Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 18:50, реферат
В начале XIX в. природа представлялась закономерным ходом событий в пространстве и во времени, при описании которого можно было так или иначе (практически или теоретически) абстрагироваться от воздействия человека на предмет познания. Поэтому у Ленина были основания в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) настаивать на том, что объективная реальность «отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
Если и можно
говорить об абсолютности движения, то
с учетом всех тех обстоятельств,
на которые указывалось выше, а
именно: движение абсолютно в смысле
универсальности этого
Не следует бояться парадоксов, если они имеют реальное содержание. Есть реальное противоречие в том, что движение мы рассматриваем как абсолютное, поскольку оно присуще всем известным и предполагаемым материальным и духовным процессам и представляет собой, насколько могут свидетельствовать наука и практика человечества, неотъемлемое свойство всех известных нам систем. Отсутствие или прекращение движения противоречило бы всем законам, открытым наукой. Однако в самом смысле этого понятия заложено противопоставление движения и покоя. Это всегда движение, изменение относительно того, что принимается в данном случае как неподвижное, неизменное. Мы понимаем при этом, что сами покоящиеся, неизменные предметы в действительности движутся, преобразуются в другой «системе отсчета» и т.д. Таким образом, в определениях данных категорий есть доля условности, определенный, допустимый теоретически и практически произвол, элемент субъективности. Нельзя забывать о том, что эти понятия образованы человеком; исходя из определенных целей познания и практики. Можно ли в таком случае придавать понятиям «абсолютное» и «относительное» буквальный онтологический смысл? Разумеется, нет. Но и отказаться от них, несмотря на их «метафизический» балласт, которым их снабдили различного рода системосозидатели, нет никаких причин. Как и со всеми философскими категориями, с ними надлежит обращаться с учетом всех конкретных обстоятельств, в которых они могут использоваться вполне правомерно.
Итак, после этого
«гносеологического»
Говоря об изменении чего-либо, надлежит подчеркивать не только внешний, не изменяющийся фон, но и внутренние факторы сохранения, инвариантности, составляющие собственно содержание данных процессов. И наоборот: акцентируя внимание на сохранении, следует брать в рассмотрение не столько внешний фон изменяющихся явлений, сколько внутреннюю динамику этой устойчивости, не боясь противоречий, которыми приходится при этом оперировать, ибо эти противоречия как раз и позволяют уловить суть процессов.
Излишнее внимание
к внешнему фону, от которого лишь частично,
относительно зависит содержание рассматриваемых
процессов (будь то изменение или
сохранение), неизменно приводит к
тем деформациям, на которые указывалось
выше, когда неизбежно
Абсолютизация движения и недостаточное внимание к аспектам устойчивости, сохранения оказались в марксистской философии на долгие годы причиной недооценки факторов сохранения, стационарности, цикличности происходящих в мире процессов. Это стало особенно ощутимым и даже пагубным тогда, когда наука перешла к изучению сложных динамичных систем в связи с задачами поддержания их функционирования и стабильного развития. Вовсе не случайными были коллизии марксистской философии с кибернетикой, объявлявшейся «буржуазной лженаукой». Корни резко негативного отношения к новому научному направлению следует искать, как ни странно, в глубоких пластах философии, которые складывались в СССР в период ее активной догматизации в 20-40-х гг. прошлого столетия.
Суть научных проблем,
поднятых кибернетикой, состояла в
необходимости исследования условий
и механизмов функционирования стационарных
систем, одним из главных признаков
которых было действие механизма
обратной связи. Именно этот механизм,
согласно идеям родоначальника кибернетики
Н. Винера, был ответствен за стабильность
и устойчивость сложных систем. Если
поведение объекта зависит от
воздействия на него, это свидетельствует
о наличии в системе обратной
связи между воздействием и ее
реакцией. При этом «поведением» называется
любое изменение объекта по отношению
к окружающей среде. Поведение системы
может усиливать внешнее
Механизм обратной
связи делает систему принципиально
иной, чем при простом взаимодействии
структурных элементов, повышая
степень ее внутренней организованности,
обеспечивая ее самоорганизацию
и самосохранение. Кроме того, «наличие
механизма обратной связи делает
поведение системы
Аристотель, между
прочим, в числе причин функционирования
мира наряду с материальной «формальной»
действующей назвал и целевую. Религиозное
понимание целесообразности основывается
на представлении о том, что Бог
создал мир с определенной целью,
и стало быть, мир в целом
целесообразен. Научное же понимание
целесообразности строилось на обнаружении
в изучаемых предметах
Понятие информации приобрело такое большое значение, что дало название новому научному направлению, возникшему на базе кибернетики, -- информатика.
