Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:21, реферат
Религиоведение - это философская наука, изучающая религию как явление социума и феномен духовной жизни общества. Это обусловливается тем что, с одной стороны, рассмотрение проблем религиоведения неотделимо от решения философско-мировоззренческих проблем, а с другой, религиоведение призвано рассматривать наиболее универсальные понятия и теории религии, давая отправную точку для конкретных наук, изучающих ту или иную грань такого сложного явления как религия.
В свою очередь, религиоведение включает в себя ряд разделов: историю религии, философию религии, социологию религии, психологию религии, феноменологию религии.
ФИЛОСОФИЯ И
РЕЛИГИЯ
Вступление
Религиоведение
- это философская наука, изучающая
религию как явление социума
и феномен духовной жизни общества.
Это обусловливается тем что,
с одной стороны, рассмотрение проблем
религиоведения неотделимо от решения
философско-мировоззренческих проблем,
а с другой, религиоведение призвано рассматривать
наиболее универсальные понятия и теории
религии, давая отправную точку для конкретных
наук, изучающих ту или иную грань такого
сложного явления как религия.
В свою очередь,
религиоведение включает в себя ряд разделов:
историю религии, философию религии, социологию
религии, психологию религии, феноменологию
религии.
История становления
религиоведения как науки уходит
в седую древность, еще в античную
эпоху мы находим глубокие мысли
о причинах возникновения религии, шедшие
в разрез с господствующими в обществе
представлениями. У философа элейской
школы Ксенофана Колофонского ( ок. 580-488г.
до н.э.), у афинян Анаксагора и Антифонта
( 5 в. до н.э.), мы встречаем мысли, что люди
создают себе богов по своему образу и
побобию. ( Ксенофан "Если бы руки имели
быки, или львы, или кони. Если б писать,точно
люди , умели они что угодно. Кони коням
бы богов уподобили, образ бычачий дали
б бессмертным быки..."[12, с. 172]. У Демокрита
( ок. 460-370гг. до н.э.) мы находим представления,
что в основе религии лежит страх перед
грозными явлениями природы "... древние,
наблюдая небесные явления, как то гром,
молнии, перуны, сближения звезд, затмения
солнца и луны, приходили в ужас и полагали,
что причиной этому -боги". [7, с. 357].
В эпоху средних
веков проблема возникновения религии
как явления рассматривалась
сквозь призму теологического подхода.
Теологи задавались вопросом о соотношении
религии и разума в границах философского
истолкования христианских догм ( Ориген,
Дионисий ). А с точки зрения Тертуллиана
понять религию разумом в принципе невозможно
в нее достаточно верить и только.
1. Философское
понимание религии.
Религия - это
сложное совокупное понятие, включающее
в себя определенную мифологию, систему
догматов, культовые и обрядовые действия,
социализированные религиозные институты,
конкретные формы взаимоотношений между
верующими и религиозной организацией
и многое другое. Для каждой религии все
эти моменты имеют свое специфическое
смысловое наименование, свою историю
возникновения и дальнейшего существования,
свое, каждый раз особенное, преломление
через этническую, национальную, классовую
и индивидуально-личностную призму.
Конкретное изучение
всех этих смысловых и организационных
особенностей в становлении религий и
их исторических разновидностей относится
к религиоведению. Вместе с тем эта проблематика
имеет и другой-общефилософский аспект,
связанный с изучением различных форм
общественного сознания. Нет ни одного
народа , который не знал бы религии и,
следовательно, возникновение и развитие
религиозных представлений, вне зависимости
от их конкретного смыслового наполнения,
связано с какими то социально- психологическими
свойствами и потребностями человека,
которые так или иначе удовлетворяются
различными вариантами конкретных религий.
В этом смысле и принято говорить о религиозном
сознании как об одной из форм общественного
сознания.
Понятие религиозной
формы общественного сознания , таким
образом, подчеркивает тот факт, что наличие
религиозных представлений соответствует
духовным потребностям человека - это
с одной стороны, а с другой - религия как
форма общественного сознания является
отражением реальных сторон общественного
бытия.
В общем виде
общественное бытие можно представить
как совокупность действий и отношений
складывающихся на определенном этапе
исторического развития общества. Содержанием
общественного бытия являются во - первых,
отношения между людьми складывающиеся
в, процессе совместного производства,
обмена и потребления, во - вторых, это
непосредственная связь людей с природой,
со средствами производства материальных
благ, в - третьих, отношения индивидуальные,
семейные, групповые, национальные, религиозные.
Религиозное сознание
как форма общественного сознания с
одной стороны отражает общественное
бытие (бытие человека религиозного), а
с другой, само его (бытие) творит. Анализ
функционирования и взаимодействия элементов
структуры общественного сознания показывает,
что религия проникает во все сферы, оказывает
определенное влияние на все элементы,
определяя отношения к миру в целом, к
семье, к обществу...
В самой общей
форме можно сказать, что религия
есть сфера духовной жизни общества,
группы, индивида, что она есть особый
способ практически - духовного освоения
мира и область духовного производства.
По отношению к обществу в целом религия
предстает как общественная подсистема,
сложное образование, в котором осуществляется
деятельность, складывается сложная структура.
Любая система
и ее подсистемы не могут быть сведены
к какому - либо одному элементу и не могут
рассматриваться вне взаимосвязи этих
элементов, а их взаимосвязь осуществляется
прежде всего в процессе функционирования.
Являясь подсистемой общества, религия
занимает в нем различное, меняющееся
в ходе истории место и выполняет, сообразно
с конкретно - исторической ситуацией,
определенные функции.
