и Патриарха
Московского и всея Руси, имеет много граней.
Это и социальная защита сотрудников,
военнослужащих и членов их семей, развитие
благотворительности, забота о ветеранах,
раненых и больных, поддержание в надлежащем
виде захоронений павших защитников Отечества,
помощь со стороны священнослужителей
в реализации религиозных потребностей,
укреплении морально-психологической
устойчивости в боевой обстановке и экстремальных
ситуациях, в профилактике самоубийств
и неуставных взаимоотношений.
Традиционными
стали выступления священнослужителей
на торжественных собраниях, во время
принятия присяги и других мероприятиях
с напутственным словом и благословением
воинов на добросовестную ратную службу.
Отдельные командиры и начальники практикуют
составление планов сотрудничества с
епархиями, в которых по решению Патриарха
назначается священнослужитель, отвечающий
за духовное окормление воинов и сотрудников
правоохранительных органов. Это делается
для того, чтобы не от случая к случаю и
не от праздника к празднику приглашать
священнослужителя, а на плановой основе
обмениваться информацией о происходящих
процессах, корректировать проводимые
воспитательные мероприятия, делая их
более эмоционально насыщенными и интересными.
Положительным является опыт выступления
священнослужителей перед руководителями
ОГП по тематике "Церковь и армия в России:
исторический опыт и грани сотрудничества".