Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:21, реферат
Религиоведение - это философская наука, изучающая религию как явление социума и феномен духовной жизни общества. Это обусловливается тем что, с одной стороны, рассмотрение проблем религиоведения неотделимо от решения философско-мировоззренческих проблем, а с другой, религиоведение призвано рассматривать наиболее универсальные понятия и теории религии, давая отправную точку для конкретных наук, изучающих ту или иную грань такого сложного явления как религия.
В свою очередь, религиоведение включает в себя ряд разделов: историю религии, философию религии, социологию религии, психологию религии, феноменологию религии.
В своей рафинированной,
наукообразной форме магия представляет
собой особый раздел оккультизма, выступая
как средство связывания мира духовного
и реального через обращение к астральным
силам. Несмотря на то что целый ряд религий
не одобряет магию и колдовство, в снятом
виде элементы магических действий и обрядов
присутствуют во всех религиях. Огромное
разнообразие религиозных систем не позволяет
подробно их изложить в данном пособии,
поэтому мы выборочно расскажем о наиболее
крупных из них.
К национально-государственным
религиям современного мира относится
множество религиозных систем, которые
выросли на национальной почве, связаны
с национальными традициями и древними
верованиями, языком. Объединение людей
в рамках таких религий осуществлялось
по этническому и национальному признакам.
Поэтому они, как правило, были локализованы
в соответствующих странах.
Иудаизм возникает
как религия древних евреев, которые
в начале 2-го тысячелетия поселились
в Палестине. Это одна из немногих
религий мира, которая дошла да
нас в почти неизменном виде. Иногда
ее называют религией Моисея, по имени
вождя еврейских племен.
Данная религия
знаменует собой переход от многобожия
к единобожию. Богом выступает
Яхве как управитель -всего мира.
Основным источником является наиболее
древняя часть Библии - Ветхий Завет,
в котором рассказывается о сотворении
мира и грехопадении человека, о всемирном
потопе, о патриархах еврейского народа,
об исходе евреев в Палестину и т.д. После
грехопадения /4дама Бог заключает союз
с еврейским народом, который в силу этого
становится "богоизбранным". В Ветхом
Завете излагаются нравственные нормы
взаимоотношений между людьми. Одним из
центральных моментов иудаизма была идея
спасения как результата следования божьей
воле и мысль о приходе Спасителя человечества
- мессии, который должен построить на
земле царство божье.
Индуизм - одна из
наиболее распространенных форм религии"
которая возникает в- 1-м тысячелетии
н.э. как результат соперничества
между брахманизмом и молодыми религиями:
буддизмом и джайнизмом. ЛкаЛиизм
представляет собой религии", которая
возникла в этот же период и в основе ценностей
которой лежит идея о мире
как воплощении
зла. Поэтому человек должен вести
аскетический образ жизни, чтобы
освободиться от бренности земного
существования. Локализуется в пределах
Индии.
В брахманизме центральной
идеей является идее* перевоплощения и
переселения души человека в другое тело.
Главными богами признаются Вишну и Шива.
Этическая идея данной религии заключалась
в том, что поступки, совершаемые людьми
в настоящей жизни, повлияют и на дальнейшие
перевоплощения человека в других жизнях.
Брахманизм постепенно перерождается
в религию индуизма. Боги индуизма имеют
земное воплощение, а наиболее известным
среди них является Кришна. Это одна из
самых распространенных религий Индии,
а последователи Кришны, кришнаиты, имеются
во всех уголках современного мира.
В Древнем Китае
наиболее распространенными религиями
были даосизм и конфуцианство. Конфуцианство
по многим признакам может считаться религией,
хотя по этому поводу существуют споры"
Некоторые исследователи считают Конфуция
только философом. Однако сам факт того,
что он исполнял религиозные обряды, был
обожествлен и в честь него император
Китая совершал обряды, позволяет считать
конфуцианство формой национальной религии.
Особенность данной религии заключалась
в отсутствии касты жрецов и исполнении
религиозных обрядов правительственными
чиновниками. Причем государственная
система поддерживала это таким образом,
что будущий чиновник, для того чтобы сдать
государственный экзамен на занятие государственной
должности <а это было единственным средством
ее получения), должен был в совершенстве
знать классические труды конфуцианства.
Важнейшим культом в этой религии был
культ предков, легший в основу системы
ценностей, в центре которой - сыновья
почтительность, характеризующая китайскую
культуру и до наших дней.
Даосизм представляет
собой более традиционную форму
религии, со своими храмами и книгами,
с иерархической прослойкой жрецов.
Это была магическая форма религии, в том
смыслит что магические действия и заклинания
составляли ее основу. Ннрошию религии
представляют собой более высокий этап
в развитии религиозного сознания, когда
религия приобретает наднациональный
характер и в ее рамках могут быть смешаны
представители разных народов, разных
культур и языков, находящиеся географически
и культурно очень далеко друг от друга.
То есть в качестве основного связующего
звена в них выступает вера и единоверцы
представляют собой единое целое, в котором
нет "ни эллина, ни иудея".