Выделяется несколько
важнейших функций религии: мировоззренческая,
компенсаторная, коммуникативная, регулятивная,
интегрирующедезинтегрирующая, культурно-
транслирующая...
Мировоззренческую
функцию религия
реализует благодаря, прежде всего,
наличию в ней определенного
типа взглядов на человека, общество, природу.
Религия включает в себя миропонимание
( объяснение мира в целом и отдельных
явлений и процессов в нем ), миросозерцание
( отражение мира в ощущении и восприятии),
мирочуствование ( эмоциональное принятие
или отвержение ), мироотношение ( оценку
). Религиозное мировоззрение дает систему
координат, в рамках которой осмысливается
мир, общество, человек, оно дает цель и
смысл жизни. Придание смысла бытию человека
предоставляет возможность верующему
вырваться за пределы ограниченности
бытия, поддерживать надежду на лучшую
жизнь в будущем, на избавление от страданий,
несчастий и т.п.
Компенсаторная
функция восполняет зависимость
и бессилие людей перед обстоятельствами.
Давление необходимости, ограниченность
возможностей преодолевается "свободой
в духе", социальное неравенство
превращается в "равенство" в греховности,
в страдании, разобщенность и изоляция
заменяются братством в общине, разобщенность,
безразличие людей в быту возмещаются
личностным богообщением и общением в
религиозной группе. Важным является психологический
аспект компенсацииснятие стресса, угнетения,
релаксация и катарсис
Коммуникативная
функция религии включает процессы
обмена информацией, взаимодействия, восприятия
человека человеком, общением его с
богом.
Регулятивная
функция состоит в том, что
с помощью определенных идей, ценностей,
установок, мнений, традиций, обычаев осущесвляется
управление деятельностью и отношениями,
сознанием и поведением индивидов, групп,
общин. Особенно большое значение имеет
система предписаний норм религиозного
права и морали. Верующий должен стремиться
подражать в жизни примерам подвижников
и персонажам преданий.
Интегративная
функция реализуется в пределах
общины или конфессии
Функции - это
способы действия религии в обществе,
но реализоваться они могут только
во взаимодействии элементов религии
как структуры. Элементы и структуры
религии складываются и изменяются в ходе
истории. В обществе на ранних ступенях
ее развития религия как самостоятельное
образование не выделялась, она была вплетена
в живую ткань бытия. В дальнейшем, став
относительно самостоятельной областью
духовной жизни, она все более дифференцировалась,
в ней выделялись элементы, формировались
связи этих элементов. Как мы уже говорили
выше, в религии выделяются религиозное
сознание, деятельность, отношение, институты
и организации.
Религиозное сознание
имеет два уровня - обыденное и концептуальное.
Обыденное сознание предстает в виде образов,
представлений, стереотипов, настроений
и чувств, привычек и традиций, которые
являются непосредственными отражениями
условия бытия людей. На это уровне доминирующую
роль играют эмоции -чувства и наслаждения,
сознание обличено в наглядно образные
формы.
Среди компонентов
обыденного сознания выделяются относительно
устойчивые, консервативные и подвижные,
динамичные: к первым можно отнести
традиции, обычаи, стереотипы, ко вторым
- настроения (молитвенное, покаянное,...).
Концептуальный
уровень - это специально разрабатываемая
область понятий, идей, принципов, рассуждений,
концепций. В ее состав входит: учение
о боге, как ядро любой религии;
религиозно - этические, эстетические,
правовые и прочие концепции; религиозная
философия. Интегрирует все это богословие
(теология).
Ядром религиозного
сознания выступает вера, но не всякая
вера религиозна. Вера это особое психологическое
состояние уверенности в
Религиозная вера
это вера:
> в объективном
существовании
> в возможность
общения с этим
> в действительном
совершении каких то
> в истинность
соответствующих представлений догматов,
текстов;
> религиозные
авторитеты - гуру, пророков, служителей
культа.
С верой связана
диалогичность религиозного сознания.
Вера в объективное существование
сверхъестественного включает веру
в общение с ним, а такое
общение предполагает диалог. Диалог
реализуется в богослужении, молитве,
медитации с помощью звучащей или внутренней
речи.
Религиозная деятельность
может быть культовая и внекультовая.
Последняя - это написание богословских
произведений, преподавание богословских
дисциплин, управленческая, выступления
в средствах массовой информации и т.п.
Важнейшим видом
религиозной деятельности
Средствами культа
являются молитвенные дома, храмы, церкви,
религиозное искусство (архитектура,
живопись, музыка), культовые предметы
(крест, свечи ....).
Средства и
способы культовой деятельности
имеют символическое значение. Символ
представляет собой единство двух сторон
- наличного предмета, действия, слова
и значения: наличный предмет, действие,
слово, представляют значение, отличное
от их непосредственного значения (хлеб
- тело, а вино - кровь Христа. Трех или двух
перстие в Крестном знамении).
Результатом культовой
деятельности является прежде всего
удовлетворение религиозных потребностей,
оживление религиозного сознания. В
сознание верующих с помощью культовых
действий воспроизводятся религиозные
обряды, символы, мифы, возбуждаются положительные
эмоции. При культовой деятельности происходит
реальное общение с единоверцами, возникает
чувство единства. Пышное убранство храмов,
пение или музыка, аромат ладана доставляют
эстетическое наслаждение.
Религиозные организации
делятся по их отношению к обществу
и как они определяют свое место
в "миру". Если организация не противопоставляет
себя миру, если приемлет его культуру,
то можно говорить, что она является
церковью.