Кибернетика выявляет
зависимость между информатикой
и другими факторами
Информация растет с повышением разнообразия системы, нона этом ее связь с разнообразием не кончается. Одним из основных законов кибернетики является закон «необходимого разнообразия». В соответствии с ним эффективное управление какой-либо системой возможно только в том случае, когда разнообразие управляющей системы больше разнообразия управляемой системы. Учитывая связь между разнообразием и управлением, можно сказать, что чем больше мы имеем информации о системе, которой собираемся управлять, тем эффективнее будет этот процесс. Не менее важным понятием в изучении стационарных систем является понятие воспроизводства. Это одно из ключевых понятий, так как стационарной, самоуправляемой системой может быть названа только та, которая обеспечивает воспроизводство. Воспроизводство как создание себя (в себе и в другом) возможно как у машин, так и у живых систем.
Идеи равновесия, стабильности,
инвариантности получили «свежее» дыхание
в кибернетике, как известно, для
решения прежде всего технических
задач. Однако с помощью старой техники
человеку еше удавалось поддерживать
равновесие между материальным и
социально-культурным прогрессом. В XX
столетии, когда техника в своей
электронной, лазерной, ядерной и
других версиях приобрела статус
доминирующего, практически независимого
и даже не вполне контролируемого
фактора, равновесие было нарушено, по-видимому,
безвозвратно. Даже в том случае,
если человечеству удастся поставить
технику под надежный контроль, едва
ли прервется цепная реакция этих
научно-технико-эколого-
Применение системного анализа к изучению микро- и макросистем -- городов, корпораций, отраслей промышленности, аграрного сектора, не дает, по мнению многих ученых, должных ответов на назревшие вопросы. Главным предметом изучения для этого должны стать глобальные системы и глобальные тенденции, затрагивающие их.
Так, постепенно обретает
очертания концепция
В погоне за научно-техническим или социальным прогрессом, весьма неразборчиво прибегая к разного рода экстремальным средствам и методам, не только политики, но и ученые, люди трезвого ума, зачастую забывали о том, что следует прежде всего задумываться именно над равновесием, сохранением достижений цивилизации и природных ресурсов. Чтобы не исчезнуть окончательно, человек должен не только справиться с социальными коллизиями, но и достигнуть гармонии с окружающей его средой. И если в настоящее время ощущается необходимость перемен, то прежде всего в направлении усилий науки, техники и всего социума на сохранение довольно шаткого баланса в системах «техника --- природа», «потребность -- ресурсы», «Восток -- Запад» и др. А что не должно быть сохранено, что действительно подлежит преодолению, так это существующее глубокое неравенство между членами человеческого сообщества в распределении богатств, власти, доходов и возможностей удовлетворения творческих, интеллектуальных потребностей. Только при этом условии XXI век в отличие от предшествующего станет эпохой стабильного развития и гуманизма.
5. Принцип причинности
Когда человек задумывается,
например, над вопросами: «Почему
лето было слишком жарким?», «Чем объяснить
передачу по наследству от отца к сыну
некоторых способностей и особенностей
характера?», «Нужно ли осушать приморские
заболоченные районы или сохранить
их такими, какие они есть?», «Как
предвидеть землетрясение?»,-- его интересует
существование причинной
Тот факт, что люди
предпринимают научные
Воспроизведем определение понятия причинности, которое можно считать общепринятым в современной философии и науке: причинность представляет собой такую форму связи, при которой одно явление (А) порождает другое (В). Долгие споры вокруг проблемы причинности касались прежде всего вопроса о том, существует ли причинная зависимость явлений объективно или порождена особенностями и возможностями человеческого познания. При уточнении этого определения обычно указываются такие элементарные признаки причинности, как:
изменение (возникновение) предметов и явлений;
последовательность событий во времени. Так или иначе (даже если речь идет о явлениях духовного мира), ни один из этих признаков не зависит необходимым образом от субъекта познания, его мыслей или чувственных данных и не предполагает наличие каких-либо мистических сущностей. В этом и состоит объективность содержания понятия причинности, выражающего один из наиболее существенных аспектов всеобщей связи явлений.
Однако философский
анализ этого понятия не ограничивается
одним лишь выявлением его объективного
содержания. Те реальные проблемы и
трудности, с которыми сталкивается
наука, не только вытекают из ошибочного
понимания понятия причинности,
но оказываются нередко