Древнейшей мировой
религией является буддизм, возникший
в V в. до н.э. Число исповедующих данную
религию сегодн" составляет несколько
сот миллионов. По древнейшим преданиям
основателем данной религии является
индийский принц Сиддхартха Гаутама, живший
в V в. до н.э. и получивший имя Будда (просвещенный,
просветленный). Основой буддизма является
нравственное учение" с помощью которого
человек становится совершенным. Первоначально
моральные заповеди буддизма строятся
в негативной форме (что характерно для
ранних религий) и носят запрещающий характер:
не убивать, не брать чужой собственности
и т.д. Для стремящихся к совершенству
эти заповеди приобретают абсолютный
характер. Так, запрещение убийства распространяется
вообще на все живое, запрет на брачные
измены доходит до требования полного
целомудрия и т.д.". Следуя учению Будды,
человек, пройдя все этапы совершенствования
(медитация, йога), погружается в нирвану
- небытие. Рассчитывать он должен не на
богов, а только на самого себя: даже Будда
никого не спасает лично, а лишь указывает
путь спасения.
Буддизм разделяется
на два течения: 1. Теравада (малая
колесница) - более жесткий вариант
буддизма, основанный на строжайшем соблюдении
запретов. Здесь нет понятия бога
как существа. 2. Махаяна (большая колесница)
- классический вариант мировой религии,
со свойственными ей атрибутами. Если
первая разновидность доступна лишь немногим,
избранным, то вторая рассчитана на обычных
людей. В этой разновидности есть бог,
в нем существует также культ множества
будд.
В Тибете буддизм
развивается как тантризм, в котором
выделяется верховное существо Лдибудда
и все будды подразделяются на
три категории: человеческие, созерцательные
и бесформенные. Здесь особое значение
придается магии и заклинаниям, посредством
которых можно "сократить" путь к
нирване.
Христианство -
самая распространенная на сегодняшний
день религия, ее приверженцами являются
более миллиарда человек, то есть
примерно 20"/. населения земного
шара-* . В центре христианского вероучения
-богочеловек Иисус Христос, проповедовавший
своим последователям развернутое вероучение.
Основной книгой является Библия с включением
в нее Нового Завете, излагающего жизнь
и страдания Христа, его проповеди и деяния,
сказания о Деяниях святых апостолов и
их послания, а также Откровение святого
Иоанна Богослова, в котором рисуется
картина Страшного Суда, который ожидает
человечество.
Возникает христианство
в Римской империи в период
ее кризиса и гибели, что являлось
благодатной почвой для апокалипсических
настроений. Из большого числа сект и течений
сложилась единая христианская церковь,
постепенно отошедшая от простоты раннего
христианства и создавшая культ, сопровождаемый
сложной системой обрядов. Самые важные
культовые обряды - это крещение и причащение.
Во время причащения вкушается хлеб и
вино как символы плоти и крови Христа.
Крещение символизирует снятие первородного
греха с человека.
Распад Римской
империи привел к распадению христианской
церкви на западную и восточную. На
Западе церковь базировалась на огромном
авторитете римского папы, стремившегося
к автономии от государственной власти
и фактически создавшего собственную
систему государственности. На Востоке,
где имперские структур* * были устойчивее,
главы церкви - патриархи, не имели полной
свободы от светской власти.
Усиление власти
папы римского и попытки
распространения ее на весь мир привели
к расколу, который был оформлен
в 1054 г. В основе лежали следующие
доктринальные расхождения : - догмат
об' исхождении святого духа. В римско-католиче-ской
церкви признается исхождение духа от
бога-отца и бога-сына; в греко-православной
- только от бога-отца; - отказ восточной
церкви от практики • индульгенций - платного
освобождения человека от совершенных
им грехов; - католическое учение о чистилище,
в который попадают умершие христиане,
могущие затем попасть в рай, в том числе
благодаря молитвам, возносимым за них
на земле; -учение о непорочном зачатии
девы Марии в католичестве и обеты безбрачия
для священников; - догмат о непогрешимости
папы в делах веры.
Кроме того существовали
обрядовые отличия в процедуре
крещения, употребление латинского языка
в службе и т.д. В XVI в. в результате
мощного движения Реформации (Лютер,
Кальвин) происходит раскол католицизма,
и возникает такая разновидность
христианства, как протестантизм. Эта
религия придает меньшее значение обрядам,
акцентирует внимание на внутриличност-ных
аспектах духовного общения с Богом, предоставляя
верующим большую свободу в трактовке
Библии.
Ислам , как третья
мировая религия, возник в VII в., и его основателем
является Мухаммед. Исповедуют эту религию
арабоязычные народы, а также жители Северной
Африки и большей части /1зии.| Основной
книгой ислама является Коран, который
представляет собой собранные записи
изречений и поучений Мухаммеда. Система
догм ислама строится на абсолютной вере
в Аллаха как единственного бога, пророком
которого и был Мухаммед. Признается, что
бог посылал людям и других пророков, но
Мухаммед выше их. Обряды связаны с пятикратной
ежедневной молитвой, омовением перед
ней, уплатой налога для бедных, ежегодным
постом, совершением хотя бы один раз в
жизни паломничества в Мекку.
Таким образом,
религия представляет собой один
из основных вариантов существования
системы нравственных норм. В ней
формулируются абсолютно истинные нравственные
заповеди, которым человек должен следовать
в жизни. С одной стороны, это вроде бы
ущемление свободы человека, признание
его "тварью божьей", абсолютно зависимой
от высшего существа. С другой стороны,
религия есть консолидирующий фактор
общественной жизни, регулирующий взаимоотношения
между людьми, что особо важно для обществ,
в которых человек воспринимает свою свободу
как вседозволенность.
Религиозное мышление
фокусируется на пограничных жизненных
ситуациях, когда для человека более важным
может стать утешение и сострадание, а
не рациональная аргументация, доказывающая,
что смерть, к примеру, естественный и
необходимый процесс.
3. Православие
в России. Церковь и русская
армия.
Начало утверждению
православия в Российском государстве
положило "крещение Руси", осуществленное
в 988 г. киевским князем Владимиром. В первые
века своего существования Русская Православная
Церковь полностью зависела в религиозном
отношении от Византии и возглавлялась
византийскими митрополитами. Лишь ь 1448
г. она обрела автокефалию, а с 1589 г. стала
возглавляться патриархом Московским
и Всея Руси.
С целью укрепления
позиций церкви внутри страны и повышения
ее международного престижа Е XVII в. патриархом
Никоном бы да проведена церковная
реформа, касавшаяся преимущественно
об рядовой стороны религиозной жизни.
Она явилась поводом ддч раскола русской
православной церкви и возникновения
направления, известного под названием
"старообрядчества", отвергнувшего
церковные нововведения.
Впоследствии в
связи с тем что патриаршая власть не поддерживала
реформаторскую деятельность Петра I.
управление церковью было преобразовано,
а сама она превращена Е составную часть
государственного аппарата Российской
империи. Место патриарха с 1721 г. занял
Святейший Правительственный Синод, возглавлявшийся
государственным чиновником - обер-прокурором.
В августе 1917 г. созван первый (после замены
патриарха Синодом) Повсеместный Собор
Русской Православной Церкви, который
восстановил патриаршество, избрав главой
Русской Православной Церкв Тихона (Белявина).
Церковь и патриарх Тихон не приняли социальных
преобразований 1017 года. Патриарх предал
Советскую власть анафеме. Развернулось
противостояние Власти и Церкви.
Чтобы сохранить
церковь, часть духовенства выступила
с идеей "обновления" православия,
предусматривавшей признание Советского
государства, модернизацию всех сторон
церковной жизни, Тихон и его сторонники
со временем также перешли на позиции
лояльности к Советской власти. Его преемник
митрополит Сергий (Страгородский). Ставший
впоследствии патриархом, закрепил новую
ориентацию церкви. В 1948 г. состоялся Второй
Поместный Собор Русской Православной
Церкви, завершивший процесс реорганизации
Московской патриархии. Собор избрал патриархом
Московским и всея Руси Алексия (Симанского).
Весьма основательной
корректировке подверглись
Труд теперь
не рассматривался как "наказание
господне", не порицался и социальный,
научно-технический и культурный прогресс.
Пересмотрено традиционное толкование
ряда положении Библии. Исподволь модернизируется
прагоелаЕныи культ весь традиционный
уклад церковной жисни. Третий Поместный
'"обор, проходил в 1971 г. Он ориентировал
Гусою/ю Православную Церковь на дальнейшую
модернизацию веек
аспектоЕ религиозной
идеологии, на активизацию ее деятельности
по укреплению своих позиций
и •расширению контактов с
другими христианскими церквами
и объединениями. Патриархом был
избран Пимен.
В настоящее
время патриархом Московским и Всея Руси
является Алексий II. Первичную ячейку
Русской Православной Церкви составляет
община Еер:,тоищ:; (приход). Бостлавляемая
исполнительным органом,, состоящим из
мирян. Духовенство, нанимаемое исполнительным
органом для удовлетворения религиозных
потребностей прихожан, не имеет права
вмешиваться в административно-хозяйственную
деятельность, ограничиваясь совершением
богослужения. Расходы на содержание храма
и обслуживающего персонала оплачиваются
за счет добровольных пожертвований верующих,
продажи свечей и других предметов культа,
доходов от треб (крещений, отпеваний,
венчаний и т.п. На эти же средства содержится
и весь церковный аппарат. Приходы объединены
в округа (благочиния), а последние, в свою
очередь, в епархии, территориально совпадающие
с областями, краями, а иногда и республиками.
Возглавляют епархии архиереи: епископы,
архиепископы или митрополиты. Епархиальные
архиереи подчинены патриарху - главе
Русской Православной Церкви, избираемому
Собором.